Прогрессивная система налогообложения

Эффективность пропорциональной системы

Страны с высокой ставкой прогрессивного налогообложения столкнулись с резким ростом преступлений, связанных с переводом бизнеса в теневую экономику. Иногда такой возможностью пользуются даже законопослушные граждане. При одинаковом подходе ко всем налогоплательщикам это утрачивает смысл.

Что такое взаимозависимые лица для целей налогообложения?

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки постоянны и не зависят от величины облагаемых доходов. При этом суммы налогов прямопропорциональны величинам облагаемых доходов. По английски: Proportional taxation См. также: Пропорциональное … Финансовый словарь

Пропорциональное налогообложение — (англ. proportional taxation) форма налогообложения, при которой используется единая для каждого плательщика соответствующего налога налоговая ставка, не зависящая от размера налоговой базы. С возрастанием налоговой базы … Энциклопедия права

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — принцип налогообложения, состоящий в том, что налоговая ставка постоянна, не зависит от величины облагаемого дохода. При такой ставке величина налога пропорциональна величине дохода … Юридическая энциклопедия

Пропорциональное налогообложение — налогообложение, предусматривающее одинаковые ставки налога независимо от величины налоговой базы … Экономика: глоссарий

Пропорциональное налогообложение — Flat tax in Europe Пропорциональное налогообложение система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплате … Википедия

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — принцип налогообложения, состоящий в том, что налоговая ставка постоянна, не зависит от величины облагаемого дохода. При такой ставке величина налога пропорциональна величине дохода … Энциклопедический словарь экономики и права

пропорциональное налогообложение — метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. В РФ примером П.н. является налог на прибыль… … Большой юридический словарь

Пропорциональное налогообложение — PROPORTIONAL TAXATION Система налогообложения, при которой c любого дохода взимается фиксированная налоговая ставка. Пропорциональный характер носят косвенные налоги, которые считаются самыми несправедливыми, поскольку перекладываются через цены… … Словарь-справочник по экономике

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ — ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ … Юридическая энциклопедия

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ — (см. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Равное налогообложение

Равное налогообложение ввел Петр I в 1724 г. Это очень простой и удобный метод сбора, но и самый не справедливый, где заранее установлен фиксированный размер, не зависящий от налоговой базы и чистых доходов. То есть, и богатые, и бедные обязаны платить равную сумму. Обычно используется как временная мера при возникновении чрезвычайных ситуаций, как дополнительный налог к основному. Предком можно считать подушный налог, действовавший в Китае в XII в. В Японии и Франции действует до сих пор на уборку территорий, установку электроосвещения и т.д. При равном налогообложении тяжело приходится только бедным, рабочим слоям населения. Соответственно это плохо сказывается на экономике и промышленности государства.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Обзор по странам

Подоходный налог в Германии

Налоговые ставки и соответствующие им кривые эффективных налоговых ставок для одного субъекта и для супружеской пары. (Налоговая ставка 45 % не указана)

До 1990 года для расчёта налоговых ставок в Германии использовались формулы многочлена (полинома).
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.

В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:

  • зона 1 (нулевая зона): Доход в этой зоне не облагается налогом.
  • зона 2 (линейная): Начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.
  • зона 3 (линейная): Ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в предыдущей зоне, но не так круто, с 24 % до 42 %.
  • зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.
  • зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45 %.

Подоходный налог в США

В США ставки федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ) взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один (single) субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

Ставки федерального подоходного налога и соответствующая кривая эффективной налоговой ставки в США для супружеской пары, 2013 год.

Федеральный налог на доходы физических лиц в США, 2014
Налоговаяставка Налогооблагаемый годовой доход в долларах США
для одного субъекта для супружеской пары для родителя-одиночки
10 % 0 — 9 075 0 — 18 150 0 — 12 950
15 % 9076 — 36 900 18 151 — 73 800 12 951 — 49 400
25 % 36901 — 89 350 73 801—148 850 49 401—127 550
28 % 89 351—186 350 148 851—226 850 127 551—206 600
33 % 186 351—405 100 226 851—405 100 206 601—405 100
35 % 405 101—406 750 405 101—457 600 405 101—432 200
39,6 % от 406 751 от 457 601 от 432 201

Подоходный налог в других странах

Некоторые страны, использующие прогрессивное налогообложение доходов физических лиц.
Страна Прогрессия (модель налогообложения) Необлагаемый годовой минимум Налоговые ставки Годовой доход, когданачинает дейст. макс. ставка
Австралия (2014) 4-ступенчатая 18.200 AUD 19; 32,5; 37; 45 % 180.000 AUD
Австрия (2014) 3-ступенчатая 11.000 € 36,5; 43,2; 50 % 60.000 €
Бельгия (2014) 5-ступенчатая 8.680 € 25; 30; 40; 45; 50 % 37.750 €
Великобритания 3-ступенчатая 10.600 £ 20, 40, 45 % 150.000 £
Германия (2014) комбинированная 5 зон 8.354 € 14÷24; 24÷42; 42; 45 % + 5,5 % налог солидарности 250.730 €
Греция (2014) 8-ступенчатая 12.000 € 18; 24; 26; 32; 36; 38; 40; 45 % 100.000 €
Израиль (2014) 7-ступенчатая 0 NIS 10; 14; 21; 31; 34; 48; 52 % 811.560 NIS
Испания (2014) 7-ступенчатая 0 € Федеральные + региональные≈ 24; 29; 39; 47; 49; 51; 52 % 300.000 €
Италия (2014) 5-ступенчатая 0 € 23; 27; 38; 41; 43 % 75.000 €
Канада (2014) 4-ступенчатая 0 $ Федерал.: 15; 22; 26; 29 %+ региональные от 5 до 21 % 136.270 $
Китай (2014) 7-ступенч.(на зарплату)5-ступенч. (на ИПД) 0 ¥ 0 ¥ 3; 10; 20; 25; 30; 35; 45 % 5; 10; 20; 30; 35 % 960.000 ¥ 1.200.000 ¥
Люксембург (2014) 18-ступенчатая 11.265 € 8 % ÷ 40 % 100.000 €
Нидерланды (2014) 4-ступенчатая 0 € 5,1; 10,85; 42; 52 % 56.532 €
Новая Зеландия(2013) 5-ступенчатая 0 $ 10,5; 17,5; 30; 33; 45 % 70.000 $
Польша (2014) 2-ступенчатая 0 € 18; 32 % 85.528 PLN (19.906 €)
Словакия (2013) 2-ступенчатая 0 € 19; 25 % 34.402 €
Кипр (2014) 4-ступенчатая 19.500 € 20; 25; 30; 35 % 60.000 €
Финляндия 4-ступенчатая 13.099 € 25,6, ?, ?, 49,1 % 64.500 €
Франция (2014) 7-ступенчатая 6.011 € 5,5; 14; 30; 41; 45; 48; 49 % 500.000 €
США (2014) 7-ступенчатая 0 $ федеральные: 10; 15; 25; 28; 33; 35; 39,6 % + региональные до 11 % для одного — 406.751 $ для суп. пары — 457.601 $ родителя-од. — 432.201 $
Швейцария (2014) 10-ступенч. (для одного) 14-ступенч. (для суп. пары) 14.500 CHF 28.300 CHF 0,77 0,88 2,64 2,97…11,50 % 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 …11,50 % 755.200 CHF 895.900 CHF
ЮАР (2013) 6-ступенчатая 0 ZAR 18; 25; 30; 35; 38; 40 % 617.000 ZAR

Нотариусы РФ

  • Нотариусы Санкт-Петербурга
  • Нотариусы Алтай
  • Нотариусы Алтайский край
  • Нотариусы Амурская область
  • Нотариусы Архангельская область
  • Нотариусы Астраханская область
  • Нотариусы Башкортостан
  • Нотариусы Белгородская область
  • Нотариусы Брянская область
  • Нотариусы Бурятия
  • Нотариусы Владимирская область
  • Нотариусы Волгоградская область
  • Нотариусы Вологодская область
  • Нотариусы Воронежская область
  • Нотариусы Дагестан
  • Нотариусы Еврейская автономная область
  • Нотариусы Забайкальский край
  • Нотариусы Ивановская область
  • Нотариусы Ингушетия
  • Нотариусы Иркутская область
  • Нотариусы Кабардино-Балкария
  • Нотариусы Калининградская область
  • Нотариусы Калмыкия
  • Нотариусы Калужская область
  • Нотариусы Карачаево-Черкесия
  • Нотариусы Карелия
  • Нотариусы Качатский край
  • Нотариусы Кемеровская область
  • Нотариусы Кировская область
  • Нотариусы Коми
  • Нотариусы Костромская область
  • Нотариусы Краснодарский край
  • Нотариусы Крым
  • Нотариусы Курганская область
  • Нотариусы Курская область
  • Нотариусы Ленинградская область
  • Нотариусы Липецкая область
  • Нотариусы Магаданская область
  • Нотариусы Марий Эл
  • Нотариусы Мордовия
  • Нотариусы Московская область
  • Нотариусы Мурманская область
  • Нотариусы Нижегородская область
  • Нотариусы Новгородская область
  • Нотариусы Новосибирская область
  • Нотариусы Омская область
  • Нотариусы Оренбургская область
  • Нотариусы Орловская область
  • Нотариусы Пензенская область
  • Нотариусы Пермский край
  • Нотариусы Приморский край
  • Нотариусы Псковская область
  • Нотариусы Республика Адыгея
  • Нотариусы Ростовская область
  • Нотариусы Рязанская область
  • Нотариусы Самарская область
  • Нотариусы Санкт-Петербург
  • Нотариусы Санкт-Петербурга
  • Нотариусы Саратовская область
  • Нотариусы Сахалинская область
  • Нотариусы Свердловская область
  • Нотариусы Севастополь
  • Нотариусы Северная Осетия — Алания
  • Нотариусы Смоленская область
  • Нотариусы Ставропольский край
  • Нотариусы Тамбовская область
  • Нотариусы Татарстан
  • Нотариусы Тверская область
  • Нотариусы Томская область
  • Нотариусы Тульская область
  • Нотариусы Тыва
  • Нотариусы Тюменская область
  • Нотариусы Удмуртия
  • Нотариусы Ульяновская область
  • Нотариусы Хабаровский край
  • Нотариусы Хакасия
  • Нотариусы Ханты-Мансийский АО — Югра
  • Нотариусы Челябинская область
  • Нотариусы Чечня
  • Нотариусы Чувашия
  • Нотариусы Чукотский автономный округ
  • Нотариусы Якутия
  • Нотариусы Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Нотариусы Ярославская область

Регрессивный налог. Косвенные налоги и регрессивная система

Регрессивный налог означает, что ставка снижается при увеличении дохода или иной налогооблагаемой величины.

Простейший пример — фиксированный подушный налог, который все платят в равном размере. Получается, что для богатого это меньший процент от доходов, для бедного — больший процент. Поскольку такие налоги проще всего рассчитывать и взимать, их активно использовали в прошлом. В России подушная подать была введена при Петре I (80 копеек с души в год) и отменена при Александре III в 1887 году.

Сегодня при регрессивном налогообложении доходы как правило делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке: пониженные ставки действуют не для всего объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую.

Также регрессивными по сути являются косвенные налоги. Например, акцизный сбор входит в цену некоторых товаров. Для богатых это незначительный процент от доходов, для бедных — более существенная часть дохода.

Преимущество регрессивных налогов в том, что они поощряют увеличение доходов — чем богаче становится человек, тем менее заметен для него налог. Также регрессивный налог может поощрять определенные виды доходов: например, инвестиционные доходы. Главный минус регрессивного налога: его бремя несут люди с низкими доходами.

Прогрессивное налогообложение: за и против

Вице-премьер Ольга Голодец поддерживает переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Она дала понять, что этот вопрос обсуждается в правительстве: «У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов». О возвращении прогрессивной ставки подоходного налога говорят уже давно, с начала двухтысячных годов, когда у нас появилась плоская шкала в 13 процентов. Подробнее — обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

Дискуссия о возвращении прогрессивной шкалы подоходного налога активизировалась на днях, после того как министр финансов Антон Силуанов заявил, что этот вопрос можно будет рассмотреть после 2018 года. Когда стабилизируется ситуация в экономике. Правда, вице-премьер Ольга Голодец поддержав эту идею, говорила лишь о возможном освобождении от НДФЛ тех, кто мало зарабатывает. О богатых она ничего не сказала. Однако, по мнению многих экспертов, если кто-то вообще не будет платить подоходный налог, значит, кто-то другой заплатит больше. Говорит гендиректор компании «Актуальный менеджмент» Екатерина Шестакова.

«Конечно, если от НДФЛ будут освобождены малообеспеченные граждане, это поможет росту их доходов. Но, с другой стороны, это предполагает то, что более обеспеченные граждане будут платить больше налогов. Как и в других странах».

Эксперты полагают, что прогрессивная шкала если и вернется, то нескоро. Ведь бюджет уже сверстан на предстоящие три года — напоминает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. И там все рассчитано исходя из ставки налога в 13 процентов.

«У нас обсуждается проект финансового плана на трехлетку. А значит, это отодвигается к концу десятилетия. Но я думаю, что к этой идеи будут время от времени возвращаться. В зависимости от того, с каким напряжением мы будем балансировать бюджет 2017 года и следующих лет».

Плюсы и минусы возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ давно известны. С одной стороны плавающая ставка отвечает идее социальной справедливости и как предполагается может увеличить бюджетные поступления. В другой стороны — собираемость налога может и снизиться, — отмечает Екатерина Шестакова.

«Плюсом прогрессивной шкалы налогообложения является то, что она является более справедливой и применяется во многих странах мира. Поскольку в зависимости от размера дохода уплачивается и сам налог. К минусам относится то, что в нашей действительности правосознание граждан не настолько высоко, чтобы они были готовы платить больше налогов».

Действительно, увеличение ставки НДФЛ для состоятельных людей может снизить собираемость самого налога, — соглашается Никита Масленников.

«Такого рода действия укрепят мотивацию к выведению значительной части доходов (особенно средней доходной группы, среднего класса) в тень. То есть люди будут стремиться получать это в конвертах. Что касается высокодоходных групп, то это может простимулировать уход этих граждан в другое налоговое резидентство. К сожалению, мы это уже сейчас видим. Больше 183 дней проводишь за рубежом и ты уже не налоговый резидент РФ».

Плоская шкала НДФЛ (в 13 процентов) действует в России с 2001 года. Прогрессивная шкала существовала у нас все 90-е годы. Она досталось России в наследство от Советского Союза. В СССР, перед распадом, большинство зарплат облагалось по плавающей ставке: от 13 до 20 процентов. Но с сумм превышающих три тысячи рублей в месяц брали уже 60 процентов. В течении 90-х конкретные ставки все время менялись, особенно в период гиперинфляции. Но сверхдоходы облагались на уровне 50-60 процентов. Правда, платили такие налоги немногие. Зарплаты тогда прятались в тень.После установления единой ставки в 13 процентов собираемость НДФЛ резко выросла. Причем с каждым годом суммы увеличивались на 10-20, а то и на 30 процентов. За исключением кризисного 2009 года. Сейчас этот налог обеспечивает около 11 процентов все доходов бюджета, приближаясь к отметке в три триллиона рублей в год.

http://plusiminusi.ru/progressivnaya-sistema-nalogooblozheniya-osnovnye-plyusy-i-minusy/http://www.anews.com/p/113654973-progressivnyj-nalog-chto-takoe-progressivnaya-i-proporcionalnaya-shkala-nalogooblozheniya/http://spmag.ru/articles/progressivnaya-nalogovaya-sistemahttp://businessman.ru/progressivnaya-shkala-ndfl-plyusyi-i-minusyi.htmlhttp://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1435551/

Формула расчета, применение в России

Пропорциональная система подразумевает, что люди с разными доходами уплачивают равный процент от них, соответственно, расчеты сводятся к простой формуле. Ставка налога делится на 100 и умножается на доход.
Подробнее об этом вы можете узнать из следующего видео:

Например, если уборщица получает 15 000 рублей, то при ставке в 13% сумма налога составит 1950 рублей (15 000 х 0,13 = 1950). При увеличении дохода сумма будет увеличиваться пропорционально.

В России значительную часть совокупных доходов от налогообложения составляют следующие виды налогов:

  • 1.На прибыль.
  • 2.На добавленную стоимость.
  • 3.Платежи в негосударственные фонды.
  • 4.Акцизы.

Федеральный бюджет РФ наполняется во многом за счет налога на добавочную стоимость. На протяжении последнего десятилетия поступления из других источников сильно менялись.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Российская пропорциональная система налогообложения: преимущества и недостатки

В Российской Федерации большинство налогов основано на пропорциональной системе. Принцип был унаследован у стран Европы.

Характеристики спецрежимов налогообложения: читайте.

Упрощенная система налогообложения: порядок перехода.

Пропорциональная система подразумевает, что люди с разными доходами уплачивают равный процент от них, соответственно, расчеты сводятся к простой формуле. Ставка налога делится на 100 и умножается на доход. Подробнее об этом вы можете узнать из следующего видео:

Например, если уборщица получает 15 000 рублей, то при ставке в 13% сумма налога составит 1950 рублей (15 000 х 0,13 = 1950). При увеличении дохода сумма будет увеличиваться пропорционально.

В России значительную часть совокупных доходов от налогообложения составляют следующие виды налогов:

По мнению политолога Элвина Рабушка выбор стран Восточной Европы положительно сказался на развитии их экономик, и в качестве выигравших государств он приводит Россию и Словакию, а также Грузию, Украину, Латвию, Эстонию и т.д. Эксперт предполагает, что со временем преимущества пропорционального налогообложения оценят и другие страны, в частности Чехия и Польша.

В сравнении с другими системами налогообложения

Расчет прибыли и убытков: ознакомьтесь с формулами.

Прочитайте о том, как открыть сезонный бизнес летом.

Нужно выделить факт, что при данной системе максимально минимизированы возможности для уклонения от выплаты налогов или их уменьшения, система максимально эффективна при высокой коррупции и проста реализации.

Страны с высокой ставкой прогрессивного налогообложения столкнулись с резким ростом преступлений, связанных с переводом бизнеса в теневую экономику. Иногда такой возможностью пользуются даже законопослушные граждане. При одинаковом подходе ко всем налогоплательщикам это утрачивает смысл.

sbsnss.ru

Какую функцию выполняют прямые налоги

Прямые налоги не только позволяют государству собирать деньги с тех, у кого они есть. Они выполняют и другие функции:

  1. Пополнять федеральный бюджет. Например, доходы российского бюджета на 2019 год — около 20 трлн рублей, из них 6 трлн — это налог на добычу полезных ископаемых, а 1 трлн — налог на прибыль.
  2. Пополнять региональные бюджеты: например, только налог на прибыль и НДФЛ составляют три четверти от всех доходов бюджета Москвы.
  3. Контролировать работу бизнеса и проверять, правильно ли перечислены налоги и как работают компании в целом.
  4. Бороться с социальным неравенством. Те компании или граждане, которые много зарабатывают или владеют большим количеством имущества, платят больше денег. Эти деньги государство потом может потратить на выплаты и пособия нуждающимся.

Достоинства и недостатки системы

Современная методика таит в себе несколько ценных преимуществ. Вот главные из них:

  • Борется с социальным неравенством. Размеры налоговой ставки не увеличиваются в случае уменьшения доходов населения. Единая 13% пошлина уравнивает бедных и богатых. И состоятельные и менее состоятельные граждане вносят свою лепту в развитие страны.
  • Регулярные поступления в государственную казну налоговых платежей (в больших объемах) увеличивает бюджет державы. Этот возможно благодаря гибкой и приемлемой системе налогообложения. При высоких ставках граждане могут скрывать свои доходы и уклоняться от выплаты установленных налогов. Прогрессивные расчеты уменьшают вероятность повсеместного развития подобных ситуаций.
  • Широкое применение. Практическое использование системы в разных странах мира подтверждает ее востребованность и актуальность по сей день.
  • Обсуждаемое налогообложение стабилизирует не только государственный, но и региональный бюджет. Своевременные финансовые поступления восполняют материальные потери, вызванные отчислением определенной суммы в общую, государственную казну.
  • Минимальные налоговые ставки увеличивают количество ИП на территории всего государства. Из-за высокого подоходного налога, начинающие предприниматели боятся расширяться и расти в бизнесе. Новая методика открывает путь для карьерного роста новичкам с небольшими финансовыми ресурсами.

При этом не стоит списывать со счетов отрицательные стороны такой программы налогообложения. К недостаткам дегрессии относят:

  • Зависимость налоговой ставки от размера дохода в определенной степени ущемляет права состоятельных лиц. Обеспеченные граждане могут уклоняться от уплаты налогов, занимаясь нечестной предпринимательской деятельностью.
  • Физические лица самостоятельно отчитываются за полученные средства перед государством вместе с имеющимися административными издержками.
  • Высокая налоговая ставка отбивает желание у состоятельных бизнесменов двигаться вперед и дальше взбираться по карьерной лестнице.
  • Расчет и выдача заработной платы трудящимся осуществляется по старой схеме, не соответствующей новым тенденциям и стандартам.
  • Уплата налогов по месту работы обогащает крупные региональные бюджеты, тогда как небольшие города и населенные пункты остаются в тени. Бюджет небольших территорий постепенно может сойти на нет.

Порядок исчисления налога

Следующий обязательный элемент налога — установленный законом порядок исчисления. Если следовать нормам п. 1 ст. 52 НК РФ, субъект уплаты налога в общем случае должен исчислять налоги своими силами исходя из имеющихся данных по базе, ставкам и льготам. Однако в ряде случаев обязательства по исчислению платежа могут возлагаться на ФНС либо налоговых агентов (п. 2 ст. 52 НК РФ). Если данную работу выполняют налоговики, то у них также возникает обязательство по своевременной отправке уведомления налогоплательщику.

А теперь перейдем к рассмотрению сроков перечисления налога в бюджет и порядка его уплаты государству. Данные элементы налога, как мы отметили в начале статьи, относятся к обязательным.

Формула вычисления, применение в России

Пропорциональная система подразумевает, что люди с различной оплатой дохода равный процент от них, соответственно, вычисления сокращены к простой формуле. Ставка налога разделяет на 100 и умножена на доход.

Например, если уборщик получит 15 000 рублей, то в случае ставки в 13% сумма налога составит 1950 рублей (15 000 x 0,13 = 1950). В случае увеличения дохода сумма увеличится в пропорции. В России значительная часть совокупных прибылей от налогообложения составлена следующими типами налога:1. на прибыли. 2. На добавленной стоимости. 3. Платежи в негосударственных фондах. 4. Акцизы. Федеральный бюджет Российской Федерации заполнен во многих отношениях за счет налога на добавленную стоимость. Поскольку последние поступления десятилетия из других источников сильно изменились. Например, прибыль от продажи энергетических ресурсов всегда зависела от их цены на мировом рынке, политической ситуации. Прибыль от налогообложения значительно более постоянно также обладает увеличенным удельным весом.

Регрессивные налоги в РФ

В современной мировой экономике данная схема начисления налогов встречается довольно редко. На сегодняшний день практически не существует регрессивных налогов в явном виде, то есть прямых. Однако все косвенные налоги можно к ним отнести, и чем больше ставка, тем в большей степени они регрессивны. Яркий пример — акцизные платежи, пошлины, НДС.

Регрессивная система в РФ с 2001 года используется для рассчета единого социального налога. Применение данного метода имеет конкретную цель: выведение из тени заработных плат в конвертах (серый доход) путем снижения налоговых ставок по мере роста расходов, приходящихся на фонд оплаты труда.

Что значит пропорциональное налогообложение

Пропорциональная налоговая система – типичная в РФ практика исчисления налогов и сборов. В ее основе лежит применение пропорциональных налоговых ставок для исчисления налогов и сборов с физических лиц и организаций.

Пропорциональная ставка налога – это такая налоговая ставка, которая не изменяется по мере увеличения или уменьшения налоговой базы. Это значит, что налоговая ставка для конкретного объекта налогообложения – фиксированная. Соответственно, во сколько раз увеличивается или уменьшается база исчисления налога, во столько раз соответственно увеличивается или уменьшается сам налог.

К примеру, реализация молока и молокопродуктов в РФ облагается НДС по налоговой ставке 10% (пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). При этом величина данной ставки не зависит от стоимости реализованных товаров. Соответственно, при реализации молокопродуктов стоимостью 100 руб. и 100 млн.руб. (без НДС) величина налога составит соответственно 10 руб. (100 * 10%) и 10 млн.руб. (100 млн.руб. *10%).

Аналогично, например, доходы в виде оплаты труда налоговых резидентов РФ облагаются по ставке 13% (пп. 6 п. 1 ст. 208, ст. 209, п. 1 ст. 224 НК РФ). Следовательно, если одно физлицо получило зарплату в размере 10 000 рублей, а облагаемый доход другого физлица в 5 раз больше, то и НДФЛ с дохода второго физлица будет в 5 раз больше налога, удерживаемого из доходов первого (6 500 рублей (50 000 * 13%) и 1 300 рублей (10 000 * 13%)).

В этом и заключается сущность пропорционального налогообложения.

Можно отметить, что в основе абсолютного большинства налогов и сборов в РФ положен принцип именно пропорционального налогообложения.

glavkniga.ru

Влияние налогов на экономику

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

С точки зрения макроэкономики

Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»).

С точки зрения финансового менеджмента

Налоговое бремя влияет на величину финансового левериджа самих бизнес-систем двумя путями: прямым и косвенным:

1) Прямое влияние формируется на уровне расходов, исчисляемых в уменьшение налогооблагаемой базы самим хозяйствующим субъектом. Если в данную сумму можно включать высокий процент расходов на погашение платежей по заемным средствам хозяйствующим субъектом — то это будет стимулировать рост предприятий, применяющих агрессивную финансовую стратегию развития и, соответственно, вытеснение с рынка предприятий, применяющих консервативную финансовую стратегию развития; снижение данного процента со стороны налогового законодательства приведет к росту банкротств хозяйствующих субъектов с агрессивной финансовой стратегией развития и умеренному процветанию, особенно в краткосрочной перспективе, субъектов, применяющих консервативную финансовую стратегию развития.

2) Косвенное влияние формируется за счет увеличения или уменьшения налоговой нагрузки для поставщиков заемного капитала: соответственно, увеличение налоговой нагрузки приведет к удорожанию стоимости заемного капитала для бизнес-систем и, соответственно, к сдерживанию развития предприятий, применяющих агрессивную стратегию развития (в данном случае бенефициаром выступят компании с консервативной стратегией развития); снижение налоговой нагрузки приведет к удешевлению стоимости заемного капитала при условии наличия на рынке нормальной конкуренции, что приведет к росту процветания компаний с агрессивной финансовой стратегией развития и, соответственно, будет стимулировать угасание компаний с консервативной финансовой стратегией развития.

Прогрессивное налогообложение

Прогрессивное налогообложение представляет собой ставку, которая увеличивается прямопропорционально налоговой базе. Выглядит это достаточно просто – обеспеченные жители платят больше, чем менее обеспеченные.

Заключение

Остается упомянуть лишь об истории данной системы налогообложения, во-первых, пропорциональная система появилась во Франции, когда там шла активная борьба за равенство и справедливость. Конечно, становится ясным, что в Россию система пришла из Европы.

На данный момент пропорциональная система налогообложения используется в большой части стран Европы, некоторые страны думают над тем, стоит ли переходить на эту систему.

В заключение остается лишь отметить то, как можно вычислить сумму налога от заработка. Итак, формула несказанно проста в своем составе, необходимо всего лишь число процента разделить на 100 и умножить на сумму зарплаты. Визуально это выглядит так (учитывая, что процент равен 13): (13/100)*заработок.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий