Общая информация

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по подготовке аудиторской документации при проведении аудита финансовой отчетности. В Приложении перечислены прочие МСА, в которых содержатся те или иные требования и рекомендации по вопросам документации. Эти конкретные требования по составлению документации, содержащиеся в прочих МСА не накладывают каких-либо ограничений на применение настоящего стандарта. Законами или нормативными актами могут быть установлены дополнительные требования к документации.

Характер и назначение аудиторской документации

2. Аудиторская документация, отвечающая требованиям настоящего стандарта и специфическим требованиям к документации, содержащимся в прочих применимых МСА, обеспечивает:

  1. доказательства, обосновывающие сделанный аудитором вывод о достижении основных целей аудитора1)МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита», пункт 11. ;
  2. доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с Международными стандартами аудита и применимыми законодательными и нормативными требованиями.

3. Аудиторская документация выполняет целый ряд дополнительных функций, включая следующее:

  • помощь аудиторской группе в планировании и проведении аудита;
  • помощь членам аудиторской группы, ответственным за контроль, в руководстве и контроле за аудиторской работой, а также в исполнении ими их обязанностей по обзорным проверкам в соответствии с МСА 2202)МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности», пункты 15-17. ;
  • обеспечение подотчетности аудиторской группы в ее работе;
  • сохранение данных по вопросам, являющихся значимыми для будущих аудиторских заданий;
  • обеспечение проведения обзорных проверок и инспектирования в целях контроля качества в соответствии с МСКК 13)МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг», пункты 32–33, 35–38 и 48. или не менее строгими требованиями национального законодательства4)МСА 220, пункт 2. ;
  • обеспечение возможности проведения внешнего инспектирования в соответствии с применимыми законодательными, нормативными или прочими требованиями.

Дата вступления в силу

4. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности. Настоящий стандарт относится к повторным аудиторским заданиям. Отдельно представлены дополнительные замечания, относящиеся к аудиторскому заданию, выполняемому впервые.

Роль и сроки планирования

2. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита. Надлежащее планирование полезно при проведении аудита финансовой отчетности, поскольку (см. пункты A1 — A3):

помогает аудитору уделять надлежащее внимание важным аспектам аудита;

помогает аудитору своевременно выявлять и устранять возможные проблемы;

помогает аудитору надлежащим образом организовать аудиторское задание и руководить процессом его проведения таким образом, чтобы обеспечить его эффективное выполнение;

оказывает помощь при выборе членов аудиторской группы, обладающих надлежащими навыками и квалификацией для снижения ожидаемых рисков, а также при распределении работ между ними;

способствует осуществлению руководства и контроля за членами аудиторской группы, а также анализа результатов их работы;

в тех случаях, когда это имеет место, оказывает помощь в координации работы аудиторов компонентов организации и экспертов.

Дата вступления в силу

3. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты. *

Цель

4. Цель аудитора состоит в том, чтобы спланировать проведение аудита таким образом, чтобы он был проведен эффективно.

Входящий НДС

Входящий НДС — тот налог, который выставляется потенциальным покупателям и заказчикам товаров и услуг. Данный налог позволяет довольно значительно сократить сумму исходящего НДС.

Общий налог = Исходящий НДС-Входящий НДС

Существует несколько случаев, когда вычет входящего НДС из общего размера налога на добавленную стоимость является законным. Можно выделить следующие условия:

  • Предприниматель продает те товары и услуги, чья реализация облагается НДС. Это прописано в ст. 171 НК РФ;
  • Предприятие располагает счетами-фактурами и другими необходимыми документами, стоит на учете в бюджетных фондах;
  • Не истек срок учета товаров и услуг. Он составляет 3 года.

Если по каким-то причинам уменьшить его размер не удается, то налоговое обложение становится двойным.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Утвержден профессиональный стандарт «Внутренний аудитор»

Согласно документу, функции специалиста по внутреннему аудиту включают в себя:

  • проведение независимых внутренних аудиторских проверок и консультаций по вопросам надежности и эффективности функционирования систем управления рисками, внутреннего контроля, корпоративного управления, операционной деятельности и информационных систем организации с целью достижения стратегических целей организации;
  • обеспечение достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организации; эффективности и результативности деятельности организации;
  • сохранности активов организации;
  • соответствия требованиям законодательства и внутренних нормативных актов организации.

Типы Стандартов

Профессиональные Стандарты состоят из двух типов:

  1. Стандарты качественных характеристик (Attribute Standards);

  2. Стандарты деятельности (Performance Standards).

1. Стандарты качественных характеристик (Attribute Standards)

Стандарты качественных характеристик относятся к характеристикам организации и лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность.

Основные тезисы данных Стандартов:

  • Цели, полномочия и ответственность внутреннего аудита должны быть определены во внутреннем документе организации (Положении о внутреннем аудите), соответствующем Миссии внутреннего аудита и обязательным для применения элементам Международных основ профессиональной практики (Основные принципы внутреннего аудита, Кодекс этики, Стандарты и Определение внутреннего аудита). Руководитель внутреннего аудита должен периодически рассматривать вопрос о необходимости внесения изменений в Положение о внутреннем аудите и представлять Положение на одобрение высшему исполнительному руководству и Совету директоров.

  • Независимость и объективность: Внутренний аудит должен быть независимым, а внутренние аудиторы должны быть объективными при выполнении своих обязанностей.

  • Профессионализм и профессиональное отношение к работе: Внутренние аудиторы должны выполнять аудиторские задания на должном профессиональном уровне.

  • Программа гарантии и повышения качества внутреннего аудита: Руководитель внутреннего аудита должен разработать и поддерживать программу гарантии и повышения качества, охватывающую все виды деятельности внутреннего аудита и направленной на оценку эффективности и результативности внутреннего аудита. Программа гарантии и повышения качества должна включать как внутренние, так и внешние оценки, а также текущий мониторинг деятельности внутреннего аудита. Каждый компонент программы должен быть нацелен на то, чтобы помогать внутреннему аудиту приносить пользу организации и повышать эффективность ее процессов. Программа должна предоставлять гарантии того, что деятельность внутреннего аудита соответствует Международным основам профессиональной практики.

2. Стандарты деятельности (Performance Standards)

Стандарты деятельности определяют деятельность функции внутреннего аудита и критерии, по которым оценивается ее эффективность.

Основные компоненты данных стандартов включают:

  • Управление внутренним аудитом: Руководитель внутреннего аудита должен эффективно управлять подразделением внутреннего аудита таким образом, чтобы обеспечить его полезность для компании.

  • Сущность работы внутреннего аудита: Внутренний аудит должен проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля, используя систематизированный и последовательный подход.

  • Планирование аудиторского задания: Внутренние аудиторы должны составлять и документировать план выполнения каждого аудиторского задания, включающий цели, объем задания, его сроки и распределение ресурсов. В плане должны учитываться стратегия, задачи организации и риски, присущие заданию.

  • Выполнение задания: Внутренние аудиторы должны собирать, анализировать, оценивать и оформлять документально информацию в объеме, достаточном для достижения целей задания.

  • Информирование о результатах: Внутренние аудиторы должны сообщать о результатах выполнения задания.

  • Мониторинг действий по результатам задания: Руководитель внутреннего аудита должен разработать и поддерживать систему мониторинга решения проблемных вопросов, выявленных по итогам выполнения задания, после ознакомления менеджмента с результатами задания.

Информирование о принятых рисках: Если руководитель внутреннего аудита приходит к выводу о том, что уровень риска, принятого менеджментом, не может быть приемлемым для организации, руководитель внутреннего аудита должен обсудить этот вопрос с высшим исполнительным руководством. Если руководитель внутреннего аудита приходит к выводу, что проблема по-прежнему осталась нерешенной, он должен проинформировать Совет директоров по данному вопросу.

Сертифицированный внутренний аудитор (CIA)

CIA ( Certified Internal Auditor ) — это основное профессиональное звание, предлагаемое IIA. Обозначение CIA — это всемирно признанная сертификация для внутренних аудиторов и стандарт, по которому люди могут продемонстрировать свою компетентность и профессионализм в области внутреннего аудита. Чтобы стать сертифицированным внутренним аудитором, кандидаты должны иметь четырехлетнюю степень в аккредитованном учреждении, а также сдать все три части экзамена CIA.

Получение сертификата CIA предназначено для демонстрации профессиональных знаний в области внутреннего аудита. ЦРУ обязаны проходить курсы повышения квалификации.

Многие CIA сегодня являются старшими менеджерами по внутреннему аудиту , вице-президентами , директорами и руководителями аудиторских служб в ведущих мировых многонациональных компаниях, управляющих функциями внутреннего аудита в своих соответствующих компаниях. Первый экзамен ЦРУ был сдан в 1974 году. К 31 декабря 2019 года было награждено более 165 000 ЦРУ.

Внутренние аудиторы, которые сдают экзамен CIA Part One, могут получить звание практикующего специалиста по внутреннему аудиту. В 2019 году IIA объявило о внесении изменений в программу внутреннего аудита. Изменения в программе включают новый экзамен и отказ от требований к образованию для действующих сотрудников службы внутреннего аудита, претендующих на участие в программе CIA. Изменения вступают в силу в 2020 году.

Противопоказания

Как создавались профессиональные стандарты внутреннего аудита

Профессиональные стандарты внутреннего аудита разрабатывали несколько организаций: Институт внутренних аудиторов, Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» и Некоммерческое партнерство «Российский институт директоров».

В создании и обсуждении проекта также участвовали Федеральное агентство по управлению государственным имуществом («Росимущество»), Финансовый университет при Правительстве РФ и представители крупных компаний и организаций.

Работа над профстандартом шла 2 года. Приступил к проекту Институт внутренних аудиторов в мае 2013 года. И только 24 июня 2015-го года документ утвердили в Министерстве труда и соцзащиты РФ приказом №398н. Все это время обрабатывались отзывы на проект документа от Министерства финансов и Министерства экономического развития.

После того, как профстандарт внутреннего финансового аудита был утвержден в Минтруда РФ, его зарегистрировали в Министерстве юстиции. И уже с 14 августа 2015 документ вступил в действие.

В госструктурах

Для различных бюджетных госучреждений правила устанавливает Минфин. У министерства есть соответствующее подразделение, которое занимается внедрением систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях организации контроля за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств. При этом оно руководствуется моделью 
COSO
. Конечно, при этом она интерпретируется в своих, локальных, целях, на основе Стандартов.

С 2013 по 2016 год Росимущество выпустило ряд документов, которые довольно детально описывают требования о том, как должен работать внутренний аудит в госкомпаниях. Наиболее важные из них:

Методические рекомендации по организации работы комитетов по аудиту советов директоров акционерных обществ

Утверждены приказом Росимущества от 20.03.2014 № 86.

Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с госучастием

Утверждены приказом Росимущества от 04.07.2014 № 249.

Методические рекомендации по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с госучастием

Утверждены приказом Росимущества от 03.09.2014 № 330.

Методические указания Росимущества по подготовке положения о внутреннем аудите

Разработаны в соответствии с поручением Президента РФ от 09.12.2014 № Пр-3013, поручением Правительства РФ от 23.03.2015 № ИШ-П13-1818.

Также есть модельный закон стран СНГ о внутреннем аудите.

Модельный закон «О внутреннем аудите в организациях государственного сектора»

Принят Межпарламентской Ассамблей государств – участников Содружества Независимых Государств, Постановление от 16.04.2015 г. № 42-13.

Таким образом, в России нет единого детального и всеобщего госрегулирования внутреннего аудита. Однако регулирование есть в 
ряде отраслей и видов организаций
, и оно основано на общих стандартных подходах. 
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
 и Бюджетный кодекс — два основных закона, которые дают право Министерству экономического развития РФ, ЦБ РФ и Минфину определять требования к организациям по роли и процедурам внутреннего аудита.

В то же время в мировом сообществе внутренних аудиторов общепризнанными являются Международные основы профессиональной практики, включающие в себя Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Стандарты — это плод многолетней кропотливой работы и экспертизы тысяч профессионалов по всему миру. Поскольку Стандарты — это свод общих принципов, их использование возможно в любой компании, и организации сами решают, применять их или нет. В российском законодательстве они жестко не закреплены и не являются обязательными, хотя ссылки на них встречаются в нормативных документах.

В настоящее время эти подходы синхронизируются с регулированием функции управления рисками и стандартами управления качеством. О чем мы расскажем в следующей статье.

Необходимость постоянного профессионального обучения

Для каждой из ОТФ (за исключением ОТФ с кодом «A») Профессиональный стандарт «Аудитор» устанавливает требование по дополнительному профессиональному образованию по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях). Такое условие содержит ст. 11 Закона «Об аудиторской деятельности», согласно которой аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Условие постоянного повышения квалификации аудиторов заложено в ФПСАД N 34.

С появлением Профессионального стандарта целесообразно сделать акцент на зависимости содержания таких программ повышения квалификации от специализации аудиторской компании, выполняемых работником трудовых функций, областей деятельности клиентов аудиторской организации. Кроме того, для выполнения разных ОТФ предусмотрены различия в объеме необходимых знаний.

Учитывая важность непрерывного профессионального обучения работников аудиторских организаций, Профессиональным стандартом «Аудитор» в составе ОТФ «E» выделена трудовая функция «Обучение и повышение квалификации работников аудиторской организации»

Следует обратить внимание, что решение вопросов, входящих в данную трудовую функцию, должно быть предусмотрено в любой аудиторской организации. Отдельные элементы обучения нашли отражение и в трудовых функциях других работников, например обучение на рабочем месте менее опытных работников более опытными, разъяснение сложных и спорных вопросов, разъяснение особенностей применения законодательства, проведение внутрифирменных семинаров

Вместе с тем формы обучения и распределение обязанностей по осуществлению перечисленных трудовых функций или трудовых действий в зависимости от размера и особенностей деятельности конкретной аудиторской организации могут быть различными. Профессиональный стандарт не ставит своей целью создание единого жесткого распределения обязанностей между работниками для всех российских аудиторских организаций, но задает направления, которые должны быть реализованы, и устанавливает подход к квалификации работников, занимающихся этими направлениями.

Мусульманский сонник

Внутренние оценки

1. Текущий мониторинг деятельности внутреннего аудита

Согласно МПСВА №1311, текущий мониторинг является неотъемлемой частью ежедневного анализа и оценки деятельности внутреннего аудита и осуществляется непрерывно в отношении всех аудиторских процессов, что позволяет оперативно выявить зоны развития СВА, не дожидаясь проведения комплексной самооценки.

Текущий непрерывный мониторинг, как правило, включает следующие процедуры:

отслеживание выполнения ключевых показателей эффективности:

— соблюдение бюджета времени и запланированных сроков аудита — поэтапно и в целом по аудиту;

— процент согласованных рекомендаций;

— средний балл по проектным оценкам внутренних аудиторов по завершенным аудитам;

  • контрольные точки на каждом этапе аудита со стороны руководителя СВА/руководителя рабочей группы (например, контроль результатов оценки рисков и контрольных процедур по итогам планирования, обсуждение объема и репрезентативности выборки, итоги проведения аудиторских процедур, предварительный отчет);
  • ревью комплектности и качества аудиторского досье (т.е. рабочих бумаг и аудиторских доказательств) на предмет их достаточности и полноты для подтверждения выводов и результатов аудита;
  • оперативное отслеживание эффективности распределения рабочего времени СВА на базе Time-sheet (учет рабочего времени каждого внутреннего аудитора в разрезе проводимых плановых и внеплановых аудитов, follow-up, обучения, прочих задач).

2. Периодические самооценки

Периодические самооценки обычно осуществляются на ежегодной основе (в современных условиях – целесообразно проводить чаще) и представляют собой комплексный и всесторонний анализ деятельности СВА.

Периодические самооценки могут включать следующие элементы:

  • оценка соответствия деятельности СВА обязательным для применения элементам МОПП, внутренним документам СВА, требованиям законодательства;
  • анализ актуальности внутренних документов и процедур СВА, включая Положение о внутреннем аудите;
  • определение общей эффективности и результативности деятельности СВА на основе выполнения КПЭ по итогам года;
  • анализ актуальности применяемых КПЭ;
  • ежегодный опрос удовлетворенности результатами аудитов основных заказчиков аудита (например, членов Совета директоров или представителей Комитета по аудиту), а также СЕО и высшего руководства компании;
  • актуализация модели компетенций СВА с последующей оценкой компетенций внутренних аудиторов для составления планов командного и индивидуального развития;
  • получение обратной связи от сотрудников СВА (воркшопы / рабочие встречи) по вопросам повышения эффективности и результативности деятельности;
  • бенчмаркинг с передовыми практиками в области внутреннего аудита других компаний (как финансового, так и нефинансового секторов).

По итогам периодических самооценок руководитель СВА определяет области для развития и составляет План действий по совершенствованию деятельности СВА. План действий в течение года может оперативно дополняться в зависимости от моментов, выявленных по итогам текущего непрерывного мониторинга.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для проведения внутреннего аудита. Структура стандартов состоит из стандартов качественных характеристик, стандартов деятельности и стандартов практического применения. 
В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

————————————

Copyright by The Institute of Internal Auditors, Inc. All rights reserved.

Permission has been obtained from the copyright holder, The Institute of Internal Auditors, 247 Maitland Avenue, Altamonte Springs, Florida 32701-420l, USA, to publish this translation, which is the same as the original in all material respects.

***

«Владелец авторских прав The Institute of Internal Auditors, Inc. Все права защищены.
Перевод на русский язык Определения внутреннего аудита, Миссии, Кодекса этики, Принципов, Стандартов, Руководств по применению и Практических указаний выполнен и публикуется Ассоциацией «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциацией «ИВА») с разрешения владельца авторских прав The Institute of Internal Auditors Inc., 247 Maitland Avenue, Altamonte Springs, Florida 32701-4201, USA (The IIA, международный Институт внутренних аудиторов). Переведенный текст во всех существенных аспектах идентичен оригинальному тексту на английском языке.

***

Copyright by The Institute of Internal Auditors, Inc. All rights reserved.
Permission has been obtained from the copyright holder, The Institute of Internal Auditors, 247 Maitland Avenue, Altamonte Springs, Florida 32701-4201, USA, to publish this translation, which is the same as the original in all material respects.

***

Условия использования текста Международных основ профессиональной практики (включая Определение, Миссию, Кодекс этики, Принципы, Стандарты, Руководства по применению, Дополнительные руководства (а также ранее входившие в состав МОПП Практические указания, Практические руководства и Заявления о позиции)) приведены на интернет-сайте The IIA на стр. https://global.theiia.org/standards-guidance/Pages/Permission-to-Reprint-and-Translate-IPPF.aspx

О профессиональных стандартах

Профессиональный стандарт – нормативно-правовой акт, принятый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, который регулирует определенный вид профессиональной деятельности, содержит квалификационные требования и перечень функциональных обязанностей различных категорий работников.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» с 1 июля 2016 г. применение профессиональных стандартов работодателями станет обязательным.

Таким образом, с июля 2016 года работодатели начнут применять профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.


Хотите повысить свою квалификацию?

Записывайтесь на курсы обучения по программе CIA «Дипломированный внутренний аудитор»

По материалам minjust.consultant.ru, consultant.ru, iia-ru.ru

Все статьи >>

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.

В чем суть МСЗОУ 3000:

  1. Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
  2. Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
  3. Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
  4. В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации. 

МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).

МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.

Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.

И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий