За что можно уволить учителя школы: увольнение по закону и профнепригодность

Содержание

Публичная критика

В связи с участившимися случаями увольнения по данному основанию, следует определить: что понимается под аморальным проступком, какие лица могут быть уволены, каковы особенности увольнения за аморальное поведение?

Законодательство не содержит определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали.

Например, МОУ СОШ уволило двух учителей по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за конфликт на почве неприязни друг к другу. Считая, что конфликт не является аморальным проступком, одна из учительниц обратилась в суд с требованием о восстановлении. Однако суд, рассматривая дело, установил, что в ходе конфликта учителя неоднократно допускали словесные оскорбления на переменах, временами перерастающие в потасовки. Все это происходило на глазах учеников, следовательно, совершались аморальные поступки. Поэтому было отказано в удовлетворении требований (Апелляционное определение Московского областного суда от 03.04.2012 по делу № 33‑6057/2012).

Таким образом, аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и принятых в обществе норм поведения.

Но в дополнение к определению аморальности совершенного поступка руководителю следует четко понимать, что уволить за таковой можно не любого работника. За совершение аморального поступка уволить можно только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, воспитателей детских учреждений.

Итак, работника можно уволить за совершение аморального поступка п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ , если имеются три условия:

  • выполнение работником воспитательных функций;
  • совершение им аморального проступка;
  • несовместимость совершенного проступка с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций.

Порядок расторжения трудового договора по данному основанию:

  1. Фиксируется факт совершения аморального поступка — составляется докладная записка или акт в присутствии свидетелей.
  2. Педагогом пишется объяснительная в течение двух рабочих дней.
  3. Создается комиссия по расследованию факта совершения аморального поступка.
  4. Принимается решение о применении к работнику дисциплинарного взыскания.
  5. Издаем приказ: если принято решение об увольнении работника.
  6. Оформляется увольнение — вносятся записи в личную карточку, трудовую книжку, выплачиваются все суммы работнику, выдаются копии документов.

Мировое соглашение

Учитель физики подал в суд и заключил мировое соглашение, что он уволен по соглашению сторон.

Когда я оказалась в суде по восстановлению на работе, то меня склоняли и склонили заключить мировое соглашение. Даже адвокат. Мне показалось странным, что директор школы поблагодарила моего адвоката. Потом я поняла, что директор школы уже заранее знала, что будет мировое соглашение. Также я поняла, что директор школы так и будет поступать с неугодными педагогами – увольнять их через мировое соглашение.

Результат управления школой – более 70 уволившихся педагогов, двое уволены в одностороннем порядке. Двух педагогов из школы вынесли на носилках и госпитализировали в больницу на «Скорой помощи».

А дети? Из разговоров с чиновниками всех уровней я поняла, что дети – это некий планктон, который был, есть и будет.

А учителя? Сами уволились…

    Метки: директор, какой, мочь, случай, увольнять, учитель

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий

Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда

Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Это важно знать: Пример заявления на увольнение по собственному желанию: образец 2020 года

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм обучающегося: нанесение побоев, телесных повреждений, истязание различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов или веществ). В результате физического насилия обучающемуся могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью.

Психическое насилие – это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправы), чтобы сломить волю к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Формами психического насилия являются:

  • угрозы (запугивание) в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся;
  • демонстративное выставление оценки, которую учащийся не заслужил; очевидное занижение оценки;
  • настраивание коллектива против ребенка; создание в классе (учебной группе) конфликтующих групп; склонение ребенка к тайному информированию педагога о событиях, происходящих в классе (группе);
  • принуждение ребенка жить по аморальным нормам.

Увольнение по данному основанию на первый взгляд является достаточно простым, но это только на первый взгляд. Действительно, в случае применения физического насилия, которое совершено в присутствии свидетелей, имеются телесные повреждения, особых проблем не возникает. А вот случай психологического насилия носит более субъективный характер.

В практике был случай, когда учитель начальных классов буквально издевалась над одним из учеников. Делал он это в присутствии других ребят, принижая его умственные способности, оскорбляя его родителей. Ребенок стал бояться ходить в школу, и родители обратились к руководителю учреждения, была проведена служебная проверка, в ходе которой факты психологического насилия подтвердились, и педагог был уволен из образовательного учреждения.

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Какие методы воспитания считать физическим или психическим насилием? Полагаем, что к первым можно отнести побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т. д. Ко вторым – угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая и необоснованная критика, демонстративное негативное отношение к обучающемуся и пр.

Если этого не сделать, восстановления педагога-тирана не избежать. Например, Волгоградский областной суд восстановил на работе в ГБОУ «ПУ» Д., уволенную за «моральное оскорбление»: на уроке она ударила ученика А. указкой по ноге, ученика Б. ударила по лицу, а в адрес П. она выразилась грубой нецензурной бранью.

Приказ об увольнении был издан на основании объяснительных записок обучающихся, заявлений, претензий родителей. Объяснения с Д. были затребованы. Однако суд удовлетворил требования Д. и восстановил ее на работе, так как ГБОУ «ПУ» не провело служебного расследования, поэтому установить конкретные факты применения Д.

Данное основание увольнения не относится к дисциплинарным взысканиям, однако провести внутреннее расследование все же придется.

Приведем пример записи в трудовую книжку об увольнении по рассматриваемому основанию.

записи

Дата

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

число

месяц

год

1

2

3

4

510

11

11

2014

Трудовой договор прекращен

Приказ от 22.06.2012

в связи с однократным применением

№ 21‑у

методов воспитания, связанных

с физическим насилием над личностью

обучающегося, пункт 2 статьи 336

Трудового кодекса

Российской Федерации.

Секретарь Писакина

МП

Достижение определенного возраста

Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит По теме Читайте все материалы (240) по теме «Увольнение работников: причины, оформление, споры» подписаться. Есть обновление ( 240), в том числе:

  • Сокращаемому надо предлагать вакансию, даже если по ней есть всего полставки
  • КС: ликвидирующиеся фирмы должны платить повышенные выходные пособия

Д.С. Гиба, юрист

Журнал «Учет в сфере образования» № 10, октябрь 2011 г.

В случае, когда на педагога учреждения поступила письменная жалоба, изложенные в ней факты нужно проверить. И если, например, подтвердится, что работник вел себя некорректно по отношению к ученикам, его могут уволить. Есть и иные основания для этого…

Если педагог нарушил устав учреждения

Несоблюдение этих требований может быть признано нарушением устава. А что считать грубым нарушением устава, законодательство не определяет. Это прерогатива руководителя образовательного учреждения. Правда, перечень грубых нарушений, которые могут стать основанием для расторжения трудового договора с педагогическим работником, лучше прописать в уставе учреждения.

Это позволит избежать ситуаций, когда работник оспорит законность своего увольнения в суде и будет восстановлен им в должности.Поскольку увольнение по соответствующему основанию отнесено к дисциплинарным взысканиям, оно требует соблюдения правил привлечения работников к дисциплинарной ответственности (ст.

192, 193 Трудового кодекса РФ) и порядка проведения дисциплинарного расследования, предусмотренного пунктом 2 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Отметим, что расследование того, что педагог нарушил нормы профессионального поведения или устав образовательного учреждения, может быть проведено только по жалобе, поданной на него в письменной форме.

Если педагог применил к учащимся насилие

Прекращение трудового договора по данному основанию возможно в случае применения педагогическим работником к обучающимся или воспитанникам следующих методов:– физического насилия в форме преднамеренного нанесения травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии;

– психического насилия в форме угроз, оскорблений и унижений достоинства, предъявления чрезмерных требований, систематической необоснованной критики и т. п.Данное основание опять же относится к так называемым дисциплинарным увольнениям.В процессе дисциплинарного расследования работодатель должен установить факт применения насилия, его цель, время, место, наличие или отсутствие умысла.

Сделать это можно на основании свидетельских показаний, осмотра пострадавшего, медицинских документов

При этом наказуемым является физическое или психическое насилие, не совершенное случайно или по неосторожности. Причиной увольнения за применение насильственных методов воспитания может стать и соответствующее судебное решение

При увольнении по данному основанию следует уделять пристальное внимание соблюдению установленной процедуры. Иначе работник может быть восстановлен в должности, даже если сам факт того, что он допустил нарушения, был доказан (определение Московского городского суда от 24 ноября 2010 г

№ 33-35741).

Если работник достиг определенного возраста

Если педагога не избрали на должность по конкурсу

Кандидат на замещение должности научно-педагогического работника в вузе избирается по конкурсу (он же проводится для перевода работника на указанную должность).Отметим, что конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой специалистом, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится раз в пять лет.

Правда, конкурс можно не проводить при приеме на работу по совместительству или в создаваемые вузы до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника – до выхода этого педагога на работу.Если работник, который занимает должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 Трудового кодекса РФ.

Важно запомнить

Если допущенное педагогом нарушение относится к дисциплинарным (например, грубое нарушение устава учреждения или применение к воспитанникам насилия), работодатель издает об этом приказ, с которым работника следует ознакомить в течение трех рабочих дней. При этом с работника нужно взять письменные объяснения причин его проступка.

Уволили за профнепригодность

Жалоба на директора: причины

Жалобы на руководителя образовательного учреждения условно делятся на три группы:

  1. Претензии непосредственно к директору:
  • грубость, применение к детям морального или физического насилия;
  • отказ в приеме в школу или в выдаче личного дела при переводе в другую школу;
  • отказ скорректировать программу обучения в связи со здоровьем ребенка или в ускоренной форме обучения;
  • отказ в предоставлении льготного питания;
  • вымогательство, требования «добровольной» материальной помощи школе;
  • несоблюдение в школе санитарных норм;
  • несоответствующая материально-техническая база школы (устаревшее оборудование, неисправная мебель, отсутствие необходимых учебников и пособий и т. д.);
  • привлечение детей к участию в мероприятиях, выходящих за рамки учебно-воспитательного процесса, в политических объединениях и т. д. без согласия родителей;
  • разглашение персональных данных родителей или ребенка, использование их (данных) без письменного разрешения;
  • проведение ребенку прививок и других медицинских манипуляций без согласия родителей.
  1. Претензии к учреждению и к директору как к руководителю, если права и законные интересы ребенка нарушены педагогами:
  • к ребенку предвзято относятся, занижают оценки;
  • учитель допускает в отношении ученика грубость, оскорбления, физическую силу;
  • учитель игнорирует медицинские противопоказания для школьника;
  • отказ в медицинской помощи, психологической поддержке ребенку;
  • учитель игнорирует факты травли, другого насилия в отношении ученика со стороны одноклассников и т. д.

Если родители обращались к руководству школы, а директор не принял должных мер, жалоба на него самого законна и оправданна.

  1. Жалоба со стороны членов педагогического коллектива. Возможные причины: грубый, авторитарный стиль руководства, превышение должностных полномочий, другие нарушения ТК РФ.

Так выглядит примерный образец жалобы на директора школы от учителей (коллективная жалоба):

Начальнику Департамента образования

_____________________________

(административная принадлежность школы)

_____________________________________________

(Ф.И.О. руководителя)

от ________________________,

(Ф.И.О. учителя)

___________________________,

(Ф.И.О. учителя)

___________________________,

(Ф.И.О. учителя)

___________________________,

(Ф.И.О. учителя)

учителей МБОУ «СОШ № 000» ______

_________________________________

(№ и территориальная принадлежность школы)

ЖАЛОБА

на директора школы

26 октября 2020 г. на собрании педагогического коллектива директор школы (Ф.И.О. директора) нанес оскорбления учителю русского языка и литературы (Ф.И.О.) и учителю МХК (Ф.И.О.). Конкретно было сказано (привести слова директора, в которых содержится оскорбление, или подробно описать ситуацию, при которой он допустил высказывание).

Мы, педагоги школы, доводим до Вашего сведения, что директор (Ф.И.О.) постоянно позволяет себе грубые и резкие замечания в адрес педагогов, в том числе в присутствии учеников и их родителей. В целом с приходом на должность директора (Ф.И.О. директора) в педагогическом коллективе сложилась нетерпимая морально-психологическая обстановка, что негативно отражается на детях и на всем образовательном процессе.

В связи с вышесказанным просим привлечь директора школы (Ф.И.О.) к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению подобной ситуации в дальнейшем.

Дата

Подпись/ расшифровка

Подпись/ расшифровка

Подпись/ расшифровка

Подпись/ расшифровка

Сообщить об опечатке

За что можно уволить учителя по закону

Законные условия увольнения прописаны в статье 77 Трудового кодекса. Они также распространяются на сотрудников, осуществляющих свою деятельность в государственных либо коммерческих учебных заведениях. Однако, специфика подобной работы предусматривает наличие ряда других аспектов, которые могут выступать причиной для увольнения педсостава.

Так, принимая во внимание нормы закона (ст. 336 ТК), они будут следующие:

  • достижение учителем определенного возраста;
  • грубое или же насильственное отношение к ученикам;
  • действия, противоречащие уставу организации;
  • не прохождение аттестации.

Что касается возрастного фактора, то педагог, вышедший на пенсию, уволенным с занимаемой должности по этой причине быть не может. Однако переводы на другую должность на практике встречаются довольно часто.

Под превышением полномочий, касающихся насильственных действий со стороны педагога, понимают:

  • умышленное нанесение телесных повреждений ученику;
  • насильственные методы взаимодействия с детьми психологического характера;
  • необоснованная критика и завышенные требования;
  • другие действия морального давления, приведшие к ухудшению психического здоровья несовершеннолетнего.

Нарушение или невыполнение положений устава подразумевает трудовую деятельность учителя, проводимую:

  • без соблюдения в процессе воспитательного и образовательного процесса норм, прописанных в локальных актах учреждения;
  • недобросовестное исполнение своих прямых обязанностей;
  • случаи некорректного поведения с педсоставом и учащимися.

Трудовое соглашение с сотрудником прекращается, если он не прошел аттестацию/не захотел участвовать в ней.

Уйти с места работы учитель сможет в любой период вне зависимости от графика занятий. То есть сотрудник вправе уволиться во время отпуска или же в начале, середине, конце учебного года.

7 смертных грехов учителя

Если бы вы смогли перечислить худшие качества, которые есть у учителей, то какими бы они были?

1. Бесстрастность

Один из семи смертных грехов для учителя – не показывать свои чувства. И речь идет в первую очередь не о чувствах к студентам. Мы говорим о том, что учителя могут не показывать какие-то чувства или эмоции во время их общения с классом.

Студенты и учащиеся любят тех учителей, которые делают учебу живой и интересной. Также они ценят тех педагогов, которые показывают себя, свое лицо, эмоции и страсти.

И ученики точно не полюбят учителя, который лишен всяких эмоций, а также того, кто боится высказывать собственное мнение и чувства по отношению к детям, которых он учит, или, что еще хуже, по отношению к своему предмету.

2. Некомпетентность

Это еще один грех преподавания, и он касается тех учителей, которые напрасно растрачивают свой опыт и знания.

Большинство учителей имеют квалификацию. И это значит, что они должны быть экспертами в своей области. Некомпетентность в этом случае – неумение объяснить новое и дать знания своим ученикам, неспособность поделиться своим опытом.

Учитель может, например, не в полной мере ответить на вопрос ребенка, не понять, что ученик не знает ответа, или попытаться ответить вместо него. Он может даже не сказать ученику о том, что ответ лучше поискать самостоятельно, а потом рассказать об этом в классе.

Такой тип учителя имеет пробелы в знаниях, поэтому у учеников возникает ощущение, что он не является авторитетом в этом классе. Чтобы не показывать свою некомпетентность, учитель может постараться избегать острых углов во время объяснения нового материала и употребления сложной терминологии.

Это, вероятно, самых худший грех из всех.

3. Эгоистичность

Еще один грех преподавания – это забота учителя в первую очередь о себе, а не о своих учениках. Такой педагог ставит на первое место себя, а не ребенка. Правда, этот грех встречается довольно редко.

Пример эгоистичного учителя – это педагог, который часто опаздывает на занятия. Он также может не обращать внимания на класс, в котором исполняет обязанности классного руководителя.

Это значит, что его дети всегда будут последними в очереди на школьных спектаклях, при организации поездок, а также будут последними узнавать все школьные новости.

Такой учитель обращает больше внимания на личные проблемы, чем на работу с детьми.

4. Лень

Большая нагрузка – это проблема каждого учителя, а проверка тетрадей кажется бесконечной. Тем не менее, если учитель никогда не проверяет тетрадь ученика до конца года, – это грех преподавания.

Наверное, он не делает этого, поскольку ученики, родители или преподаватели не станут спрашивать, в чем дело. Если учитель выбирает такой способ для уменьшения своей рабочей нагрузки, он будет продолжать делать это и дальше.

Возможно, даже отменит задание ученикам, что также является частью этого греха.

5. Гнев

Еще один грех преподавания – это несдержанность. Такой учитель будет иметь плохие отношения с учениками. Чаще всего его можно будет увидеть на уроках разгневанным. Скорее всего, у такого учителя будет соответствующая репутация, а его крики можно будет услышать даже при закрытых дверях.

Такой педагог будет приходить в ярость и, возможно, даже не сможет контролировать свои чувства в классе, если учащиеся дадут неправильный ответ или выскажут неуважение. Такой учитель часто действует иррационально, и ученики считают его непредсказуемым.

В экстремальных ситуациях учитель всегда будет показывать признаки гнева.

6. Зависть

Это довольно редкостная черта характера среди учителей, но если она присутствует в обучении, то выливается в недовольство теми, кто успешно выполняет задачи. Но такое действительно редко можно встретить среди педагогов. Зависть скорее присуща офисным сотрудникам.

7. Гордость

Иметь слишком много гордости – это еще один грех учителя. Хорошие учителя адаптируются к потребностям своих подопечных. Они корректируют свои планы, подстраивая их под учащихся, хотя более успешные учителя могут сделать это и во время уроков.

Например, урок не может идти по плану, так как ученикам не удается понять сложную концепцию. Гордый учитель будет продолжать и может даже обвинять учеников в том, что они не слушают его или плохо относятся к предмету

Такой учитель может просто продолжать объяснения, не принимая во внимание непонимание аудиторией материала

В любом случае такой педагог будет делать то, что удобно ему, и игнорировать потребности ребенка.

Можно ли убрать нового директора школы с занимаемой должности и как?

Сначала давайте разберемся, в каких случаях работодатель имеет право расторгнуть с вами трудовой договор:

Результат испытания неудовлетворительный
Ликвидация предприятия
Сокращение штата сотрудников (начальник обязан предупредить об этом не позже, чем за 2 месяца до увольнения и под расписку, предупредив о своих действиях службу занятости и профсоюз)
Несоответствие занимаемой должности из-за недостаточного уровня квалификации (это подтверждается аттестацией)
Неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительной причины и т.д.

После увольнения по статье, зарегистрируйтесь в службе занятости не позже, чем через 14 дней.

Мы искренне желаем вам не попадать в такие ситуации, но, если вас уже уволили с работы, что делать вы знаете.

Родителям

Родители и родительский комитет могут оказать на директора большое влияние. Школа предоставляет детям услуги образования, и потребителями этих услуг являются именно родители. Родители имеют право и должны проверять назначение сдаваемых «на ремонт» денег, уровень организации образовательного процесса, степень безопасности находящихся в школе детей.

Если родителей что-то не устраивает, они имеют полное право на то, чтобы пожаловаться в городской (районный) отдел образования. Чиновники обязаны принять жалобу к рассмотрению и адекватно отреагировать. Если реакции нет, продолжайте жаловаться. Собирайте подписи в классе и в школе, подключайте классного руководителя.

Даже если учитель побоится открыто выступить против директора-самодура, то он наверняка сможет дать вам дельный совет. Действуйте, не опускайте руки, и результат не заставит себя долго ждать: в конце концов, чиновники поймут, что им выгодней избавиться от нерадивого директора, чем годами терпеть наплывы родительских жалоб.

Подать жалобу можно и через интернет. На сайте Министерства образования существует специальная форма, заполнив которую, вы сможете подать жалобу в высокую инстанцию напрямую, минуя местных чиновников. Также жалобу можно подать прямо на сайте президента, отправив обращение через систему контактов Кремля. Все эти обращения рассматриваются в обязательном порядке.

Учителям

Не стоит упрекать учителей в том, что они не ведут активных боевых действий против директора школы. Учителя – это в основном женщины, обремененные семьями и опасающиеся увольнения. Педагогическое образование загоняет их в узкие рамки выбора работы, и выходить из этих рамок им некуда: не в продавцы же идти после пяти лет института.

Однако бывают такие директора-самодуры, которые и робких учителей выводят из себя. Они увольняют налево и направо, придираются, заставляют работать сверх нормы, отбирают часы. Самодуры не терпят инакомыслящих и избавляются от тех, кто осложняет им жизнь. Победить такого директора в одиночку невозможно.

Остается два варианта: либо уходить из школы (пока не уволили), либо находить единомышленников и вести подпольную деятельность

«Забрасывать удочку» в учительской для поиска обиженных директором нужно очень осторожно, чтобы не вызвать подозрений. В новейшей истории бывали случаи, когда учителям, объединившим свои усилия с родителями, удавалось сбросить с должности директора-самодура

, ,

Изменение условий контракта

Когда меняются условия работы (организационные или технологические), руководство имеет право в одностороннем порядке поменять ряд условий ранее заключенного трудового договора. Не допускается производить только те изменения, которые меняют трудовую функцию работника. Например, это правило может быть использовано руководителем, для того, чтобы педагог подписал документы, налагающие на него дополнительные обязанности.

В качестве примера можно упомянуть правила оценки эффективности труда педагогических работников.

Сотрудник вправе отказаться от работы в новых условиях. Однако работодатель обязан предложить ему другое рабочее место среди тех, которые есть в организации. Это не обязательно должна быть работа по специальности. Иногда это может выражаться в возможности работы посудомойкой или уборщиком.

О том, что планируется реорганизация, сотрудника должны письменно предупредить за два месяца до ее проведения.

Если сотрудник отказался от предлагаемых вакансий, его увольняют.

Произведенные изменения не могут ухудшать положение педагога по сравнению с правилами, предусмотренными коллективным договором.

Педагог, психолог, правовед… хозяин

Даже поверхностный анализ возможных причин увольнения директора позволяет сделать вывод, что положение директора школы в сфере защиты его прав весьма незавидное, а учитывая максимальное повышение компетенций в области права родительского сообщества, — весьма зависимое. История показывает яркие примеры значительного влияния родительского сообщества, от которого уже не отмахнуться, как на решения директора, так и на движение образовательных реформ, на переднем фланге которых опять же — директор.

Реалии настоящего времени таковы, что директору школы приходится быть не только «хозяином», но и педагогом, и психологом, и… правоведом с крепким нравственным стержнем, ибо настало время вести диалог не только с работодателем, но и с родителями и с детьми. И если в первом случае это скорее монолог государственных требований, то с родителями это полноценный диалог именно о детях — их обучении, воспитании, развитии, безопасности, в самом широком понимании, и условиях, создаваемых директором по реальному запросу, а не «по разнарядке».

Ну а уж когда выступают с требованиями дети — это безусловная победа развития воспитательной работы школы. Ребенок, понимающий, что ему необходимо, могущий свое требование обосновать и заявляющий об этом вслух, — уже гражданин со сформированным самосознанием. И в этом случае речь идет об исполнении школой не госзадания уже, а ее государственной миссии по формированию гармоничной и социализированной личности.

Развитие демократического самосознания детей через ученические институты самоуправления, прямой и честный контакт с родительским сообществом, проведение не только «обучательной», но и воспитательной линии в развитии школы. Именно так можно обозначить пути, с помощью которых дети легко и заинтересованно войдут и в новые образовательные требования, и в цифровые технологии. Перед нами объективно реальные инструменты управления и взаимодействия развивающегося и современного директора школы, и это уже не про «по хозяйству», а по закону человеческого развития; налаживание мостов взаимопонимания с детьми и родителями, формирование конкурентоспособного будущего страны — миссия, а не «менеджерство» и единственная действенная защита от всех причин увольнений.

Достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности

  • ректор;
  • проректор;
  • руководитель филиала.

Отметим, что достижение предельного возраста в 65 лет не всегда является основанием для прекращения трудовых отношений. Трудовой кодекс устанавливает, что учредитель образовательной организации вправе продлить трудовой договор с ректором до достижения им возраста 70 лет. Представление о продлении трудового договора вносит ученый совет государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования (ч. 13 ст. 332 ТК РФ).

Ректор, по представлению ученого совета, вправе продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет.

Подводя итогДополнительные основания увольнения педагогических работников установлены в связи с особым статусом работников, спецификой их трудовой деятельности. Установленные ст. 336 ТК РФ дополнительные основания увольнения педагогических работников представляют собой исчерпывающий перечень.

Основания для увольнения по инициативе работодателя

Объективные причины Нарушения со стороны работника
Ликвидация организации Систематическое невыполнение должностных обязанностей при наличии непогашенного дисциплинарного взыскания
Прекращение деятельности предпринимателем Прогул, совершение аморального поступка (если работник выполняет воспитательные функции)
Недостаточная квалификация сотрудника Нахождение по месту работы в нетрезвом виде
Смена собственника предприятия (касается только главного бухгалтера и руководящего состава) Совершение хищения имущества предприятия или кого-либо из сотрудников
Невозможность продолжения работы по медицинским показаниям, если сотрудник отказался от другой предложенной подходящей должности Пренебрежение требованиями охраны труда, если это повлекло тяжкие последствия

Таким образом, уволить сотрудника при наличии только жалобы коллектива по закону нельзя, но, если соблюдать определенные законодательные требования, расторжение трудового договора на основании коллективной докладной записки с ним вполне возможно.

Чаще всего работодатели действуют по неправильной схеме:

  1. Получив от коллектива докладную записку, не выясняют обстоятельства.
  2. Проводят с работником, в отношении которого была составлена жалоба, беседу, не требуя объяснений в письменной форме.
  3. Увольняют сотрудника.
Трудовая инспекция Суд
Документы Заявление, копии трудового договора и приказа об увольнении
Результат После проверки инспектор принимает решение о восстановлении сотрудника на прежней должности В результате рассмотрения дела суд выносит решение о восстановлении. Истцу рекомендуется предоставить свидетелей
Компенсация за моральный вред Не выплачивается Выплачивается, если требование указано в иске

Иск в суд о незаконном увольнении

Последствия для руководства и увольняющегося

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий