Статья 275.2. особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

Структура и востребованность

Востребованность Налогового Кодекса в качестве основополагающего акта системы
регулирования государственного налогообложения характеризуется тем, что именно исходя из его
норм, реализуется такая способность государства как наполнение доходной части
бюджета – то есть обеспечение финансирования аппарата управления страной,
поддержания ее жизнеспособности и реализация программ направленных на ее развитие.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, в отношении системы налогового законодательства Кодексом
регламентируются ее структура, а также особенности и функции входящих в нее элементов. Этим
объясняется разделение текста документа на две части. Первая состоит из 20 глав, распределенных
по 7-ми разделам, вторая: из 13 глав в 5-ти разделах. Всего документ насчитывает 432
статьи.

Часть 1

Общая. Очерчивает правовые рамки и
элементы, которыми оперирует система государственного налогообложения, устанавливает перечень
объектов и участников данной системы, их прав и обязанностей, формулирует роль государства, в
качестве надзорного и контролирующего органа в его взаимоотношениях с лицами, осуществляющими
уплату налогов и сборов. Наконец, в ней зафиксированы порядок и методы расчета ставок по
налогообложению различных категорий лиц и указаны возможные случаи нарушения законодательства в
рассматриваемой сфере общественно-государственных отношений.

Часть 2

Особенная. Непосредственно
распределяет отдельные виды налогов по категориям (федеральные, региональные и местные),
устанавливает лица, которые облагаются определенным налогом, и принципы формирования перечней
объектов, на которые распространяется каждый из них. Кроме этого, отдельный раздел посвящен
особым налоговым режимам (т.н. специальная часть), формирующим рамки работы специализированных
подсистем налогообложения, применяемых для отдельных категорий физических и юридических лиц.
Наконец в последнем разделе подробно раскрыты особенности такой категории отчислений как
страховые взносы.

Таким образом, НК РФ сегодня – это один из наиболее проработанных
кодификационных актов Российской Федерации, определяющих основополагающие параметры системы
налоговых отношений, функционирующей на его основе.

Вместе с тем, это документ с гибкой структурой, позволяющей, путем оперативных изменений,
подстраивать содержащиеся в нем нормы под меняющиеся экономические реалии, в которых существует
и действует государство.

Комментарий к ст. 253 НК РФ

  1. 1

    Анализ правил п. 1 ст. 253 показывает, что они:

    а) посвящены исключительно расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Дело в том, что:

    — внереализационным расходам посвящена ст. 265 НК (см. коммент. к ней);

    — расходам, не учитываемым при налогообложении налогом на прибыль организаций, посвящена ст. 270 НК (см. коммент. к ней);

    б) содержат общую классификацию (группировку) расходов, связанных с производством и реализацией (в зависимости от того, на что именно те или иные расходы направлены). В связи с этим различают расходы:

    — связанные с изготовлением (производством), хранением, доставкой товаров (работ, услуг), а также приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг) и имущественных прав (например, прав из патентов). См. об этом подробный коммент. к п. 2 ст. 253;

    — на содержание и эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание основных средств и иного имущества (см. об этом подробный коммент. к ст. 260 НК);

    — на освоение природных ресурсов (см. об этом подробный коммент. к ст. 261 НК);

    — на НИОКР (см. об этом подробный коммент. к ст. 262 НК);

    — на обязательное и добровольное страхование (см. об этом подробный коммент. к ст. 263 НК);

    — прочие расходы на производство и (или) реализацию (см. об этом подробный коммент. к ст. 264 НК).

  2. 2

    Специфика правил п. 2 ст. 253 состоит в том, что:

    а) они посвящены лишь одному из видов расходов, связанных с производством и (или) реализацией, упомянутых в подп. 1 — 6 п. 1 ст. 253. Безусловно, законодателю следует более четко изложить ст. 253: получается, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя все расходы, упомянутые в подп. 1 — 6 п. 1 ст. 253, и одновременно с этим в п. 2 ст. 253 сказано, что эти расходы подразделяются лишь на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации и прочие расходы (а где же расходы, упомянутые в подп. 2 — 6 п. 1 ст. 253 НК?). Определенное внутреннее противоречие — налицо;

    б) в них дается группировка видов расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом нужно учесть, что подробная правовая регламентация содержится:

    — материальных расходов — в ст. 254 НК;

    — расходов на оплату труда — в ст. 255 НК;

    — сумм начисленной амортизации — в ст. 256, 259 НК;

    — прочих расходов — в ст. 264 НК.

    См. коммент. к этим статьям.

  3. 3

    Применяя правила п. 3 ст. 253, следует иметь в виду, что особенности определения расходов:

    а) банков и иных кредитных организаций — установлены в ст. 291, 292 НК (см. коммент. к ним);

    б) страховщиков — предусмотрены в ст. 294 НК (см. коммент. к ней);

    в) негосударственных пенсионных фондов — определены в ст. 296 НК (см. коммент. к ней);

    г) профессиональных участников рынка ценных бумаг — установлены в ст. 299, 300 НК (см. коммент. к ним);

    д) организаций потребкооперации — предусмотрены в ст. 297 НК (см. коммент. к ней);

    е) иностранных организаций (в т.ч. и не являющихся ЮЛ, см. об этом коммент. к ст. 246 НК) — определены в ст. 306, 307 НК (см. коммент. к ним);

    ж) особенности формирования расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, изложены в ст. 302 НК (см. коммент. к ней);

    з) особенности формирования расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, изложены в ст. 303 НК (см. коммент. к ней).

    Налоговому учету расходов, упомянутых в п. 1 и 2 ст. 253, посвящены ст. 317, 318, 320 — 333 НК (см. коммент. к ним).

Комментарий к статье 254 НК РФ:

В статье 254 Налогового кодекса РФ приведен перечень материальных расходов. К ним относятся затраты на покупку:

  • сырья и материалов, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
  • материалов для упаковки, предпродажной подготовки произведенных и реализуемых товаров, а также для хознужд;
  • инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым;
  • комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
  • топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
  • работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

А также затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Оценка товарно-материальных ценностей

Пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ определяет: стоимость ТМЦ, которые включаются в материальные расходы, организации определяют исходя из цен их приобретения. Сюда же включаются комиссионные вознаграждения посредников, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение, а также иные затраты, которые связаны с приобретением товарно-материальных ценностей.

В отношении товаров, купленных для перепродажи, следует сказать, что их оценивают исходя из цены покупки. В их стоимость можно включать любые затраты, связанные с их покупкой, в частности стоимость доставки.

Обратите внимание: с 2006 года в стоимость ТМЦ следует включать любые налоги и сборы, которые были уплачены при их покупке или производстве. Исключение составляют только НДС и акцизы, которые можно принять к вычету

Вместе с тем таможенные пошлины и сборы нужно относить на прочие расходы. Так гласит обновленная редакция подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (данную норму можно применять с 1 января 2005 года). Исключение составляют таможенные платежи по импортным товарам, материалам и основным средствам. Их можно включать в стоимость указанного имущества. В данном случае выбор остается за налогоплательщиком (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Что касается методов оценки сырья и материалов, которые списываются в производство, то они перечислены в пункте 6 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Так же, как и в бухгалтерском учете организации, списывая сырье и материалы в производство, должны оценивать по себестоимости:

  • каждой единицы;
  • первых по времени приобретений (метод ФИФО);
  • последних по времени приобретений (метод ЛИФО);
  • по средней себестоимости.

Выбранный метод нужно указать в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения.

Нормы естественной убыли

Недостачи и потери от порчи материальных ценностей можно учесть при расчете налога на прибыль на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Но списываются такие расходы только в пределах норм естественной убыли.

Порядок, в котором эти нормы должны утверждаться, уполномочено разработать Правительство РФ. В свою очередь Правительство РФ поручило разработать нормы расходов отраслевым ведомствам и согласовать их с Министерством экономического развития и торговли РФ (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814). Однако до настоящего времени нормы были утверждены лишь в отношении нескольких видов продукции. Поэтому законодатели решили, что организации могут применять нормы естественной убыли, утвержденные до введения главы 25 Налогового кодекса РФ. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ. Причем указанное изменение имеет обратную силу и распространяется на период с 2002 года.

То есть организации, которые в прошлые налоговые периоды не списывали убыль, вправе сейчас пересчитать налог и вернуть переплату.

Комментарий к ст. 273 НК РФ

Доходы и расходы по кассовому методу признаются в том периоде, в котором они были оплачены. Согласно пункту 1 статьи 273 Налогового кодекса РФ кассовый метод могут применять те организации, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 000 000 рублей за каждый квартал. В Кодексе четко не сказано, выручка каких именно четырех кварталов может служить критерием при переходе на кассовый метод. А между тем вариантов здесь несколько. Так, речь может идти либо о четырех кварталах одного года, либо о четырех последовательных кварталах разных лет (например, III, IV кварталы 2005 года и I, II кварталы 2006 года). При этом второй вариант предполагает, что организация может перейти на кассовый метод не только с 1 января, но и с 1 апреля (июля, октября) любого года.

Помимо этого, применять кассовый метод не могут организации, заключившие договор доверительного управления имуществом или договор о совместной деятельности.

Перейти с кассового метода на метод начисления можно только с начала года.

Это косвенно следует из норм пункта 4 статьи 273 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что организация должна перейти с кассового метода на метод начисления с начала того года, в течение которого произошло превышение предельного размера выручки, установленного для перехода на кассовый метод.

Доходы по кассовому методу признаются в тот день, когда на расчетный счет (в кассу) организации поступили деньги или организация получила имущество (работы, услуги, имущественные права).

Организации, применяющие кассовый метод, должны включать в свой доход суммы полученных авансов. Все дело в том, что согласно статье 251 Налогового кодекса РФ, авансы не увеличивают налоговую базу лишь у организаций, которые применяют метод начисления. Для фирм, считающих доходы и расходы кассовым методом, подобных оговорок не сделано. Надо сказать, что такую же позицию занимают и большинство арбитражных судов. В качестве примера можно привести информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98.

Расходы по кассовому методу признаются также после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

Материальные расходы, расходы на оплату труда и проценты по заемным средствам учитывают для целей налогообложения в момент списания денег с расчетного счета (выплаты из кассы), а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Причем для того чтобы включить в состав расходов затраты на покупку сырья и материалов, необходимо не только их оплатить, но и списать в производство.

Налоги и сборы по кассовому методу включаются в состав расходов после их уплаты. В то же время амортизация учитывается для целей налогообложения в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. Однако речь может идти только о суммах амортизации, начисленных по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, которые используются в производстве. Также в момент начисления признаются расходы на:

— освоение природных ресурсов;

— научные исследования и опытно-конструкторские работы;

— формирование резервов по сомнительным долгам;

— формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Комментарии к ст. 273 НК РФ

Исходя из пункта 1 статьи 273 НК РФ при признании доходов и расходов банки могут применять только метод начисления. Аналогичный вывод выражен и в письме Минфина России от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37.

Из анализа положений пункта 2 статьи 273, подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ можно сделать вывод, согласно которому организации, определяющие доходы и расходы кассовым методом, учитывают авансы в составе доходов в день их поступления на счет или в кассу организации. Это подтверждает и пункт 8 информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления. Однако данное положение НК РФ применимо только к налогоплательщикам, определяющим доходы и расходы по методу начисления, поскольку в пункте 2 статьи 273 НК РФ четко определена дата получения доходов для организаций, использующих кассовый метод, — день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу.

Положения НК РФ не предусматривают особого порядка учета доходов и расходов организации при переходе с одного метода признания доходов на другой. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 21.12.2006 N 03-03-04/1/854, если при переходе с кассового метода на метод начисления у налогоплательщика числится дебиторская задолженность по оказанным, но не оплаченным услугам, относящаяся к прошлым налоговым периодам, то указанная задолженность подлежит включению в состав доходов от реализации на дату перехода организации на метод начисления.

Однако в письме Управления ФНС РФ по г. Москве от 10.10.2006 N 20-12/89146 налоговые органы указали, что доходы для целей налогообложения прибыли по сделкам, осуществленным налогоплательщиком до перехода на метод начисления, следует признавать по мере поступления оплаты.

Часто бывает так, что командировка работника начинается в одном налоговом периоде, а заканчивается — в другом. Проблема возникает в случае, если командировочные расходы (расходы на проезд, проживание, а также суточные) были оплачены работнику до командировки. Уменьшение налогооблагаемой базы на указанные расходы в периоде начала командировки неправомерно, поскольку авансовый отчет предоставляется после ее окончания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 273 НК РФ при использовании налогоплательщиком кассового метода расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Таким образом, выдав работнику аванс на командировочные расходы, налогоплательщик не имеет права включать его в состав расходов, пока он не будет израсходован на цели командировки (приобретение проездных документов, проживание в гостинице и т.д.) и подтвержден документально (авансовым отчетом с приложением подтверждающих документов).

Согласно статье 273 НК РФ при расчете налога на прибыль кассовым методом расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Причем налогоплательщику не нужно определять стоимость затрат в незавершенном производстве. Расходы, оплаченные за счет займа, учитываются при налогообложении прибыли. На это указывает и Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.02.2006 N А33-31379/04-С3-Ф02-155/06-С1.

Комментарий к Ст. 275.1 НК РФ

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлен ст. 275.1 НК РФ.

Согласно ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

При этом предусмотренные ст. 275.1 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль применяются организациями, имеющими на балансе указанные выше объекты.

Таким образом, сначала надо определить, отвечает ли структурное подразделение налогоплательщика критериям отнесения подразделений организации к объектам ОПХ в целях ст. 275.1 НК РФ, а именно:

а) наличие у налогоплательщика подразделения, осуществляющего деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств, хозяйств и служб, причем вне зависимости от того, является ли деятельность такого подразделения целью создания организации или нет (изложенное закреплено в ч. 1 ст. 275.1 НК РФ), то есть вид деятельности, связанный с эксплуатацией объекта, не единственный;

б) осуществление в целях налогообложения прибыли реализации товаров, работ, услуг таким

подразделением налогоплательщика за плату (данный вывод следует из п. 1 ст. 39 НК

РФ);

в) реализация товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Если структурное подразделение налогоплательщика отвечает указанным критериям, то налоговая база по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, определяется с учетом норм ст. 275.1 НК РФ.

В том случае, если эти критерии не соблюдены, налоговая база по таким подразделениям определяется в общеустановленном порядке (Письмо УФНС России по г. Москве от 28 августа 2012 г. N 16-15/080199@, Письмо ФНС России от 10 января 2012 г. N АС-4-3/9).

Согласно ч. 7 ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в ч. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

Расчет процентного отношения работников организации к численности работающего населения определенного населенного пункта производится исходя из общего количества работников организации с учетом всех филиалов и иных обособленных подразделений и численности работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект обслуживающих производств и хозяйств.

Что касается показателя «численность работающего населения», то, по мнению Минфина России, он соответствует показателю «численность занятого населения», представляющему собой составную часть экономически активного населения.

По данным Росстата (Письмо от 12 апреля 2013 г. N МД-08-2/1168-ДР), информация о численности занятого населения по всем населенным пунктам собирается при проведении Всероссийских переписей населения один раз в 10 лет.

Следовательно, по мнению Минфина России, в целях применения ч. 7 ст. 275.1 НК РФ используется информация о численности работающего населения (численности занятого населения) соответствующего населенного пункта из официальных данных Росстата и его территориальных органов, сформированных по данным последней Всероссийской переписи населения (Письмо Минфина России от 14 февраля 2014 г. N 03-03-06/1/6142).

Комментарий к ст. 253 НК РФ

1. Анализ правил п. 1 ст. 253 показывает, что они:

а) посвящены исключительно расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Дело в том, что:

— внереализационным расходам посвящена ст. 265 НК (см. коммент. к ней);

— расходам, не учитываемым при налогообложении налогом на прибыль организаций, посвящена ст. 270 НК (см. коммент. к ней);

б) содержат общую классификацию (группировку) расходов, связанных с производством и реализацией (в зависимости от того, на что именно те или иные расходы направлены). В связи с этим различают расходы:

— связанные с изготовлением (производством), хранением, доставкой товаров (работ, услуг), а также приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг) и имущественных прав (например, прав из патентов). См. об этом подробный коммент. к п. 2 ст. 253;

— на содержание и эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание основных средств и иного имущества (см. об этом подробный коммент. к ст. 260 НК);

— на освоение природных ресурсов (см. об этом подробный коммент. к ст. 261 НК);

— на НИОКР (см. об этом подробный коммент. к ст. 262 НК);

— на обязательное и добровольное страхование (см. об этом подробный коммент. к ст. 263 НК);

— прочие расходы на производство и (или) реализацию (см. об этом подробный коммент. к ст. 264 НК).

2. Специфика правил п. 2 ст. 253 состоит в том, что:

а) они посвящены лишь одному из видов расходов, связанных с производством и (или) реализацией, упомянутых в подп. 1 — 6 п. 1 ст. 253. Безусловно, законодателю следует более четко изложить ст. 253: получается, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя все расходы, упомянутые в подп. 1 — 6 п. 1 ст. 253, и одновременно с этим в п. 2 ст. 253 сказано, что эти расходы подразделяются лишь на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации и прочие расходы (а где же расходы, упомянутые в подп. 2 — 6 п. 1 ст. 253 НК?). Определенное внутреннее противоречие — налицо;

б) в них дается группировка видов расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом нужно учесть, что подробная правовая регламентация содержится:

— материальных расходов — в ст. 254 НК;

— расходов на оплату труда — в ст. 255 НК;

— сумм начисленной амортизации — в ст. 256, 259 НК;

— прочих расходов — в ст. 264 НК.

См. коммент. к этим статьям.

3. Применяя правила п. 3 ст. 253, следует иметь в виду, что особенности определения расходов:

а) банков и иных кредитных организаций — установлены в ст. 291, 292 НК (см. коммент. к ним);

б) страховщиков — предусмотрены в ст. 294 НК (см. коммент. к ней);

в) негосударственных пенсионных фондов — определены в ст. 296 НК (см. коммент. к ней);

г) профессиональных участников рынка ценных бумаг — установлены в ст. 299, 300 НК (см. коммент. к ним);

д) организаций потребкооперации — предусмотрены в ст. 297 НК (см. коммент. к ней);

е) иностранных организаций (в т.ч. и не являющихся ЮЛ, см. об этом коммент. к ст. 246 НК) — определены в ст. 306, 307 НК (см. коммент. к ним);

ж) особенности формирования расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, изложены в ст. 302 НК (см. коммент. к ней);

з) особенности формирования расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, изложены в ст. 303 НК (см. коммент. к ней).

Налоговому учету расходов, упомянутых в п. 1 и 2 ст. 253, посвящены ст. 317, 318, 320 — 333 НК (см. коммент. к ним).

〈 Предыдущая
 
 Следующая 〉

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий