Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок

Бумаги общего назначения

Многих водителей интересует, какие документы нужны для перевозки груза, чтобы в случае проверки с компетентными органами не возникло никаких проблем. Перечень официальных бумаг следующий:

  1. Удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.
  2. Товарно-транспортная накладная (ТТН). Скачать бланк
  3. Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим перевозку. Скачать образец договора
  4. Путевой лист. Скачать бланк

Все вышеперечисленные документы нужны для перевозки любых видов товара, и не могут быть заменены на другие бумаги. При этом стоит отметить некоторые особенности данной документации.

Накладная при перевозке грузов является одним из самых главных свидетельств, которые необходимо будет предъявить водителем при проверке. Выписываться этот документ должен организацией или лицом, которое является отправителем. При этом официально данная бумага должна быть утверждена соответствующими печатями. Ее необходимо сделать в четырех копиях, по одной из которых получает отправитель и получатель, а две остаются в транспортной компании. Данный документ содержит две важные части:

  1. Товарный раздел. Данная часть указывает полное описание товара, которые остальные документы на перевозку груза не дают.
  2. Транспортный раздел. Этот элемент должен содержать наиболее полную информацию о маршруте, название отправителя и посредника, а также данные о водителе и технических характеристиках автомобиля.

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Товарный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Транспортный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

Договор должен быть в обязательном порядке подписан. Это делает водитель, либо же экспедитор, сопровождающий машину. Не обязательно, чтобы эта бумага была оригинальной, так как можно использовать заверенные печатями копии. Таким образом подтверждается законность транспортировки. Вместо договора разрешается использовать доверенность, если на ней также стоят соответствующие печати организаций.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Правила заполнения

Бланк расписки изготовляется типографским способом или с использованием компьютера. Форма документа содержит наименование, расположенное по центру и иные реквизиты. Бланк может содержать следующие достоверные и развернутые данные о грузе в соответствующих строках:

  • дата выдачи;
  • номер экспедиторской расписки, присвоенный документу экспедитором в соответствии с документооборотом компании. Этот реквизит очень важен: например, если вы знаете номер экспедиторской расписки КИТ, это поможет отследить груз на сайте этой транспортной организации. Сходным образом действуют системы отслеживаня и других перевозчиков;
  • в строке «грузоотправитель» указываются данные о юридическом или физическом лице, включая полное наименование юрлица, фамилию, имя и отчество ИП, место, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юрлица или местонахождение ИП;
  • строки «Клиент» и «Экспедитор» заполняются аналогичным образом;
  • в соответствующей строке указывается страна, где груз был произведен;
  • строка «Товарный код» предназначена для внесения в нее опознавательного номера груза, который может потребоваться при взаимодействии с таможенными органами и для целей статистики или обозначения, идентификации транспорта;
  • маркировка проставляется в соответствии с действующим законодательством;
  • «количество мест, вид упаковки» — в этой строке указываются не только названные сведения, но и способ доставки (в коробках, навалом и т.д.);
  • вес указывается как с упаковкой, так и без нее;
  • проставляются объем и стоимость в соответствующих графах;
  • стоит прописать дополнительно особые условия приемки на транспортно-экспедиционное обслуживание, обязанности экспедитора и сведения о товаре, даже если они есть в договоре;
  • под размерами упаковки подразумеваются ее габариты и вес (каждой в отдельности);
  • подпись экспедитора является обязательны реквизитом.

В зависимости от особенностей перевозимого товара заполняются отдельные строки; данные о сторонах должны быть указаны в расписке в обязательном порядке.

Складская расписка

Этот документ используется при принятии экспедитором груза на складское хранение, поэтому он также заполняется и подписывается экспедитором. Составляется в двух экземплярах (оригинал вручается клиенту). Характерными для этого бланка являются поля, предусмотренные для информации о складе, на который помещается груз, и условиях, на которых груз принят на хранение. Остальные поля по аналогии с предыдущими бланками предназначены для описания груза.

Приложение N 3

к Порядку оформления

и формы экспедиторских

документов (п. 5)

                            СКЛАДСКАЯ РАСПИСКА    _______________                                    ________________      1 (дата)                                             2 (номер)3 Клиент _____________________________________________________________________________________________________________________________________________4 Экспедитор _________________________________________________________________________________________________________________________________________5 Склад ______________________________________________________________________________________________________________________________________________6 Страна происхождения груза ______________________________________________7 Страхование _____________________________________________________________8 Товарный код _________________ 9 Маркировка _____________________________10 Количество мест, вид упаковки __________________________________________11 Вес брутто, нетто ____________ 12 Объем ____________ 13 Стоимость ______14 Размер упаковки ________________________________________________________15 Условия ___________________________________________________________________________________________________________________________________________16 Особые отметки _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________17 Подпись экспедитора _______________________________________________________________________________________________________________________________

Время перемен

Несмотря на растущую популярность электронных бирж перевозок, они все еще не составляют серьезной конкуренции традиционным экспедиторам в сегменте коммерческих грузов

Для бизнеса важно, чтобы посредник брал на себя всю бумажную работу и предоставлял гарантии сохранности груза. Но лишь немногие онлайн-агрегаторы способны проводить документооборот в электронной форме

Как правило, никакой ответственности за перевозку грузов агрегаторы не несут — разве что гарантируют, что в процессе транспортировки цена не вырастет. К тому же необходимость выбирать лучшее предложение — дополнительная задача для грузовладельца. А сам формат аукциона требует запаса времени и не слишком удобен для экстренных заказов.

Такие системы распределяют заказы между водителями в зависимости от их загрузки, сокращают простои, оптимизируют маршруты, решают вопросы по обратной загрузке.

Идея, на первый взгляд, витает в воздухе: то же самое компания Uber с успехом реализовала на рынке легкового такси. Однако с коммерческими грузами все не так просто. Здесь мало предложить заказчику фиксированную низкую цену. В логистике масса нюансов, которые нужно учитывать. Начиная от документооборота и заканчивая тоннажностью автопарков и особыми требованиями к оборудованию в фурах.

ИТ-платформа должна быть универсальной для любого перевозчика и для любого заказчика, вне зависимости от размера бизнеса и сферы его деятельности. Крупные транспортные компании не против, рассматривать передачу экспедиторских функций онлайн-сервису — они от этого лишь выиграют за счет снижения издержек и повышения своих тарифов.

А вот с индивидуальными предпринимателями-дальнобойщиками, которым, по данным МВД, принадлежит больше половины грузовых автомобилей в стране, договориться сложнее чисто физически. Как замечает Андрей Лямин, директор по развитию компании Shiptor, собственники грузовых транспортных средств не слишком восприимчивы к новым технологиям. А без них масштабного сервиса не выстроить.

Общие положения порядка исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ N 562. Они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего в следующих случаях:

а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;

б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;

в) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки;

г) на период нахождения в служебной командировке;

д) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы;

е) на период урегулирования конфликта интересов при недопущении к исполнению должностных обязанностей;

ж) на период проведения служебной проверки;

з) в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине;

и) на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

На период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки гражданского служащего, нахождения его в командировке, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от занимаемой должности и на период проведения служебной проверки гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 — 4 перечня, указанного выше.

На период безвестного отсутствия гражданского служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим за ним сохраняется денежное содержание, установленное ему на день начала указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.

При увольнении гражданского служащего в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за четыре месяца и месячного денежного содержания за один месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных на дату расторжения служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 — 4 перечня дополнительных выплат, указанных выше, а также 1/12 размера предусмотренных п. п. 5 — 7 этих выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если гражданский служащий замещал должность менее 12 месяцев, применяется то же правило.

На период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Обратите внимание! В случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода (п. 11 Постановления Правительства РФ N 562)

Отметим, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 562, не распространяются на гражданских служащих, для которых определен особый порядок оплаты труда.

Международные перевозки

При осуществлении международных транспортных перевозок возникает вопрос: является ли местом реализации услуг в целях исчисления НДС территория РФ? Ведь международные перевозки осуществляются за пределами РФ. Несмотря на это, согласно нормам п. 2 ст. 148, пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке груза автомобильным транспортом и экспедиторских услуг, оказанных российской организацией, в целях исчисления НДС признается территория РФ (Письма УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 N 24-11/23394, от 03.10.2003 N 24-11/54677, от 27.05.2003 N 24-14/28197). На этом основании можно сделать вывод, что реализация этих услуг признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При исчислении налога российскому перевозчику и экспедитору нужно определиться с налоговой ставкой. По услугам, связанным с перевозкой экспортируемых и импортируемых товаров, пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрена нулевая налоговая ставка. К таким услугам, в частности, относятся:

  • организация и сопровождение перевозок;
  • перевозка или транспортировка;
  • организация, сопровождение, погрузка и перегрузка вывозимых или ввозимых на территорию РФ товаров, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы.

Как указали налоговики в Письме от 13.01.2006 N ММ-6-03/18/18@, применение нулевой ставки по НДС является не правом, а обязанностью налогоплательщика.

Перечисленные в п. 1 ст. 164 НК РФ услуги могут оказывать как перевозчики, так и экспедиторы, поэтому применить льготную ставку могут и те, и другие.

Отметим, что ранее, следуя прежней редакции данной статьи, налоговики придерживались позиции, что компании, оказывающие посреднические услуги по организации перевозок (экспедиторы), не вправе воспользоваться нулевой ставкой (Письмо УФНС России по Московской обл. от 16.03.2005 N 21-25/2905). По их мнению, для того чтобы применить нулевую ставку, перевозчик должен сам оказывать услуги, а также иметь транспортное средство на праве собственности, на условиях аренды или на иных законных основаниях. Однако суды с этим не согласны. Например, как указал ФАС СЗО в Постановлении от 26.01.2006 N А56-51179/04, законодательство не связывает право налогоплательщика на применение нулевой ставки с наличием у него статуса перевозчика, поэтому по услугам, относящимся к организации вывоза товаров за пределы РФ, налогоплательщик может применять льготную ставку.

С этого года Законом N 119-ФЗ <13> перечень оказываемых услуг, облагаемых по нулевой ставке, расширен, что позволяет экспедитору на законных основаниях применить нулевую налоговую ставку. Чтобы воспользоваться этим правом, налогоплательщику необходимо в течение 180 дней собрать и представить в налоговую инспекцию комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Все они указаны в п. 4 ст. 165 НК РФ:

  • контракт (его копия), заключенный транспортной организацией с иностранным или российским заказчиком, на оказание услуг по перевозке;
  • выписка банка (ее копия) или иные документы, подтверждающие поступление выручки от покупателя транспортных услуг на счет налогоплательщика;
  • копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками таможни, подтверждающих вывоз товара за пределы РФ или ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

<13> Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 части второй НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах«.

Как заметил читатель, в приведенном перечне документов отсутствует копия таможенной декларации, так как с этого года в соответствии с изменениями, внесенными Законом N 119-ФЗ, перевозчик не обязан представлять этот документ для подтверждения нулевой налоговой ставки.

Налоговая база при оказании услуг по перевозке экспортных и транзитных товаров определяется на последний день месяца, в котором собран комплект документов. Заявив о применении ставки 0%, организация должна представить в налоговый орган декларацию по НДС по нулевой ставке, в которой указывается предъявленный к возмещению из бюджета налог, уплаченный поставщикам. Перевозчик или экспедитор, который не подтвердит нулевую налоговую ставку, обязан уплатить НДС за счет собственных средств, так как он не может предъявить соответствующую сумму налога потребителям услуг (п. 9 ст. 165 НК РФ). В этом случае моментом определения налоговой базы следует считать день оказания транспортных услуг (п. 9 ст. 167 НК РФ).

С.В.Булаев

Эксперт журнала

«Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Кто такой экспедитор

В классическом варианте профессии экспедитор – это своеобразный «штурман», который сидит на пассажирском сидении рядом с водителем, контролирует маршрут и отвечает за сохранность транспортируемого товара. Его основная задача – сопровождать грузы. Но он может ездить в отдельной машине, которая следует за грузовиком или даже колонной, перевозящей товар.

Сегодня есть несколько разновидностей этой профессии:

  1. Экспедитор-водитель. Такой специалист не только отвечает за товар, но и должен самостоятельно его транспортировать. Как правило, на такую должность принимают кандидатов с водительским удостоверением категории В, С и/или D .
  2. Экспедитор-логист. В обязанности этого специалиста входит не только следование по маршруту, но и его выбор. Необходимо определить, как можно доставить груз из точки А в точку В максимально быстро и с минимальными затратами.
  3. Международный экспедитор. Из названия понятно, чем занимается специалист. Он сопровождает грузы за границу, поэтому должен ориентироваться в таможенном праве, знать основы страхования и другие нюансы перевозок на дальние расстояния.

Больше всего востребована профессия экспедитора-водителя. Эти многофункциональные специалисты работают, как правило, в пределах одного города или района. За день они могут развезти товары сразу по десяткам торговых точек.

Таможенные документы.

Таможенные документы необходимы для
оформления перехода товаров через
таможенную границу
. К этим документы
относятся: таможенная декларация,
экспортные, импортные и валютные
лицензии, свидетельство о происхождении
товара, консульская фактура, транзитные
документы, ветеринарные, санитарные и
карантинные свидетельства и др.

Экспортные и импортные лицензии– документы, которые выдаются специальными
государственными органами при наличии
в стране контроля над ввозом или вывозом
конкретных товаров. Экспортные и
импортные лицензии выдаются на основе
заявления соответствующего экспортера
или импортера, представленных органу,
ведающему выдачей лицензий в своей
стране.

Экспортная лицензия содержит
разрешение на экспорт указанных в ней
товаров в течение определенного времени.

Импортная лицензия предоставляет
разрешение ввезти либо ограниченное
количество указанных товаров, либо
неограниченное количество таких товаров
в течение ограниченного периода времени
на условиях, оговоренных в этом документе.

Таможенная декларация– является
основным таможенным документом и
представляет собой заявление распорядителя
груза, представленное им таможне при
импорте или экспорте товаров
. Таможенная
декларация представляется таможне в
установленный законодательством срок,
который колеблется от одного дня до
двух недель, считая со дня прибытия
товара на таможню.

В некоторых случаях допускается
предъявление импортером или экспортером
временной или предварительной декларации.
Импортер подает предварительную
декларацию в том случае, если он к моменту
прибытия груза на таможню не имеет
точных сведений о нем. После выгрузки
товара и его осмотра импортер подает
декларацию обычного типа. Экспортер
подает предварительную декларацию при
продаже товаров со склада, поставке
транзитных товаров, в отношении которых
предусмотрен возврат ранее уплаченных
пошлин, и др.

Сертификат (свидетельство) о
происхождении товара
– особый
документ, выдаваемый компетентным
органом в стране экспортера, который
позволяет определять товары и в котором
органы власти или орган, уполномоченный
выдавать его, четко удостоверяют, что
товары, к которым относится данный
сертификат, происходят из конкретной
страны. Для сырьевых и сельскохозяйственных
товаров в нем фиксируется страна добычи,
а для готовой продукции – страна
производства. Такой документ необходим
при импорте в случае, если с происхождением
товара, декларированного на таможне,
связано предоставление привилегированного
режима: льготного тарифа, скидок с общего
тарифа, беспошлинного ввоза.

Консульская фактура – документ,
подготовленный экспортером в своей
стране и представляемый в дипломатическое
представительство страны импортера
для его утверждения против уплаты
консульского сбора и затем представляемый
импортером в связи с ввозом указанного
в счете товара.

Консульская фактура, или консульский
инвойс, содержит подпись и печать консула
страны импортера (страны назначения
товара) удостоверяющего цену товара и
стоимость всей партии товара. Представление
консульской фактуры обязательно в тех
странах, где импортные товары облагаются
адвалорными пошлинами (с цены товара).

Ветеринарные, санитарные, фитосанитарные
и карантинные свидетельства

выдаются компетентными органами в
стране экспортера в удостоверение того,
что поставляемый за границу товар
находится в здоровом состоянии.

Особые случаи перевозок

В некоторые случаях необходимые особые документы на перевозку грузов автомобильным транспортом. К ним относятся следующие официальные бумаги:

  1. Удостоверение, подтверждающее право компании перевозить крупногабаритные или опасные грузы.
  2. Свидетельство, указывающие на подготовительный процесс водителя к осуществлению работы по перевозке опасных грузов. В нем совокупный водительский стаж должен превышать три года без прерывания данной трудовой деятельности. Если у водителя нет соответствующего опыта, собранные и оформленные документы по перевозке грузов не имеют значения.
  3. Сертификат, подтверждающий безопасность и качественные характеристики упаковки груза.
  4. Специальный опознавательный знак об опасном грузе.
  5. Свидетельство, подтверждающее подготовку транспортного средства к осуществлению перевозки опасных грузов.
  6. Предварительно созданный маршрутный лист с периодом разрешения транспортировки.
  7. Телефонные номера и адреса всех лиц, касающихся перевозки данных представляющих опасность грузов.
  8. Специально разработанный путевой лист, в котором обозначен номер опасности груза в соответствии со стандартами ООН.

Документы на перевозку груза, которые имеет нестандартно большие габариты или вес, дополняются специальными бумагами, разрешающими эти действия. При этом надо будет еще заплатить определенную сумму денег в качестве госпошлины.

Транспортировка секретных документов осуществляется по специальным правилам. Связанно это с тем, что их оформление, размножение, разработка и обращение с ними проводится намного сложнее, нежели с обычными бумагами. Перевозка секретных документов требует строго охраняемого транспортного средства и специальных условий хранения.

Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки

Этапы процедуры ликвидации

В РФ возможны две формы прекращения деятельности организации – добровольная и принудительная. На практике распространена первая, она достаточно длительная и инициируется руководителем предприятия. Как правило, занимает от 3 до 8 месяцев.

Нужно пройти следующие шаги:

  1. Принятие мотивированного решения о закрытии юрлица, формирование состава ликвидационной комиссии, определение сроков. На этом этапе намечается предварительный план действий.
  2. В ФНС по месту нахождения фирмы нужно направить сообщение о прекращении деятельности по официальному порядку. С момента принятия решения до направления сообщения в налоговую должно пройти не более 3 суток.
  3. В РФ действует официальное печатное издание «Вестник госрегистрации», в нем следует опубликовать сообщение о предстоящей ликвидации. Шаг очень важен для кредиторов, они увидят намерение учредителей и смогут затребовать возврат денежных средств. Обычно этим вопросом занимаются сотрудники налоговой, но это стоит уточнить у них напрямую.
  4. Уведомление сотрудников, службы занятости, кредиторов предприятия о предстоящем закрытии. Сотрудники должны быть уведомлены не меньше, чем за 2 месяца до предполагаемой ликвидации.
  5. Участие в выездной проверке сотрудников ФНС. По общему правилу, продолжительность процедуры не превышает 2 месяца, точная длительность зависит от того, насколько давно была последняя инспекция. До тех пор, пока не закончится текущая проверка, руководители не имеют право утверждать промежуточный отчет и переходить к другим шагам.
  6. Взыскание задолженностей со стороны органов государственной власти, если они есть.
  7. Составление промежуточного баланса (ЛПБ) по форме.
  8. Процесс инвентаризации.
  9. Погашение имеющихся задолженностей перед кредиторами. Они делятся на отдельные очереди, в зависимости от которых определяется, кому сначала начисляются денежные средства.
  10. Составление окончательного баланса и внесение сведений в ЕГРЮЛ.

Пошаговая ликвидация на видео:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий