Статья 41. содержание и структура коллективного договора

ПРОЦЕДУРА ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Коллективный договор имеет специфическую форму принятия — проведение коллективных переговоров.

Декларация Международной Организации Труда от 18.06.1998 «Об основополагающих правах и принципах в сфере труда» в числе одного из основополагающих принципов закрепляет право на свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров.

Порядок ведения коллективных договоров закреплен в ТК РФ. Всю процедуру ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора можно разделить на определенные этапы.

Этап 1. Начало коллективных переговоров

Обратите внимание! В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон

Согласно ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению либо изменению коллективного договора или соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Таким образом, каждая из сторон может проявить инициативу на заключение коллективного договора, направив письменное уведомление о начале коллективных переговоров другой стороне.

Такое уведомление направляется со стороны работодателя руководителем или иным представителем организации либо, если коллективный договор заключается в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — руководителем данного подразделения или лицом, наделенным соответствующими полномочиями руководителем организации в соответствии с частью 1 ст. 33 ТК РФ.

Со стороны работников уведомление работодателю может быть направлено:

  • первичной профсоюзной организацией, объединяющей более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. Данная организация имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа;
  • единым представительным органом, сформированным двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя. Формирование единого представительного органа проводится на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган;
  • при отсутствии указанных выше первичных профсоюзных организаций (объединяющих самостоятельно или в совокупности более половины работников данной организации) иной первичной профсоюзной организацией, определенной общим собранием (конференцией) работников тайным голосованием, либо иным представителем (представительным органом), избранным общим собранием (конференцией) работников из числа работников организации и наделенным соответствующими полномочиями.

На нашем предприятии действует несколько профсоюзов, единого представительного органа нет. Сейчас один из профсоюзов выступает с инициативой проведения коллективных переговоров. Должен ли профсоюз совершить какие-либо дополнительные действия, помимо направления письменного уведомления представителю работодателя?

Представители работников в этой ситуации обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) уведомления о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

В случае когда представителем работников на коллективных переговорах выступает единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Текст

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

(часть вторая в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая Признана утратившей силу. Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ.

Комментарии к ст. 26 ТК РФ

1. Социальное партнерство — основа социально-трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления (см. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 — 2010 годы).

Система социального партнерства — совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства (см. Закон Московской области от 31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области»).

Социальное партнерство — это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей путем заключения договоров и соглашений. Оно предполагает, что в сфере труда нет классового конфликта, а есть отношения партнеров, у которых совпадают цели. Социальное партнерство — это способ согласования интересов партнеров. Стороны согласны разрешать свои противоречия в постоянном диалоге, и этим гарантируется мирная эволюция общества.

2. Система социального партнерства была создана в России Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Указом Президента РФ от 20 мая 1996 г. N 743 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений» Указ N 212 был признан утратившим силу.

В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике в Указе N 212 было предусмотрено введение в практику ежегодного заключения на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей. В этих соглашениях определялись обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ.

3. Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения согласно Закону Нижегородской области от 27 апреля 1999 г. N 40-З «О социальном партнерстве» — правовые акты, определяющие общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), которые могут заключаться на региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий