Статья 397. «налоговый кодекс рф (часть вторая)» от 05.08.2000 n 117-фз (ред. от 31.07.2020)

Видео по теме

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Можно ли признать недействительным требование, в котором неправильно указан адрес плательщика?

По п 1 ст 69 НК РФ налоговое требование — это извещение, направленное плательщику, в котором говорится о его долге по налогам и необходимости уплатить его в определённый срок. В Налоговом кодексе нигде не указано, что именно в самом требовании об уплате налога должен быть написан адрес плательщика налога. Но при этом ФНС РФ утверждена форма требования об уплате налога, штрафа, пени и процентов, которая содержит графу для указания адреса налогоплательщика — организации или ИП. Сложно поспорить вот с чем: чтобы иметь возможность добровольно и в срок выполнить налоговое требование, плательщику нужно его получить. Поэтому оно должно быть отправлено по нужному адресу. При этом направление по почте — не единственный метод доставки требования. По п 6 ст 69 НК РФ оно может быть передано также и лично под расписку, и в электронной форме. Когда требование отправляется по почте заказным письмом, оно считается полученным адресатом в течение 6 дней после отправки. В самом требовании может быть написан неверный адрес, но, если это не повлияло на его получение плательщиком в срок, то, по мнению некоторых судей, такого основания недостаточно для отмены требования. Факт неверного указания адреса не имеет юридического значения, если требование находится на руках у налогоплательщика, и у него есть время на добровольное его исполнение. Недействительным требование с неверно указанным адресом может быть признано лишь тогда, когда плательщик лишился возможности это требование получить. Работники налоговой службы, должны исполнять свои обязанности, строго соблюдая требования НК РФ и ФЗ о налогах и сборах. По мнению большинства судов, если требования направлены ненадлежащим образом, то и обязанности у плательщика уплатить сумму по этому требованию не возникает. Порядок направления требования утвержден ст 46 и ст 69 НК РФ. Если этот порядок нарушен, то неверным будет и решение о принудительном взыскании, вынесенное налоговым органом. Итак, если адрес плательщика написан в требовании неправильно и это послужило причиной его неполучения в срок, то это налоговое требование может быть признано судом недействительным, также как и все последующие меры по взысканию налога. В случае же, когда несмотря на ошибочный адрес требование дошло в срок до своего получателя, суд может встать на сторону налогового органа, признав документ законным.

Каков подход к освобождению реализации имущества?

Реализуемое имущество не надо облагать налогом, если продается:

  • Недвижимость (в том числе заграничная) и движимое имущество (кроме акций и долей в УК), бывшие в собственности продавца (п. 17.1 ст. 217 НК РФ) больше 3 лет (письма Минфина России от 08.04.2014 № 03-04-РЗ/15818, ФНС России от 01.04.2014 № БС-3-11/), если оно приобретено до 2020 года (ст. 217.1 НК РФ, п. 3 ст. 4 закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Срок владения недвижимостью отсчитывается чаще всего с даты регистрации права на нее (письмо Минфина России от 17.12.2013 № 03-04-07/55742).
  • Доля в УК или акции фирмы (п. 17.2 ст. 217 НК РФ), бывшие в собственности продавца более 5 лет с 1 января 2011 года (письмо Минфина России от 17.02.2011 № 03-04-05/4-95). Это освобождение касается только приобретенного имущества подобного рода, а не полученного каким-то иным путем (письмо Минфина России от 01.02.2011 № 03-04-05/0-48).
  • Доля в УК или акции российской фирмы, работающей в области высоких технологий, если эта доля или акции были в собственности продавца не менее 1 года (п. 17.2 ст. 217 НК РФ). Эта льгота будет применяться не дольше 2022 года (закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ).
  • Жилье по договору ренты с пожизненным содержанием. Освобождение относится к единовременно выплачиваемой сумме в размере 10% его рыночной стоимости (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2785).

Налог придется платить при продаже:

  • Имущества (кроме акций и долей в УК), бывшего в собственности продавца менее 3 лет, если оно приобретено до 01.01.2016.
  • Доли в УК или акций, полученных не в результате приобретения.
  • Доли в УК или акций, приобретенных до 1 января 2011 года.
  • Доли в УК или акций, приобретенных после 1 января 2011 года и бывших в собственности продавца меньше 5 лет.
  • Доли в УК или акций фирм, работающих в высокотехнологичных областях, если они были в собственности у продавца менее 1 года.

С 2020 года льготирование недвижимости, ставшей собственностью физлица после 01.01.2016, при продаже подчинено правилам ст. 217.1 НК РФ:

  • Срок владения, равный 3 годам, применим только к объектам, полученным одним из 4 способов: путем наследования или дарения членом семьи или близкой родней, приватизации, по договору ренты.
  • Для прочих ситуаций срок владения составляет 5 лет.
  • Возможно уменьшение 5-летнего срока в субъектах РФ вплоть до его отмены для каких-то (или всех) категорий собственников или видов объектов.

О том, что еще приобрело значение для налогообложения при продаже недвижимости, приобретенной после 2020 года, читайте в статье «Продажа недвижимости ниже кадастровой стоимости — налоговые последствия».

Область основной боковой панели

Налоговый кодекс РФ 2020. Часть 1 ( НК РФ Статья )

В гугль. Наверное имеется в виду ЕНВД и УСН. Со всеми подробностями получится огромный кусок налогового кодекса. Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от…

Сам НК РФ не имеет юридической силы (ст.15 ч.3 КРФ).\\n\\nВ-3, Закона о ФНС (и о ФССП) нет, эти шарашки — незаконные вымогатели.\\n\\nВ-4, граждане СССР чихать хотели на хотелки вымогателей, орудующих под власовским флагом \\\»РФ\\\».

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

ФНС России не обладает полномочиями по официальному (общеобязательному) разъяснению положений Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, рекомендуем учитывать следующее.

За такое решение должно быть подано 3/4 голосов от общего числа голосов участников общества. Об этом сказано в пункте 10 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ.Изменения в уставе нужно зарегистрировать (п. 4 ст. 12 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Вы — предприниматель или просто гражданин РФ и устали от налоговых и бюрократических проблем, а может вы хотите немного разобраться в собственных финансах и бухгалтерии, именно для этого и создается данное братство Пикабушников.

Учредительные договоры обществ с 1 июля 2009 года утрачивают силу учредительных документов (п. 4 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ).В связи с изменениями, внесенными Законом от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ в Гражданский кодекс РФ и Закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, обществам с ограниченной ответственностью необходимо внести изменения в свой устав.

Комментарий к Ст. 394 НК РФ

Комментируемая ст. 394 НК РФ устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

— земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;

— земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;

— земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

— земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5%.

Кроме того, представительным органам муниципальных образований, а также Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 налоговые ставки, за исключением налоговых ставок, установленных ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74, устанавливаются в следующих размерах:

1) 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры

жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении прочих земельных участков.

В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» указано, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. N 7701/12 отмечено, что применение вида разрешенного использования земельных участков не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Комментарий к статье 52 ГК РФ:

1. Учредительными являются документы, на основании которых согласно закону регистрируются и действуют юридические лица. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами.

Закон называет три типа учредительных документов: учредительный договор, устав, общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из названных типов учредительных документов, либо на основании двух документов — и учредительного договора, и устава.

На основании только учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК).

На основании учредительного договора и устава действуют ООО и общества с дополнительной ответственностью (ст. ст. 89, 95 ГК), а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 122 ГК).

Устав является учредительным документом АО (ст. 98 ГК), ООО и обществ с дополнительной ответственностью, созданных одним лицом (ст. ст. 89, 95 ГК), государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК), производственных и потребительских кооперативов (ст. ст. 108, 116 ГК), фондов (ст. 118 ГК), а также общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций, учреждений (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

Закон о некоммерческих организациях (ст. 14) предусматривает, что учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. Кроме того, в составе учредительных документов помимо устава называется также решение собственника о создании учреждения, что противоречит п. 1 комментируемой статьи.

Следует иметь в виду, что ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях предусматривает возможность создания государственной корпорации, под которой понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

При этом государственная корпорация действует на основании специального федерального закона о создании государственной корпорации, устанавливающего особенности ее правового положения. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных комментируемой статьей.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В частности, первичные профсоюзные организации могут действовать на основании общего положения о первичной профсоюзной организации, утвержденного на съезде (конференции) соответствующего профессионального союза (см. ст. ст. 3, 8 Закона о профсоюзах).

Коммерческие организации не могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Форма учредительных документов — письменная. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ГК не требует нотариального удостоверения учредительных документов или подписей учредителей (участников); при необходимости это условие может быть предусмотрено иными правовыми актами.

2. Учредительные документы юридического лица должны содержать определенный законом минимум условий (необходимые условия).

Абзац 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает перечень условий, подлежащих включению в учредительные документы (устав, учредительный договор) всех юридических лиц (наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица и др.). Применительно к отдельным видам юридических лиц этот перечень конкретизируется и дополняется соответствующими статьями ГК и специальными законами об этих юридических лицах.

В учредительных документах юридических лиц, обладающих в соответствии с законом специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия, банки, страховые организации, биржи и др.), должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Учредители (участники) коммерческой организации вправе указывать в ее учредительных документах предмет и цели деятельности и в тех случаях, когда по закону это не является обязательным. При этом под предметом следует понимать виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом (торговля, строительство, банковское дело и т.п.). Целью деятельности является достижение определенного результата, различают коммерческие и некоммерческие (благотворительные, образовательные, религиозные, потребительские и др.) цели.

Наряду с необходимыми условиями учредители (участники) вправе включать в учредительные документы другие, не противоречащие закону положения (факультативные условия). Степень свободы учредителей (участников) в установлении факультативных условий различается в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи содержит положения, подлежащие включению в учредительный договор.

Учредительный договор регулирует создание юридического лица и взаимоотношения учредителей друг с другом и с юридическим лицом на период его существования. Он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные законом для данного договора как учредительного документа юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Статья не содержит ответа на вопрос о порядке разрешения возможных противоречий между содержанием учредительного договора и устава юридического лица, действующего на основании названных учредительных документов. Применительно к ООО действует правило о том, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества приоритет как для участников общества, так и для третьих лиц имеют положения устава общества (см. п. 5 ст. 12 Закона об ООО).

Анализ п. 2 комментируемой статьи и других статей ГК, определяющих требования к учредительным документам конкретных видов юридических лиц, показывает, что требуемый законом набор необходимых условий учредительных документов может составлять содержание как учредительного договора, так и устава, в зависимости от того, на основании какого учредительного документа согласно закону действует данное юридическое лицо. И в том и в другом случае присутствие таких положений обусловлено необходимостью обеспечения нормального функционирования юридического лица и интересами его учредителей (участников) и мало связано со спецификой, свойственной учредительному договору или уставу. Об этом же свидетельствует положение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи: в том случае, когда в соответствии с ГК (например, п. 1 ст. 87) ООО создается одним лицом, оно действует на основании устава, утвержденного этим лицом. Заключение учредительного договора в этом случае исключается, и все положения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида, сосредоточиваются в одном учредительном документе — уставе. Далее, практически те же условия, которые по смыслу абз. 2 п. 2 комментируемой статьи должен содержать учредительный договор, следует указывать, например, и в уставе производственного кооператива.

По мнению авторов, требование закона о наличии у некоторых юридических лиц двух учредительных документов, продолжающих параллельно действовать в течение всего периода существования соответствующих юридических лиц, трудно обосновать с юридической и функциональной точек зрения. Конечно, можно привести различие между договором, из которого возникают обязательственные правоотношения, и уставом, имеющим преимущественно нормативный характер. Но в обоих случаях содержание этих документов — результат правовой сделки, выражение согласованной воли учредителей (участников) юридического лица, и то, как называть соответствующий документ юридического лица — устав или учредительный договор, принципиального значения не имеет.

По крайней мере, более логичным было бы наличие у юридического лица одного учредительного документа: или учредительного договора, действующего в течение всего периода существования юридического лица, или устава. Учредительный договор может использоваться в качестве учредительного документа тех юридических лиц, организационно-правовая форма которых предполагает (полное товарищество, товарищество на вере) личное участие учредителей (участников) в коммерческой деятельности юридического лица; в других случаях учредительным документом может служить устав. Наряду с этим созданию юридического лица, действующего на основании устава, могло бы предшествовать заключение договора о создании юридического лица.

Примером тому служит ст. 98 ГК, предусматривающая заключение учредителями договора о создании АО, который в отличие от устава не является учредительным документом (подробнее см. п. 3 коммент. к ст. 98).

3. Пункт 3 комментируемой статьи касается вопроса юридической обязательности изменений, вносимых в учредительные документы, для юридического лица и его учредителей (участников) в их отношениях с третьими лицами.

Изменения учредительных документов осуществляются в порядке, установленном законом и уставом (учредительным договором) юридического лица.

Общее правило состоит в том, что изменения учредительных документов относятся к компетенции учредителей (участников) юридического лица (их общего собрания), и это право не может быть делегировано другим органам юридического лица. ГК предусматривает следующие исключения: устав фонда изменяется органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке; в определенных случаях право внесения изменений в устав фонда предоставляется суду (см. ст. 119 ГК); возможность внесения изменений по судебному решению предусмотрена в отношении учредительного договора товарищества (см. п. 2 ст. 72 ГК). Законом и учредительными документами юридического лица, как правило, устанавливается требование о квалифицированном большинстве голосов для принятия решения об изменении учредительных документов. Особым случаем изменения учредительных документов является изменение (уменьшение или увеличение) уставного капитала хозяйственных обществ, а также уставного фонда унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в отношении которого законом установлено специальное регулирование (см. ст. ст. 90, 100, 101; п. п. 5, 6 ст. 114 ГК).

По общему правилу изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Законом могут устанавливаться случаи, когда изменения определенного вида приобретают силу для третьих лиц не с момента регистрации, а с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Вместе с тем юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. В частности, данное правило препятствует удовлетворению требований учредителей (участников) о признании недействительными сделок юридического лица, заключенных с третьими лицами, по мотивам отсутствия государственной регистрации соответствующих изменений.

Важные правила уплаты взносов

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий