Изменение срока уплаты налога и сбора: общие условия изменения срока уплаты; обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты; органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты

Сроки уплаты основных налогов в 2020 году

Вид налога Период уплаты Срок уплаты
Налог на прибыль (при уплате только ежеквартальных авансовых платежей) За 2019 год Не позднее 30.03.2020
За I квартал 2020 года Не позднее 28.04.2020
За I полугодие 2020 года Не позднее 28.07.2020
За 9 месяцев 2020 года Не позднее 28.10.2020
За 2020 год Не позднее 29.03.2021
Налог на прибыль (при уплате ежемесячных авансовых платежей с доплатой по итогам квартала) За 2019 год Не позднее 30.03.2020
За январь 2020 года Не позднее 28.01.2020
За февраль 2020 года Не позднее 28.02.2020
За март 2020 года Не позднее 30.03.2020
Доплата за I квартал 2020 года Не позднее 28.04.2020
За апрель 2020 года Не позднее 28.04.2020
За май 2020 года Не позднее 28.05.2020
За июнь 2020 года Не позднее 29.06.2020
Доплата за I полугодие 2020 года Не позднее 28.07.2020
За июль 2020 года Не позднее 28.07.2020
За август 2020 года Не позднее 28.08.2020
За сентябрь 2020 года Не позднее 28.09.2020
Доплата за 9 месяцев 2020 года Не позднее 28.10.2020
За октябрь 2020 года Не позднее 28.10.2020
За ноябрь 2020 года Не позднее 30.11.2020
За декабрь 2020 года Не позднее 28.12.2020
За 2020 год Не позднее 29.03.2021
Налог на прибыль (при ежемесячной уплате авансов исходя из фактической прибыли) За 2019 год Не позднее 30.03.2020
За январь 2020 года Не позднее 28.02.2020
За февраль 2020 года Не позднее 30.03.2020
За март 2020 года Не позднее 28.04.2020
За апрель 2020 года Не позднее 28.05.2020
За май 2020 года Не позднее 29.06.2020
За июнь 2020 года Не позднее 28.07.2020
За июль 2020 года Не позднее 28.08.2020
За август 2020 года Не позднее 28.09.2020
За сентябрь 2020 года Не позднее 28.10.2020
За октябрь 2020 года Не позднее 30.11.2020
За ноябрь 2020 года Не позднее 28.12.2020
За 2020 год Не позднее 29.03.2021
НДС 1-й платеж за IV квартал 2019 года Не позднее 27.01.2020
2-й платеж за IV квартал 2019 года Не позднее 25.02.2020
3-й платеж за IV квартал 2019 года Не позднее 25.03.2020
1-й платеж за I квартал 2020 года Не позднее 27.04.2020
2-й платеж за I квартал 2020 года Не позднее 25.05.2020
3-й платеж за I квартал 2020 года Не позднее 25.06.2020
1-й платеж за II квартал 2020 года Не позднее 27.07.2020
2-й платеж за II квартал 2020 года Не позднее 25.08.2020
3-й платеж за II квартал 2020 года Не позднее 25.09.2020
1-й платеж за III квартал 2020 года Не позднее 26.10.2020
2-й платеж за III квартал 2020 года Не позднее 25.11.2020
3-й платеж за III квартал 2020 года Не позднее 25.12.2020
1-й платеж за IV квартал 2020 года Не позднее 25.01.2021
2-й платеж за IV квартал 2020 года Не позднее 25.02.2021
3-й платеж за IV квартал 2020 года Не позднее 25.03.2021
Налог при УСН (включая авансовые платежи) За 2019 год (уплачивают только организации) Не позднее 31.03.2020
За 2019 год (уплачивают только ИП) Не позднее 30.04.2020
За I квартал 2020 года Не позднее 27.04.2020
За I полугодие 2020 года Не позднее 27.07.2020
За 9 месяцев 2020 года Не позднее 26.10.2020
За 2020 год (уплачивают только организации) Не позднее 31.03.2021
За 2020 год (уплачивают только ИП) Не позднее 30.04.2021
НДФЛ с отпускных и больничных пособий За январь 2020 года Не позднее 31.01.2020
За февраль 2020 года Не позднее 02.03.2020
За март 2020 года Не позднее 31.03.2020
За апрель 2020 года Не позднее 30.04.2020
За май 2020 года Не позднее 01.06.2020
За июнь 2020 года Не позднее 30.06.2020
За июль 2020 года Не позднее 31.07.2020
За август 2020 года Не позднее 31.08.2020
За сентябрь 2020 года Не позднее 30.09.2020
За октябрь 2020 года Не позднее 02.11.2020
За ноябрь 2020 года Не позднее 30.11.2020
За декабрь 2020 года Не позднее 31.12.2020
ЕНВД За IV квартал 2019 года Не позднее 27.01.2020
За I квартал 2020 года Не позднее 27.04.2020
За II квартал 2020 года Не позднее 27.07.2020
За III квартал 2020 года Не позднее 26.10.2020
За IV квартал 2020 года Не позднее 25.01.2021
ЕСХН За 2019 год Не позднее 31.03.2020
За I полугодие 2020 года Не позднее 27.07.2020
За 2020 год Не позднее 31.03.2021
Торговый сбор на территории г. Москвы За IV квартал 2019 года Не позднее 27.01.2020
За I квартал 2020 года Не позднее 27.04.2020
За II квартал 2020 года Не позднее 27.07.2020
За III квартал 2020 года Не позднее 26.10.2020
За IV квартал 2020 года Не позднее 25.01.2021
НДФЛ (ИП на ОСН за себя, включая авансовые платежи) За октябрь – декабрь 2019 года Не позднее 15.01.2020
За 2019 год Не позднее 15.07.2020
За I квартал 2020 года Не позднее 27.04.2020
За полугодие 2020 года Не позднее 27.07.2020
За 9 месяцев 2020 года Не позднее 26.10.2020
За 2020 год Не позднее 15.07.2021

Комментарий к Статье 61 НК РФ

Статья 61 НК РФ содержит общие условия изменения срока уплаты налога (сбора). Согласно п. 1 данной статьи изменением срока уплаты считается перенос установленного срока на более поздний.

В соответствии с пп. «б» п. 40 ст. 1 Закона N 137-ФЗ абз. 1 п. 2 ст. 61 НК РФ изложен в новой редакции. В новой редакции отсутствует положение о том, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей главой, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных:

— федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

— законами субъектов РФ о бюджете — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов РФ;

— правовыми актами представительных органов муниципальных образований — в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Заметим, что арбитражная практика указывает на то, что налоговый орган вправе отказывать в предоставлении налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, в случае, если в бюджете соответствующего уровня не были заложены соответствующие лимиты (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2005 г. N А78-2788/05-С2-27/248-Ф02-5504/05-С1).

Напомним, что на необходимость исключения бюджетных ограничений на предоставление отсрочек и рассрочек было обращено внимание в Бюджетном Послании Президента РФ В.В. Путина «О бюджетной политике в 2006 году» 26 мая 2006 г.:. «Необходимо, чтобы механизм предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, установленный Налоговым кодексом РФ, наконец заработал на практике

В частности, налогоплательщики должны иметь возможность оформить отсрочку или рассрочку сроком до одного года непосредственно в налоговом органе. Решения о предоставлении налогоплательщикам отсрочки или рассрочки сроком от одного года до трех лет должны приниматься Правительством РФ

«Необходимо, чтобы механизм предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, установленный Налоговым кодексом РФ, наконец заработал на практике. В частности, налогоплательщики должны иметь возможность оформить отсрочку или рассрочку сроком до одного года непосредственно в налоговом органе. Решения о предоставлении налогоплательщикам отсрочки или рассрочки сроком от одного года до трех лет должны приниматься Правительством РФ.

Дополнительным основанием для их предоставления должно стать возникновение задолженности по уплате налогов, пени и штрафных санкций, выявленной по результатам контрольной работы налоговых органов.

Все основания предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей должны быть установлены законодательно.

Необходимо также исключить бюджетные ограничения по их предоставлению, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете».

Очевидно, что поправка, внесенная в п. 2 ст. 61 НК РФ, развивает обозначенный Президентом РФ подход в отношении администрирования форм изменения срока уплаты налогов и сборов.

Обзор документа

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование ФНС России разработан новый порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами.

Определяются уполномоченные на изменение сроков уплаты органы, перечни представляемых заинтересованными лицами документов.

Решения об изменении сроков уплаты страховых взносов в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год, будут приниматься ФНС России.

ФНС России также будет принимать решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 3 лет, федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты (кроме НДФЛ, уплачиваемого физлицами — не ИП) в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год, а также в форме инвестиционного налогового кредита (за исключением налога на прибыль по ставке для зачисления в региональные бюджеты).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты

1) по федеральным
налогам и сборам – Федеральная налоговая
служба;

2) по региональным
и местным налогам — налоговые органы
по месту нахождения (жительства)
заинтересованного лица по согласованию
с финансовыми органами субъектов РФ,
муниципальных образований;

3) по налогам в
связи с перемещением товаров через
таможенную границу РФ, — федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области
таможенного дела, или уполномоченные
им таможенные органы в соответствии с
Таможенным кодексом;

4) по государственной
пошлине — органы, уполномоченные в
соответствии с главой 25.3 НК совершать
юридически значимые действия, за которые
подлежит уплате государственная
пошлина;

5) по единому
социальному налогу – Федеральная
налоговая служба по согласованию с
органами внебюджетных фондов.

Если федеральные
налоги зачисляются в различные бюджеты,
то сроки уплаты изменяются по решению
Федеральной налоговой службы по
согласованию с финансовыми органами
соответствующих субъектов РФ,
муниципальных образований, в части
сумм, подлежащих зачислению в бюджеты
субъектов РФ, местные бюджеты.

Если региональные
налоги подлежат зачислению в бюджеты
субъектов и (или) местные бюджеты, сроки
уплаты изменяются на основании решений
налоговых органов по месту нахождения
(жительства) заинтересованных лиц в
части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов
РФ, — по согласованию с финансовыми
органами субъектов РФ;

местные бюджеты,
— по согласованию с финансовыми органами
муниципальных образований.

Изменение срока уплаты

Необходимо отметить, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (п. 3 ст. 50 НК РФ). Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ. При этом, как установлено п. 1 ст. 61 НК РФ, изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Следует обратить внимание, что правила изменения установленного срока уплаты налога не распространяются на налоговых агентов, на это прямо указано в п. 9 ст

61 НК РФ.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена также по уплате пени и штрафа.

Однако срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица (ст. 62 НК РФ):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога, подает в орган, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении сроков уплаты налога, соответствующее заявление. Причем одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки может быть подано заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

На сумму отсроченного или рассроченного налога начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. В случае если налогоплательщику был причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; непредоставления (несвоевременного предоставления) бюджетных ассигнований и (или) иных случаях, перечисленных в пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Помимо правильного определения срока уплаты налога, налог должен быть уплачен в том порядке, при котором он считается уплаченным.

Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога:

Срок уплаты налога
не может быть изменен, если в отношении
лица, претендующего на такое
(заинтересованное лицо):

1) возбуждено
уголовное дело по признакам преступления,
связанного с нарушением законодательства
о налогах и сборах;

2) проводится
производство по делу о налоговом
правонарушении либо по делу об
административном правонарушении,
связанном с нарушением законодательства
о налогах;

3) имеются достаточные
основания полагать, что это лицо
воспользуется таким изменением для
сокрытия своих денежных средств или
иного имущества, подлежащего
налогообложению, либо это лицо собирается
выехать за пределы РФ на постоянное
жительство.

При наличии таких
обстоятельств вынесенное решение
подлежит отмене. Об этом в 3-дневный
срок письменно уведомляются
заинтересованное лицо и налоговый
орган по месту учета этого лица.

Оформление договора поручительства

Договор поручительства согласно ст. 74 НК РФ оформляется между налоговым органом и поручителем. Со стороны налоговых органов договор поручительства уполномочены рассматривать и заключать Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. Для оформления договора налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в Управление ФНС России но соответствующему субъекту.

При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами всех уровней по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также задолженности по платежам во внебюджетные фонды и его платежеспособности. О результатах рассмотрения налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в налоговый орган. При положительном заключении договор подписывается в пятидневный срок.

Основаниями для отказа в заключении договора поручительства могут являться имеющаяся у поручителей задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам, по платежам во внебюджетные фонды, имеющиеся у налогового органа достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также выявленная налоговым органом недобросовестность налогоплательщика или поручителя. О том, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения, могут свидетельствовать:

  • наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
  • наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;
  • размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика;
  • получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации (в том числе путем внесения имущества организации в уставный капитал других организаций) или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;
  • анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога (например, систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других лиц);
  • иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для отказа в заключении договора поручительства (в том числе неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; несовпадение местонахождения налогоплательщика с адресом, указанным в его учредительных документах; непредставление в налоговые органы необходимых для расчета налогов документов два и более отчетных периода и при этом невозможность найти руководство налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу).

Налоговые органы самостоятельно рассматривают и оформляют поручительство в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем, если сумма поручительства не превышает 20 млн руб.

Договор с суммой поручительства более 20 млн руб., подписанный обеими сторонами, направляется на рассмотрение и согласование в ФНС России. При этом надо приложить:

  • договор поручительства;
  • справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов поручителя с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
  • информацию об уплате текущих платежей поручителем с начала года;
  • информацию об уплате текущих платежей налогоплательщиком с начала года;
  • пояснительную записку налогового органа о целесообразности заключения данного договора поручительства.

Договор поручительства подлежит регистрации в налоговом органе.

Н.А.Адамов

Д. э. н.,

профессор

Н.А.Дорофеева

Д. э. н.,

профессор,

кафедра финансового менеджмента

и налогового консалтинга

Российского университета кооперации

Установление фактических обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления иных налогов в рамках ВНП.

В вышеупомянутом Письме № СА-4-7/11051@ ФНС в целях единообразного применения норм Налогового кодекса в связи со сложившейся судебной практикой направила рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок. В этом документе говорится следующее.

Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270.

В силу п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов).

Руководствуясь данными нормами, ВС РФ в определениях от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 и от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 пришел к выводу о том, что по смыслу ст. 89 НК РФ налоговый орган, доначислив по результатам ВНП налоги, учитываемые в прочих расходах, обязан уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму этих доначислений при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.

В Определении от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015 Верховный суд указал: при отсутствии права на налоговые вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входного» НДС в расходах по налогу на прибыль, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль будет сделано без учета обязательств по НДС.

Президиум ВС РФ 16.02.2017 утвердил позицию по данному вопросу в п. 32 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017). В рамках дела № А78-7409/2013 рассматривался вопрос определения момента включения в расходы по налогу на прибыль доначисленных сумм по НДПИ. По мнению налогового органа, таким моментом является дата вступления в силу соответствующего решения налогового органа. Однако суды пришли к выводу, что, исходя из необходимости установления налоговым органом в ходе налоговых проверок действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в проверяемом периоде, инспекция была обязана уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму начисленного НДПИ в проверяемом периоде (Определение ВС РФ от 09.10.2014 № 302-КГ14-2143).

В Определении ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016 судом указано: результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах, что свидетельствует о необходимости в ходе налоговой проверки установления действительных налоговых обязательств налогоплательщиков, так как в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Также следует отметить, что судами при рассмотрении споров учитываются и обстоятельства возможности (невозможности) определения действительных налоговых обязательств проверяемых налогоплательщиков налоговыми органами.

Указание в Определении ВС РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015 о необходимости уменьшения базы по налогу на прибыль на сумму доначисленного налога при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет ВНП, свидетельствует о необходимости установления действительных налоговых обязательств, если у налогового органа такая возможность имеется.

В Определении ВС РФ от 16.12.2015 № 305-КГ15-13277 по делу № А40-171350/2014 отмечено: при проведении выборочным методом предыдущей ВНП, охватывающей налоговый период 2009 года, инспекцией не проверялась и не оценивалась правомерность расходов налогоплательщика на освоение природных ресурсов, в связи с чем суды отклонили довод общества о том, что невключение спорных расходов в базу по налогу на прибыль за 2009 год повлекло возникновение у общества переплаты по налогу на прибыль за указанный период.

По делу № А26-10106/2014 суды, рассматривая эпизод, связанный с отражением обществом в 2011 году не учтенных в целях исчисления налога на прибыль организаций расходов, понесенных в 2005, 2008 и 2009 годах, указали на отсутствие у инспекции возможности определения действительных налоговых обязательств общества за периоды, находящиеся за пределами проведения ВНП, в связи с чем признали правомерным выводы инспекции о неподтверждении налогоплательщику убытков прошлых лет. Данные выводы были поддержаны в Определении ВС РФ от 19.04.2016 № 307-КГ16-3169.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий