Статья 43. реестры государственных гражданских служащих российской федерации. 1. представителем нанимателя ведется реестр гражданских служащих

Структура госслужбы РФ

Прежде чем рассмотреть государственную службу в Российской Федерации, необходимо понять саму суть и структуру государственной службы в целом. Согласно выработанной теоретической доктрине, а также положениям отдельных НПА, государственной службой называется деятельность граждан профессионального характера в аппарате управления государством

Однако данное понятие не раскрывает ее полной сути и важности. Поэтому её разделяют на три составляющих элемента, а именно: гражданскую, военную и правоохранительную

Подобного рода дифференциация помогает детальнее рассмотреть каждый из этих специфических видов.

Кто является госслужащим в России?

Статья 10. Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) “О системе государственной службы Российской Федерации” дает четкое определение государственным служащим.

К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:

  • администрации Президента;
  • Правительстве РФ;
  • Государственной Думе;
  • Совете Федерации;
  • Министерствах и различных государственных ведомствах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных корпорациях;
  • силовых ведомствах, например, в прокуратуре, судах, полиции.

Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.

Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:

  • Младшая. В нее включают сотрудников, которые обеспечивают работу государственных органов. Например, это могут быть курьеры, секретари. Работникам присваивается классный чин «секретаря государственной службы РФ».
  • Старшая. Группа включает обеспечивающих работников и специалистов ведомств. Здесь могут быть сосредоточены менеджеры, которые имеют чин «референта государственной службы».
  • Ведущая. В группу входят специалисты госслужбы, руководители, заместители и помощники руководителей. Сотрудникам присваивают чины советников.
  • Главная. В группе специалисты центральных органов власти и руководители. Им присваивают чины государственных советников.
  • Высшая.

Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.

К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.

Так, по закону к гражданским госслужащим относят:

  • налоговиков;
  • прокуроров и судей;
  • полицейских;
  • депутатов;
  • специалистов, работающих в администрациях.

Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.

На госслужбу не могут приниматься субъекты:

  • -Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
  • -Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
  • -Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
  • -Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
  • -Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
  • -Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства. Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
  • -Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
  • -Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
  • -Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.

Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

Обзор документа

Утвержден Порядок ведения реестров госслужащих центрального аппарата и территориальных органов ФНС России.

Реестры ведутся представителем нанимателя по установленной форме на основе личных дел. В них включаются ФИО каждого служащего, должность, классный чин, даты назначения, а также окончания служебного контракта.

Реестры относятся к информации ограниченного доступа. Они хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного использования и копирования.

Основанием для включения в реестры является назначение на должность и подписание служебного контракта, для исключения — прекращение службы.

Умершие (погибшие), а также признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими решением суда, из реестра исключается. Это делается в день, следующий за датой смерти (гибели) или вступления решения в законную силу.

Приказ от 28 февраля 2011 г. об утверждении Положения о порядке ведения Реестра федеральных госслужащих, замещающих должности в центральном аппарате ФНС России, признан утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Правовое регулирование

Федеральная гражданская служба, как и иные виды подобной деятельности, регулируется рядом нормативно-правовых актов. Учитывая особенности правовой системы РФ, законы являются наиболее значимыми из них. Таким образом, нормативно-правовое регулирование осуществляется в рамках следующих двух основных актов:

1) Федеральный закон «О системе государственной службы». Данным нормативным актом предопределены ключевые принципы и понятия госслужбы. Помимо этого закон предусматривает её разделение на три составляющих элемента: военную, правоохранительную и гражданскую.

2) ФЗ «О гражданской службе» регулирует все без исключения вопросы, связанные именно с данным видом службы, а именно: порядок трудоустройства, запреты, принципы осуществления деятельности и т. п.

Стоит заметить, что ФЗ 79 «О гражданской службе» не является единственным нормативным регулятором. Помимо него существует достаточно обширная подзаконная база, наполненная указами президента России и постановлениями правительства РФ. Кроме этого большое значение имеют региональные нормативные акты. Однако именно закон о гражданской службе закрепляет исходные принципы данной сферы деятельности.

Современный этап

Согласно представленным выше законодательным актам государственная служба гражданского характера – это деятельность граждан в органах судебной, законодательной и исполнительной власти. Основываясь на представленном понятии, можно выделить целый ряд профессий, которые непосредственно принадлежат к ней. Таким образом, гражданская служба – это деятельность следующих органов и должностных особ:

— администрации президента РФ;

— правительства;

— федеральных органов исполнительной власти;

— отдельно взятых служащих федеральных органов;

— органов исполнительной власти, кроме органов правопорядка.

Вопреки распространённому мнению не являются государственными служащими особы, которые числятся членами Совета Федерации, а также депутаты Государственной Думы.

Виды должностей

Согласно ФЗ «О гражданской службе», существуют четыре основные категории государственных гражданских должностей. При этом каждая дополнительно делится на несколько групп. Таким образом, существуют следующие категории должностей:

1) Руководители. Данная категория подразделена на три группы. Её представители являются «штурвалом», которым осуществляется регулирование деятельности гражданской службы. Служащие данной категории обеспечивают работу и реализуют функции отдельных государственных органов.

2) Категория помощников. Она существует для содействия категории руководителей. Представители данной категории всяческим образом содействуют процессу управления организацией или службой.

3) Специалисты – это категория, на которой, по сути, держится вся гражданская служба. Её представители самым непосредственным образом осуществляют, а точнее реализуют, деятельность организации, службы.

4) Обеспечивающий персонал – это категория служащих, которая существует для организационного, информационного, документального, хозяйственного и иного вида обеспечения.

Иерархия должностей

Государственная служба разделяется на 2 основных вида:

  • военная;
  • гражданская.

Военнослужащие получают оплату труда за счет средств из бюджета Министерства обороны. А гражданские служащие — из федерального или регионального бюджета страны.

ГГС – это сокращенная аббревиатура, обозначающая гражданскую государственную службу. Данные сотрудники должны обеспечить исполнение переданных им полномочий на федеральном или региональном уровне.

Кроме этого, ГГС подразделяется на следующие уровни:

  1. Должности, которые утверждаются федеральным законодательством или непосредственно указом Президента. Данные сотрудники обеспечивают надлежащее исполнение возложенных полномочий на федеральные органы, а также на индивидуальные государственные посты.
  2. Должности, которые утверждаются законами и другими законодательными актами субъектов РФ. Эти сотрудники осуществляют надлежащее исполнение всех органов власти в определенном субъекте.

Это основное деление государственных служащих, которое предусмотрено в Российской Федерации.

Категоризация

Помимо деления между федеральной и региональной категоризацией всех должностей, также существуют и более мелкое деление на группы в зависимости от выполняемых функций. Существует следующая категоризация:

  1. Руководители и их заместители, которые являются главным звеном госорганов и их подразделений. Эти должности могут быть выборными на определенный срок, а также постоянными без ограничения. Для них предоставлены самые большие полномочия, в том числе право издавать определенные нормативные акты, обязательные для других.
  2. Помощники являются личными заместителями каждого руководителя. С ними заключается срочный контракт, на основании которого с уходом руководителя заканчивается срок этого контракта. Их основная функция — осуществлять всестороннюю помощь своим руководителям.
  3. Специалисты — это те люди, которые имеют специализированное образование в определенной отрасли. И они должны обеспечить надлежащее выполнение поставленных перед ними приоритетных задач. У них нет ограничений по времени сотрудничества. А работа предоставляется на основании конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты — это те профессии людей, которые занимаются непосредственно организационным, информационным, документационным обеспечением деятельности государственных органов. Они выполняют вспомогательные функции. Их срок деятельности также не ограничен.

На основании установленной категоризации предъявляются определенные требования к сотрудникам, их занимающим, а также к тем, кто временно их замещают.

Понятие

Ранее автор уже указал, что государственная служба подразделяется на три элемента. Одним из них является гражданская служба РФ. Согласно нормативно-правовым актам данной сферы, это профессиональный вид деятельности граждан России, которые занимают должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. От военной и правоохранительной службы гражданская отличается спецификой и непосредственным предметом работы. Учитывая представленное выше понятие, она является деятельностью граждан в нормальных условиях реализации правового поля державы.

Следует заметить, что государственная служба гражданского вида оплачивается за счет средств бюджета России. Особенности подобного рода деятельности можно проследить не только в специфике работы, но и в способе организации специалистов, которые ею занимаются.

Классные чины

Помимо представленных в статье должностей каждый государственный служащий гражданского характера наделен классным чином, который является званием, аналогичным воинскому. Классные чины, как правило, присваиваются служащему лишь в соответствии с занимаемой им должностью. Однако сам факт пребывания на должности не является обязывающим присвоить классный чин. Как правило, гражданские служащие проходят квалификационный экзамен, результаты которого обусловливают получение ранга.

Следует помнить, что присваиваемый чин сохраняется за служащим пожизненно. При этом факт его наличия позволяет лицу получать определённые льготы. Например, каждому служащему в зависимости от присвоенного чина выплачивается дополнительное вознаграждение. Размеры подобных вознаграждений варьируются в зависимости от состояния бюджета и экономики государства. Присуждение льгот за классные чины осуществляется указом президента Российской Федерации.

Должности

Гражданская служба РФ является структурированной. Данный принцип наиболее ярко прослеживается в должностном распределении каждого в отдельности служащего. Следует заметить, что вне зависимости от типа и функций органа в нём всегда имеется штатная структура. Это документ, в котором содержатся ведомости о численности личного состава ведомства или организации и о должностях, на которых этот личный состав распределён. Как правило, название должностей и их функциональные особенности не отличаются. Во всех ведомостях они одинаковы. Однако с учётом специфики работы некоторых отдельных ведомств и организаций могут вводиться дополнительные должности.

Заключение

Итак, в статье рассмотрено понятие «государственная гражданская служба»

Следует отметить, что данная сфера деятельности никогда не придёт в упадок из-за её первостепенной важности. Ведь именно благодаря работникам гражданской службы осуществляется непосредственная деятельность государства

Вдобавок к этому данный институт фактически реализует положения Конституции и иных нормативно-правовых актов. Таким образом, разработка научных теорий и концепций в данной области все ещё необходима, дабы система государственной гражданской службы постоянно эволюционировала. А это, в свою очередь, позволит более конкретно регулировать общественные отношения в Российской Федерации.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий