Статья 210. основные направления государственной политики в области охраны труда

Как оформить (образец)

Пример и образец такого акта для компании из любой отрасли экономической деятельности должен содержать обязательную информацию и состоять из нескольких разделов:

  • текущее состояние в области соблюдения норм охраны труда;
  • основные направления деятельности по повышению эффективности и предпринимаемые мероприятия в данной области;
  • планы по совершенствованию нормативной и прикладной базы по улучшению состояния отрасли в целом;
  • наименование и инициалы должности лица, подписавшего данный акт;
  • порядковый номер внутреннего документа и дата его принятия;
  • сроки вступления в силу и срок действия во времени.

Положение по охране труда: типовой перечень мероприятий

На всех предприятиях с целью охраны и улучшения условий труда, а также для снижения профрисков ежегодно реализуется ряд мероприятий.

Типовой перечень таких связанных с ОТ мероприятий содержится в приказе № 181н:

  • спецоценка уровня профриска и условий труда;
  • улучшение трудовых условий, в т. ч. после проведения их специальной оценки;
  • автоматизация производственных и технологических процессов;
  • установка (включая расходы по приобретению) сигнализации на случай поломки оборудования, возникновения аварийных ситуаций;
  • защита элементов технологического оборудования от повреждений, причиненных разлетающимися частицами/предметами, при воздействии движущих частей;
  • модернизация защитных средств от вредного воздействия;
  • покраска оборудования или опасных элементов в яркие сигнальные цвета;
  • автоматизация контроля за уровнем вредных веществ в воздухе или иных опасных факторов на производстве;
  • внедрение техустройств по защите от поражения электротоком;
  • установка предохранителей и сигнальных приспособлений для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования;
  • автоматизация техопераций, которые связаны с транспортировкой и хранением резервуаров с опасными жидкостями, используемыми в производстве;
  • автоматизация работ по транспортировке и складскому хранению сырья, производственных отходов;
  • автоматизация услуг по уборке помещений, обезвреживанию опасных производственных отходов, очистки воздуховодов, окон, светильников, фонарей и пр.;
  • модернизация техоборудования, используемого для снижения процента содержания вредных примесей в воздухе, уменьшения вибраций, шума, излучений;
  • реконструкция и прокладка новых вентиляционных и отопительных систем в рабочих помещениях;
  • наладка освещения, соответствующего действующим нормам безопасности;
  • обустройство мест для отдыха персонала, реконструкция бытовок;
  • обеспечение автоматизированной подачи питьевой воды в рабочих помещениях;
  • обеспечение работников защитной одеждой и средствами индивидуальной защиты (речь идет о тех сотрудниках, которые трудятся в опасных условиях или подвергаются в процессе работы вредному воздействию);
  • обеспечение хранения защитных средств и уход за ними;
  • обеспечение сотрудников тренажерами, наглядными материалами, необходимой для работы литературой, приобретение стендов, компьютеризация кабинетов;
  • обеспечение проведения инструктажа/обучения, проверки имеющихся у сотрудников знаний по ОТ;
  • обучение работников, чтобы те смогли оказать первую медпомощь на производстве пострадавшим сотрудникам;
  • обучение сотрудников, связанных с работой опасных объектов;
  • проведение периодических/обязательных медосмотров;
  • оборудование кабинетов/санитарных постов для оказания медпомощи;
  • обустройство тоннелей, переходов, тротуаров на территории предприятия для обеспечения безопасности передвижения;
  • внедрение мероприятий по контролю за производством;
  • тиражирование инструкций по ОТ;
  • перестановка промоборудования, переорганизация рабочих мест для создания безопасных условий труда;
  • обустройство тренировочных полигонов;
  • развитие физкультуры в трудовом коллективе.

При обучении сотрудников нормам ОТ можно воспользоваться специально разработанной программой. Подробнее о ней – в нашей статье «Типовая программа обучения охране труда — образец».

Результаты специальной оценки условий труда

Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда

Таблица 1

Наименование

Количество рабочих мест и численность работников. занятых на этих рабочих местах

Количество рабочих мест и численность занятых на них работников по классам (подклассам) условий труда из числа рабочих мест, указанных в графе 3 (единиц)

всего

в том числе на которых проведена специальная оценка условий труда

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Класс 4

3.1

3.2

3.3

3.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рабочие места (ед.)

35

27

25

2

Работники, занятые на рабочих местах (чел.)

48

41

36

5

из них женщин

8

8

8

из них лиц в возрасте до 18 лет

из них инвалидов

1

Таблица 2

Индивидуальный номер рабочего места

Профессия / должность / специальность работника

Класс (подкласс) условий труда

1

Генеральный директор

2

2

Заместитель генерального директора

2

3

Главный инженер

2

4

Главный бухгалтер

2

5

Заместитель главного бухгалтера

2

6

Бухгалтер

2

7

Заместитель генерального директора по развитию

2

8

Ведущий специалист коммерческого отдела

2

9

Специалист по маркетингу

2

10

Начальник ПТО

2

11

Инженер ПТО

2

12

Ведущий инженер-сметчик

2

13

Инженер по охране труда

2

14

Начальник отдела кадров

2

15

Юрисконсульт

2

16

Заместитель генерального директора по производству

2

17

Электросварщик ручной сварки

3.1

18

Производитель работ

2

19

Мастер строительных и монтажных работ

2

20

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

2

21

Бетонщик

3.1

22

Водитель автомобиля

2

23

Водитель автомобиля

2

24

Водитель автомобиля

2

25

Мастер участка инженерных сетей

2

26

Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации

2

27

Электромонтажник

2

Перечень мероприятий по улучшению условий труда

Наименование рабочего места

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

17. Электросварщик ручной сварки

Учитывая вредные условия труда сохранить за работником право на льготы и спец.питание (молоко).

Снижение вредного воздействия химического фактора

21. Бетонщик

Предусмотреть возможность механизации и автоматизации трудоемких процессов. Соблюдать режим труда и отдыха.

Снижение вредного воздействия тяжести

Гигиеническая политика

Руководство ООО «ТПМ» считает санитарно-гигиенические условия в организации неотъемлемой частью своей деятельности и уделяет пристальное внимание обеспечению гигиенической безопасности. Цель: непрерывное улучшение санитарно-гигиенических условий на рабочих местах в целях минимизации техногенной нагрузки на окружающую среду и работников организации

Цель: непрерывное улучшение санитарно-гигиенических условий на рабочих местах в целях минимизации техногенной нагрузки на окружающую среду и работников организации.

Основные направления гигиенической политики ООО «ТПМ»:

соответствие требованиям Российского законодательства по санитарно-гигиеническим нормам и правилам, постоянный контроль и анализ новых требований и своевременное реагирование на их изменение;

своевременное осведомление персонала организации в области гигиены и обеспечение должного уровня понимания важности этих аспектов;

использование в процессе труда материалов, сырья, продукции только с санитарно-гигиеническими паспортами, сертификатами и иными документами подтверждающими их качество;

применение производственного оборудования и технологии обеспечивающих гигиеническую безопасность в соответствии с мировыми стандартами;

обеспечение гигиенически безопасных условий в процессе выполнения работ.

соблюдение всеми сотрудниками организации гигиенических нормативов и нормативно-правовых актов по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия;

своевременное выполнение противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

организация предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;

своевременный контроль качества питьевой воды;

обеспечение работников организации сертифицированными спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, моющими средствами;

организация оптимального гигиенического режима в офисе организации.

Руководство ООО «ТПМ» берет на себя ответственность за реализацию гигиенической политики и ее актуализацию при изменении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Что это такое — понятие

Политика представляет собой комплекс мер по реализации мероприятий в области безопасности производства, долгосрочной перспективы по улучшению охраны труда на производстве, способы достижения данных целей и инструментарий для исполнения.

Приказы, распоряжения, планы проведения реализации мероприятий составляют документальную основу, на основании которой организация добивается улучшения состояния охраны труда, здоровья персонала и безопасности производства.

Внедрением и реализацией данной политики занимается руководство предприятия через уполномоченных представителей – инженеров по ОТ, профсоюзной организации работников, путем осуществления общественного контроля за соблюдением норм и правил безопасности на предприятии, а также компетентные государственные органы в сфере надзора за исполнением норм и правил
федерального законодательства.

Также политикой в данной области иногда понимается целенаправленная деятельность государства и государственных органов по улучшению состояния охраны труда во всех сферах производства посредством совершенствования нормативной базы, отстаивания прав рабочих и проведения контрольных и проверочных мероприятий.

Данная государственная политика охватывает все отрасли и сферы осуществления трудовой деятельности и носит обязательный характер для предприятий всех Форм собственности.

Ключевые принципы и цели

При разработке и реализации политики руководство организации должно понимать, какие цели преследует стратегия осуществления комплекса мероприятий в данной сфере:

  • Обеспечение безопасности на производстве при осуществлении трудовой деятельности в организации. Данный принцип должен осуществляться путем недопущения травматизма и возникновения несчастных случаев на производстве, нештатных ситуаций связанных с причинением вреда здоровью гражданам, а также заболеваний, связанных с использованием опасных, горючих, химических и иных вредных веществ сотрудниками предприятия во время работы.
  • Модернизация и улучшение существующей схемы организации охраны труда. Обучение специалистов по ОТ, повышение квалификации персонала, улучшение знаний в данной области среди сотрудников и руководителей должны являться одной из главных целей в реализации политики в данной сфере. Эта цель позволяет значительно сократить риски, повысить грамотность всего персонала в сфере охраны труда и уменьшить количество негативных случаев, а также в некоторых ситуациях снять с работодателя ответственность и вину за произошедшее.
  • Обязательное и неукоснительное исполнение предписаний и указаний государственных органов в сфере ОТ, законодательства о безопасности производства, нормативных актов самой организации как сотрудниками, так и руководителями учреждений. Исполнение данной цели не только избавит организацию от наложения крупных административных взысканий, но и улучшит всю систему работы с персоналом.
  • Осуществление взаимодействия с представителями работников при реализации комплексных мер по разработке и внедрению новых стандартов, направление проектов внутренних документов на согласование с представителями профсоюзных организаций. Обеспечение данной цели позволит избежать ситуации с нарушением прав работников предприятия.

 Обязательно ли всем организациям составлять?


Законодательством не предусмотрена обязанность для работодателей разрабатывать документ о политике.

На практике изданием таких документов и реализацией целей и задач занимаются средние и крупные предприятия, штат которых превышает 50 человек.

Однако и небольшие компании могут разработать концепцию реализации политики в сфере охраны труда с учетом специфики своей деятельности.

Поэтому разработка такого документа необязательна для работодателя, однако его наличие повышает общую эффективность всех проводимых мероприятий в сфере безопасности производства.

Политика в охране труда

Изменения, которые происходят в охране труда в последние годы, требуют рационализации не только системы управления, но и совершенствование форм и методов общеорганизационного обеспечения трудоохранной деятельности, четкой организации безопасного производства работ непосредственно на производственных участках и рабочих местах. Это может быть осуществлено, если на предприятии будут обозначены концептуальная политика и факторы, образующие систему эффективного управления профессиональной безопасностью, сформировано целостное видение перспектив и текущих задач.

Значение политики состоит в том, что она во многом определяет состояние охраны труда на предприятии, дальнейшие направления, перспективы, цели и задачи, основные приоритеты трудоохранной деятельности на определённый, обозначенный период. Наличие и реализация политики в сфере охраны труда, ориентированной на конкретные результаты, является одним из важных и необходимых условий результативного функционирования системы управления и одной из составляющих типовой модели управления профессиональной безопасностью и здоровьем.

В дальнейшем под политикой в области охраны труда понимается публично провозглашенное работодателем заявление, в котором он выражает свои взгляды и намерения по развитию СУ, созданию условий для безопасного и безвредного производства работ и процессов, дальнейшему совершенствованию трудоохранной деятельности и достижению заявленных целей.

Основываясь на теории и практике применения систем управления качеством, трансформируя их на системы управления охраной труда и учитывая требования (рекомендации) стандартов OHSAS 18001:1999 (ДСТУ — П OHSAS 18001:2006).

Надо ли иметь отдельное подразделение по ОТ

Охрана труда и промышленная безопасность на предприятии — это, в соответствии со ст. 212 ТК РФ, зона ответственности работодателя. Он же несет ответственность за сохранение жизни и здоровья сотрудников в процессе работы.

В соответствии с требованиями ст. 217 ТК РФ, для того чтобы в учреждении была создана безопасная производственная среда, охрана труда и техника безопасности должны обеспечиваться либо отдельным специалистом, либо целым подразделением (в зависимости от количества работников).

Варианты, которые дадут возможность обеспечить охрану труда в промышленности, в организации, такие:

  • при численности сотрудников более 50 человек необходимо создать службу по ОТ (например, отдел промышленной безопасности и охраны труда) или ввести должность специалиста по ОТ (с необходимым уровнем подготовки или опытом в сфере деятельности);
  • при численности сотрудников менее 50 человек наниматель решает сам (в зависимости от специфики производства), создавать ли целую службу или вводить должность специалиста по ОТ.

Если у нанимателя отсутствует подобная служба, нет штатного сотрудника, этот функционал берет на себя:

  • работодатель-ИП;
  • начальник организации;
  • уполномоченный руководителем работник;
  • специальная организация (или специалист), действующая в сфере ОТ, которая привлекается по договору ГПХ.

Если обязанности руководителей по охране труда, промышленной безопасности будут выполняться специальным подразделением предприятия (или специалистом по ОТ), необходимая численность определяется с применением Постановления Минтруда РФ от 22.01.2001 № 10 и от 08.02.2000 № 14. Так, при наличии в учреждении менее 700 работников оптимально иметь одного специалиста по ОТ, при большей численности может создаваться отдел из нескольких человек.

Обязательно ли оформлять?

Неукоснительное оформление приказа об утверждении правил по охране труда определяют требования ст. 212, 225 ТК РФ.

Нормы обязанности по формированию Положения не обозначено в законе.

Но на каждой фирме имеется своя специфика.

В одном внутреннем документе можно учесть все нюансы (законодательные, локальные).

Данный документ служит подробным руководством к действию при осуществлении разных инструктажей, их порядок проведения не всегда детально освещен в законодательстве.

Именно в Положении освещаются, а значит и закрепляются отдельные тонкости и нюансы, его утверждение является целесообразным действием.

Порядок составления

Утвержденного бланка документа не существует. В приказе указывается название предприятия, номер, дата.

После заголовка и преамбулы в приказе перечисляется информация:

  • дата утверждения и вступления в силу Положения;
  • необходимость специалиста по охране труда о введении документа в действие, ознакомление с ним сотрудников компании, проведение регулярного обучения;
  • контролирование руководителем предприятия исполнение приказа.

Ниже расписывается упомянутый в приказе сотрудник и, непосредственно, руководитель компании. При наличии профсоюза акт необходимо с ним согласовать.

Следует понимать, что статья 8 ТК РФ к внутренним актам применяет определенные нормы.

Они не должны содержать условий, ухудшающих положение подчиненных в сравнении с действующими нормативными актами, а также не упомянутых позиций в законе.

Реализация функций

Обязательность наличия штатного специалиста по охране труда. Производственные предприятия со штатной численностью до 50 сотрудников могут самостоятельно определяться с введением СУОТ. Если штат компании превышает 50 человек, наличие собственного специалиста по охране труда становится обязательным.

Обязанности по охране труда распределяются на основании решений, принятых руководителем предприятия совместно со специальной комиссией, учитывающей положения постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 №14. Ответственность за определенный аспект СУОТ возлагается на работника в качестве обязанности должностной инструкции или внутренним приказом руководства предприятия.

Обучение и инструктаж. Все сотрудники, принимаемые на рабочие места, связанные с риском для здоровья, в обязательном порядке проходят первичный инструктаж по нормативам и правилам, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности. Периодичность повторного инструктажа для персонала составляет шесть и три месяца в зависимости от степени опасности конкретного рабочего места.

Внеплановый инструктаж или переподготовка сотрудников в специализированных учебных центрах проводятся при установке нового технологического оборудования или изменениях, касающихся условий труда. Обеспечение проведения данных мероприятий возлагается на специалиста по охране труда, который составляет соответствующие списки работников, заверяющиеся подписью руководителя предприятия.

Информационное обеспечение по ОТ. Внедрение на производстве методов СУОТ сопровождается обязательным оповещением персонала об изменениях в политике охраны труда посредством собраний, внеплановых инструктажей и размещения информации на специальных стендах. Сотрудники, чьи рабочие места связаны с риском для жизни и здоровья должны быть проинформированы в отношении своих прав на материальную компенсацию, сокращенный рабочий день и увеличенное время отдыха (руководство организовывает ознакомление сотрудников с соответствующими документами под личную роспись). Работники могут также оформлять подписку на получение периодических изданий, посвященных изменениям и нововведениям в ОТ.

Документальное оформление. О наличии на производстве СУОТ свидетельствуют нормативные документы, в которых излагается политика предприятия в сфере охраны труда и методы, обеспечивающие защиту здоровья персонала. От правильности документального оформления во многом зависит эффективность планирования и безопасность функционирования производственных процессов, являющихся основными задачами современного менеджмента.

Какие документы по охране труда должны быть у работодателя: перечень и образцы

Любое мероприятие по охране труда должно быть документировано. Можно проводить эффективные действия, но без должного оформления и учета не сохранятся результаты на будущее, и инспектор ГИТ верит не только делам, но и документам. Еще хуже, если вместо дел на предприятии только документы. Это происходит в том случае, если специалист по ОТ не знает, как оптимизировать документооборот по охране труда.

Перечень документов по охране труда в небольшой организации

Если на предприятии нет службы охраны труда, и нет специалиста по ОТ, возглавлять работу по ОТ может сам руководитель. Но такая ситуация возможна только в организациях до 50 человек. В этом случае не требуется составлять должностную инструкцию для специалиста по ОТ, и разрабатывать положение о службе ОТ. Но остальные документы должны быть в наличии.

Самому руководителю в этом случае профессиональная переподготовка по охране труда не требуется, достаточно обучиться в УЦ по 40-часовой программе. Поэтому не пишите в приказе о назначении себя ответственным по охране труда фразы «возложить обязанности специалиста по ОТ». Напишите «возложить обязанности по ОТ».

Примерный перечень документов по ОТ, если в организации нет специалиста по ОТ

  1. Положение о системе управления охраной труда
  2. Приказ о назначении ответственных по охране труда
  3. Программа проведения вводного инструктажа по ОТ
  4. Журнал регистрации вводного инструктажа
  5. Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте
  6. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте
  7. Приказ об утверждении инструкций по охране труда
  8. Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки
  9. Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда
  10. Программа производственного санитарного контроля
  11. Программы обучения по охране труда по должностям, профессиям
  12. Список контингента работников, подлежащих медицинским осмотрам
  13. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств
  14. Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам
  15. Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка работников, для которых обеспечивается постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом
  16. Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность
  17. Перечень профессий и должностей, которым выдаются бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты
  18. Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты
  19. Копии сертификатов и деклараций соответствия на СИЗ и смывающие
  20. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты
  21. Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки
  22. Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  23. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов
  24. Журнал регистрации НС
  25. Программа действий по улучшению условий и охраны труда
  26. Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  27. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности
  28. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
  29. Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности
  30. Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Внимание! Этот список не исчерпывающий. Но его достаточно, чтобы начать работу по охране труда

★ Если на предприятии больше 50 работающих, то необходимо принять на работу специалиста по охране труда, или создать службу ОТ (ст. 217 ТК РФ). Значит, к указанным выше документов нужно добавить должностную инструкцию специалиста по охране труда. Положение о службе разрабатывать отдельно не нужно, потому что обязанности руководителя и специалиста по ОТ можно регламентировать в Положении о системе управления ОТ.

Должностная инструкция специалиста по охране труда

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда – это комплекс мер (документы, процедуры, контроль за функционированием), направленных на снижение травматизма в организации и управление рисками.

Другими словами, СУОТ – это создание комфортных и безопасных условий труда, забота о здоровье работников за счет пропаганды охраны труда в организации не только среди рабочего персонала, но и административно-технического.

Основание для разработки СУОТ

Разница только в самой процедуре: чем крупнее организация, тем больше направлений должно быть охвачено разработано документов, в силу чего внедрение системы управления охраной труда более трудоемкое.

Например, для организаций с численностью менее 15 человек допускается применять СУОТ в упрощенном виде. Но почему и зачем? Разбираемся далее в статье, а пока – о целях.

Цели СУОТ

Не понаслышке знаю, что многие специалисты по охране труда недоумевают – зачем нужна СУОТ? Ведь есть законодательство, выполнение требований, для чего повторяться?

Система управления охраной труда, по сути, дублирует все требования законодательства, объединяя их и сводя воедино, но вместе с этим она их и совершенствует.

Кроме того, СУОТ позволяет контролировать постоянное функционирование направлений, будь это обучение работников, инструктажи, медицинские осмотры или специальная оценка условий труда.

То есть, если разработана СУОТ, то у вас просто не будет возможности упустить что-то в создании безопасных условий труда работников. Кроме того, система позволяет совершенствовать уже имеющиеся локально-нормативные акты (ЛНА), благодаря чему работа с персоналом будет более тщательной.

В целом система направлена на то, чтобы все сотрудники предприятия изначально относились к специалисту по охране труда не как к назойливой мухе, а серьезно – прислушиваясь и выполняя его требования. Только после этого отношение к охране труда будет более ответственным.

А также СУОТ помогает работодателю демонстрировать высокий уровень культуры охраны труда, что дает ему возможность заключать контракты с крупными холдингами (они очень ценят подготовленность в этом направлении) и получать сертификаты соответствия международным стандартам (OHSAS).

Кто осуществляет управление охраной труда в организации

Управление охраной труд на предприятии до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по охране труда.

Так же дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение 🙂

Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.

Сроки проведения СУОТ

Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, потому как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов вашей организации.

Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.

Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.

Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.

То есть если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный пакет документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению, далее смотрите по необходимости. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно 🙂

Но чем больше организация, тем больше направлений в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска должны быть, какой стаж работы и так далее.

Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие внедрения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.

Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.

Требования к образованию специалиста по охране труда

В силу ст. 217 ТК РФ специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Согласно п. 17 Рекомендаций на данную должность назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых не менее пяти лет. Лица всех указанных категорий должны пройти специальное обучение по охране труда.

А в Профессиональном стандарте к должности «специалист в области охраны труда» устанавливаются следующие требования к образованию и опыту работы:

  • высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки;
  • либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда без требований к стажу работы;
  • либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда со стажем работы не менее трех лет в этой области.

К сведению. Применение положений профстандартов обязательно в случае, когда ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Если таких требований нет, работодатели принимают профстандарты в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и организацией производства и труда.

Как правило, специалист по охране труда — это работник, имеющий любое высшее образование и дополнительное образование либо опыт работы в сфере охраны труда.

В отличие от образования, к обучению и проверке знаний специалиста по охране труда предъявляются строгие требования

И проверяющие органы особо обращают внимание на это

Согласно Порядку обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организаций, утвержденному Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (далее — Порядок), специалисты по охране труда проходят обучение в объеме должностных обязанностей, проверку знаний требований охраны труда и получают соответствующее удостоверение при поступлении на работу в течение первого месяца в специализированной обучающей организации.

А при наличии у работодателя опасных производственных объектов специалисту необходима соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

К сведению. Работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, а также работники федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ в области охраны труда, государственного надзора и контроля, педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины «охрана труда», имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Следует отметить, что согласно Порядку обучение по охране труда в обучающих организациях, помимо специалистов по охране труда, должны проходить:

  • руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда;
  • заместители главных инженеров по охране труда;
  • руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;
  • педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», организаторы и руководители производственной практики обучающихся;
  • работники, на которых работодателем возложены обязанности по организации работы по охране труда;
  • члены комитетов (комиссий) по охране труда.

Основные принципы

Все мероприятия, инструктажи, тесты по охране труда подчиняются следующим принципам деятельности:

  • Обеспечение сохранения трудоспособности, жизни и здоровья рабочего коллектива в процессе осуществления трудовой деятельности.
  • Соцпартнерство работников и нанимателей в сфере охраны труда.
  • Гарантии защиты прав трудящихся на работу в условиях, соответствующих предписаниям охраны их деятельности.
  • Определение и последующие выплаты компенсаций за тяжелую работу, деятельность в опасных и вредных условиях труда.
  • Социальное страхование трудящихся от несчастного случая, а также возможных профессиональных заболеваний.
  • Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация рабочего коллектива, пострадавших от несчастных случаев, профзаболеваний.

Основные выводы

Многие считают, что понятие охраны труда – это огромная куча правил, законов и постановлений, которые только и реализуются на бумаге, в лучшем случае, потому как если внедрять их в жизнь и реально заботиться о жизни и здоровье персонала, то основная работа будет стопориться. 

Так думают только те руководители, которые не хотят перетруждать себя лишними обязанностями и делами, типа заполнения журналов и составления инструкций. Но стоит задуматься, что охрана труда придумана не из-за дополнительной бюрократической проволочки, а чтобы каждый день работники возвращались домой живыми и здоровыми.

А выделение определенных средств из бюджета на требования Трудового законодательства в части охраны труда позволят защититься от расходов на восстановление оборудования и другого имущества организации, пострадавшего после небезопасных действий работников.

Желаю вам безопасной и эффективной работы!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий