Каким образом могут определяться сроки уплаты налогов и сборов?

Как фиксируется факт «переплаты»?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в .

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты). Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться : «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам».

Таблица со сроками сдачи бухгалтерской отчетности в 2020 году

Налог/

обязательный взнос

Сроки уплаты налога
(авансовых платежей)
Сроки сдачи
отчетности
Система
налогообложения (Кому сдавать)

Страховые взносы в ФСС

 Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования РФ, а так же от несчастных случаев на производстве 0,2% (Форма 4 ФСС)

Ежемесячно

 В срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем выплаты вознаграждения

В ФСС Ежеквартально

 В срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

 Отчетность предоставляется даже в случае, если начисления отсутствовали и отчетность будет нулевой

 Все компании на ОСНО и УСН имеющие в штате сотрудников, работающих по трудовым договорам, даже если начислений по заработной плате нет.
 Если количество сотрудников составляет 25 и более человек, отчетность сдается только в электронном виде. 

Налог на добавленную стоимость

 (Декларация по НДС)

Ежеквартально

 До 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

В ИФНС Ежеквартально

 До 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

 Отчетность предоставляется даже в случае, если начисления отсутствовали и отчетность будет нулевой

 Компании на ОСНО.
 Декларация сдается только в электронном виде (даже нулевая форма). 

Налог на прибыль

 (Декларация по налогу на прибыль)

Ежеквартально

до 28 апреля (за 1-й квартал)

до 28 июля (за 2-й квартал)

до 28 октября (за 3-й квартал)

до 28 марта следующего года (в целом за год)

В ИФНС Ежеквартально

до 28 апреля (за 1-й квартал)

до 28 июля (за 2-й квартал)

до 28 октября (за 3-й квартал)

до 28 марта следующего года (в целом за год)

 Отчетность предоставляется даже в случае, если начисления отсутствовали и отчетность будет нулевой

 Компании на ОСНО.

СЗВ-М в ПФР

 Форма СЗВ-М в ПФР 

Ежемесячно

 В срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем выплаты вознаграждения

В Пенсионный фонд ежемесячно

до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Форма предоставляется в случае начислений страховых взносов и исчисления стажа

 Все ИП и ООО на ОСНО и УСН имеющие в штате сотрудников, работающих по трудовым договорам.

Расчет по страховым взносам

 
Форма Расчет по страховым взносам

 Ежемесячно

 В срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем выплаты вознаграждения (страховые взносы с заработной платы в ПФР, ФФОМС, ФСС)

 В ИФНС Ежеквартально

 Отчетность предоставляется даже в случае, если начисления отсутствовали и отчетность будет нулевой

  Все ООО на ОСНО и УСН, вне зависимости от наличия сотрудников и ИП с сотрудниками
 Расчет 6 НДФЛ
 
(Форма 6 НДФЛ-квартальная) 

Ежемесячно

 оплата ндфл в день перечисления дохода

  В ИФНС Ежеквартально
 

 Отчетность предоставляется в случае, если есть начисления дохода и соответственно ндфл с дохода

  Все ИП и ООО на ОСНО и УСН имеющие в штате сотрудников, работающих по трудовым договорам.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

 (Реестр по форме 2- ндфл и годовая форма 6 НДФЛ)

 Удержание и перечисление НДФЛ в бюджет производится налоговым агентом в момент выплаты дохода физическому лицу  Налоговый агент представляет в налоговую инспекцию сведения о выплаченных доходах и удержанных налогах ежегодно не позднее 2 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.  Все ИП и ООО на ОСНО и УСН имеющие в штате сотрудников, работающих по трудовым договорам.

Декларация по УСН

 (Упрощенная система налогообложения)

Ежеквартально

 Авансовые платежи до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Ежегодно

  • ИП не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • ООО не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
 ООО и ИП на УСН

Декларация по ЕНВД

 (Единый налог на вмененный налог)

Ежеквартально

 Авансовые платежи до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Ежеквартально

 Не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

 ООО и ИП на ЕНВД

Сведения о среднесписочной численности

 
(Форма Среднесписочная численность за год) 

  Ежегодно

ООО и ИП не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом

 ООО на УСН и ОСНО, вне зависимости от наличия сотрудников; И П в случае наличия сотрудников
 СЗВ-Стаж
 
(Отчет о пенсионном стаже своих работников) 
   Ежегодно

ООО и ИП не позднее 02 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

 Все ИП и ООО на ОСНО и УСН имеющие в штате сотрудников, работающих по трудовым договорам.

 
 

Также читайте на сайте:

Изменение системы налогообложения
Несвоевременная сдача отчетности

Все статьи
Все услуги компании БУХпрофи
Наши цены

Порядок уплаты

При расчете с бюджетом плательщик обязан соблюдать определенные нормы:

  • обязанность вносить платежи своевременно или досрочно;
  • уплачивать налоги самостоятельно (другой порядок может быть предусмотрен местными НПА или федеральным законодательством);
  • оплачивать наличными или безналичным способом;
  • по общему правилу вносить платеж в российской валюте.

Обязанности по перечислению сборов и налогов могут считаться исполненными в случае:

  • в кассу банка предъявлена платежка на перечисление суммы налога со счета организации, если на нем имеется достаточная для платежа сумма;
  • внесение в лицевой счет предприятия записи о том, что было сделано перечисление в бюджет;
  • физлицо внесло в кассу банка, отделения связи, органа самоуправления, сельсовета определенную сумму для перечисления в казну;
  • было вынесено судебное решение о том, что излишне перечисленные суммы налогов или штрафов зачислены в качестве платежа;
  • внесение декларационного платежа (упрощенный порядок декларирования дохода физлица).

Налог не может считаться уплаченным в том случае, когда:

  • банк вернул или плательщик отозвал самостоятельно денежные средства, ранее внесенные для перечисления в бюджет;
  • плательщик или уполномоченный государственный орган отозвал поручение на перечисление налога;
  • орган местной администрации или отделение связи вернуло плательщику-физлицу деньги за уплату налога;
  • в квитанции или платежном поручении была допущена ошибка в реквизитах получателя – федерального казначейства, наименовании банка и так далее;
  • в случае, когда плательщик обращается в банк для списания с его счета средств в бюджет в виде налога, а по счету имеются требования кредиторов, обязанность по перечислению средств осуществляется в порядке первоочередности – первому в очереди кредитору, который заявил права на средства плательщика.

Порядок и сроки уплаты должны соблюдаться неукоснительно. ФНС обеспечивает уплату различными способами: требованием, залогом или арестом имущества, наложением штрафа и начислением пени.

Три основных метода взимания налога

Сегодня в налоговой практике действует следующая классификация налогов по способу взимания их с плательщика:

  • По декларации. Эта отчетность перед государством позволяет показать все доходы и расходы плательщика за период – месяц, квартал, год. В ней же осуществляется и расчет суммы налога, который необходимо перечислить в бюджет. Отчитываться необходимо только после получения прибыли, но не позднее установленного в законодательных актах числа.
  • Кадастровый. Используется в тех случаях, когда объект (налоговая база) дифференцирован по конкретному признаку. Составлены специальные справочники и таблицы, в которые вносятся эти признаки, тем самым разделяя объекты налогообложения по присущим им признакам. В зависимости от группы устанавливается величина ставки. При этом не учитывается величина прибыли, которую приносит тот или иной объект.
  • По источнику. В этом случае налог перечисляется лицом, которое этот доход выплачивает. Оплата происходит до момента выдачи прибыли получателю, а последний увидит сумму, уменьшенную на налог.

Характерные примеры видов налогов по способу взимания:

  • у источника – заработная плата, с которой происходит удержание НДФЛ;
  • кадастровым способом чаще всего взимаются налоги на участки земли, имущество;
  • по декларации происходит перечисление налогов с прибыли организаций и ИП, продажу имущества физлиц.

Кроме этих 3 способов взимания налогов, НК предусмотрены еще два вида: в момент трат и в процессе использования имущества. Однако они не столь распространены в практике.

К способам взимания налогов относится также административный способ. Он является наиболее автономным: налоговые службы на местах самостоятельно определяют методы и способы взимания, устанавливают ставки и сроки. Налогоплательщик в этом случае не декларирует доход самостоятельно. Яркий пример – имущественный налог. Оплата осуществляется на основании уведомления, в котором по ранее произведенному расчету указан размер, срок уплаты налога.

Также по способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные:

  • прямой налог перечисляется непосредственно плательщиком;
  • косвенный налог взимается как надбавка к основному тарифу либо стоимости (например, таможенная пошлина или НДС).

Что определяет приоритетность конкретного способа взимания налога?

Итак, мы рассмотрели основные элементы налога и способы его взимания, что распространены в российской и мировой практике. Приоритет в использовании каких-либо из них зависит от многих факторов — территориального устройства государства, особенностей его социально-политического и экономического развития, специфики международных коммуникаций с его участием. Использование тех или иных способов взимания налога во многом предопределяется также задачами бюджетной политики страны. Каждый из отмеченных методов работы налоговиков может иметь как преимущества, так и недостатки — однако, в конкретный момент времени эффективность какого-либо из них может быть самой высокой. Это предопределит выбор соответствующего инструмента налоговыми структурами государства.

Сроки уплаты имущественных налогов в 2018–2019 годах для граждан

Обязанность уплачивать налоги установлена для каждого гражданина нашей страны и для каждой организации. Порядок расчета и уплаты налогов регулирует НК РФ, а по налогам, платежи от взимания которых направляются в региональный или местный бюджет, сроки уплаты устанавливают власти субъекта РФ или муниципального образования.

В отличие от юридических лиц граждане РФ не рассчитывают налоги самостоятельно – налоговые инспекции по сведениям, предоставленным самим гражданином или другими госорганами, считают сумму налога к уплате и рассылают уведомления «Почтой России» или размещают эту информацию в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Такие уведомления содержат информацию о налоговой базе, ставке налога и сумме платежа. Гражданин, в свою очередь, оплачивает налог либо на сайте ФНС через онлайн-банкинг, либо в офисах банков, либо с помощью других сервисов.

У предпринимателей есть свои нюансы уплаты налогов и сборов: как работодатель ИП платит страховые взносы с зарплаты сотрудников в фонды, а также выполняяет роль налогового агента по НДФЛ. А как самостоятельная бизнес-единица – перечисляет налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения: упрощенный налог, вмененный, сумму патента или НДФЛ. Подробности о сроках уплаты налогов и сборов коммерсантом в разных ситуациях вы можете прочесть в статье «Какие сроки уплаты налогов ИП в 2017 году?».

А вот по собственному имуществу предприниматель налоги не рассчитывает – суммы транспортного, земельного налога, налога на квартиру или дом для бизнесмена, так же, как и для обычного гражданина, считает налоговая инспекция. Срок уплаты для имущественных налогов физлиц для удобства ФНС устанавливает один: с 2016 года это 1 декабря – крайний день, до которого гражданину нужно заплатить имущественные налоги за предыдущий год. Подробнее о сроках, установленных для физлиц, – в статье «Какой срок уплаты налога на имущество физических лиц?».

Изъятие налогов при потреблении

Классификация налогов по способу взимания, распространенная в РФ, предполагает исчисление и уплату сборов в бюджет непосредственно в момент потребления плательщиком тех или иных ресурсов. Многие исследователи рассматривают данный метод как разновидность предыдущего. Основной критерий разграничения между ними — в первом случае речь идет об исчислении сбора иных расходов. Например — при покупке того или иного товара по установленной цене. Текущий способ предполагает взимание налогов в чистом виде — как критерий доступа к тому или иному ресурсу. Выше мы привели пример — когда владелец машины платит государству либо муниципалитету за проезд по платной магистрали. В России, однако, пока такая схема не реализована — у нас плату за проезд по дорогам соответствующего типа взимает не орган власти, а компания «Автодор». Которая полностью принадлежит государству, и основная часть ее выручки направляется в бюджет.

Принудительное взыскание налоговых долгов

В ситуациях, когда налогоплательщик не исполняет обязанности по уплате налогов и сборов, налоговые органы имеют право на принудительное взыскание задолженности. Как происходит эта процедура и в каких случаях взыскание бесполезно, расскажет этот материал.

При этом задолженность недействующей организации налоговики признают безнадежной на основании признаков, перечисленных в этой статье.

Соблюдение сроков уплаты налогов в 2017 году и в последующие периоды важно как для организаций, так и для физлиц: нарушение налогового законодательства чревато штрафами, пенями, проблемами с бизнесом или встречей с судебными приставами. Вовремя перечислять налоги и сборы и избежать разногласий с проверяющими вам помогут публикации нашей рубрики «Сроки уплаты налогов и взносов»

Прочие налоги ИП и ООО

Уплата некоторых налогов зависит от наличия объекта налогообложения, поэтому платят их не все организации и предприниматели.

Земельный налог

Налогоплательщиками по этому налогу являются организации, ИП и обычные физические лица,  имеющие земельные участки на правах собственности, бессрочного пользования  или пожизненного владения. В отношении земельного налога действует ряд льгот:

  • уменьшение налоговой базы (ст. 391 НК РФ);
  • льготная налоговая ставка (ст. 394 НК РФ);
  • освобождение от уплаты (ст. 395 НК РФ).

Муниципальные образования могут установить на своей территории и дополнительные льготы.

Налоговую декларацию по земельному налогу сдают только организации. ИП земельный налог платит как обычное физическое лицо, по уведомлению ИФНС. Срок сдачи декларации по земельному налогу — не позднее 1 февраля, следующего за отчетным годом. 

Земельный налог уплачивают по месту нахождения земельных участков, сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему устанавливаются законами муниципальных образований.   

Транспортный налог

Не являются объектом налогообложения по этому налогу транспортные средства, указанные в п.2 статьи 358 НК РФ, например, транспорт сельхозпроизводителей, а также пассажирские и грузовые водные и воздушные суда, являющиеся  собственностью юрлиц или ИП,  основный вид деятельности которых – перевозки.

Налоговую декларацию по транспортному налогу подают  только налогоплательщики – организации. Срок сдачи декларации — не позднее 1 февраля, следующего за отчетным годом.  ИП в отношении транспортного налога признаются физическими лицами, они не сдают налоговую декларацию по нему, налог платят на основании уведомления из налоговой инспекции. Сроки уплаты транспортного налога устанавливаются региональными законами.

Водный налог

Налогоплательщиками по этому налогу являются организации и физические лица, осуществляющие специальное водопользование, в виде забора воды из водных объектов или использования их акватории. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, пользующиеся водными объектами договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование,  заключенных или принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Не является  объектами налогообложения по водному налогу обширный перечень ситуаций забора воды или использования акватории, указанный в статье 333.9 НК РФ, таких как забор воды для полива земель сельскохозяйственного назначения, использование акватории для рыболовства и охоты, для размещения и строительства гидротехнических сооружений и др. Сроки подачи налоговой декларации и уплаты водного налога совпадают – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Акцизы

Акциз – это косвенный налог, который включается в цену товара и фактически уплачивается потребителем. Платят акцизы организации и ИП, являющиеся производителями, переработчиками и импортерами подакцизных товаров. Подакцизные товары указаны в ст. 181 НК РФ, к ним относятся:

  • спиртосодержащая продукция, за исключением лекарств, косметики и парфюмерии;
  • алкогольная продукция, в том числе пиво;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы мощностью свыше 150 лош. сил;
  • автомобильный и прямогонный бензин;
  • дизтопливо и моторные масла.

Налоговым периодом для акцизов является календарный месяц, декларация сдается по итогам каждого месяца, не позднее 25-го числа следующего месяца. В эти же сроки надо уплатить и акцизы. Исключением являются плательщики акцизов по операциям с денатурированным спиртом и прямогонным бензином: срок сдачи декларации и уплаты акцизов для них наступает не позднее  25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным периодом.

 НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых

Этот налог платят организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на пользование недрами, добывающие полезные ископаемые, за исключением общераспространённых. Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц. Сдать декларацию по налогу надо не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным, а заплатить налог надо не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Процедура переноса уплаты

В ряде случаев хозяйствующий субъект или физическое лицо может обратиться в отдел ФНС по месту регистрации с целью уменьшения налоговой нагрузки путем переноса даты платежей. Срок продления составляет до одного года, при обращении в Правительство РФ — до трех лет.

Формы изменения срока уплаты налогов и сборов:

  • отсрочка платежа;
  • рассрочка — происходит реструктуризация начисленных сумм;
  • налоговый кредит.

Изменение сроков уплаты происходит, если лицо получило ущерб, связанный с природной стихией, техногенными катастрофами, задержкой выделения бюджетных средств для выполнения государственного контракта. В этих случаях на период продления уплаты не взимается никакой дополнительный процент. Однако органы, принимающие решение о переносе сроков, могут потребовать в качестве обеспечительной меры залог имущества, поручительство, банковскую гарантию.

Корректировка сроков уплаты также может происходить при угрозе банкротства юридического лица, тяжелом имущественном положении физического лица, сезонности цикла производства, при существовании оснований в рамках законодательства Таможенного союза. При отсрочке или рассрочке по данным обстоятельствам на сумму налога или сбора начисляется половина ставки Банка России, действующей на период действия льготы.

Тема 2. Налоговая система российской федерации При изучении темы Вы узнаете:

  1. налоговую систему России и ее особенности;

  2. классификацию налогов;

Комментарии к ст. 58 НК РФ

Если законодательством Российской Федерации о конкретном налоге в отношении налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, предусмотрена уплата в течение налогового периода авансовых платежей и обязанность по исчислению налога возложена на налоговые органы, то исчисление сумм таких авансовых платежей производится налоговыми органами в течение налогового периода.

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 НК РФ уплата налога осуществляется в наличной или безналичной форме. НК РФ не содержит запрета для налогоплательщиков-организаций на уплату налогов наличными денежными средствами.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 26.07.2007 N 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» указал, что «если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода».

Минфин России рекомендовал налоговым органам при применении пункта 3 статьи 58 НК РФ учитывать Постановление Пленума ВАС РФ N 47 (письмо от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168).

Таким образом, НК РФ предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению N 47 Пленума ВАС РФ пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. При этом механизм пересчета не установлен.

В настоящее время (см., например, письмо ФНС России от 13.11.2009 N 3-2-06/127) налоговые органы при начислении пени на авансовые платежи применяют механизм ее расчета, действовавший до 01.01.2007. В частности, пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пеня начисляется на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансовый платеж, исчисленный исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

То есть если согласно налоговой декларации за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа меньше суммы начисленных ежемесячных авансовых платежей на этот квартал, то налоговый орган производит начисление пени на ежемесячные авансовые платежи за последний квартал отчетного (налогового) периода, принимая их (для расчета пени) в суммах не выше авансовых платежей за этот квартал.

Если по итогам за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа равна или превышает сумму начисленных на этот же квартал ежемесячных авансовых платежей, то начисление пени при несвоевременной их уплате производится исходя из сумм начисленных ежемесячных авансовых платежей, которые налогоплательщик должен был уплатить в течение квартала.

Налоговая система.

НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА-совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке с
плательщиков — юридических и физических
лиц на территории страны. Все налоги,
сборы, пошлины и другие платежи «питают»
бюджетную систему РФ. Кроме того,
существуют государственные внебюджетные
фонды, доходная часть которых формируется
за счет целевых отчислений.

В
соответствии с Законом РФ от 27 декабря
1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
совокупность налогов, сборов, пошлин
и других платежей, взимаемых в
установленном порядке, образует Н.с.
Специальные функции налогов формируют
структуру Н.с., определяют ее основные
звенья, правовые институты, принципы
и методы. К таким функциям относятся
следующие : а) реализация конституционных
основ налогового федерализма установлением
совместной налоговой компетенции
федерации и ее субъектами (конституционная):
б) создание общего налогового режима
в интересах формирования единого рынка
(координирующая): в)обеспечение доходов
бюджетов разного уровня (фискальная);г)
регулирование через систему налоговых
льгот и налоговых санкций производственной
и социальной активности (стимулирующая);
д) координация и контроль финансовой
деятельности с использованием налоговых
методов (контрольная): е) использование
Н.с. для согласования и взаимодействия
различных финансовых и правовых сфер
(межотраслевая); ж) формирование системы
норм налогового законодательства и
его кодификация (правовая): з) защита
национальных экономических интересов
специальным таможенным режимом,
налоговым режимом иностранных инвестиций,
обеспечивающих внешнеэкономическую
безопасность государства
(внешнеэкономическая).

Конституционные
нормы и принципы, по которым построена
Н.с., можно разделить на две группы:
принципы, определяющие основы налоговой
политики и налоговых отношений между
РФ и ее субъектами: принципы, определяющие
основы поведения и правовой статус
участников налоговых отношений. К
первой группе относятся: а) принцип
обеспечения единства налоговой политики
и Н.с. на всей территории РФ;б) принцип
равенства прав субъектов РФ в принятии
собственного налогового законодательства;
в) принцип конституционности актов
налогового законодательства: г) принцип
регулятив-ности (гибкости) налоговых
платежей как инструмента внешнеторговой
и инвестиционной политики: д) принцип
обеспечения сбалансированности бюджетов
разного уровня; е) принцип самостоятельности
местного самоуправления в сборе местных
налогов и распоряжении своими бюджетными
средствами:ж) принцип равенства
налогоплательщиков перед государством
и законом;з) принцип обязательности
уплаты налогов, учета налогоплательщика
и неотвратимости ответственности за
нарушение налогового законодательства;
и) принцип защиты имущественных прав
налогоплательщиков от неправомерных
действий должностных лиц и иного ущерба,
обязательность возврата из бюджета
неправильно взысканных налогов: к)
принцип предотвращения двойного
налогообложения
и неотягощения
налогового бремени. Законы, отягчающие
налоговое бремя, обратной силы не имеют:
л) принцип публичности и гласности
информации в налоговых отношениях: м)
принцип социальной ориентированности
налоговой политики: н) принцип обеспечения
законности и правопорядка в налоговых
отношениях, защита интересов участников
налоговых отношений в суде;

Действия работодателя

После получения от налоговых органов исполнительных документов работодатель должен удержать из заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику-должнику, сумму налоговой задолженности. При этом работодателю необходимо учитывать некоторые ограничения:

  • не со всех выплат может быть удержана задолженность работника по налогам;

  • суммы недоимки взыскиваются с учетом ограничения размера удержаний из заработной платы;

  • удержание суммы недоимки должно производиться в соответствии с установленной очередностью.

Так, взыскание задолженности не может быть обращено на некоторые виды доходов работников, перечень которых приведен в п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ, например выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца; выплаты лицам, получившим увечья при исполнении ими служебных обязанностей; выплаты в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде; пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; «детские пособия».

Статьей 138 ТК РФ установлено, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику. Если удержания осуществляются по нескольким исполнительным документам, за работником должно быть сохранено 50% заработной платы.

Может возникнуть ситуация, когда у работника помимо «налоговой» задолженности имеется исполнительный лист по другим обязательствам, в частности по алиментам, кредитам, за коммунальные услуги и др. Если с учетом установленного ограничения размера удержаний из заработной платы ее сумма оказывается недостаточной для погашения задолженности по нескольким исполнительным листам, то указанная сумма распределяется между взыскателями в следующей очередности (п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

  • во вторую – по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

  • в третью – по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (т.е. «налоговая» задолженность);

  • в четвертую – все остальные требования.

При распределении каждой удерживаемой с должника денежной суммы требования взыскателей каждой последующей очереди удовлетворяются после исполнения требований взыскателей предыдущей очереди в полном объеме (п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Удержанную из заработной платы сумму «налоговой» недоимки следует перечислить налоговой инспекции в течение трех дней (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Бывает так, что работник уволился, а за ним сохраняется неисполненная обязанность по исполнительным документам. Тогда работодатель должен сообщить об этом в налоговую инспекцию и направить исполнительный документ с отметкой о произведенных суммах удержаний (п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Такое требование не распространяется на работодателей в отношении работников-должников, у которых задолженность по исполнительным документам погашена полностью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий