Налоговый кодекс ( ст 89 нк рф 2020 )

Можно отменить решение о выездной проверке, если в нём нет имени руководителя проверяющей группы?

По п 2 ст 89 НК РФ в самом документе, содержащем решение о проведении проверки, указываются имена, фамилии и должности проверяющих. Это сотрудники налоговой службы, которые непосредственно отвечают за проведение этой проверки.
Приказ ФНС утверждает форму требования. В этой форме предусмотрено указание имени руководителя проверяющей группы. Однако в Налоговом кодексе про руководителя никаких упоминаний нет — упоминаются лишь сотрудники налоговой службы, которым поручена проверка.
Судебные инстанции считают, что отсутствие имени руководителя проверяющих, никак не ущемляют прав проверяемого плательщика, а значит по этой причине отменить проверку нельзя.

Права налогового органа при проведении налоговой проверки 1. Истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ)

В силу данной статьи Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

Обратите внимание — копии

Обычно при проверках налогоплательщикам выдают требования о представлении документов на основании ст. 93 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик должен собрать и сделать копии со всех документов. Статьей 93 НК РФ для этого установлен срок 10 дней. Дни исчисляются в рабочих, если Кодексом не предусмотрено иное. По ст. 93 НК РФ иного нет, поэтому десять рабочих дней. Это очень мало, поэтому если копии документов за этот срок не могут быть предоставлены, то тогда налогоплательщик просит руководителя налогового органа письменно, с указанием причин продлить срок представления этих документов.

Если налогоплательщик отказывается представить какой-то документ, то проверяющие должны составить протокол о нарушении, на основании которого будет произведено наказание.

Кондрашова Л.А. отметила, что сейчас применяется очень действенный способ при налоговой проверке — это проведение инвентаризации. Приказ МНС и Минфина России старый, еще от 10 марта 1999 г. N ГБ-3-04/39, N 20н «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке».

Очень любит налоговая инспекция проверять арендованные помещения. Когда организации сдает в аренду какие-то помещения, то зачастую технические характеристики не описывают. При проверке налоговики приходят к арендатору и смотрят различные отделимые вещи. Арендатор начинает говорить, что «это нам предоставил арендодатель». Но согласно договору в аренду передано только помещение, а это совершенно не помещение, отдельное имущество, его в аренду не брали. Все включается в акт инвентаризации, потом в доходы, потом доначисляются налоги. Поэтому если арендатор от арендодателя получает кроме помещения еще другое движимое имущество, то это должно быть отражено в договоре. Либо нужно составлять договор смешанный, где есть два различных предмета аренды. Либо это вообще отдельные документы по пользованию. В противном случае, если нет доказательств, что это имущество принадлежит арендодателю, это будет квалифицировано как неучтенная собственность самого арендатора.

Другая ситуация — руководитель организации очень увлекается живописью. Он из дома принес картины, развесил в своем кабинете. Картины оказались представляющими ценность, дорогими. А у него на то, что он собственник, никаких документов нет.

При налоговой проверке инвентаризируют все, что представляет какую-то ценность, с чего имеется возможность начислить налоги. Не смог он доказать, что это его собственность. Хотя можно было в народный суд пойти об истребовании своего имущества.

Еще интересный случай — организации шла выручка от реализации кофе, но не было на балансе ни оборудования для приготовления кофе, ни столиков, ни чайников — ничего не покупали. Как они это кофе готовили, с чего его производили? Поэтому инвентаризация становится актуальной. Если раньше ее редко проводили, то сейчас все больше и чаще.

Продлевается ли срок подачи документов налогоплательщиком, если выездная проверка приостановлена?

По ст 93 НК РФ проверяемые должны предоставить требуемые налоговым органом документы в течение 10 дней. Срок увеличивается до 20 дней, если проверке подвергается группа налогоплательщиков.
П 9 ст 89 НК РФ включает основания, по которым решением руководителя налоговой службы проверка может быть временно приостановлена. Пока проверка не производится из-за приостановления, действия службы по истребованию документов у плательщика тоже замораживаются.
Чтобы затребовать документы у плательщика при проверке, нужно передать ему соответствующее требование. Если проверка приостанавливается, то требования проверяемому не направляются. Но если требование было направлено до приостановления проверки, то оно считается действительным и подлежит выполнению

Не важно при этом, когда плательщик его получит — до или после заморозки проверки. В любом случае он должен это требование выполнить в положенный десятидневный срок.
Если проверяемая фирма или лицо, не может в отведенный срок передать документы в Налоговую, то на следующий день после получения требования можно письменно известить службу об этом

В уведомлении указываются причины, из-за которых бумаги не могут быть переданы вовремя и удобные для налогоплательщика сроки их предоставления. Руководитель налогового органа рассматривает эту просьбу и решает продлить проверяемому срок подачи бумаг или отказать. Эта процедура самостоятельная, и к действиям Налоговой службы, указанным в п 9 ст 89 НК РФ она никак не относится.
Так, факт продления срока подачи документов и факт приостановления выездной проверки между собой никак не связаны. Поэтому направить просьбу о продлении срока подачи бумаг проверяемый может в том числе и в период приостановления выездной проверки. Рассматриваться это ходатайство будет в общем порядке.

Доступ на территорию (ст. 91 НК РФ)

Два документа для доступа — это решение налогового органа и служебное удостоверение

К этим документам также необходимо внимание налогоплательщиков. Иногда приходят те проверяющие, которые не указаны в решении

В этих случаях налогоплательщик имеет право не пускать проверяющих на свою территорию. Или в решение иногда указывают одни периоды, а начинают проверять другие.

Если во время проверки отдельный сотрудник налоговой уволился, то в решение должны внести соответствующие изменения.

Если налогоплательщик имеет официальный юридический адрес, а фактически находится в другом месте, какие могут быть последствия?

Кондрашова Л.А. прокомментировала: в этой ситуации можно сказать, что у нас договор на аренду расторгнут. Нас попросили освободить помещение.

Или другая ситуация. Здание в собственности. На самом деле оно сдается в аренду.

Можно сказать, что у нас плохое экономическое состояние, мы решили свое помещение сдать в аренду. Все документы можем представить. Инвентаризацию ваших объектов проверяющие проведут. У них есть право проверять не только документы, но и объекты.

Это уже не налоговые последствия. Это последствия гражданско-правовые, которые реализует налоговый орган. Поэтому ее деятельность, как регистрирующего органа, за непредоставление достоверных сведений о местонахождении, т.е. правильных данных в реестр или несвоевременное предоставление, оно карается административными штрафами, которые есть в административном Кодексе. Если это делается заведомо с целью не платить налоги, то здесь может применяться к руководителю дисквалификация сроком до трех лет либо его могут лишить права быть руководителем, это ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Налоговые органы сейчас ведут реестр дисквалифицированных руководителей.

Что будет делать ФНС при выявлении нарушения?

Если инспекторы ФНС РФ выявят нарушения в деятельности фирмы, то они должны будут принять все необходимые законные меры в целях документальной фиксации обнаруженных фактов. Это нужно для того, чтобы последующие решения налоговиков имели доказательную базу.

При необходимости ФНС может изъять у фирмы документы, которые могут подтверждать нарушение — чтобы налогоплательщик не осуществил впоследствии их сокрытие. Инспекторы ФНС вправе требовать от проверяемой фирмы объяснений по поводу обнаруженных фактов, характеризующих деятельность предприятия. При этом запрос на предоставление необходимых сведений может формироваться как в устной, так и письменной форме.

Если налогоплательщик откажется конструктивно взаимодействовать с ФНС, то это может привести к тому, что инспекция интерпретирует тот или иной сложный вопрос не в пользу проверяемой организации. При необходимости инспекторы ФНС могут осуществлять видеосъемку процесса проверки, фотографировать изучаемые объекты, что принадлежат фирме.

Факты о проверке должны фиксироваться в отдельном протоколе. В соответствующем документе инспектор обязан зафиксировать дату и место осуществления тех или иных действий, Ф.И.О. участников осмотра объектов проверяемой фирмы, содержание проводимых инспекторами действий, выявленные факты в процессе осмотра объектов. Фото- и видеоматериалы, если они есть, прилагаются к протоколу.

Способы применения

Масло черного тмина для волос, как его применять? Все зависит от цели, для которой оно используется, а также дисциплины женщины. Тем, кто по каким-либо причинам не может либо не хочет готовить маски на основе целебного продукта, могут добавлять его в шампуни. Пяти капель будет достаточно для одного применения.

И также можно проводить процедуру ароматического расчесывания. Для этого понадобится около 15 капель масла и пару капель любого эфира. Смесь распределяют по деревянному гребню и расчесывают пряди.

Тем, кто готов посвятить уходу за шевелюрой много сил и времени, пригодятся рецепты домашних масок с использованием эликсира красоты.

Комментарий к Ст. 89.2 НК РФ

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» часть первая НК РФ была дополнена ст. 89.2 об особенностях проведения выездной налоговой проверки новой категории налогоплательщиков — участник регионального инвестиционного проекта.

В соответствии с п. 1 ст. 89.2 НК РФ предметом выездной налоговой проверки, проводимой в отношении участника регионального инвестиционного проекта, являются:

а) правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ);

б) соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Налоговым кодексом РФ и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 89.2 НК РФ).

Таким образом, предмет выездной налоговой проверки, проводимой в отношении участника регионального инвестиционного проекта, расширен по сравнению с тем предметом, в отношении которого проводятся выездные налоговые проверки обычных налогоплательщиков, не являющихся участниками региональных инвестиционных проектов.

В соответствии с п. 2 ст. 89.2 НК РФ если капитальные вложения в соответствии с региональным инвестиционным проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий 5 лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, то в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта может быть проверен период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Напомним, что по общему правилу глубина выездной налоговой проверки охватывается периодом в 3 года (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Отметим, что по общему правилу в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Из указанного можно сделать вывод, что данные положения пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов не распространяются и они должны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение 5 лет.

При этом отметим, что согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.

Однако и из указанного правила, установленного для налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов, п. 3 ст. 89.2 НК РФ установлено исключение.

Оно касается налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов, объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией которых не может быть менее 500 000 000 руб. при условии осуществления ими капитальных вложений в срок, не превышающий 5 лет со дня включения такой организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 3 ст. 89.2, абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ).

Так, согласно п. 3 ст. 89.2 НК РФ вышеуказанный налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, предусмотренным абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ, обязан в течение 6 лет обеспечивать сохранность:

а) данных бухгалтерского и налогового учета;

б) других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации;

в) документов, подтверждающих соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) его участникам, установленным Налоговым кодексом РФ и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Задачи инспекторов

Рассмотрим более подробно то, какие задачи решают инспекторы ФНС при выездной проверке. В ходе рассматриваемого мероприятия налоговики, используя имеющиеся данные о налогоплательщике, сведения из предоставленных им документов и материалов:

— проводят анализ полученной информации о деятельности фирмы;

— выявляют возможные несоответствия в изученных документах, нарушения в ведении бухгалтерского и налогового учета;

— определяют степень влияния данных недоработок на платежную дисциплину организации;

— при необходимости инициируют встречные проверки — иных фирм, которые имеют отношение к деятельности проверяемой компании;

— осматривают помещения, прилегающие территории;

— общаются с людьми, работающими в компании, привлекают компетентных экспертов — в целях объективной оценки деятельности проверяемой фирмы;

— определяют доказательную базу по обнаруженным нарушениям налогового законодательства РФ;

— доначисляют налоги, определяют основания для штрафов и пеней;

— корректно фиксируют результаты проверки.

Срок проверки

Период проверки обязательно указывается в решении. Срок проверки не должен превышать трех календарных лет, т.е. может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение проверки. Вопрос на самом деле очень интересный. Статью 89 НК РФ немного переформулировали. Раньше она говорила о том, что проверке подлежат три года, предшествующие году проведения проверки. Суды признавали правильным практику проверки текущего года. Можно было проверять три предыдущих и налоговые периоды текущего года. Теперь статья несколько по-другому звучит и говорит о том, что может быть проверен период, не превышающий трех лет, предшествующих году проверки. По смыслу проверять текущий период уже нельзя. Но на самом деле практика сохраняется. Судебной практики пока никакой не сложилось.

Если в решении указан срок проверки 2005 — 2006 гг., могут ли проверить еще 2007 г.?

Кондрашова Л.А. ответила: если потом внесут изменения. Но в этом случае можно уже будет настаивать на том, что это другая проверка. Потому что внесение изменения в решение — это уже другая проверка. А по законодательству теперь допускается не более двух проверок в год.

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Скачать и посмотреть документы можно по ссылкам:

  1. Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2014-2016 годах, с учетом сформулированных в судебных
  2. Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2017 году, с учетом сформулированных в судебных актах правовых позиций

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет. 

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Согласно докладу ФНС на 2014-2017 годы запланировано:

  • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
  • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье про кассовый аппарат);
  • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, об ограниченной ответственности участников ООО по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
  • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Создается впечатление, что как для врачей нет здоровых людей, а есть не дообследованные, так и для налоговых органов нет добросовестных налогоплательщиков, а есть пока еще не проверенные.

Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского — для организаций), оформления документооборота, своевременно перечислять платежи и налоги, соблюдать трудовое законодательство.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий