Нормативная периодичность повышения квалификации

Содержание

Значение ФГОС для подготовки и повышения квалификации педагогов

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) применяются школами, вузами и другими аккредитованными учебными заведениями России и устанавливают сроки, формы и технологии получения образования (в том числе профессионального). Именно с учетом требований ФГОС разрабатываются базовые образовательные программы и методики.

Справка.от 29.12.2012

Важное отличие новых стандартов для высшей школы и среднего профессионального образования заключается в том, что они разрабатываются с учетом положений профстандартов, применяемых в тех или иных отраслях производства. После внедрения ФГОС повышение квалификации педагогов обрело принципиальное значение, поскольку теперь их профессиональная готовность и умение организовать образовательный процесс оценивается по новым стандартам

После внедрения ФГОС повышение квалификации педагогов обрело принципиальное значение, поскольку теперь их профессиональная готовность и умение организовать образовательный процесс оценивается по новым стандартам.

Определенные изменения в этой сфере уже происходят:

    • диверсифицируются формы повышения квалификации работников образования;
    • внедряются новые системы нормативно-методического сопровождения ФГОС;

возрастает роль мониторинга эффективности во всех процессах, связанных с повышением квалификации работников образования.

Вопрос 3. О курсе для учителя по двум предметам

Обязательно ли направлять учителя – физика и математика – на курсы по двум предметам?

Нет, не обязательно. Достаточно курсов повышения квалификации по одному из предметов. Учитель обязан систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Но закон не устанавливает, что нужно проходить обучение по всем предметам, которые педагог ведет в школе.

Директор вправе самостоятельно разработать график прохождения работниками курсов дополнительного профессионального образования. Также он может сам определить, какого работника и на какие курсы направить.

Важно, чтобы педагог освоил программу в объеме не менее 16 часов и прошел итоговую аттестацию (ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п

12 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499).

Что дает

Стандартный путь переобучения на другую специальность – поступление в соответствующий профильный вуз или колледж и получение второго образования. Но такая траектория занимает несколько лет, и далеко не всегда значительная трата времени целесообразна. Поэтому во многих случаях более логично пойти более короткой дорогой.

Продолжительность профессиональной переподготовки во многом зависит не только от объема программы, но и от интенсивности занятий. В целом на переобучение уходит от 3 до 12 месяцев. В редких случаях, когда программа особенно насыщенна, оно занимает 1,5 года (3 семестра, примерно 1 000 часов).

По итогам аттестации слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Это полноценный документ установленного образца, который равноценно заменяет диплом о втором высшем или среднем образовании. Срок его действия неограничен.

Таким образом, профессиональная переподготовка дает возможность сменить специальность с минимальными временными и финансовыми затратами. Наличие дополнительного диплома значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда, а в некоторых случаях может даже повлиять на размер заработной платы. Например, бухгалтер с дипломом налогового юриста будет «стоить» выше своих обычных коллег.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

  • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

  • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

  • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности получена 07.05.2013г. В приложении к лицензии в графе «Направленность образовательной программы» прописано «Дополнительное образование детей художественно-эстетической направленности». Нужно ли получ

Вопрос — ответ

Лицензию необходимо переоформить.Дело в том, что согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с данным Законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года. Закон об образовании вступил в силу (за исключением некоторых положений, к которым не относятся положения о лицензировании образовательной деятельности) с 1 сентября 2013 г. Следовательно, лицензии, выданные ранее 1 сентября 2013 г. должны быть переоформлены до 1 января 2017 года. Таким образом, в рассматриваемой ситуации пропущен срок переоформления.

Здесь необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно ч

7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательные организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу данного Федерального закона. Следовательно, нет необходимости получать новую лицензию.

Рассмотрим вопрос юридической ответственности за допущенный в данной ситуации пропуск срока переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Статья 19.20 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или дисквалификации за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). 

Куда же обратиться за дополнительным образованием?

Образовательных учреждений, предлагающих подобные услуги, в настоящее время существует очень много. Часть из них давно и надежно зарекомендовала себя на рынке образовательных услуг

Именно на такие учреждения следует обратить внимание в первую очередь

Например, речь может идти о Московском учебном центре «Профакадемия», учиться там можно как очно, так и дистанционно. Ориентировочная стоимость профессиональной переподготовки объемом от 250 часов составляет порядка 17 000 руб., от 500 часов — около 24 000 руб. Внесение средств возможно в рассрочку. Проводится итоговое тестирование, затем студенты выполняют квалификационную дипломную работу. Выдаваемый диплом позволяет трудиться по освоенной профессии в полноценном режиме.

Учебному центру «Специалист» при МГТУ — более 25 лет. Данная компания может похвастаться наличием условий для самого качественного обучения — множеством (около 80) учебных классов, большим количеством (порядка 250) высокопрофессиональных преподавателей, огромным выбором курсов (свыше 1000). Преимуществами обучения в данном УЦ служат составленное на год вперёд стабильное расписание, профессиональные консультации до начала обучения, возможность предварительного тестирования, сочетание разных форм обучения, принцип модульного построения курса, что очень удобно каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей. При оплате возможны акции и скидки.

О Московском институте открытого образования (МИОО) известно ещё с 1938 года. Именно тогда он был учреждён под названием Московского городского института усовершенствования учителей. В настоящее время МИОО относится к самым современным учреждениям образования, предоставляющим высококачественные обучающие услуги повышения квалификации и профессиональной переподготовки по множеству программ и направлений. Все подробности в каждом конкретном случае легче всего узнать на сайте выбранного учебного центра.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

  • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

  • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

  • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Специальности

Современная система переподготовки располагает огромным выбором обучающих программ и дает возможность получить практически любую профессию. Например, большим спросом пользуются следующие специальности:

Направления Специальности профессиональной переподготовки Необходимый образовательный уровень Требования к профилю базового образования
На базе высшего профессионального образования На базе СПО
ИТ-технологии Программист + + Технический, математический
Системный администратор + + Желательно технический
Веб-дизайнер + + Желательно художествен-ный или технический
Администратор баз данных + + Желательно технический или математический
Юриспруденция Юрисконсульт, налоговый юрист, медицинский юрист, семейный юрист, адвокат и т. д. + + Желательно юридический
Финансы и бухгалтерский учет Бухгалтерский учет + + Любой
Бухгалтерский учет и аудит + + Любой
Внутренний аудит + Финансовый или экономический
Охрана труда и безопасность Инженер по пожарной безопасности + + Любой
Специалист по ГО и ЧС + Любой
Техносферная безопасность + + Любой
Информационная безопасность + + Технический или ИТ-профиль
Специалист по охране труда + + Любой
Психология Психолог-тренер (коуч) + Желательно психологический
Педагог-психолог + Педагогический или психологический
Дошкольный психолог + Педагогический или психологический
Семейный психолог + Психологический
Психоаналитик + Медицинский или психологический
Клинический психолог + Медицинский или психологический
Социальный психолог + Психологический
Социальная работа Специалист по работе с семьей + Педагогический, психологический
Руководитель организации соцобслуживания + + Любой
Госслужба Государственное и муниципальное управление + + Любой
Управление закупками + + Любой
Менеджмент Менеджмент в ритейле, в СМИ, в промышленности, в туризме и т.д. + + Любой
Оценочная деятельность Специалист в оценочной деятельности + + Любой

Возможностями системы дополнительного профессионального образования широко пользуются медицинские работники. Они не только постоянно проходят обязательные курсы повышения квалификации, но и нередко меняют специализацию, пройдя профпереподготовку. Например, терапевты переквалифицируются в педиатров, аллергологи и иммунологи – в инфекционистов и т. д.

Подготовкой и переподготовкой кадров регулярно занимаются силовые ведомства – Министерство обороны и ФСБ. Например, для военнослужащих, которые уходят в запас, курсы переподготовки организуются непосредственно при военных вузах. Выбор гражданских специальностей достаточно широк:

  • управление персоналом;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • менеджмент;
  • педагогика высшей школы;
  • техобслуживание и ремонт транспортных средств;
  • радиосвязь, радиовещание и телевидение;
  • компьютерная графика и веб-дизайн;
  • защита информации и т. д.

Сотрудники ФСБ при уходе со службы никак не ограничиваются в выборе учреждения ДПО и новой гражданской специальности.

Дополнительное образование

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух дополнительных профессиональных программ (ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Вид дополнительного образования

Цель дополнительного образования

Повышение квалификации

Совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации

Профессиональная переподготовка

Получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации

Содержание дополнительной программы определяется образовательной программой с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное обучение. При установлении содержания программы нужно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профстандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица:

  • имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

  • получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется:

  • единовременно и непрерывно;

  • поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании;

  • полностью или частично в форме стажировки.

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее – Порядок) содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.

Сроки стажировки руководство организации, направляющей стажеров, определяет самостоятельно, исходя из целей обучения, и согласовывает с руководством организации, где стажировка проводится.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Если дополнительная программа осваивается параллельно с получением среднего профессионального или высшего образования, эти документы выдаются одновременно с соответствующим документом об образовании и о квалификации.

По результатам стажировки выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Бланки

Единой формы удостоверений о повышении квалификации нет – все учебные заведения основного и дополнительного профобразования вправе разрабатывать ее по своему усмотрению: соответственно, документ может иметь какой угодно вид – жестких стандартов в отношении размера, формы и цвета нет.

По ФЗ № 273 в круг полномочий образовательных организаций входит приобретение готовых или заказ выпуска изготовленных по собственным образцам бланков документов, которые выдаются после окончания учебы. При этом закон не обязывает делать удостоверения или свидетельства о повышении квалификации исключительно защищенными от подделок.

Тем не менее федеральные и региональные органы власти имеют право требовать от подведомственных или находящихся на территории субъектов РФ образовательных организаций соблюдения определенных стандартов бланков удостоверений о повышении квалификации. Минобрнауки рекомендует местным органам, контролирующим ДПО, настаивать на выдаче документов, выписанных на защищенных бланках, так как благодаря этому:

  • проще в случае необходимости подтвердить оригинальность документа и указанную в нем квалификацию;
  • легче проконтролировать подлинность бланка, так как предприятия, изготавливающие защищенную полиграфическими методами продукцию, ведут строгую отчетность – их сначала лицензирует, а затем курирует ФНС. 

Заполнение

Удостоверения выписываются на русском языке, допускается использование иностранного, если это определено внутренним регламентом учебного заведения. Заполнять документ от руки не рекомендуется – предпочтительнее отпечатать на принтере, шрифт должен быть черным.

В удостоверении (свидетельстве или сертификате) о повышении квалификации указываются:

  • полное официальное название учебного заведения, закрепленное в его уставе – обязательно в именительном падеже;
  • номер, под которым документ внесен во внутреннюю книгу регистрации;
  • месторасположение образовательной организации (населенный пункт);
  • дата выдачи;
  • Ф. И. О. выпускника курсов (полностью, по паспорту, тоже в именительном падеже);
  • название и объем программы в академических часах;
  • период обучения.

Возможно указание полученной квалификации и темы выпускной работы.

Документ подписывает должностное лицо образовательной организации (директор, его зам по учебной части и другие ответственные сотрудники) – от руки черной, синей или фиолетовой пастой, тушью или чернилами. Использовать факсимиле запрещено. Заверяются удостоверения, свидетельства или сертификаты о повышении квалификации печатью учебного заведения.

По профессиям и специальностям

Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации для некоторых профессий и должностей

Специальности и должности Периодичность повышения квалификации Основание Примечание
Педагогические работники Каждые 3 года ч. 2 п. 4 ст. 47 № 273-ФЗ Учителя начальной школы должны проходить курсы каждые 5 лет, учителя 5–11 классов и преподаватели СПО – каждые 3 года
Аудиторы Каждые 12 месяцев после того, как пройдет 1 год с момента получения квалификационного аттестата п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ) Обучение проводится по программам, утверждаемым саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов, в которой состоит специалист. Минимальная длительность курсов – 20 часов в год
Оценщики Каждые 3 года ч. 3 Требований к повышению квалификации в области оценочной деятельности
Судьи Каждые 3 года ч. 2 ст. 20.1 Закона РФ № 3132-1 При назначении на должность впервые судьи обязательно проходят профпереподготовку, только затем – повышение квалификации
Государственные гражданские служащие Каждые 3 года

Ст. 31 ФЗ № 79 от 27.07.04

Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68

Работники железнодорожного транспорта Каждые 3 года

Ст. 25 гл. 5 ФЗ № 17 от 10.01.03

Постановление Правительства РФ от 21.03.12 №221

При перевозке опасных грузов
Сфера авиационной безопасности

Каждые 3 года

(сотрудники)

Ст. 52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 Руководители – 1 раз в 5 лет
Бухгалтеры Каждые 3 года

Приказ Минтруда и соцзащиты РФ

от 21.02.2019 N 103н

Главные бухгалтера повышение квалификации не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не меньше 20 часов ежегодно 

Служащие органов внутренних дел

По плану ДПО МВД России, который ежегодно составляется для каждой категории служащих

Ст. 12, 76 ФЗ № 342 от 30.11.11

Приказ МВД России от 05.05.18 № 275

Водители и работники автомобильного и городского наземного электротранспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения Федеральные нормативы не установлены Ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.95 Решение о периодичности повышения квалификации принимает руководство предприятия

Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть сокращена по производственной необходимости или по заявлению работника, желающего досрочно повысить разряд (категорию).

Срок действия удостоверения, выданного на курсах повышения квалификации законодателем не устанавливается. Документ бессрочен, как и диплом об образовании, и подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей народного хозяйства каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность, даже если государственные стандарты четко не устанавливают частоту повышения квалификации.

Охранник

Сколько стоит

Если федеральное законодательство предусматривает обязательное повышение квалификации, то работодатель должен за свой счет направлять штатных сотрудников его предприятия на обучение по программам дополнительного образования.

Организации ДПО учат по программам повышения квалификации платно – на основании договоров об образовании. Они заключаются с каждым слушателем и (или) с физическим/юридическим лицом (тем же работодателем), который берет на себя обязательство оплатить обучение. Средства могут выделяться из федерального, регионального или муниципального бюджетов, из фондов предприятий и т. д. То есть в этом случае для работника повышение квалификации будет бесплатным.

Если слушатель поступает на курсы повышения квалификации по собственной инициативе и его никто не обязывает учиться дополнительно, то все расходы он несет самостоятельно. Цена вопроса – от двух-трех до нескольких десятков тысяч рублей – всё зависит от сложности программы, востребованности и финансовой перспективности профессии. Но вложение капитала в повышение квалификации обязательно принесет дивиденды – увеличение зарплаты, продвижение по карьерной лестнице и, конечно же, моральное удовлетворение.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Где пройти обучение госзакупкам?

Мы рекомендуем посещать семинары и конференции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Кроме того, для тех кому некогда, есть удобный формат — вебинары. Узнать всю актуальную информацию из мира закупок с применением на практике можно не выходя из дома или не вставая с рабочего места. Кстати, участники в режиме онлайн могут задавать вопросы на интересующие их темы. 

Если вы решили повысить свою квалификацию и получить соответствующий документ, то вам подойдут курсы электронных торгов. В интернете достаточно большой выбор таких образовательных программ

Но, обратите внимание, курсы для заказчиков и поставщиков могут сильно отличаться. Например, специалистов в сфере госзаказа обучают планированию закупок, составлению планов-графиков и планов-закупок, размещать сведения и работать в ЕИС, заключать контракты и т.д. Программа курсов для поставщиков может включать в себя информацию об ЭЦП, обучение по прохождению аккредитации на площадках, составление заявок на участие, выбор, оценка и участие в тендерах, получение банковской гарантии, способы отстаивания своих интересов

Наши специалисты подготовили программы обучения для заказчиков, а также для поставщиков. Есть программы как для новичков, которых надо обучить с нуля, так и для тех, кто в закупках не первый год.

Как учиться на курсах в Школе электронных торгов — смотрите в видеоролике.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. 

Повышение квалификации педагогов: право или обязанность работника

Считать ли регулярное повышение квалификации обязательным условием для работы в сфере образования? Вправе ли руководство заставлять педагогических работников посещать обучающие курсы, да еще и за свой счет? И наконец, что вообще считать повышением квалификации и можно ли рассматривать конференции и семинары как разновидность профессионального обучения? Эти вопросы волнуют многих педагогов.

Чтобы найти на них ответы, обратимся к действующему законодательству. Повышение квалификации трактуется как обновление теоретических и практических знаний в связи с повышением квалификационных требований к специалистам. Иными словами, это дальнейшее обучение работника без смены профессии, реализованное в рамках профессионального образования.

Важно! Не путайте с профессиональной переподготовкой, в рамках которой специалист осваивает новые для себя виды деятельности. Порядок разработки и реализации учебных программ довольно четко прописан в приказе Минобрнауки России №499 от 1.07.2013

Такие программы могут иметь разную продолжительность: допустимый минимум — 16 часов, максимум актуальными нормативами не установлен. Этим они также отличаются от программ профессиональной переподготовки, минимальная длительность которых не может составлять менее 250 часов

Порядок разработки и реализации учебных программ довольно четко прописан в приказе Минобрнауки России №499 от 1.07.2013. Такие программы могут иметь разную продолжительность: допустимый минимум — 16 часов, максимум актуальными нормативами не установлен. Этим они также отличаются от программ профессиональной переподготовки, минимальная длительность которых не может составлять менее 250 часов.

Педагог, успешно освоивший программу повышения квалификации, получает соответствующее удостоверение. Поскольку посещение семинаров, конференций и «круглых столов» не сопровождается выдачей этого документа, о повышении квалификации в данном случае речь не идет.

У каждого педагога есть законное право на получение дополнительного профессионального образования раз в три года по профилю своей деятельности. А образовательная организация, в которой он работает, должна обеспечивать все условия для этого. Педагог и администрация заключают договор в порядке, предусмотренном статьей 197 ТК РФ, и прописывают в нем свои обязательства. Работник обязывается повышать свою квалификацию по направлению работодателя, а тот, в свою очередь, гарантирует соблюдение требований статьи 187 ТК РФ.

Приказ о направлении работника на курсы повышения квалификации

Каждый раз, когда направляете педагога на обучение:

  • сохраняйте за ним место работы (должность);
  • выплачивайте среднюю зарплату за весь период обучения;
  • оплачивайте командировку, если сотрудник направлен в другую местность для обучения с отрывом от производства.

Тем не менее, обязывать персонал учиться за свой собственный счет и уж тем более включать подобное условие в трудовой договор администрация не вправе. Если направление оформил работодатель, для сотрудника обучение должно быть полностью бесплатным — это закон.

Совет. Закрепите норму о регулярном повышении квалификации педагогических работников во внутренних документах образовательного учреждения: должностных инструкциях, соглашениях, коллективном договоре и других локальных нормативных актах. Это минимизирует риск отказа от обучения. Ознакомившись с документом, сотрудники будут понимать, что в случае такого отказа речь пойдет как минимум о нарушении трудовой дисциплины, в ответ на которое работодатель может принять меры — например, объявить выговор. А чтобы дополнительно регламентировать процесс, утвердите план обучения — например, на два или три ближайших года.

Кому подходит

  • выпускники высших образовательных заведений и учреждений СПО;
  • студенты вузов или колледжей.

Таким образом, существует только образовательный ценз – переподготовка возможна исключительно на базе профессионального образования. Никаких ограничений по возрасту для поступающих нет.

Однако студентам нужно иметь в виду, что большинство учреждений ДПО принимает на переподготовку только старшекурсников. Кроме того, документ о прохождении курсов будет выдан на руки лишь после получения основного диплома.

В некоторых случаях при зачислении на программы переподготовки смотрят на профиль основного образования. Например, на курсы по психотерапии принимаются только медики, а на переобучение по дошкольной психологии – дипломированные педагоги или психологи.

Какие учреждения могут осуществлять повышение квалификации работников?

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона об образовании осуществлять повышение квалификации работников вправе учреждения дополнительного образования, к которым, в частности, относятся (п. 8 Типового положения):

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Указанные учреждения должны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (далее — Положение N 174)).

В соответствии с Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности и их филиалы, учреждения дополнительного профессионального образования, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их филиалы получают право на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам с момента лицензирования соответствующих образовательных программ.

Право на выдачу документов государственного образца «Диплом о дополнительном (к высшему) образовании», удостоверяющих присвоение дополнительной квалификации, возникает у образовательных учреждений после прохождения в установленном порядке аттестации и государственной аккредитации соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программы (Письмо Рособрнадзора от 19.11.2004 N 01-222/05-01 «О лицензировании образовательных учреждений по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения дополнительных квалификаций»).

В соответствии с п. 28 Типового положения государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — лицам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации приведены в Постановлении Госкомвуза РФ от 27.12.1995 N 13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам».

Согласно п. 4 Положения N 174 не подлежит лицензированию образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

Таким образом, в отличие от повышения квалификации семинары не сопровождаются итоговой аттестацией, выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий