Налоговый кодекс российской федерации (часть первая) от 31.07.1998 n 146-фз ст 72 (ред. от 20.07.2020)

Статья 74. Поручительство

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства.

Налоговый орган применяет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 — 48 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства.

4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

6. Исключен.

6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов, страховых взносов.

Другой комментарий к Ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 72 Кодекса указаны способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, каждому из которых посвящена отдельная статья комментируемой главы:

залог имущества;

поручительство;

пеня;

приостановление операций по счетам в банке;

наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Первые из двух указанных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов — залог имущества и поручительство — осуществляются по инициативе налогоплательщика или плательщика сбора. Как предусмотрено п. 5 ст. 61 Кодекса, изменение срока уплаты налога и сбора по решению уполномоченных органов может производиться под залог имущества в соответствии со ст. 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей гл. 9 Кодекса (см. комментарий к ст. 61 Кодекса).

Остальные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов — пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика — применяются по инициативе налогового органа.

Пунктом 1 ст. 329 части первой ГК установлено, что исполнение гражданско-правовых обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Целесообразно отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 340 Таможенного кодекса РФ уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:

1) залогом товаров и иного имущества;

2) банковской гарантией;

3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в Федеральном казначействе (денежный залог);

4) поручительством.

2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются следующими статьями комментируемой главы:

залог имущества — ст. 73 (см. комментарий к ст. 73 Кодекса);

поручительство — ст. 74 (см. комментарий к ст. 74 Кодекса);

пеня — ст. 75 (см. комментарий к ст. 75 Кодекса);

приостановление операций по счетам в банке — ст. 76 (см. комментарий к ст. 76 Кодекса);

наложение ареста на имущество налогоплательщика — ст. 77 (см. комментарий к ст. 77 Кодекса).

3. Пунктом 3 ст. 72 Кодекса установлено, что правила, предусмотренные комментируемой главой, за исключением ст. 76 и 77 Кодекса, т.е. за исключением положений о приостановлении операций по счетам в банке и о наложении ареста на имущество налогоплательщика, применяются также в отношении способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов в государственные внебюджетные фонды.

Это означает, что в отношении исполнения обязательств по уплате налогов в государственные внебюджетные фонды применяются такие способы обеспечения, как залог имущества, поручительство и пеня.

При применении указанных способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов органы государственных внебюджетных фондов согласно п. 3 комментируемой статьи пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. Об органах государственных внебюджетных фондов см. комментарий к ст. 34.1 Кодекса.

Законодательная база

  • Список банков, предоставляющих соответствующие гарантии – это публичные сведения, то есть информация находится в открытом доступе.
  • Базовые условия для внесения учреждения в перечень регулируются положениями п. 3 ст. 74.1 НК РФ и ФЗ № 45.
  • Ведение реестра – это задача Минфина. Информацию для включения учреждения в него, предоставляющих гарантии, передает Центробанк на основе данных собственного мониторинга.
  • При изучении характеристик банковского предприятия учитываются внутренние рейтинги по версиям «АКРА» и «Эксперт-РА» (рейтинговые агентства, находящиеся на балансе государства).

  • юридический адрес, детализированные банковские реквизиты;
  • обязательства (предельная сумма сделки, по которой учреждение может выступать гарантом);
  • сумма неустойки (размер компенсации, которую потребуется выплатить в случае неисполнения условий контракта поставщиком товара или услуги);
  • сумма поручительства;
  • дата внесения.

Сведения обновляются без установленных временных нормативов: в него включают новые банки после подачи ими заявки и проведения мониторинга, исключение – по факту выявление условий, противоречащих исполнению ФЗ №44 (данные Центробанком передаются в течение 5 рабочих дней).

Сроки возмещения НДС при общем и заявительном порядке

В НК РФ установлены ограниченные сроки по всем этапам, предшествующим получению возмещения по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком

Стоит обратить внимание, что пропуск сроков со стороны налоговой грозит ей последствиями в виде уплаты процентов налогоплательщику

Сроки при общем порядке

1. После подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления на возмещение ИФНС проводит камеральную проверку. Сейчас срок проведения проверки составляет 2 месяца, но если у налоговой возникнут подозрения в совершении нарушений ее могут продлить до 3-х (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).

С 01.10.2020 года налоговики запустили новый пилотный проект, согласно которому срок камеральной проверки для некоторых налогоплательщиков будет всего 1 месяц вместо 2-ух. Кто вправе принять участие в проекте и какие риски и выгоды будут получены, рассказали эксперты  КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в обзорный материал.

2. Если в ходе проведения камеральной проверки не были выявлены нарушения, то ИФНС, в соответствии с пп. 2, 6 и 7 ст. 176 НК РФ, в 7-дневный срок (в рабочих днях) принимает решение о возмещении НДС целиком либо частично (а также решение о зачете в счет будущих платежей или возврате, если об этом просил налогоплательщик). При этом:

  • на следующий день после принятия положительного решения в казначейство направляется поручение о проведении платежа (абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ);
  • в течение 5 дней казначейство проводит платеж на счет налогоплательщика, который был указан им в заявлении (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Всего на возврат не вызывающей возражений у налогового органа суммы возмещения по НДС отводится 2 месяца и 12 (7+5) дней после подачи декларации и заявления о возмещении. Если заявление не подавалось до вынесения решения о возмещении, то срок перевода денежных средств казначейством будет увеличен до 1 месяца с момента получения ИФНС этого заявления (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

3. Если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения налогового законодательства и предприятию было отказано в возмещении, то в течение 10 дней после завершения проверки составляется соответствующий акт и передается налогоплательщику.

См. также материал «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Сроки при заявительном порядке

Право на возмещение НДС в ускоренном порядке налогоплательщики имеют при соблюдении определенных условий, установленных ст. 176.1 НК РФ (в частности, это определенный объем уплаченных налогов за 3 предыдущих года, наличие банковской гарантии или поручительства).

Если все условия выполняются, то после подачи декларации налогоплательщик должен в 5-дневный срок подать заявление о возмещении НДС в соответствии с п. 7 ст. 176.1 НК РФ. Налоговый орган также в 5-дневный срок с момента получения заявления налогоплательщика (при условии соблюдения последним требований, установленных пп. 2, 4 и 7 ст. 176.1 НК РФ) принимает решение о предоставлении возмещения или отказе в этом (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогам и пеням, то проводится ее автоматический зачет в счет суммы возмещения (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). Не позже дня, наступающего за принятием решения о возмещении, ИФНС передает казначейству поручение о перечислении возмещаемой суммы на банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 176.1 НК). В 5-дневный срок территориальный орган Федерального казначейства производит перевод средств налогоплательщику.

Если на 12 день после подачи заявления налогоплательщика по ускоренной процедуре не было произведено возмещение НДС, то происходит начисление процентов. После получения уведомления от казначейства о возврате суммы возмещения налоговая инспекция в 3-дневный срок принимает решение о возврате насчитанных процентов и на следующий день направляет соответствующее поручение в казначейство (абз. 4 п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки по заявленным суммам НДС к возмещению также составляет 2 месяца, как и при общем порядке возмещения. Если по итогам проверки будет определено, что налогоплательщик не имел права на возмещение, то у него возникнет недоимка на сумму выплаченного ему возмещения. Ее придется погасить либо самому налогоплательщику, либо его гаранту (поручителю) в течение 5 дней с даты получения требования о возврате. При отсутствии добровольной уплаты взыскание произведут в принудительном порядке.

Статья 74. Поручительство

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства.

Налоговый орган применяет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 — 48 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства.

4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

6. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов, страховых взносов.

Комментарий к статье 74.1 НК РФ

Данная статья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ и регламентирует, каким именно образом банковская гарантия может служить способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Банковская гарантия предоставляется банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Для разъяснения вопросов, связанных с оценкой соответствия банка требованиям для принятия банковских гарантий, установленным пунктом 3 статьи 74.1 НК РФ, рекомендуется обратиться в Банк России. На это указал Минфин России в Письме от 03.03.2015 N 03-02-07/1/11097.

Как разъяснено в Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-7/3442, главный бухгалтер юридического лица не является органом юридического лица, следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера на документах, составленных юридическим лицом, не свидетельствует об отсутствии воли юридического лица на совершение соответствующей сделки.

Данные выводы подтверждены Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий», в пункте 4 которого указано, что отсутствие подписи главного бухгалтера юридического лица, выдавшего банковскую гарантию, не является основанием для признания гарантии недействительной.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» также не содержит положений о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.

Учитывая изложенное, если имеется подпись руководителя юридического лица (уполномоченного им лица), выдавшего банковскую гарантию, отсутствие или наличие подписи главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) само по себе не является основанием для признания банковской гарантии недействительной.

Статьей 74.1 НК РФ не предусмотрено указание на представление налоговым органом гаранту копии требования об уплате налога, направленного им налогоплательщику.

Вывод об этом содержится в Письме ФНС России от 02.07.2015 N СА-4-7/11566.

Комментарий к статье 74.1 НК РФ:

Данная статья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ и регламентирует, каким именно образом банковская гарантия может служить способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Банковская гарантия предоставляется банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Для разъяснения вопросов, связанных с оценкой соответствия банка требованиям для принятия банковских гарантий, установленным пунктом 3 статьи 74.1 НК РФ, рекомендуется обратиться в Банк России. На это указал Минфин России в Письме от 03.03.2015 N 03-02-07/1/11097.

Как разъяснено в Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-7/3442, главный бухгалтер юридического лица не является органом юридического лица, следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера на документах, составленных юридическим лицом, не свидетельствует об отсутствии воли юридического лица на совершение соответствующей сделки.

Данные выводы подтверждены Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий», в пункте 4 которого указано, что отсутствие подписи главного бухгалтера юридического лица, выдавшего банковскую гарантию, не является основанием для признания гарантии недействительной.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» также не содержит положений о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.

Учитывая изложенное, если имеется подпись руководителя юридического лица (уполномоченного им лица), выдавшего банковскую гарантию, отсутствие или наличие подписи главного бухгалтера (заместителя главного бухгалтера) само по себе не является основанием для признания банковской гарантии недействительной.

Статьей 74.1 НК РФ не предусмотрено указание на представление налоговым органом гаранту копии требования об уплате налога, направленного им налогоплательщику.

Вывод об этом содержится в Письме ФНС России от 02.07.2015 N СА-4-7/11566.

Комментарий к Статье 77 НК РФ

Арест имущества — опись имущества и объявление запрета распоряжаться им. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (п. 1 ст. 77 НК РФ). Федеральным законом N 137-ФЗ в данный подпункт ст. 77 были добавлены пени и штрафы (как и в другие подпункты этой статьи).

Арест имущества может быть полным — без права распоряжения — или частичным — с правом пользования под контролем органов (п. 2 ст. 77 НК РФ).

Арест может быть наложен на все имущество организации-налогоплательщика (п. 4 ст. 77 НК РФ).

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ).

Решение об аресте имущество конкретной фирмы принимается руководителем (заместителем) налогового (таможенного) органа в форме соответствующего постановления (п. 6 ст. 77 НК РФ).

Правила проведения ареста изложены в п. п. 7 — 10 ст. 77 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 13 ст. 77 НК РФ).

Комментарий к статье 77 НК РФ:

Комментируемая статья регламентирует наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога утверждены Приказом МНС России от 31.07.2002 N БГ-3-29/404.

Наложение ареста на имущество может быть произведено при наличии установленных статьей 77 НК РФ условий, а именно:

  • налогоплательщиком самостоятельно не исполнена в установленный срок обязанность по уплате налога;
  • у налогового органа имеются достаточные основания полагать, что налогоплательщик предпримет меры для того, чтобы скрыться или скрыть свое имущество;
  • налоговым органом предприняты необходимые меры по принудительному взысканию задолженности в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

То обстоятельство, что пунктом 1 статьи 77 НК РФ, которым раскрывается содержание ареста имущества как способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов, не установлено такое ограничение для применения ареста имущества как обязательное предварительное принятие решения о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ, не означает, что такового ограничения в силу пункта 3 статьи 77 НК РФ не существует.

Таким образом, принятию постановления о наложении ареста на имущество должно предшествовать принятие налоговым органом решения о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2012 N А75-9195/2011.

В Письме от 15.02.2016 N 03-02-07/1/8102 Минфин России рассмотрел вопрос о применении статей 76 и 77 НК РФ к открываемым банками счетам, на которые зачисляются денежные средства (обеспечительный платеж).

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

В соответствии со статьей 381.1 ГК РФ денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательство, возникшее по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 1062 ГК РФ, по соглашению сторон могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж).

В случае внесения обеспечительного платежа в безналичной форме соответствующие денежные средства могут быть зачислены на любой банковский счет (если он не является специальным банковским счетом, режим которого не допускает осуществление операций такого рода).

Минфин России поддержал позицию Банка России о применении общих правил главы 45 ГК РФ к банковскому счету, на который зачисляются денежные средства в счет обеспечительного платежа, поскольку законодательством не установлены специальные требования к такому счету.

Параграфом 8 ГК РФ не предусмотрены ограничения по приостановлению операций по счету, на который зачисляются денежные средства при внесении соответствующего обеспечительного платежа в безналичной форме, а также по аресту таких денежных средств.

Таким образом, законодательством Российской Федерации, в том числе статьями 76 и 77 НК РФ, не предусмотрены ограничения по приостановлению операций по вышеуказанным счетам в банках и по аресту денежных средств на этих счетах.

В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 N А55-9647/2012 указано, что исходя из положений статьи 77 НК РФ наложение ареста на имущество налогоплательщика возможно только при соблюдении двух обязательных условий: неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и наличия оснований полагать, что должник предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

После того, как наложен арест права налогоплательщика относительно владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, существенно ограничиваются.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.11.2006 N Ф09-9828/06-С3 указано, что поскольку соглашения о погашении обязательств взаимозачетом, на которые ссылается ответчик, заключены после наложения ареста на задолженность, данные сделки в части погашения арестованной задолженности являются ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий