Статья 85 нк рф. обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц

Комментарий к Ст. 86 НК РФ

В соответствии с пп. «а» п. 7 ст. 10 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон N 134-ФЗ) в ст. 86 НК РФ были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 июля 2014 г.

В силу п. 1 ст. 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию:

об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов);

об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

о предоставлении права или прекращении права организаций, индивидуальных предпринимателей использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;

об изменении реквизитов корпоративных средств платежа.

Информация должна быть сообщена в электронной форме в течение 3 дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком вышеуказанной информации должен быть установлен Банком России по согласованию с ФНС России. Указанное положение абз. 4 п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ не претерпело изменений.

В целях реализации действовавших ранее и действующих в настоящее время положений п. 1 ст. 86 НК РФ Банком России по согласованию с ФНС России было утверждено Положение от 7 сентября 2007 г. N 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)».

Согласно п. п. 1.1 и 1.2 вышеуказанного Положения Банка России банк должен сформировать сообщение в электронном виде об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета, вклада (депозита) клиента по форматам, установленным ФНС России.

Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России и Центр информационных технологий Банка России в уполномоченный налоговый орган для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.

Приказом ФНС России от 23 мая 2014 г. N ММВ-7-14/292@ утверждены формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Электронное сообщение о счете, вкладе (депозите) клиента банка, открытом в его филиале, может также оперативно формироваться этим филиалом и направляться банком через указанный филиал в уполномоченный налоговый орган.

В соответствии с пп. «б» п. 7 ст. 10, п. 4 ст. 24 Закона N 134-ФЗ п. 2 ст. 86 НК РФ изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 июля 2014 г.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 86 НК РФ были введены новые правовые основания для получения налоговыми органами от банков справок (выписок) по счетам, вкладам (депозитам) и об электронных денежных средствах:

а) в части организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, — в случае истребования у этих лиц документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;

б) в части физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в случае наличия согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

ФНС России в Письме от 29 мая 2014 г

N ЕД-4-2/10322 «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» обратила внимание, что до внесения изменений в Приказы ФНС России от 25 июля 2012 г. N N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@ налоговым органам при направлении запросов в банки по указанным основаниям рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных Письмом ФНС России от 29 декабря 2012 г

N АС-4-2/22680@) указывать основания, используя шаблоны согласно Приложению 1 к Письму ФНС России от 29 мая 2014 г. N ЕД-4-2/10322 «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014».

Комментарий к Ст. 99 Налогового кодекса

Положения комментируемой статьи устанавливают общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля. Приводим некоторые виды протоколов:

1) протокол допроса свидетеля;

2) протокол осмотра помещений, документов, предметов;

3) протокол выемки документов и предметов;

4) протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав и т.д.

В соответствии с пунктом 1 статьи 99 НК РФ протоколы составляются на русском языке. Однако это не препятствует тому, чтобы он был одновременно составлен и на иностранном языке.

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи в протоколе указываются:

1) его наименование (например, «Протокол допроса свидетеля»);

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия (например, «Допрос был начат в 12 час. 00 мин. и окончен в 14 час. 30 мин. 11 ноября 2014 года»);

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол. Протокол составляется должностным лицом, непосредственно осуществляющим то или иное действие в ходе проведения налогового контроля;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

5) фамилия, имя, отчество каждого лица (например, свидетеля, понятого, эксперта, специалиста, переводчика, а также лица, в отношении которого осуществляется та или иная форма налогового контроля), участвовавшего в действии (например, в качестве специалиста) или присутствовавшего при его проведении (например, понятых), а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком. Обязательный порядок указания названных реквизитов особо подчеркивает ФНС России (письмо ФНС России от 25 октября 2012 года N АС-3-2/3866@);

6) содержание действия, последовательность его проведения. Например, если производится выемка документов, то нужно охарактеризовать как процесс самой выемки, так и очередность тех или иных действий по фактическому изъятию документов;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства. Например: «В ходе допроса свидетеля были выявлены следующие факты…» (и далее следует их подробное описание). В протокол заносятся сведения о фактах и обстоятельствах, имеющие значение для рассмотрения дела.

Указание названных реквизитов в протоколе имеет большое значение, так как несоблюдение общих требований, предъявляемых к протоколу, лишает его силы процессуального документа, а значит, и возможности использования при рассмотрении дела о нарушении законодательства о налогах и сборах в суде. Доказательственное значение такого процессуального документа, как протокол, составленный при производстве действий по осуществлению налогового контроля, подчеркивает и судебная практика. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 8 июля 2013 года по делу N А56-55516/2012 признал позицию налогового органа, считающего, что факт отсутствия налогоплательщика по определенному адресу подтверждается актом осмотра, неправомерной. Суд указал, что на момент проведения осмотра должностные лица налогового органа располагали информацией о том, в каком из помещений в строении находится налогоплательщик. Однако, как следует из акта, это помещение они не осматривали, указав, что проверено здание в целом. Протокол осмотра в материалы дела не представлен. Суд указал, что акт осмотра протоколом не является. В нем не приведена информация о содержании проведенных налоговым органом действий и последовательности их исполнения, как того требует подпункт 6 пункта 2 статьи 99 НК РФ. К нему не приложены пояснения собственника. Указанное в акте время осмотра ограничено 50 минутами (с 10.10 до 11.00), в то время как у налогоплательщика установлен режим рабочего времени с 11.30 до 20.00.

Пункты 3 и 4 комментируемой статьи, являясь правилами-гарантиями, устанавливают:

1) прочтение протокола всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении;

2) право указанных лиц делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу;

3) подписание протокола составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

В соответствии с пунктом 5 комментируемой статьи к протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Другой комментарий к Ст. 98 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 ст. 98 Кодекса понятые вызываются при проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных Кодексом.

Участие понятых предусмотрено п. 7 ст. 77 Кодекса при производстве ареста имущества налогоплательщика-организации, п. 3 ст. 92 Кодекса при проведении осмотра и п. 3 ст. 94 Кодекса при производстве выемки документов и предметов (см. комментарии к ст. 77, 92 и 94 Кодекса).

Порядок выплаты сумм, причитающихся понятым, определен ст. 131 Кодекса (см. комментарий к ст. 131 Кодекса).

2. В соответствии с п. 2 ст. 98 Кодекса понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Такое количество лиц, приглашаемых в качестве понятых, предусмотрено различными отраслями процессуального законодательства.

3. В пункте 3 ст. 98 Кодекса установлено, что в качестве понятых могут быть вызваны только не заинтересованные в исходе дела физические лица.

4. Согласно п. 4 ст. 98 Кодекса участие должностных лиц налоговых органов в качестве понятых не допускается. Необходимость такого ограничения очевидна — должностные лица налоговых органов являются безусловно заинтересованными в исходе дела лицами.

5. Пункт 5 ст. 98 Кодекса закрепляет обязанность понятых: удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии.

В пункте 5 комментируемой статьи также предусмотрено право понятых: делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

В случае необходимости понятые согласно п. 5 ст. 98 Кодекса могут быть опрошены по фактам, содержанию и результатам действий, производившихся в их присутствии.

Комментарии к ст. 85 НК РФ

За неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ответственность статьей 129.1 НК РФ. Статья 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

К таким органам относятся:

  • органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями (пункт 1 статьи 85 НК РФ);
  • адвокатские палаты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 НК РФ);
  • органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (пункт 3 статьи 85 НК РФ);
  • органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (пункт 4 статьи 85 НК РФ);
  • органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (пункт 5 статьи 85 НК РФ);
  • органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой (пункт 6 статьи 85 НК РФ);
  • органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (пункт 7 статьи 85 НК РФ);
  • органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 8 статьи 85 НК РФ ).
  • органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц (пункт 9 статьи 85 НК РФ).

Основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах определены Приказом МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ «О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и налоговых органах».

Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ утверждены формы сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Когда должен сообщить в налоговую службу о наличии у него имущества гражданин, купивший квартиру и автомобиль в начале 2015 года?

У гражданина, купившего квартиру и машину, по закону возникают обязанности уплачивать налог на имущество (НИФЛ) и транспортный налог.
По п 4 ст 85 НК РФ эти налоги рассчитываются по сведениям и данным, которые предоставляются в Налоговую службу органами, осуществляющими регистрацию объектов (квартиры и автомобиля).
Сумму налога нужно уплатить в течение месяца с момента получения уведомления.
Налоговый период по исчислению транспортного налога и налога на имущество физ. лиц одинаков — равен календарному году. Плата производится в следующем налоговом периоде. Поэтому, если имущество было куплено в 2015 году, то уведомления об оплате налога за него гражданин получит уже в 2016 году.
Получается, что специально сообщать в налоговую службу о покупке имущества гражданин не обязан — налоговая служба узнаёт об этом от должностных лиц регистрирующих органов.
Однако может случится, что налоговое уведомление в 2016 году гражданин не получит. Это будет значить, что по каким-то причинам Налоговая инспекция не узнала о наличии у него имущество и о возникновении соответствующей обязанности платить налоги.
Не получив налоговые уведомления, при наличии объектов налогообложения, гражданин обязан сообщить о своем имуществе в налоговый орган по месту жительства.
Такое сообщение делается по утвержденной приказом ФНС форме. Поправки о необходимости сообщения были внесены в Налоговый кодекс не так давно — с 1 января 2015 года.
Итак, гражданин, купивший квартиру и машину в 2015 г. и не получивший платёжный документ в течение 2016 г., обязан сообщить в налоговый орган о своём имуществе до 31 декабря 2016 года.

Примеры практики — судебные решения по статье 99 НК РФ:

Решение по делу 2а-2390/2017 ~ М-2570/2017 Решение по делу 2а-4621/2016 Решение по делу 5-578/2016 Решение по делу 5-578/2016 Решение по делу 2а-1954/2016 ~ М-1578/2016 Решение по делу 2-1535/2016 (2-11906/2015;) ~ М-6882/2015 Решение по делу 2-1535/2016 (2-11906/2015;) ~ М-6882/2015 Решение по делу 2а-532/2015 ~ М-509/2015 Решение суда первой инстанции: Отказать в признании ненормативного правового акта недействительным полностью Решение суда первой инстанции: Признать ненормативный правовой акт недействительным в части Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу — без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) Решение по делу 2-1535/2016 (2-11906/2015;) ~ М-6882/2015 Решение по делу 2-182/2015 ~ М-95/2015 Решение суда первой инстанции: Отказать в признании решения и действий (бездействий) незаконными полностью Отказать в признании недействительным ненормативного правового акта, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.3 ст.201 АПК РФ) Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт Решение суда первой инстанции: Отказать в признании решения и действий (бездействий) незаконными полностью Признать недействительным ненормативный правовой акт, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.2 ст.201 АПК РФ) Решение суда первой инстанции: Отказать в признании решения и действий (бездействий) незаконными полностью Решение суда первой инстанции: Иск удовлетворить полностью Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) Отказать в иске Решение суда первой инстанции: Признать ненормативный правовой акт недействительным в части Решение суда первой инстанции: В иске отказать полностью Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу — без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) Решение суда первой инстанции: Признать ненормативный правовой акт недействительным в части Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу — без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) Отказать в признании недействительным ненормативного правового акта, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.3 ст.201 АПК РФ) Решение суда первой инстанции: Признать ненормативный правовой акт недействительным в части Решение по делу 2-3531/2015 ~ М-2089/2015 Оставить без изменения решение и (или) постановление апелляционной инстанции: а кассационную жалобу — без удовлетворения (п.1 ч.1 ст.287 АПК) Решение по делу 2-3531/2015 ~ М-2089/2015 Решение по делу 2-3531/2015 ~ М-2089/2015 Решение по делу 2-3531/2015 ~ М-2089/2015 Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу — без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) Отказать в признании недействительным ненормативного правового акта, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.3 ст.201 АПК РФ) Отказать в признании недействительным ненормативного правового акта, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.3 ст.201 АПК РФ) Решение суда первой инстанции: Признать решения и действия (бездействия) незаконными в части Признать недействительным ненормативный правовой акт, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.2 ст.201 АПК РФ) Решение суда первой инстанции: Иск удовлетворить полностью Решение суда первой инстанции: Признать ненормативный правовой акт недействительным полностью Признать недействительным ненормативный правовой акт, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.2 ст.201 АПК РФ),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК) Решение суда первой инстанции: Отказать в признании ненормативного правового акта недействительным полностью Отказать в признании недействительным ненормативного правового акта, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.3 ст.201 АПК РФ) Удовлетворить иск полностью или частично,Отменить обеспечение — Обеспечение заявления (искового заявления) (ст.92, 93 АПК, ст.42 ФЗ О несостоятельности) Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу — без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) Решение суда первой инстанции: В иске отказать полностью Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения Решение суда первой инстанции: Признать ненормативный правовой акт недействительным в части Решение по делу 2-66/2014 ~ М-26/2014

В отношении какого имущества нотариус должен передать в налоговый орган сведения о выдаче свидетельств на наследство?

По п 6 ст 85 НК РФ нотариусы, ведущие частную практику, имеют обязанности перед Налоговой службой (НС). Они должны передавать туда сведения. В частности, касающиеся выдачи ими свидетельств о наследственных правах.
Такие сведения подаются нотариусами по месту их жительства не позднее 5 дней со дня удостоверения ими свидетельств о наследстве.
П 10 ст 85 НК РФ допускает как бумажную, так и электронную форму передачи сведений. Заполняются формы в порядке, предусмотренном ФНС России.
На сегодняшний день утверждена форма, касающаяся только сведений о выдаче свидетельств о наследовании недвижимого имущество и транспортных средств. Поэтому, ведущие частную практику нотариусы, должны предоставлять в НС сведения о правах на объекты недвижимого имущества и на автомобили.
Вопрос об обязанности нотариусов информировать налоговый орган о наследовании гражданами других видов имущества остается открытым. Так как в законе нет перечисления его видов.
Некоторые нотариусы передают в налоговую сведения, касающиеся любого наследование. Федеральная налоговая служба не считает это необходимым, что и доводит до сведения нотариусов в письме от 12 ноября 2014 г. N СА-4-14/23364.
Позиция ФНС такова, что предоставлять информацию, касающуюся выдачи свидетельств о наследственных правах, нотариусы должны только в отношении:

  • прав на недвижимость;
  • прав на транспортное средство.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий