Правительство рассматривает возможность повышения в 2020 году зарплат госслужащим

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года  в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 +  542 + 6 503 + 5 419 + (210 102 : 12 мес.)).

Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5  руб. * 4 мес.).

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

При наличии других вакансий в организации

Кто имеет право на получение вакансии?

Есть определенные категории работников предусмотренные законодательной базой, для которых обязательно предусматривается приоритет по предложению других вакансий:

семейные сотрудники, официально имеющие два и больше иждивенца;

работники, имеющие хронические заболевания и травмы, полученные в результате исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым соглашением;

государственные работники, которые официально являются единственными кормильцами;

социальная категория, имеющая инвалидность или ветераны, участвующие в боевых действиях;

все проходящие курсы по повышению квалификационного уровня, если обучение проходит за счет государственного ведомства.

Если сотрудник не согласен с предложениями работодателя

Если ни одна из вакансий, предложенным руководителем не заинтересовала работника, то он имеет право официально отказаться от предложения посредством составления соответствующего заявления. После чего проходит процедуру по сокращению и становится на учет в центре занятости.

Прибавка к зарплате сотрудникам МВД в 2019 году в России

Какие выплаты положены

В случае сокращения персонала или реорганизации государственной структуры, работник имеет право на материальную компенсацию, которая предусматривается действующим законодательством ТК РФ.

В расчет компенсации берется средняя заработная плата на момент составления уведомления о сокращении, также учитывается двенадцатая часть от премий, полученных за прошедший год службы и выплат за особо важные государственные миссии.

То есть начисления производятся по следующей формуле:Где:

 СЗП  средняя заработная плата за прошедший год
 ГПВ  сумма годовых премиальных выплат
 ГОВ  сумма годовых особых выплат

Материальные выплаты, предусмотренные при сокращении или реорганизации структур:

  1. Сумма в размере четырех средних заработных плат.
  2. В случае если работник в течение пятого и шестого месяца после увольнения не может найти работу, ему полагается дополнительная выплата за эти месяцы в размере среднего месячного оклада.
  3. Если сотрудник увольняется без отработки предусмотренных двух месяцев, он все равно имеет право получить компенсацию.

Также законодательством предусматриваются отдельные выплаты для государственных служащих:

  • заработная плата за отработанное время в период сокращения;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • материальная помощь, предусмотренная для госслужащих.

Важно: Работодатель обязан выплатить компенсацию + невыплаченные деньги по заработной плате + отпускные + дополнительные выплаты, в момент увольнения

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

Материал подготовлен специально для финансового портала moneycoach.ru

< Предыдущая   Следующая >

Выплаты при сокращении госслужащего в 2019 году

Бывают разные причины сокращения штата работников: реорганизация предприятия, внутренний финансовый кризис, как следствие – временное или полное отсутствие необходимости в определенной штатной единице, ликвидация должностей, уменьшение численности рабочих мест. Решение на освобождение от должностей принимает руководитель организации самостоятельно. Чтобы увольнение сотрудника было легальным, работодатель должен документально подтвердить действующее сокращение штата.

Вид денежной выплаты – выходное пособие при увольнении, назначается наемному служащему в связи с сокращением, в качестве возмещения за последующий утраченный доход. Начисление равняется среднему значению месячного заработка работника. Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов сохраняется на период дальнейшего поиска работы, на срок не более двух месяцев с даты сокращения.

Определить его поможет формула: Среднедневной заработок = Сумма начислений за 12 месяцев, предшествующих месяцу сокращения : Отработанные за 12 месяцев дни Рассчитывая средний заработок, учтите, что некоторые выплаты, а также дни, за которые они начислены, из расчета исключаются.

Как происходит сокращение Но есть небольшие нюансы по срокам извещения работников об увольнении:

  1. трудящихся на сезонных работах уведомляют за 7 дней до сокращения;
  2. работников со стажем работы на предприятии менее 2-х месяцев и работающих по срочному договору за три дня;

Кроме того работодателю необходимо поставить в известность профсоюзную организацию, если такая имеется.

Выплаты госслужащим при сокращении в 2019 году

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам.

Другую возможность предоставляло правительство, ежегодно выделявшее более 100 млрд руб.

Порядок сокращения гражданских служащих.

Сразу отметим, что сокращение в связи с реорганизации государственных гражданских служащих упраздняемого или реорганизуемого госоргана осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 (далее – Правила).

В силу ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, продолжаются в случае предоставления такому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом государственном органе. При этом необходимо учитывать:

  • уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

  • уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, предоставляется преимущественное право на замещение должности гражданской службы.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в течение двухмесячного срока уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона № 79-ФЗ. По результатам такой аттестации служащим, обладающим преимущественным правом на замещение должности, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Уплачивается ли НДФЛ

Заработная плата, которая начисляется госслужащему за время до фактического увольнения, подлежит налогообложению. По нынешнему законодательству НДФЛ составляет 13%.

В отдельных случаях, когда госслужащий нанимался на работу по персональным условиям. То есть между организацией и работником составляется трудовой контракт, в котором рассматривается выходное пособие, если отступные выплаты согласно заключенному договору превышают сумму средней заработной платы, тогда госслужащий обязуется выплатить НДФЛ, что предусмотрено НК РФ.

Также налогообложению подлежат средства, которые выплачиваются сотрудникам за неиспользованные отпуска.

Из этого следует:

Доходы, которые облагаются НДФЛ Доходы, которые не облагаются НДФЛ
Отпускные Месячная заработная плата
Выплаты, предусмотренные контрактом Выплаты, предусмотренные законодательством

Что касается взносов в пенсионный фонд РФ во время сокращения, то они начисляются в обычном порядке за месяцы отработки перед увольнением.

Организации обязаны уплатить взнос на страховой счет в соответствующем законодательством размере за каждый отработанный месяц сотрудником.

Какие выплаты не облагаются отчислениями в ПФ РФ:

  • предусмотренные законодательством денежные компенсации;
  • выплата дополнительного среднего месячного заработка;
  • дополнительная компенсация за время, потраченное на поиски нового места работы.

Отпускные средства, которые сотрудник получает за неиспользованные дни отпуска, также облагаются сборами в пенсионный фонд.

Выплаты при сокращении государственного гражданского служащего

Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Выплаты при сокращении госслужащих в 2017 году

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:

Выплаты при увольнении госслужащего (Куревина Л

В силу ст. 84.1 «Общий порядок оформления прекращения трудового договора» ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Молодежь и пенсионеры

Сокращение штата чиновников необходимо проводить одновременно с реформой всей системы госуправления, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. В частности, ведомствам необходимо внедрять собственную гильотину — отказываться от бюрократических практик, предписаний, регламентов, архаичных традиций и т.д. Он полагает, что «уже завтра» можно отменить объявленные на сегодня вакансии и таким образом решить часть проблемы, сократив 5–7% чиновников.

Уволенные сотрудники найдут себе применение, добавил Георгий Остапкович. По его мнению, многие из них имеют «запасные аэродромы», и проблема трудоустройства для них не возникнет: возможно, они потеряют в статусе, но материально только выиграют.

Тем не менее оптимизация штата вызовет дисбаланс на рынке труда, уверен Дмитрий Белоусов. В частности, неспециализированным гуманитарным вузам, традиционно поставляющим молодые кадры с невысоким уровнем квалификации в министерства, будет некуда трудоустраивать своих выпускников. Чтобы решить эту проблему, правительству придется придумать, как создать новые рабочие места для молодежи, которой путь в госорганы окажется закрытым.

экономика

Фото: ТАСС/Денис Вышинский

Другой группой, которая подпадет под сокращения, окажутся работающие пенсионеры, полагает эксперт. По его мнению, численность таких госслужащих достаточно велика. Их продуктивность не всегда на высоком уровне, хотя сокращения пенсионеров создадут дополнительные сложности, в том числе этические.

Ранее в ходе выступления на Московском финансовом форуме глава Сбербанка Герман Греф заявлял, что количество чиновников в России с 2000 года выросло почти вдвое: с 1,2 млн человек до 2,2 млн человек. Глава Минфина Антон Силуанов в ответ на критику заверил, что сокращения стартуют уже в следующем году.

Вакансии в другом госоргане.

Согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение в связи с реорганизации должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», на котором размещаются списки вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

При поиске необходимо учитывать категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности, область и вид его профессиональной служебной деятельности, уровень его квалификации, профессионального образования и стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему под подпись уведомление, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей.

Служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод. При этом служащему может быть поставлено условие о прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по выбранной должности государственной гражданской службы, которое будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований, выделенных этому госоргану.

Свободных вакансий нет

В Орловской области с сентября 2014 года сократили треть госслужащих, их число достигло одного процента от населения региона — 800 человек, сообщил начальник управления пресс-службы облправительства Сергей Тюрин. «Каждая копейка на счету, поэтому оптимизация необходима», — говорит губернатор Вадим Потомский. «Семь лет не индексировались зарплаты чиновникам областной администрации», сказал Тюрин, и в этом году также не будет. При этом в городе Орле число муниципальных служащих превышает 700 человек, что не соответствует оптимальному соотношению госслужащих и жителей, отмечает пресс-служба.

Правительство Ульяновской области прекратило набор новых чиновников, затраты на содержание аппарата сократят на 10%, сообщили в пресс-службе облправительства. «Прием новых сотрудников на вакантные ставки на государственную гражданскую службу прекращен до особого распоряжения губернатора», — отметили в пресс-службе. Кроме того, губернатор Сергей Морозов поручил создать в облправительстве межведомственную рабочую группу, которая представит анализ оптимизации расходов на содержание органов госвласти и местного самоуправления. Аналогичную работу проведет и Заксобрание области. «Я неоднократно высказывал неудовольствие уровнем зарплат, который сложился, как минимум, у руководителей администраций муниципальных образований. Некоторые из них неприлично впереди. Они либо сами должны пойти на сокращение, либо мы их поправим», — заявил губернатор.

10% аппарата чиновников сократят и в Забайкалье.»По инициативе губернатора Константина Ильковского принято решение о снижении на 10% зарплаты всех членов краевого правительства. Зарплата рядовых государственных и муниципальных служащих остается без изменений», — уточнили в пресс-службе правительства. В прошлом году в органах исполнительной власти Забайкалья сократили семь процентов чиновников — с 1,95 тысячи до 1,84 тысячи человек.

Сокращение штата госслужащих в 2020 году на 10 процентов: последние новости

По данным Министерства финансов, в последние годы в федеральных ведомствах число вакансий превышало предельную численность на 10%. Если говорить о замещении должностей, то от установленной предельной численности вакансий было замещено 90%. Наименьший процент замещения был в следующих государственных органах:

  • Верховный суд – 65%
  • Министерство Чрезвычайных Ситуаций – 78%
  • Федеральная Антимонопольная Служба – 75%
  • Центральный аппарат Ростехнадзора — 65%
  • Росприроднадзор – 75%
  • Федеральное Агентство Научных Организаций – 75%
  • Спецстрой – 70%

В Министерстве финансов причину недозамещения вакансий связывают:

  • С высокими требования к профессионализму и опыта, при том что изначально предлагается не достаточный уровень оплаты труда
  • Со сложностью проведения конкурсов и их длительностью при замещении вакансий
  • С достаточно частыми командировками тех, кто работает в территориальных органах

Главным побочным явлением недозамещения вакансии является нагрузка на других чиновников, которые вынуждены брать на себя часть функций тех, кто временно не может исполнять свои обязанности.

Таким образом, чтобы снизить нагрузку на чиновников, что разумно и логично, в Министерстве финансов выразили необходимость ускорить процесс замещения вакантных должностей. Это поможет также исключить дисбаланс между размером оплаты труда федеральных чиновников. За счет чего это произойдет? Дело в том, что размер из заработных плат зависит количества всех должностных лиц, выполняющих разные функции в конкретном федеральном органе исполнительной власти.

За 2016 год средний заработок всех вместе взятых федеральных чиновников составлял порядка 115.000 рублей.

Самые большие заработные платы были у сотрудников администрации президента России и у сотрудников Счетной палаты. Зарплаты этих государственных служащих варьировались от 180.000 руб. до 230.000 руб.

Если говорить о самых низких заработных платах, то они были в федеральном агентстве по делам национальностей, а также в федеральном агентстве по недропользованию. Зарплаты сотрудников в этих органах варьировались около 60.000 рублей или ниже.

Пока что, на сегодняшний день, данных по заработным платам госслужащих за 2019 год еще нет.

Согласно указу президента России Владимира Владимировича Путина, будут сокращать штат сотрудников МВД. По этому указу, в Министерстве Внутренних Дел РФ должны установить предельную штатную численность сотрудников: 894.871 единица. Сюда входит:

  1. Сотрудники органов внутренних дел РФ – 746.859 человек
  2. Федеральные государственные гражданские служащие – 17.199 человек

Далее президент России будет оптимизировать и другие государственные органы, находящиеся в его подчинении. Ранее им был подписал указ о сокращении штатов (предельной численности должностей) на 10.000 человек.

Как будет происходить сокращение в других ведомствах? В тех, которыми руководит правительство России, решение о сокращениях будет приниматься правительством.

В тех, которыми руководит президент, решение о сокращении штатов будет принимать соответственно, президент:

  1. МВД
  2. Федеральная служба безопасности (ФСБ)
  3. Министерство обороны
  4. Федеральная служба охраны (ФСО)
  5. Росгвардия
  6. Министерство иностранных дел (МИД)
  7. Министерство юстиции (Минюст)

Одна из причин, почему необходимо оптимизировать штаты контрольно-надзорных органов – дисбаланс среди заработных плат и должностных обязанностей. К примеру, у инспекторов в территориальных органах многих ведомств России зарплата составляет около 16 тысяч рублей. В то время как они контролируют нарушения на многих предприятиях, выписывая штрафы от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей.

Другой причиной является дисбаланс заработных плат в региональных органах контроля. К примеру, условно говоря, инспектор одного надзорного органа в области получает зарплату на 30% больше, чем инспектор в другом надзорном органе этой же области. Из-за этого появляется текучка кадров. В итоге в одном территориальном органе кадров больше, чем надо. А в другом — их нехватка.

Аудит текущих расходов

На Камчатке сократят чиновников и расходы на содержание госструктур на полмиллиарда рублей за 2 года. Как сообщил министр экономразвития и торговли края Дмитрий Коростелев, «принято решение сократить все вакантные должности в органах власти Камчатского края. В связи с этим приостановлено проведение конкурсных процедур для соискателей», — сказал он. Руководителям всех органов власти рекомендовано провести полный аудит текущих расходов. «Правительство приняло решение каждые три месяца проводить ревизию органов исполнительной власти на предмет наличия неэффективных расходов», — добавил министр.

Борьба с дублированием функций госслужащих

Ранее высказывались планы, предполагающие сокращение управленческого состава похожих по роду деятельности министерств и ведомств. Пока еще не видны результаты, но работа уже ведется. Начатая в прошлом году реформа еще только набирает обороты. По сути уменьшение количества управленцев должно стать началом массовой оптимизации всей структуры государственных учреждений.

Очередная волна планируемых сокращений тоже будет посвящена объединению работы разных сотрудников, занимающихся деятельностью, близкой к идентичной. Т.е. для государственных служащих будет применяться критерий дублируемости, особенно в части управления.

Если реальную работу конкретный человек не может эффективно выполнять при заметном увеличении объема труда, то руководить с прежним уровнем качества можно и большим количеством подчиненных. Впрочем, бояться сокращения стоит и лицам из разных отделов, занимающимся идентичной работой, например, снабжением в разных сферах, но в одной компании.

В этом и будет проявляться ликвидация дублирующих должностей, т.к. обычно разделение на отделы уменьшает объем работы, деля ее на нескольких сотрудников, хотя она могла бы быть выполнена одним человеком. Теперь же будет проходить обратный процесс — лишние звенья уберут, делегировав их работу в разумных пределах одному сотруднику.

Процедура сокращения должностей гражданской службы: что изменилось?

Итак, нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы, излагаются преимущественно в статье 31 Федерального закона N 79-ФЗ <2>.

<2> Следует отметить, что все нижесказанное будет также касаться правоотношений, возникающих в связи с реорганизацией государственного органа или его ликвидацией. Для краткости в тексте работы будет упоминаться только термин «сокращение должностей гражданской службы».

Основанием для сокращения должностей гражданской службы обычно являются какие-либо объективные обстоятельства или события. В соответствии с пунктом 2 статьи 31 реорганизация государственного органа или изменение его структуры могут являться основаниями для сокращения должностей государственной гражданской службы и, соответственно, прекращения государственно-служебных отношений с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе. Иные основания в Законе о гражданской службе не оговариваются, что дает представителю нанимателя широкий простор для принятия самостоятельных решений в этой сфере.

Согласно пункту 5 статьи 31, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Эта норма «перекочевала» в Федеральный закон N 79-ФЗ из статьи 180 ТК РФ практически в неизменном виде. Кроме этого представитель нанимателя в письменной форме информирует о возможном расторжении служебного контракта в связи с сокращением выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы (статья 38).

В пункте 1 статьи 31 оптимистично утверждается, что при сокращении должностей отношения, связанные с гражданской службой, продолжаются, и называются два условия, при которых происходит продолжение служебных отношений:

  • при предоставлении гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
  • при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Если сравнить эти гарантии с теми, которые содержались в Федеральном законе N 119-ФЗ, можно констатировать, что их объем заметно сузился. Если раньше государственному служащему в первую очередь должны были предложить вакантную должность, а в случае невозможности трудоустройства ему гарантировалась переподготовка (переквалификация), то теперь ему предлагается выбор — или иная должность, или переподготовка (повышение квалификации). Причем отказ от любого из этих двух вариантов влечет увольнение по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

Заключение

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий