Статья 35 тк рф. комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Другой комментарий к Ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 152 ТК РФ предусматривает порядок оплаты в случае работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, т.е. сверхурочной работы.

О понятии сверхурочных работ и порядке привлечения к ним см. ст. 99 ТК РФ и комментарий к ней.

2. Установленные в ст. 152 ТК РФ правила об оплате сверхурочных работ применяются в отношении работников с нормированным рабочим временем.

3. Поскольку сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных, ее оплата производится в повышенном размере путем установления соответствующих доплат. Статья 152 ТК РФ устанавливает минимальный размер доплат: первые два часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие часы — не менее чем в двойном размере, т.е. минимальная величина доплат составляет за первые два часа — 50%, за последующие часы — 100% часовой тарифной ставки (оклада).

4. Конкретные размеры доплаты за сверхурочную работу могут быть определены в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в индивидуальном трудовом договоре.

Если в договорном порядке или в локальном нормативном акте размеры доплат за сверхурочную работу не установлены, то их следует производить в размере, указанном в ст. 152 ТК РФ.

5. Сверхурочные работы должны оплачиваться в повышенном размере в любом случае, независимо от того, был ли соблюден установленный порядок их производства (см. ч. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 24 ноября 1978 г. «О применении судами законодательства, регулирующего оплату труда рабочих и служащих» (БВС СССР. 1979. N 1)).

6. Принципиально новым является правило, допускающее компенсацию сверхурочных работ предоставлением дополнительного времени отдыха, — ст. 152 ТК РФ предусматривает возможность по желанию работника предоставления ему вместо повышенной оплаты дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Желание работника получить этот вид компенсации сверхурочных работ должно быть выражено им в письменной форме, при этом работодатель при наличии соответствующего заявления работника обязан предоставить ему дополнительное время отдыха. Время использования этого вида компенсации сверхурочных работ должно быть согласовано сторонами.

Статья 152 ТК РФ не устанавливает продолжительности дополнительного времени отдыха, ограничивая лишь его минимальный предел: не менее времени, отработанного сверхурочно. Конкретная продолжительность этого времени может быть установлена в коллективном договоре, в индивидуальном трудовом договоре, а также в дополнительном соглашении сторон трудового договора, заключаемом ими либо при привлечении работника к сверхурочным работам, либо при предоставлении этого вида компенсации. Поскольку ст. 99 ТК РФ связывает привлечение работника к сверхурочным работам с его письменным согласием, целесообразно в нем же определять и вид компенсации, а также продолжительность дополнительного времени отдыха и время его использования при выборе работником именно этого вида компенсации.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, www.gk-rf.ru, sttkrf.ru, argi.su, tbf.su.

Другой комментарий к Ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Порядок применения на территории РФ нормативных правовых актов СССР, РСФСР и РФ, изданных до введения в действие ТК, установленный в данной статье, обязывает каждого субъекта правоприменения, вынужденного обращаться к нормам, содержащимся в таких актах, убедиться в том, что они обладают юридической силой. Для этого ему необходимо установить факт отсутствия противоречия данного акта требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, нормам ТК, нормам трудового права, содержащимся в иных федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ, а также в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти.

2. Несомненную помощь в этом вопросе в состоянии оказать решения Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, вынесенные по вопросам конституционности и применимости норм, содержащихся в конкретных источниках трудового права.

Комментарий к статье 298 ТК РФ:

1. Установление ограничений на работы вахтовым методом обусловлено повышенной напряженностью режима работы на вахте, переработкой рабочего времени в пределах графика, неполноценностью междусменного отдыха, осуществлением трудовой деятельности, как правило, в неблагоприятных климатических условиях в труднодоступных и необжитых районах и местностях.

2. Запрещение выполнения работ вахтовым методом работникам моложе 18 лет является одним из проявлений особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, и обеспечивает сохранение физического и нравственного здоровья несовершеннолетних.

3. К работам, выполняемым вахтовым методом, не могут быть привлечены беременные женщины. В случае наступления беременности после начала работы вахтовым методом работница в соответствии со ст. 254 ТК должна быть переведена на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

4. Запрещено привлекать к работам, выполняемым вахтовым методом, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Указанное ограничение в соответствии со ст. 264 ТК распространяется и на отцов, воспитывающих детей указанного возраста без матери, а также на опекунов детей, не достигших 3-летнего возраста.

5. Не могут привлекаться к работе вахтовым методом лица, имеющие медицинские противопоказания к выполнению таких работ.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 (БНА РФ. 2004. N 38). Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) согласно п. 3.3 указанного Порядка определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

6. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, выполняющих работы вахтовым методом, проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

7. Предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры лиц, направляемых на работу вахтовым методом, могут быть проведены в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства с обязательной выдачей заключения на руки обследуемому.

8. Работодатели, у которых работы (или часть работ) осуществляются вахтовым методом, решают с органами здравоохранения по месту расположения организации вопрос о прикреплении работников к лечебно-профилактическим учреждениям для их медицинского обеспечения (медико-санитарным частям или территориальным поликлиникам) и для проведения медицинских осмотров, обеспечивают и несут ответственность за своевременную и организованную явку работников на осмотры и обследования.

9. За 2 — 4 дня до направления в вахтовый поселок или на объект (участок) работники должны быть осмотрены терапевтом цехового участка или в поликлинике по месту жительства, контроль за прохождением этих осмотров осуществляет работодатель.

10. Для внесения заключений предварительных при поступлении на работу или периодических медицинских осмотров, осмотров терапевта перед непосредственным направлением в вахтовый поселок, данных о проведенных прививках на работников заводятся санитарные книжки произвольного образца.

11. В соответствии со ст. 185 и ст. 219 ТК за работниками, направленными на медицинский осмотр (обследование), в т.ч. внеочередной (внеочередное), средняя заработная плата сохраняется на все время освобождения от работы.

12. Об обязанности работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), и в случае выявления в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором, а также об оплате времени отстранения от работы, когда работник не прошел обязательный предварительный или периодический осмотр не по своей вине, см. ст. 76 ТК РФ и комментарий к ней.

13. В случае принятия работника на работу, выполняемую вахтовым методом, при наличии медицинских противопоказаний, трудовой договор подлежит прекращению в соответствии со ст. 84 ТК.

Другой комментарий к статье 298 ТК РФ

Законодатель снизил гарантии при ограничении к производству работ вахтовым методом. Ранее запрещалось привлечение к таким работам беременных женщин, женщин с детьми до трех лет, работников моложе 18 лет.

Женщины, имевшие детей от 3 до 14 лет, могли привлекаться к таким работам только с их согласия.

Сегодняшний законодатель не указывает такой гарантии для женщин, имеющих детей от 3 до 14 лет. Следовательно, они могут привлекаться к работе вахтовым методом независимо от их согласия (если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям). При этом медицинское заключение должно быть выдано в порядке, установленном действующим законодательством.

Следующий комментарий к статье 35.1 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 35.1 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Комментируемая статья устанавливает механизм участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в процедурах подготовки и обсуждения проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Проекты указанных актов, документы и материалы, необходимые для их обсуждения, должны направляться в соответствующие комиссии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ, представительными и исполнительными органами местного самоуправления заблаговременно (в разумные сроки, необходимые для подготовки согласованной позиции представителей сторон социального партнерства и принятия решения комиссии). Решения соответствующих комиссий подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими тот или иной акт, но не являются для этих органов обязательными. Соответствующий законодательный, нормативный правовой и иной акт могут быть приняты и при отрицательном заключении комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Впрочем, данная ситуация представляется малореальной, поскольку одной из сторон трехсторонней комиссии являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а принятие их представителями различных решений на разных стадиях обсуждения того или иного акта представляется абсурдным.

При отсутствии на соответствующем уровне социального партнерства комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда направляются профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей, действующим на соответствующем уровне, по правилам направления документов в адрес комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заключения представителей работников и работодателей также подлежат обязательному рассмотрению и не являются для органов, принимающих тот или иной акт, обязательными.

2. Конкретные сроки направления проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда соответствующим комиссиям или представителям работников и работодателей, рассмотрения проектов, иные вопросы участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда могут устанавливаться федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Комментарий к ст. 297 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Вахтовый метод организации работ представляет собой разновидность режима рабочего времени, при котором работа производится на объектах, находящихся на значительном отдалении от места постоянного проживания работников и места нахождения работодателя, что затрудняет их ежедневное возвращение к нему.

§ 2. При проведении работ на объектах участвует вахтовый персонал, который набирается и проживает в вахтовом поселке на весь период вахты.

§ 3. Прежнее законодательство предусматривало, что вахтовый метод организации работ вводится на предприятиях нефтяной, газовой и лесной промышленности, строительства, геологоразведки и железнодорожного транспорта. Существовало типовое положение о вахтовом методе организации работ. Министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюзов утверждали на его основе отраслевые положения о вахтовом методе организации работ с учетом особенностей отрасли.

Сегодняшнее законодательство устанавливает возможность применения вахтового метода в целях сокращения сроков строительства, ремонта и реконструкции объектов в необжитых отдаленных районах или районах с особыми природно-климатическими условиями.

§ 4. Новое законодательство разрешает предоставлять работникам, работающим в условиях вахты, жилье не только в вахтовых поселках, но и в иных жилых помещениях, приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет средств работодателя (в том числе общежитиях).

§ 5. Локальными актами организации, принимаемыми работодателем в порядке ст. 372 ТК РФ, устанавливается порядок применения вахтового метода. При этом содержание указанных актов не может ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством более высокого уровня.

Комментарий к статье 299 ТК РФ

ТК включает в период, охватываемый вахтой, не только время выполнения работ непосредственно на вахтовом объекте, но и междусменный отдых независимо от того, протекал этот отдых в специально созданных вахтовых поселках или же приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.

По общему правилу продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена до трех месяцев. Решение об увеличении срока вахты до трех месяцев работодатель должен принимать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (см. коммент. к ст. 372). Несмотря на то что от работодателя требуется при установлении порядка применения вахтового метода учитывать только мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, при наличии в организации иного представительного органа работников на основании ст. 8 ТК работодатель также должен учитывать мнение иного представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК. Если же первичная профсоюзная организация или иной представительный орган работников не создан, то решение об увеличении срока вахты принимается работодателем самостоятельно (ч. 2 ст. 8 ТК).

Другой комментарий к статье 299 ТК РФ

Вахтой считается общий период, включающий:
— время выполнения работ на объекте;
— время междусменного отдыха.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов.

Продолжительность вахты не должна превышать 1 месяца.

В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до 3 месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке.

Кроме того, согласно п.5.5 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года N 794/33-82, в случае неприбытия вахтового (сменного) персонала руководители предприятий, осуществляющих работы вахтовым методом, с разрешения профсоюзных комитетов могут привлекать работников к работе сверх продолжительности рабочего времени, установленного графиками работы на вахте, до прибытия смены.

Переработка рабочего времени оплачивается как сверхурочные работы.

Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Комментарий к Ст. 215 ТК РФ

1. Положения настоящей статьи являются во многом отсылочными, поскольку конкретные нормы, которые должны соблюдаться работодателем при организации производственной деятельности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня по проведению экспертизы условий труда на предмет соответствия производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.

2. На реализацию государственной социальной политики по предоставлению гарантий работникам на безопасные условия труда направлена система сертификации работ по охране труда в организациях (см. комментарий к ст. 212 ТК РФ).

3. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда обеспечивается контрольно-надзорной деятельностью соответствующих федеральных органов исполнительной власти (см. комментарий к гл. 57 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 215 Трудового кодекса

1. Статья 215 ТК РФ относится к предупредительному надзору, запрещающему разработку, проектирование, строительство, передачу в серийное производство и ввод в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, машин, станков, инструмента, технологических процессов, не соответствующих требованиям охраны труда. Уже на стадии проектирования органами надзора и контроля проверяется их соответствие требованиям охраны труда.

Предупредительный (в отличие от текущего) надзор за охраной труда осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования и т.д., начиная с проверки чертежей, проектов и кончая вводом в эксплуатацию, когда начинает действовать текущий надзор. Статья 215 ТК РФ направлена на соблюдение требований охраны труда уже при проектировании и строительстве производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов с тем, чтобы они обеспечивали здоровые и безопасные условия труда.

Комментарий к статье 423 Трудового Кодекса РФ

1. В связи с принятием ТК необходимо было привести в соответствие с ним законы и иные содержащие нормы трудового права нормативные правовые акты, действующие на территории РФ.

В ч. 1 комментируемой статьи содержится норма о том, что законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК. Применение этого положения означает, что необходимо сопоставлять нормы ТК с нормами иных законов и других нормативных правовых актов, выносить суждение о том, противоречат ли Кодексу нормы иных актов и, соответственно, подлежат ли они применению.

2. Поскольку более удобным и предпочтительным для правоприменения является вариант определения юридической силы нормативного правового акта на законодательном уровне, ст. 2 Закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ признаны не действующими на территории РФ следующие нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1956 г. «Об усилении охраны труда подростков»;

2) Закон СССР от 11 февраля 1957 г. «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны труда подростков»;

3) Закон СССР от 7 мая 1960 г. «О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день»;

4) Закон СССР от 15 июля 1970 г. N 2-8 «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде»;

3. Норма ч. 2 комментируемой статьи направлена на недопущение возникновения пробелов в нормативно-правовом регулировании.

Комментарий к статье 35.1 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает механизм участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в процедурах подготовки и обсуждения проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Проекты указанных актов, документы и материалы, необходимые для их обсуждения, должны направляться в соответствующие комиссии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ, представительными и исполнительными органами местного самоуправления заблаговременно (в разумные сроки, необходимые для подготовки согласованной позиции представителей сторон социального партнерства и принятия решения комиссии). Решения соответствующих комиссий подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими тот или иной акт, но не являются для этих органов обязательными. Соответствующий законодательный, нормативный правовой и иной акт могут быть приняты и при отрицательном заключении комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Впрочем, данная ситуация представляется малореальной, поскольку одной из сторон трехсторонней комиссии являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а принятие их представителями различных решений на разных стадиях обсуждения того или иного акта представляется абсурдным.

При отсутствии на соответствующем уровне социального партнерства комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда направляются профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей, действующим на соответствующем уровне, по правилам направления документов в адрес комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заключения представителей работников и работодателей также подлежат обязательному рассмотрению и не являются для органов, принимающих тот или иной акт, обязательными.

2. Конкретные сроки направления проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда соответствующим комиссиям или представителям работников и работодателей, рассмотрения проектов, иные вопросы участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда могут устанавливаться федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Другой комментарий к статье 215 ТК РФ

1. Статья 215 ТК РФ содержит требования о соответствии производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда.

Установлено, что машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны:
— соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда;
— иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании»:
— декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
— сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Форма декларации о соответствии и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 года N 54 «Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов».

Форма сертификата соответствия и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 года N 53 «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов».

2. Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Порядок проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий регулируется ст.49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года N 145 утверждено Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

3. В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

Анализ указанных объектов производится посредством санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

Порядок их проведения, выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утверждены приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии:
— с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (Федеральный закон от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»);
— с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ФЗ «О техническом регулировании»).

При этом необходимо учитывать, что действие ФЗ «О техническом регулировании» не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.

Трудовой кодекс республики беларусь ст35

ПРЕКРАЩЕНИЕ КОНТРАКТА В СВЯЗИ С ИСТЕЧЕНИЕМ ЕГО СРОКА

Действие контракта может прекращаться в связи с истечением его срока в соответствии с п.2 ст.35 Трудового кодекса РБ (далее — ТК).

На сегодняшний день законодательство не предусматривает обязанности нанимателя сообщать работнику мотивы прекращения трудовых отношений, если наниматель принимает решение уволить работника по п.2 ст.35 ТК.

Принимая такое решение, наниматель должен учитывать установленные гарантии для некоторых работников на продление контрактов. Это касается той категории работников, которая защищена Указом Президента РБ от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29».

К указанным работникам, в частности, относятся работники предпенсионного возраста (женщины — 53 года, мужчины — 58 лет), которые не допускают нарушений трудовой и исполнительской дисциплины; работающие женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; мать (отец ребенка вместо матери, опекун), находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; беременные женщины; мать (отец ребенка вместо матери, опекун), приступившая к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 5 лет.

Истечение срока само по себе не влечет автоматического прекращения контракта — для этого необходимо требование в письменной форме: например, заявление работника с просьбой об увольнении в связи с истечением срока контракта или издание нанимателем приказа (распоряжения) о прекращении контракта.

Существующее мнение о том, что наниматели не имеют права уволить работников по п.2 ст.35 ТК в период их временной нетрудоспособности, неверно.

ТК запрещает увольнение работников в период временной нетрудоспособности и в период их пребывания в отпуске только при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя (кроме увольнения по п.6 ст.42 ТК).

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. На нанимателя возложена обязанность произвести с работником окончательный расчет, а также выдать трудовую книжку.

Контракт с работником, который заболел 14 марта 2008 г., истекает 31 марта 2008 г. Наниматель не продлевает с ним трудовые отношения. Произвести окончательный расчет и выдать трудовую книжку наниматель обязан в последний день работы работника, т.е. в последний день истечения срока контракта — 31 марта 2008 г.

Неисполнение нанимателем обязанности по производству окончательного расчета с работником и выдаче трудовой книжки влечет для него последствия, предусмотренные соответственно ст.78 и 79 ТК.

Оплата листка временной нетрудоспособности будет производиться следующим образом.

Пособие по временной нетрудоспособности работнику назначается в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно п.7 названного Положения пособия по временной нетрудоспособности назначаются по каждому месту работы. Если случай временной нетрудоспособности наступил в период работы и длился после ее оставления, пособие на срок продолжительностью, установленной Положением, назначается по прежнему месту работы.

Лицам, у которых временная нетрудоспособность в связи с заболеванием или травмой, длящаяся более 30 календарных дней, наступила после прекращения трудового договора по уважительным причинам, пособия назначаются в порядке исключения комиссией территориального органа Фонда социальной защиты населения и выплачиваются по прежнему месту работы.

Татьяна Рахубо, главный юрисконсульт отдела трудового законодательства юридического управления Министерства труда и социальной защиты

Республики Беларусь

Журнал «Главный Бухгалтер» № 16, 2008 г.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий