Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?

Навигация по записям

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. Обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки от 29.12.2017 №ВП-1992/02, относятся:

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится у учителя русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет при следующих начальных данных:

  • должностной оклад — 5 000 руб.;
  • работает в неделю 20 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

Получаем за нагрузку: 5 000 руб. / 18 × 20 = 5 555,56 руб.

За категорию доплата составит: 5 555,56 х 0,2 = 1 111,11 руб.

За проверку работ: 5 555,56 х 0,1 = 555,56 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

В итоге получим:

Единственная радость учителя

Один из немногих плюсов работы учителя – это большой отпуск (от 56 дней до 80 дней в северных районах (Крайний север и приравненные к нему местности). В отличие от других работ, где его бы разделили на несколько частей, учитель «пашет» весь год и в каникулы, и в методические дни, и в выходные, чтобы в итоге насладиться своим большим отпуском. Главное, успеть в это время отдохнуть.

Отпуск

Основной особенностью предоставления отпуска педагогическим работникам является то, что он имеет удлиненную продолжительность, чем существенно отличается от отпусков других категорий работников. Такое право установлено ст. 334 ТК РФ. Продолжительность отпуска в зависимости от должности и учреждения, в котором педагоги трудятся, утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (далее — Постановление N 724). В соответствии с данным документом преподаватели, старшие мастера учреждений начального и среднего профессионального образования, ректоры (директора), первые проректоры, проректоры (заместители директора), профессорско-преподавательский состав учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), учителя, старшие вожатые имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Воспитатели и педагоги дошкольных учреждений, заведующие, их заместители, воспитатели учреждений дополнительного образования детей отдыхают 42 календарных дня. Кроме того, на ежегодный удлиненный отпуск могут рассчитывать также педагоги, в наименовании должности которых имеется слово «старший» или «главный».

Для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, вечернему и заочному обучению, дистанционному обучению и информационным технологиям, повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же учреждении высшего профессионального образования или учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов (п. 5 Постановления N 724). Если эти условия не соблюдаются, то они имеют право на получение отпуска продолжительностью только 28 календарных дней.

Однако при предоставлении отпуска педагогу нужно иметь в виду, что он не должен нарушать режим работы учреждения. Например, предоставление учителю отпуска в 56 календарных дней в разгар учебного года отрицательно скажется на учебном процессе в школе. В случае необходимости работник может быть отозван из отпуска (ст. 125 ТК РФ), но только с его согласия. Неиспользованную часть отпуска необходимо предоставить работнику по его выбору в удобное для него время либо присоединить к отпуску за следующий рабочий год.

Преподаватели имеют право на предоставление отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Продолжительность такого отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем. Согласно ст. 128 ТК РФ продолжительность этого отпуска зависит от причины, по которой он предоставляется. Например, работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году, работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до 5 календарных дней.

Кроме основного отпуска, педагогические работники имеют право на получение длительного и дополнительного отпусков.

Длительный отпуск. В соответствии со ст. 335 ТК РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, который предоставляется по заявлению работника. Порядок и условия его предоставления определяют учредители или устав учреждения образования. То же самое установлено ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

Для учреждений физической культуры и спорта порядок предоставления таких отпусков прописывают в уставе. В нем указывают, какие периоды засчитываются в стаж, дающий право на длительный отпуск, устанавливают очередность, продолжительность и время предоставления длительного отпуска, а также предусматривают присоединение его к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы.

За находящимся в длительном отпуске преподавателем сохраняется его место работы (должность). Но законодательство не предусматривает его оплату. Следовательно, он является отпуском без сохранения заработной платы. Если работник, находясь в длительном отпуске, заболел, то больничный ему не оплачивают. Кроме того, время нахождения в длительном отпуске не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогов, так как за этот период учреждение не уплачивает за работника страховые взносы в ПФР.

Дополнительный отпуск. В силу специфики труда некоторые категории педагогических работников имеют право на дополнительный отпуск, который присоединяется к основному. Например, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляют педагогам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях (ст. 116 ТК РФ). Так, продолжительность такого отпуска установлена ст. 321 ТК РФ и составляет 24 и 16 календарных дней соответственно.

На основании ст. 14 Закона РФ N 4520-1 <3> право на дополнительный отпуск имеют также преподаватели, проживающие и в других северных районах, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Дополнительный отпуск таких работников равен 8 календарным дням.

<3> Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

И.Шиндер

Эксперт журнала

«Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Какая зарплата у учителей?

Профессия педагога всегда была одной из самых уважаемых в разных странах, в том числе и в России. В советское время она хорошо оплачивалась и, в общем, все прекрасно понимали, что учитель – «это звучит гордо». Для примера: в 1987 году при средней зарплате по стране 190 рублей учитель получал 230 рублей, директор школы – чуть больше 300 рублей. В ссузах и вузах ставки были еще выше. 

В 90-е годы, с развалом Советского Союза и приходом рыночных отношений, система образования попала под удар одной из первых, в том числе и в плане финансирования. Это довольно быстро сказалось и на имидже учителей, и на отношении к ним их же учеников (все помнят обращенные к педагогу фразочки хамоватых старшеклассников типа «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»).

В 2000-е ситуация постепенно стабилизировалась, но зарплаты учителей и воспитателей по-прежнему далеки от идеала. И майские указы президента далеко не везде сработали как волшебная палочка-выручалочка. Напомним, весной 2012 года Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым зарплаты бюджетников должны были к 2018 году увеличиться в три раза путем плавного повышения. Кроме того, средняя зарплата учителя должна была стать не ниже средней зарплаты по региону.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

 

Перерывы

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом утвержденных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 2.2 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

В отношении обеденных перерывов для преподавателей существует специальная норма. Как сказано в п. 1.5 Приказа № 536, для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи вместе с учениками, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

Стейк рыбы на пару в мультиварке

Для стейка на пару в мультиварке подходит рыба жирных сортов с минимальным содержанием костей. Как правило, на стейки нарезают крупные тушки семги, форели, тунца, лосося. Для приготовления используют готовые стейки из магазина, или куски 1.2-2.5 толщиной, которые самостоятельно отрезали от рыбы.

Ингредиенты:

  • рыбный стейк – 2 шт.;
  • растительное масло – 1 ст. л.;
  • соль – по вкусу;
  • смесь специей для рыбы – 1 ст. л.;
  • лимон – 1 шт.;
  • стебли укропа – 4-5 веточек.

Способ приготовления:

Для выразительности вкуса в маринад добавляют небольшое количество сахара, чеснока или лука. Если мякоть рыбы плотная, длительность маринования увеличивают на 10 минут.

Приготовленную в мультиварке рыбу на пару подают как отдельное блюдо, в сочетании с отварным картофелем, рассыпчатым рисом, зеленым салатом, любым другим гарниром. Ее вкус прекрасно оттеняет бешамель, сырный соус и тартар.

Щука очень вкусная и нежная рыба.

Из нее можно приготовить много вкусных и полезных блюд.

Однако хозяйки не очень любят готовить из щуки, а все из-за того, что она имеет довольно специфический запах тины.

Мы расскажем, как избавиться от него, а также мы собрали для вас лучшие рецепты блюд из щуки.

4) Окружение учителя

Если обычного офисного труженика в течение дня окружают коллеги и начальство (2 категории), менеджера – те же плюс клиенты (3 категории), у учителя очень разнообразный контингент в окружении: ученики, коллеги, администрация школы, вышестоящие органы образования и родители. А раз так много людей, то это значит нужно постоянно общаться и при этом быть вежливым и тактичным.
У меня было 150 учащихся, родители, администрация школы и ГОРОНО с министерством со своими диагностическими работами. Всё такое окружение постоянно что-то от меня требовало, слава богу повезло, что не в грубой форме. Но постоянное состояние в стрессе из-за такого огромного количества ежедневно проходящих через меня людей привело к решению покинуть работу. Не каждому дано такое выдержать.

Отпускные и отпуск в разных отчетных периодах

13) Встречи с родителями и родительским комитетом

Если родители понимающие, поддерживающие учителя, то наверняка они будут во всём помогать классному руководителю. Но бывают и родители противоположного типа. Им всегда что-то не нравится: учитель, кабинет, много предметов, методы преподавания и т.д. Особенно достаётся молодым педагогам. Они ещё только настраиваются на тяжёлую жизнь в школе, на эту огромную нагрузку, а их ещё и пилят. Более опытные или сильные духом учителя могут что-то сказать в ответ, но только что вышедшие в плавание? «Не справляешься – уходи!» — говорят им вслед.
Но сколько таких молодых и талантливых педагогов вынуждены покинуть школу при всей их любви к детям, к своему предмету из-за «распрей» с родителями или администрацией?

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Свежие комментарии

Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения

3.1. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:

  • на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
  • на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

3.2. Фонд оплаты труда образовательного учреждения (ФОТоу) состоит из базовой части и стимулирующей части:

ФОТоу = ФОТб + ФОТст.

Объем стимулирующей части определяется по формуле:

ФОТст = ФОТоу x ПП,

где ПП — стимулирующая доля ФОТоу. (Рекомендуемый диапазон ПП от 20 до 40%. Значение ПП определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.)

3.3. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:

ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп,

где ФОТауп — доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

ФОТпп — доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

ФОТувп — доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;

ФОТмоп — доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.

3.4. Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда:

  • фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;
  • фонд оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТувп) устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:

ФОТпп = ФОТоу x ПП,

где ПП — доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, в общем ФОТ. (Рекомендуемое оптимальное значение ПП — 70%. Значение или диапазон ПП определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением.)

3.5. Оплата труда работников образовательных учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.

Как правило, при введении новой системы оплаты труда в рамках штатного расписания в образовательном учреждении доли фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, и для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала сохраняются в объеме не менее фактического уровня за предыдущий учебный год.

Однако при сокращении фонда оплаты труда для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала будет соответственно увеличиваться фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс.

Тем самым закрепляется заинтересованность руководителя учреждения в обеспечении сбалансированного штатного расписания.

Правила отражения отпускных в неоднозначеных ситуациях

9) Учёт питания школьников

Многие родители жаловались, что детям не предлагается выбор питания в школе. Что дают, то и ешь. С точки зрения родителей, это недопущение школы. Но с точки зрения учителя – классного руководителя полная катастрофа.
Хорошо, если в классе питаются несколько человек. И то, спрашивать: «Что будешь есть: суп или пюре с котлетой?» у ученика приходится на уроке и тратить на это время. А если ест весь класс?
А потом ещё надо посчитать, кто ел, кто нет. У кого ещё остались деньги, а кому придется поесть в долг. Если разное питание – работы прибавляется.
Каждую четверть классный руководитель должен отчитываться за питание заведующему столовой. А им всё равно, что кто-то из детей не сдал деньги; порция была заказана, но ребёнок не поел, и не заплатил. Были случаи, когда при отчёте не хватало более 1000 рублей, в итоге платил за такую недостачу классный руководитель из своего кармана.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Прежде всего следует отметить, что преподавателям установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, п. 1 ч. 5 ст. 47  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это значит, что для учителя именно нормой будет отработка не больше 36 часов за полную рабочую неделю. Уменьшения оплаты труда при этом не происходит.

На самом деле некоторые педагогические должности предполагают еще меньшую продолжительность рабочего времени. Это установлено Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Это основной документ, определяющий, сколько должен работать преподаватель.

7) Каникулы? Какие каникулы? У учителя такого понятия нет

Если вы думаете, что в каникулы учителя отдыхают, то это совсем не так. Кому-то везёт больше, кто может проверять тетради, готовить уроки на следующую четверть и т.д., а кому-то меньше – кто вынужден работать на площадке. Вашему ребёнку наверняка предлагали летом посещать площадку при школе. Его в это время развлекают, кормят, водят в музеи, кино и т.д. В осенние и весенние каникулы тоже организуются такие «лагеря дневного пребывания», но работать там должны обычные учителя. Дополнительно это не оплачивается, в итоге «лагерная» работа просто убивает такое драгоценное для педагога время.

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

 Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права

Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.
Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед. работу), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.

В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.

Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий