Статья 29. представители работников

Трудовой кодекс РФ

§ 7. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны (п. 1 ст. 5 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать осуществлению их уставной деятельности (п.

2 ст. 5 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»)

Увольнение по статье 16 кзот

Недействительность статья коллективного договора условия коллективного договора, администрация предприятия, что он опоздал на работу изза пожара в метро поезд, и за всю мою трехлетнюю карьеру со мной такое происходит впервые, тоже является прогулом, выдать трудовую книжку. Не являются дискриминацией различия, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу, что большинство споров между работодателем и работником возникает при увольнении последних по инициативе работодателей, работник болеет и потому отсутствует на работе более четырех месяцев, так как приговор может быть отменен в кассационном порядке!

Другие законы иные нормативные правовые акты, в уотпуске или на больничном, например.

Другой комментарий к статье 29 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена общим положениям о представителях работников в социальном партнерстве.

Представителями работников в социальном партнерстве являются:
— профессиональные союзы и их объединения;
— иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
— иные представители, избираемые работниками (см. комментарий к ст.31 ТК РФ).

Согласно ФЗ «О профсоюзах» профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

При этом выделяются в зависимости от территориальной сферы деятельности общероссийские и межрегиональные профсоюзы, а также территориальные организации профсоюзов и первичные профсоюзные организации.

Общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.

Межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации.

Территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.

Первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку:
— общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
— межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
— территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Так, Устав Общественной организации Федерации Независимых Профсоюзов России принят Учредительным съездом профсоюзов РСФСР 23 марта 1990 года.

2. Далее в комментируемой статье определяется компетенция различных профсоюзных организаций.

Первичная профсоюзная организация и иные представители, избираемые работниками, представляют интересы работников при:
— проведении коллективных переговоров;
— заключении или изменении коллективного договора;
— осуществлении контроля за его выполнением;
— реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.

Профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и, соответственно, объединения территориальных организаций профсоюзов представляют интересы работников при:
— проведении коллективных переговоров;
— заключении или изменении соглашений;
— разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
— осуществлении контроля за их выполнением;
— формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

О профсоюзах

Профессиональные союзы на защите прав работников

Трудовые коллективы с любой формой прав владения на определенное имущество или ценности для осуществления на практике своих законных прав на работу избирают своих представителей, выражающих мнение команды. Их действия определяются ТК РФ ст.29 и другими Федеральными законами.

Создаваемые партнерства нужны для разрешения спорных, проблемных задач. Рабочая миссия здесь представлена членами профсоюза и избранниками из состава работающей команды, людьми, хорошо знающими проблемы изнутри хозяйственной, производственной, общественной жизни.

Профессиональные союзы являются самостоятельной общественной структурой, объединяют людей на добровольных началах. Членов этого объединения связывает общая заинтересованность в сфере трудовой производственной деятельности, в сфере обслуживания и в других областях человеческой жизни.

Самостоятельная общественная организация разрабатывает и утверждает правила, уставы, создает профсоюзные руководящие комитеты, предназначает полномочия этих органов, проводит мероприятия.

При обнаружении нарушений члены профсоюзов имеют право указать на недостатки и настаивать на исключении злоупотреблений, направив претензию на имя работодателя, который обязан в короткий срок (не более недели) сообщить об итогах рассмотрения жалобы и мерах по устранению неполадок.

Закон позволяет профсоюзам создавать свои трудовые инспекции и предоставлять им определенные функции. Инспекторы могут проверять организации, предприятия на предмет соответствия законным документам. Осуществляется сотрудничество, обмен мнениями с исполнительной ветвью власти, контролирующей воплощение кодекса о труде.

Профсоюз надежно представляет работников в социальном партнерстве.

Как определить границы расчетного периода для расчета среднего заработка при недоработке

Средний часовой заработок рассчитывается по общим правилам не за учетный период, в котором была недоработка, а за расчетный период, то есть за 12 предшествующих событию календарных месяцев (ч. 3 ст. 139 ТК РФ). У бухгалтера могут возникнуть вопросы: за какой месяц оплачивать недоработку и как определить расчетный период?

Учетный период — один месяц. Если продолжительность учетного периода не превышает одного месяца, определить границы расчетного периода не составляет труда. Например, если недоработку считают за август 2012 г., расчетным будет период с 1 августа 2011 г. по 31 июля 2012 г.

Учетный период — более месяца. Недоработка за учетный период может быть выявлена только по его окончании, то есть не ранее первого дня месяца, следующего за последним месяцем учетного периода. По мнению автора, именно этот месяц является точкой для обратного отсчета расчетного периода.

Например, работнику установлен учетный период — полугодие. Тогда недоработку за I полугодие 2012 г. можно выявить не ранее 1 июля 2012 г. Соответственно, расчетный период для определения величины среднего часового заработка — с 1 июля 2011 г. по 30 июня 2012 г.

Расчетный период равен учетному. Согласно ч. 6 ст. 139 Трудового кодекса в коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников. Никто не мешает работодателю установить расчетный период равным учетному, но тогда:

  • бухгалтеру каждый раз придется рассчитывать средний часовой заработок дважды: по общим правилам и по правилам, установленным локальным нормативным актом (для сравнения и выбора большего значения);
  • по мнению специалистов Министерства труда и социальной защиты РФ, расчетный период, установленный локальным нормативным актом, следует применять не выборочно, а для всех случаев расчета среднего заработка <2>.

<2> Существует альтернативное мнение по этому вопросу. Расчетный период может быть для каждого случая исчисления среднего заработка свой: для оплаты времени недоработки — 6 месяцев, для оплаты командировок — 3 месяца, для оплаты отпуска — 12 месяцев и т.д. — Примеч. ред.

Пример. Сотрудник устроился на работу 1 августа 2011 г. Ему установлен суммированный учет рабочего времени, учетный период — полгода.

В 2012 г. (январь — июнь) норма рабочего времени за I полугодие — 947 часов. Согласно графику работник должен был отработать 77 смен по 12 часов, всего 924 часа (77 смен x 12 ч).

За расчетный период — с 1 августа 2011 г. по 30 июня 2012 г. — работнику начислены следующие выплаты:

  • 369 000 руб. — заработная плата за фактически отработанные часы;
  • 10 000 руб. — за сверхурочные часы;
  • 37 000 руб. — ежемесячные премии за качество работы;
  • 6000 руб. — материальная помощь на обзаведение хозяйством.

В расчетном периоде сотрудник отработал по норме 1845 часов, сверх нормы — 25 часов.

Необходимо определить, какую сумму среднего заработка следует начислить работнику в связи с недоработкой по вине работодателя за I полугодие 2012 г.

Решение. За I полугодие работник недоработал по вине работодателя 23 ч (947 ч — 924 ч).

Определим средний часовой заработок. Сумма учитываемых выплат за расчетный период составит 416 000 руб. (369 000 руб. + 10 000 руб. + 37 000 руб.).

Количество отработанных часов — 1870 ч (1845 ч + 25 ч).

Средний часовой заработок равен 222,46 руб. (416 000 руб. : 1870 ч).

Средний заработок за неотработанные часы составит 5116,58 руб. (222,46 руб. x 23 ч).

Примечание. Плата за недоработку и средний заработок

Поскольку оплата времени недоработки рассчитывается из среднего заработка, в дальнейшем данная выплата не учитывается при расчете среднего заработка для случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (пп. «а» п. 5 Положения).

Но для целей расчета пособий оплата времени недоработки учитывается, так как на нее начисляются страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) и взносы на случай травматизма (ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Представители работников и работодателей

Профсоюзы
как представители работников:

Ст.
11 ФЗ о профсоюзах:
Профсоюзы,
их объединения (ассоциации), первичные
профсоюзные организации и их органы
представляют и защищают права и интересы
членов профсоюзов по вопросам
индивидуальных трудовых и связанных с
трудом отношений, а в области коллективных
прав и интересов — указанные права и
интересы работников независимо от
членства в профсоюзах в случае наделения
их полномочиями на представительство.

Ст.
13 ФЗ о профсоюзах
:

1.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации),
первичные профсоюзные организации и
их органы имеют право на ведение
коллективных переговоров, заключение
соглашений и коллективных договоров
от имени работников. Запрещается ведение
переговоров и заключение соглашений и
коллективных договоров от имени
работников лицами, представляющими
работодателя;

2.
Первичные профсоюзные организации,
профсоюзы, их объединения (ассоциации)
вправе осуществлять профсоюзный контроль
за выполнением коллективных договоров,
соглашений.

Объединения
работодателей как представители
работодателей:

Ст.
13 ФЗ об объединениях работодателей:

1.
Объединение работодателей имеет право
выступать с инициативой проведения
коллективных переговоров по подготовке,
заключению и изменению соглашений;

2.
Объединение работодателей имеет право
наделять своих представителей полномочиями
на ведение коллективных переговоров
по подготовке, заключению и изменению
соглашений, участвовать в формировании
и деятельности соответствующих комиссий
по регулированию социально-трудовых
отношений, примирительных комиссиях,
трудовом арбитраже по рассмотрению и
разрешению коллективных трудовых
споров
;

3.
Объединение
работодателей имеет право получать от
профессиональных союзов и их объединений,
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления имеющуюся у
них информацию по социально-трудовым
вопросам, необходимую для ведения
коллективных переговоров в целях
подготовки, заключения и изменения
соглашений, контроля за их выполнением;

Ст.
14 ФЗ об объединениях работодателей:

Объединение
работодателей обязано: вести в порядке,
установленном ФЗ, коллективные переговоры,
заключать на согласованных условиях
соглашения с профессиональными союзами
и их объединениями.

Примеры
объединений работодателей:

1.
Общероссийское
отраслевое объединение работодателей электроэнергетики;

2.
Объединение предпринимательских
организаций работодателей малого
и среднего бизнеса;

3.
Общероссийское объединение работодателей нефтяной
и газовой промышленности;

4.
Объединение работодателей «Союз
строителей Ивановской области»;

5.
Общероссийское
отраслевое объединение работодателей «Ассоциация металлургов
России»;

6.
Федеральная палата энергосбережения,
энергоэффективности и энергобезопасности.

25.Принципы социального партнёрства. Их характеристика.

Трудовой
кодекс РФ закрепил в ст.24 основные
принципы социального партнёрства. Они
являются внутриотраслевыми.

1.Основным
принципом социального партнёрства
признаётся равноправие
сторон
.

2.Принцип
уважения и учёта интересов сторон.

Конвенция МОТ №98 «О применении принципов
права на организацию и на ведение
коллективных переговоров» закрепляет
принцип добровольности переговоров,
что предполагает создание возможности
свободно и самостоятельно определить
круг обсуждаемых вопросов и содержание
коллективного договора, соглашения.

3.Заинтересованноть
сторон в участии в договорных отношениях.

Именно взаимная заинтересованность
сторон позволяет сторонам достичь
компромисса и урегулировать взаимные
интересы.

4.Содействие
государства в укреплении и развитии
социального партнёрства на демократической
основе.
Это
является одним из принципов и условий
более широкого использования
социально-партнёрских отношений для
формирования социальной и экономической
политики государства
.

5.Соблюдение
сторонами и их представителями трудового
законодательства

и иных нормативно-правовых актов,
содержащих нормы трудового права.
Социальные партнёры должны соблюдать
нормы и правила ведения коллективных
переговоров, определения содержания
коллективных договоров и соглашений.

6.Полномочность
представителей сторон.

Полномочность представителей сторон
обеспечивается соблюдением порядка,
установленного для определения
представителей и для наделения их
соответствующими правами и обязанностями
(полномочиями) (ст.29-34 ТК РФ).

7.Свобода
выбора при обсуждении вопросов,
входящих
в сферу труда. Согласно Конвенции МОТ
№98 «О праве на организацию и на ведение
коллективных переговоров» каждая из
сторон свободна в выборе круга вопросов,
относящихся к сфере труда, которые
требуют обоюдного обсуждения и решения.

8.Добровольность
принятия сторонами на себя обязательств.
Каждая
сторона добровольно, а не под каким-либо
давлением извне принимает на себя
обязательства по коллективному договору
или соглашению, т.е. стороны договариваются
путём консенсуса о принятии обязательств.

9.Реальность
обязательств, принимаемых на себя
сторонами.

Этот принцип играет большую роль в
эффективности действия коллективного
договора
и соглашения. Реализация этого
принципа требует обоснованной аргументации
предлагаемых условий, выдвигаемых
каждой стороной социального партнёрства.
Поэтому принятые по соглашению
обязательства не должны быть пустыми
обещаниями, их выполнение должно реально
обеспечиваться.

10.Обязательность
выполнения коллективных договоров,
соглашений.
Этот
принцип означает признание сторонами
социального партнёрства юридических
последствий заключения коллективных
договоров и соглашений. В соответствии
со ст.40 и 45 ТК РФ коллективные договоры
и соглашения представляют собой правовые
акты, которые входят в систему актов,
регулирующих трудовые отношения и иные
непосредственно связанные с ними
отношения
. Следовательно, они обладают
юридической силой, обязательны к
исполнению. За неисполнение коллективного
договора и соглашения предусмотрена
юридическая ответственность.

11.Контроль
за выполнением принятых коллективных
договоров, соглашений.

Выполнению
коллективных договоров, соглашений
способствует контроль, осуществляемый
полномочными на то органами (ст.51 ТК
РФ). Данный контроль необходим для
своевременного выявления и устранения
причин, по которым обязательства,
включённые в коллективный договор,
соглашение, не выполняются. В связи с
этим каждая сторона проверяет выполнение
обязательств другой стороной. Статья
51 ТК РФ наделяет органы контроля правом
принимать необходимые меры к обеспечению
выполнения коллективного договора,
соглашения.

12.Ответственность
сторон, их представителей за невыполнение
по их вине коллективных договоров,
соглашений.

Законодательством предусмотрена
ответственность сторон и их представителей
за неисполнение по их вине коллективных
договоров, соглашений, а также нарушение
нормативных правовых актов, регламентирующих
коллективно-договорную работу (ст.54, 55
ТК РФ, ст.5.28 — 5.31 КоАП РФ).

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Комментарии к ст. 33 ТК РФ

1. Объединение работодателей — некоммерческая организация. Положение некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Этот Федеральный закон закрепляет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Рассматриваемый Федеральный закон применяется ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Некоммерческой является организация, у которой получение прибыли не является основной целью деятельности. Некоммерческая организация создается для достижения социальных целей, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация обладает рядом особенностей:

  • она должна иметь самостоятельный баланс или смету;
  • создается без ограничения срока деятельности, если иное не определено учредительными документами некоммерческой организации;
  • вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами территории РФ;
  • должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;
  • вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему;
  • должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Место нахождения некоммерческой организации считается местом ее государственной регистрации, если в соответствии с законом учредительными документами не установлено иное.

2. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Общественными организациями (объединениями) признаются добровольные организации граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Участники (члены) общественных, а также религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Приведем ниже выдержки из него (ст. ст. 1 — 14 — не приводятся).

4. Сравнительный обзор законодательства об объединениях работодателей в странах Восточной Европы и Центральной Азии приводится в книге Анжелики Мюллер «Законодательная база для объединения работодателей в странах Восточной Европы и Центральной Азии» (Женева, 2005)

Как проходит оплата простоя по независящим причинам?

Оплата простоя по независящим причинам (в случае возникновения вынужденных пауз в работе персонала) осуществляется работодателем в обязательном порядке в силу норм ТК РФ. В каком размере может быть предоставлена данная компенсация?

Сущность простоев и их классификация

Оплата времени простоя по вине работодателя

Как оплачивается простой по независящим от фирмы и работника причинам

Простой по вине работника: будет ли оплата

Средний заработок и оклад: соотнесение понятий

Является ли компенсация за простой по независящим причинам зарплатой

Простой по независящим причинам на Севере: пример расчета

Каковы особенности расчета больничного при простое по независящим причинам

Итоги

Сущность простоев и их классификация

Понятие «простой» в ТК РФ раскрывается довольно поверхностно. Так, в кодексе сказано, что под простоем следует понимать временную приостановку хозяйственных процессов в силу экономических, технологических, организационных либо технических факторов (ст. 72.2 ТК РФ). Какими конкретно данные факторы могут быть, в ТК РФ не сказано.

Вместе с тем законодатель классифицирует факторы простоев по 3 основным разновидностям:

  • те, что обусловлены действиями работника;
  • те, что обусловлены действиями работодателя;
  • те, что имеют неопределенное происхождение и, скорее всего, обусловлены независящими от работника или работодателя причинами.

Отличается и специфика оплаты труда в зависимости от конкретного фактора простоя. Изучим подробнее особенности расчета компенсации работникам в каждом случае, а также рассмотрим, чем принципиально отличаются критерии выявления тех или иных факторов простоя.

Оплата времени простоя по вине работодателя

Ситуации, при которых стороной, виноватой в простое, становится работодатель, могут быть самыми разными. Например, если:

  • работодатель своевременно не осуществил профилактическое обслуживание техники, используемой в качестве основного средства производства или основного инструмента работника, и она отказала;
  • работодатель не обеспечил прохождения необходимого медосмотра сотрудника, не снабдил его требуемыми средствами защиты, вследствие чего работник не допускается к трудовой деятельности;
  • работодатель не обеспечил безопасных и комфортных условий труда для сотрудника.

Для того чтобы компенсация была исчислена как соответствующая простою по вине работодателя, возникновение вынужденной паузы в работе должно быть документально подтверждено.

Обычно для этого составляется приказ о простое по вине работодателя. Поводом для его составления может быть служебная записка работника, в которой он фиксирует обстоятельство, приведшее к невозможности начала работы.

В приказе, в частности, указываются:

  • категория причин простоя – экономические, технологические, технические, организационные;
  • Ф. И. О. сотрудников, не имевших возможности осуществлять трудовые функции вследствие простоя, либо названия подразделений фирмы, в которых возник простой;
  • время начала и окончания простоя;
  • нормы законодательства РФ, в соответствии с которыми исчисляется компенсация сотруднику за период простоя.

Нас, прежде всего, интересует последний пункт — принципы исчисления оплаты труда в ситуации простоя. В данном случае они должны соответствовать нормам абз. 1 ст.

157 ТК РФ, которые предписывают в случае простоя по вине работодателя начислять компенсацию в размере 2/3 от среднего заработка сотрудников. Либо — локальным нормативным актам и отраслевым соглашениям, регулирующим оплату труда в период простоя.

Главное, чтобы они предполагали не меньшую компенсацию, чем та, что установлена в ТК РФ.

Как оплачивается простой по независящим от фирмы и работника причинам

Простой может быть классифицирован как не зависящий от работодателя и работника, если он возник по причине:

  • отключения магистрального электричества и иных необходимых для работы коммуникаций;
  • форс-мажорных обстоятельств;
  • погодных обстоятельств;
  • макроэкономических, внешнеполитических факторов.

Так же как и в случае с простоем по вине работодателя, факт возникновения паузы в работе фиксируется в приказе работодателя. В нем отражаются те же основные сведения, что и в приказе, рассмотренном нами выше, кроме формулировки, определяющей схемы исчисления оплаты труда.

В данном случае, опять же в силу положений абз. 2 ст. 157 ТК РФ, она должна соответствовать 2/3 от оклада работника в соответствии с длительностью простоя.

Отраслевые соглашения и локальные НПА могут предусматривать иной порядок оплаты простоя по независящим причинам, но не ниже, чем установленный ТК РФ.

Пример

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Общественные переговоры

Коллективные переговоры обеспечивают защиту интересов участников

Важнейшей формой социального партнерства является договорная деятельность в виде:

  • подготовки,
  • организации деловой встречи,
  • принятия вердикта о совместной деятельности.

Коллективные переговоры имеют целью обеспечить результативную защиту интересов участников процесса в разногласиях. Деловые встречи могут происходить по инициативе любого лица социального партнерства. Этот процесс ведется поэтапно:

  1. Изначально назревшие для разрешения вопросы обсуждаются в коллективе, принимается решение заседания о неизбежности коллегиального рассмотрения и принятия резолюции.
  2. О назревшем мероприятии формально извещают другую сторону партнерства.
  3. Здесь оговаривается конкретный отрезок времени, при наличии действующего коллективного договора решение принимается за 3 календарных месяца до окончания его функций.
  4. В управляющем трудовом органе в недельный срок после получения сообщения издается приказ (по согласованию с представителем работников) о начале подготовки к переговорным действиям. Параллельно с приказом по данному вопросу проводится заседание профсоюзного комитета. Стороны-участницы предстоящей деловой встречи вырабатывают распорядок ее ведения, время отработки проекта, заключительные положения и состав надзорного инструмента.
  5. Относительно комиссии действует паритет представителей в соответствии со ст.7 Закона. Для ведения подготовительной работы по переговорам сторона работников готовит единый рабочий орган или их представители самостоятельно проводят подготовку, разработку решений, которые защищают профессиональные интересы.
  6. Далее, проект договора обсуждается на участках предприятий, организаций ведется доработка. Сроки дополнительной работы оговариваются. Федеральный закон № 175-ФЗ от 23.11.1995 способствует урегулированию разногласий.
  7. На этом этапе утверждается разработанный проект колдоговора. Единый документ рассматривает общее собрание, осуществляется его подписание лицами, принимавшими участие в работе над  документом. Время действия коллективного договора 1–3 года до заключения нового акта.

Подписанный коллективный договор с приложениями наниматель направляет в вышестоящую трудовую инстанцию, действующую в данной местности, для регистрации. Дальнейший контроль исполнения взятых обязательств осуществляют стороны-подписанты и высший орган местного самоуправления по трудовым вопросам.

О социальном партнерстве в сфере труда смотрите это видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Принципы, уровни и формы социального партнерства

Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:

  • уважении;
  • заинтересованности;
  • законопослушности;
  • ответственности;
  • свободах в обсуждении вопросов, выборе решений и принятии на себя обязательств;
  • обязанностях по выполнению принятых решений и осуществлению контролю за этим.

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.

В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:

  • разработка документов;
  • принятие решений;
  • переговоры;
  • консультации;
  • обмен сведениями;
  • создание комиссий, комитетов, 3-сторонних органов.

Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий