Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Содержание

Содержание программы

Большая часть учебного времени отводится проведению исследований и практике, но внимание уделяется и теоретической подготовке

Дисциплины

К базовой части учебного плана относятся обязательные для всех студентов предметы. Аспиранты изучают иностранный язык, философию и историю науки, организацию и методологию диссертационного исследования.

Вариативная часть включает профильные дисциплины по психологии и педагогике. Что могут осваивать студенты:

  • методику обучения и воспитания;
  • возрастную психологию;
  • педагогику высшей школы;
  • психолого-педагогические аспекты обучения русскому языку как иностранному;
  • педагогическую этику;
  • педагогический менеджмент;
  • нормативно-правовые основы высшего образования;
  • теорию и методику обучения межкультурному общению на иностранных языках и др.

Практика

Студенты обязательно проходят педагогическую практику на базе родного университета или других высших и учебных заведений. Аспиранты отрабатывают навыки чтения лекций и организации семинаров в вузах, развивают умение взаимодействовать со взрослой аудиторией.

Исследовательская практика посвящена изучению объектов деятельности для написания диссертационной работы. Студенты собирают необходимые данные в школах, детских садах, учебных и воспитательных центрах.

Основные образовательные программы

ПЕРЕЧЕНЬ направлений (специальностей) института

Образовательные программы по ГОС ВПО — II поколения (прием в институт прекращен) в 2011 в связи с переходом на ФГОС III поколения

Квалификация (степень) «специалист»

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки (специальности)

Код направлений (специальности)

Специализация (профиль)

Экономика и управление

080000 Менеджмент организации 080507 40. Менеджмент на воздушном транспорте

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000

Летная эксплуатация воздушных судов

160503 01. Летная эксплуатация гражданских воздушных судов
05. Летная эксплуатация силовых установок и функциональных систем ВС
Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства 160505 01. Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства
Автоматика и управление 220000

Управление качеством

220501 01.Управление качеством в технике и технологии авиатранспортных систем

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

280000 Безопасность технологических процессов и производств 280102 01. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение ГА
12. Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности

Квалификация (степень) «бакалавр»

Укрупненные группы направлений подготовки Код укрупненной группы Направление подготовки Код направлений Профиль подготовки

Экономика и управление

080000 Менеджмент 080500 62. Менеджмент
Образовательные программы по ФГОС (очная форма обучения)

Квалификация (степень) «специалист»

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки (специальности) Код направлений (специальности) Специализация (профиль)

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения

162001 01. Организация летной работы

02. Организация использования воздушного движения

Квалификация (степень) «бакалавр»

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки Код направлений Профиль подготовки

Экономика и управление

080000 Менеджмент 080200 06. Производственный менеджмент

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000 Аэронавигация 161000 08. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов
09. Обеспечение авиационной безопасности
Автоматика и управление 220000 Управление качеством 221400 01. Управление качеством в производственно-технологических системах

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

280000 Техносферная безопасность 280700 02. Безопасность технологических процессов и производств
Образовательные программы по ФГОС III поколения (заочная форма обучения)

Квалификация (степень) «специалист» (со сроком обучения 6 лет)

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки (специальности) Код направлений (специальности) Специализация (профиль)

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения 162001 01. Организация летной работы
02. Организация воздушного движения

Квалификация (степень) «бакалавр»(со сроком обучения 3 года 6 месяцев)

Укрупненные группы направлений подготовки Код укрупненной группы Направление подготовки Код направлений Профиль подготовки

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000 Аэронавигация 161000 03. Летная эксплуатация силовых установок и функциональных систем воздушных судов

Квалификация (степень) «бакалавр»(со сроком обучения 5 лет)

Укрупненные группы направлений подготовки (специальности) Код укрупненной группы Направление подготовки (специальности) Код направлений (специальности) Профиль подготовки
Экономика и управление 080000 Менеджмент 080200 06. Производственный менеджмент

Авиационная и ракетно-космическая техника

160000 Аэронавигация 161000

08. Поисковое и аварийно- спасательное обеспечение полетов воздушных судов

09. Обеспечение авиационной безопасности
Автоматика и управление 220000 Управление качеством 221400 01. Управление качеством в производственно-технологических системах

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

280000 Техносферная безопасность 280700 02. Безопасность технологических процессов и производств

Будущая профессия: кем и где работать

Педагогическое образование предусматривает узкий круг профессий, среди которых самые распространенные — это учитель и педагог, которые могут работать в школах, лицеях, центрах дополнительного образования. Особенность работы учителя и педагога заключается в том, что рабочий день продолжается дольше, чем длятся непосредственно сами уроки. Среди обязанностей каждого учителя — составление планов урока, проверка тетрадей и проектных работ, непрерывное самообразование.

Также учитель и педагог может открыть ИП в предоставлении услуг репетитора и получать более высокую зарплату, которая будет зависеть непосредственно от количества рабочих часов.

Читайте далее:

Способы повышения квалификации у педагогов. Формы получения высшего образования

Если человек уже получил высшее педагогическое образование, то есть возможность повысить свою профессиональную квалификацию как в специальном учебном заведении, так и дистанционно. Требование только одно — наличие среднего специального или высшего педагогического образования. После курсов повышения квалификации дается свидетельство или диплом. Программы переподготовки в основном направлены на получение новой востребованной специальности, а программы повышения квалификации увеличивают компетентность педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

Существует несколько форм получения высшего образования по социально-педагогической специальности:

  1. Заочная форма обучения (пять лет).
  2. Дневная форма обучения (четыре года).
  3. Дистанционная форма обучения (три и более лет).
  4. Магистратура (от двух и более лет).
  5. Повышение квалификации (от полутора месяцев).
  6. Переподготовка (около полугода).

Значение психологии в образовательном процессе

Определение 1

Психологизация образовательного процесса – это систематическое и целенаправленное использование знаний из области психологии, разнообразных психологических методов, средств, технологий и приемов в деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса с целью модернизации и инновации системы национального образования.

Особенное значение в образовательном процессе имеет знание законов психического развития детей и их практическое применение. Данные знания и навыки крайне необходимы для разработки новых, более эффективных и действенных методов и средств воспитания и обучения. Кроме того, в настоящее время выявлена определенная зависимость развития психики ребенка и особенностей воспитания и обучения. В этой связи, используемые педагогами методы обучения, разработаны с учетом базовых закономерностей развития мышления, восприятия и памяти, волевой и чувственной сферы ребенка.

Знания по психологии помогут педагогу лучше понять и осознать значимость разнообразных видов детской деятельности, их влияние на развитие, воспитание и обучение ребенка. Кроме того, педагог будет организовывать данные виды деятельности более сознательно, определяя пути не только развивающего обучения, но и пути психического развития ребенка.

Приступая к работе с детьми, педагог должен в первую очередь понять и определить, что каждый ребенок получил от природы (способности), а что у него следует развивать под воздействием внешней среды. Данное знание предусматривает предварительное проведение психодиагностики и выполнение психолого-педагогического эксперимента по выявлению соответствующих свойств и качеств каждого ученика.

Развитие задатков у ребенка и постепенное превращение их в способности, является одной из основных задач воспитания и обучения, решение которой невозможно без знаний из области психологии. В структуру задатков и способностей входит большинство процессов, состояний и свойств человека

Знание психологической структуры способностей, особенностей и законов их формирования очень важно для правильного выбора методов, средств и приемов воспитания и обучения

Замечание 1

Процессы воспитания и обучения представляют особую ценность в том случае, когда они направлены на повышение уровня психологического развития детей. Важным является умение определять актуальный уровень психологического развития ребенка, сопоставлять его с установленной нормой делать выводы о правильности или неправильности развития.

Психологизация образовательного процесса направлена на повышение уровня психологической компетенции тех, кто осуществляет педагогическую работу с ребенком и находится с ним в постоянном взаимодействии (педагоги, воспитатели, родители и т.д.).

Психологизация образовательного процесса подразумевает овладение педагогам комплекса фундаментальных психологических знаний (закономерности развития психики ребенка, уникальности и индивидуальность развития каждого ребенка, особенности развития базовых познавательных процессов и т.д.).

Письмо предпринимателю от Rusbase

Структура ОКСО

По сути ОКСО – это сборник кодов, включающих в себя:

  • объект классификации;
  • наименование объекта классификации;
  • иные признаки объекта.

Кодовое обозначение каждого объекта разделяется на ряд кодовых блоков, включающих в себя:

  • идентификационное обозначение;
  • наименование;
  • иные признаки конкретного объекта.

В свою очередь идентификационные блоки делятся на общие группы специальностей и направлений и раздельные группы специальностей и направлений подготовки. Общие группы представляют собой широкую область образования, а специализированные – более узкое направление образования либо конкретную профессиональную отрасль.

Структура кода состоит из шести цифр ряда от 0 до 9, где:

  • первая пара цифр – общая группа специальностей и направлений;
  • вторая пара цифр – направление подготовки;
  • третья пара цифр – специальности.

Блок дополнительных сведений включает в себя информацию, касающуюся квалификации, полученной по результатам обучения.

Графа один блока дополнительной информации включает в себя код, а графа вторая – квалификацию по двум разрядам. Сами разряды, в свою очередь, диверсифицируются по ряду признаков, с присвоением каждому признаку собственного цифрового обозначения квалификации специалиста.

Так, разряд 1 имеет следующие квалификации:

  • 5 – среднее профессиональное образование;
  • 6 – высшее профессиональное образование.

Разряд 2 конкретизирует квалификации разряда 1, то есть указывает уровни каждой квалификации.

Так, для среднего профессионального образования предусмотрены следующие уровни:

  • 1 – базовый уровень подготовки;
  • 2 – повышенный.

Для высшего образования предусмотрены следующие уровни:

  • 2 – бакалавр;
  • 5 – специалист с дипломом;
  • 8 – магистр.

При необходимости дополнительного кодирования используется 8-значный код, который присоединяется к шестизначному коду.

В качестве примера приведены коды, относящиеся к специалистам, получившим высшее образование на факультете геодезии и землеустройства:

  • общая группа – наименование «геодезия и землеустройство», код 120000;
  • раздельная группа – направление подготовки «геодезия», код 120100;
  • квалификация по направлению – «бакалавр техники» код 62, из которых цифра 6 – это высшее образование, а цифра 2 – бакалавр;
  • квалификация по направлению 2 разряд «магистр техники», код 68, где 6 – высшее образование, а 8 – магистр.

Итак, специалист с кодом 12010062 – это бакалавр техники по направлению «Геодезия», а специалист с кодом 12010068 – магистр техники по направлению «геодезия».

Если развить пример с геодезией дальше, то в соответствии с ОКСО код 120101 – это специальность «Прикладная геодезия». Соответственно:

  • специалист с кодом 12010165 – это инженер по специальности «прикладная геодезия», где 6 – это высшее образование, а 5 – специалист с дипломом;
  • специалист с кодом 12010151 – это техник по специальности «прикладная геодезия», где 5 – это среднее профессиональное образование, а 1 – базовый уровень подготовки.

Обучение

Профессиональное образование

Закон «Об образовании» дает право любому жителю Российской Федерации вслед за получением основного общего образования получить профессиональное образование, как основное, так и дополнительное. Профессиональное образование состоит из нескольких ступеней:

  • начальное профессиональное образование,
  • среднее профессиональное образование,
  • высшее профессиональное образование,
  • послевузовское профессиональное образование.

Для цели получения профессионального образования предназначены несколько типов учебных заведений:

  • лицеи,
  • училища,
  • колледжи,
  • институты,
  • университеты,
  • академии.

Содержание образования, согласно Закона об образовании, должно на этапе профессионального обеспечивать релевантный мировому уровень общей и профессиональной общественной культуры, формирование у обучающихся адекватной картины мира, глубокую интеграцию личности в национальную и мировую культуры, воспитание и развитие профессионального потенциала общества.

«Титаник»

Это был фильм Джеймса Кэмерона «Титаник» — картина, ставшая основополагающей для дальнейшей карьеры актера Леонардо Ди Каприо. Роль молодого Джека Доусона принесла ему мировую известность и славу. Тем не менее актер сначала хотел отказаться от участия в фильме по причине неуверенности в своих силах. Сюжет «Титаника» представлялся ему слишком сложным, ответственным. Леонардо Ди Каприо, роли которого до этого не впечатляли своей глубиной, полагал, что не справится с новой работой по молодости лет. Однако режиссер Кэмерон постарался убедить Лео в его способностях, и съемки начались.

«Титаник» стал потрясением для кинозрителей, главным событием культурной жизни 1997 года. Картина собрала беспрецедентное число «Оскаров» (одиннадцать). Однако киноакадемики решили не баловать Лео самой высокой премией. Но даже если бы Леонардо Ди Каприо получил «Оскар» за «Лучшую мужскую роль», то, скорее всего, это никак не повлияло бы на его карьеру. Ведь он, благодаря этому фильму, стал одним из самых высокооплачиваемых голливудских актеров. А журнал «People» включил его в список «50 самых красивых людей мира».

Сложности профессии социального педагога

Работа социального педагога является сложной, требующей больших эмоциональных и физических нагрузок. Это достаточно востребованная профессия, однако найти свободную вакансию сложно в связи с большим количеством специалистов в данной сфере. Данная специальность не подразумевает карьерного роста.

Социальный педагог – это сложная, но востребованная профессия, требующая от сотрудника терпения и самоотдачи. Чтобы работать в данной сфере, необходимо получить высшее профильное образование. Основными задачами социального педагога являются оказание психологической помощи детям из неблагополучных семей, а также детям, имеющим проблемы с поведением, проведение социально-педагогической работы по адаптации воспитанников, преодоление психологического барьера и т.д. Специалист работает с детьми, их родителями, учителями, представителями полиции, органов опеки и пр., помогая создать максимально комфортные условия для подопечных.

Получаемые знания и навыки

Выпускник данного направления должен обладать целым рядом компетенций, среди которых: общекультурные и профессиональные.

Существует установленный профессиональный стандарт учителя и педагога, к которому предъявляется целый ряд требований. Если говорить более обобщенно, то каждый специалист долженЗнать:

  • основы профдеятельности в сфере образования;
  • правовые аспекты осуществления педагогической деятельности;
  • основы и структурные разделы образовательных процессов;
  • основы просветительской работы;
  • теории и технологии воспитательного и обучающего процессов;
  • методологию педагогических исследований образовательных проблем;
  • содержание предмета, который учитель или педагог планирует преподавать;
  • причины и следствия психического развития и вариации их проявлений в учебном процессе в разном возрасте и т.д.

Уметь:

  • производить анализ и выбор образовательных концепций;
  • учитывать в процессе обучения различные особен­ности учащихся;
  • организовывать образовательный процесс, применяя совре­менные технологии;
  • осуществлять педагогический процесс в разных видах учреждений образования и в разных учебных классах;
  • создавать целесо­образную с педагогической точки зрения и психологически безо­пасную образовательную среду;
  • разрабатывать элективные курсы с применением инновационных дос­тижений науки;
  • применять в образовательном процессе различные ресурсы;
  • осуществлять внеучебную дея­тельность обучающихся;
  • работать с информацией по Всемирной паутине;
  • не допускать конфликтов при общении со всеми субъектами педпроцесса и т.д.

Как правильно выбрать специальность?

Соискателя могут не допустить к защите, если он неправильно выбрал паспорт научной специальности ВАК. Обычно трудности при выборе шифра возникают при допущении типичных ошибок:

  1. При написании научного труда паспорт специальности изучен поверхностно.
  2. Возможностью написания диссертации на стыке смежных дисциплин автор пренебрег.
  3. При указании результатов полученных исследований отсутствует логическая связь, структура.
  4. Письменное обоснование соответствия работы выбранному паспорту специальности составлено несвоевременно.

Во многих случаях аспиранты обращаются за помощью к своим научным руководителям, чтобы не допустить ошибок. Если тематика слишком специфическая или при проведении экспериментов используются знания смежных областей науки, оптимальным вариантом станет обратиться к экспертному совету ВАК. Бывают ситуации, когда только эксперту под силу правильно выбрать паспорт специальности.

Магистратура в педагогическом образовании

Существует множество педагогических специальностей и направлений, куда можно поступить в магистратуру. Рассмотрим, чему можно научиться на магистратуре профиля «Информатика и ИКТ в образовании»:

  • Студента учат не только преподавать, но и вести исследовательскую деятельность.
  • Магистрантом глубоко и подробно изучаются процессы и технологии различных информационных систем.
  • Происходит формирование различных профессиональных, специальных и общекультурных качеств с опорой на требования ФГОС.
  • Подробно изучаются такие дисциплины: понятие и функции издательских систем; образование и применение инноваций; сетевые и коммуникационные технологии; разнообразие мировых информационных ресурсов и систем; коммуникационная психология; различные способы разработки специальных дисциплин и организация деятельности школьников; информационные системы.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Постановление Правительства Российской Федерации
от 8 августа 2013 г. № 678

В соответствии с Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской
Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации

от 8 августа 2013 г. № 678

НОМЕНКЛАТУРА
ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

I. Должности педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных

к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент

Декан факультета

Начальник факультета

Директор института

Начальник института

Доцент

Заведующий кафедрой

Начальник кафедры

Заместитель начальника кафедры

Профессор

Преподаватель

Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель

Инструктор-методист

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Концертмейстер

Логопед

Мастер производственного обучения

Методист

Музыкальный руководитель

Педагог дополнительного образования

Педагог-библиотекарь

Педагог-организатор

Педагог-психолог

Преподаватель

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Социальный педагог

Старший вожатый

Старший воспитатель

Старший инструктор-методист

Старший методист

Старший педагог дополнительного образования

Старший тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель

Тьютор

Учитель

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

Ректор

Директор

Заведующий

Начальник

Президент

Особенности деятельности. Каким должен быть педагог?

Педагогическое образование — это не только учителя школы. После окончания учебного заведения можно стать вожатым, воспитателем, гувернером, преподавателем. В обязанности тех, кто имеют дело с совсем юными подопечными, входит и их воспитание. Такие специалисты учат ребенка различать хорошие и плохие поступки, помогают ему выработать любовь к образовательному процессу. Учителя школы, в свою очередь, занимаются воспитанием учеников и дают им полезные советы, касающиеся правильного поведения в обществе. Педагоги должны идеально знать предмет, который преподают. Кроме того, им необходимо подавать материал в интересной для учащихся форме. Настоящий педагог должен обладать следующим:

  • организаторскими способностями
  • умением находить подход к детям
  • добротой
  • пониманием
  • хорошей памятью
  • стрессоустойчивостью

Краткое описание специальности

Специальность предполагает подготовку учителей-предметников. Набор студентов проводится не на общую специальность, а по определенному профилю. От этого зависит и какие экзамены потребуют при поступлении. В некоторых случаях профиль может объединять два учебных предмета, и тогда специалист будет носить звание, например, учителя русского языка и литературы, химии и биологии, истории и обществознания. Профилирование осуществляется путем изучения предмета «методика обучения предмету» и прохождения педагогической практики.

Большинство вузов предлагает обучение по нескольким профилям (от 2 до 12), однако есть и узкоспециализированные вузы, где педагогическое образование можно получить лишь по одному из профилей. Наиболее распространены следующие из них:

  • Математика;
  • Физика;
  • Родной язык и литература;
  • БЖД;
  • Иностранный язык;
  • Биология;
  • География;
  • Технология и другие.

Советуем ознакомиться с подробным обзором профессии «Учитель».

Специальности

Педагогических специальностей существует огромное количество – что связано, в первую очередь, с наличием десятков предметов по отраслям наук (математика, физика, литература и т.д.), преподающихся в учебных заведениях. Однако не стоит думать, что педагог может быть лишь преподавателем того или иного школьного курса. В последние 10 лет очень популярной стала профессия педагога-психолога (или социального педагога). Из остальных педагогических специальностей по-прежнему на первых местах стоят преподаватели иностранных языков, информационных технологий, права, а также учителя младших классов.

Почему получение образования в колледжах становится популярным?

Колледж – учебное заведение для молодых людей, желающих освоить рабочую профессию и стать специалистом среднего звена.

Как отмечается в приказе, данные новшества связаны с развитием новых рынков и инновационных технологий, цифровизацией экономики и социальными инновациями.

Какие есть специальности в колледжах?

Бесспорными конкурентными преимуществами колледжей по сравнению с университетами являются:

  • Доступность. Получить образование в колледже можно абсолютно бесплатно, ведь прием туда осуществляется практически без конкурса. Некоторые колледжи, правда, проводят конкурсы аттестатов, где отличный аттестат может быть вашим золотым билетом в профессиональное образование. Большинство колледжей выделяют бюджетные места с учетом прогнозируемого количества выпускников 9 и 11 классов по востребованным в регионах профессиям и специальностям. Поэтому процесс зачисления в колледж является намного менее стрессовым мероприятием по сравнению с поступлением в вузы.
  • Практикоориентированность. Если студенты вузов начинают познавать всю прелесть выбранной профессии только к 3-4 курсу, то студенты колледжей могут похвастаться практически моментальным погружением в профессию. Колледж дает возможность проходить практику с самых первых дней обучения, так что по окончании колледжа у студента за плечами будет солидный опыт работы. А сейчас все чаще при приеме на работу работодателя интересуют фактические знания и опыт в конкретной отрасли, а не диплом.
  • Широкий выбор специальностей. В колледже можно получить практически любую профессию – от автомеханика до разработчика приложений. После окончания колледжа проще поступить в институт.

Какие востребованные специальности останутся в перечне?

Сегодняшних выпускников колледжей и техникумов, в первую очередь, конечно же, интересует вопрос, куда пойти учиться, чтобы после окончания учебного заведения как минимум не оказаться на бирже безработных, а как максимум найти применение полученному диплому.

Специалисты назвали ряд приоритетных направлений подготовки, которые, по их мнению, позволят выпускникам ССУЗов не только реализоваться в профессиональной сфере, но и заработать на хлеб с маслом. Среди этих направлений подготовки особого внимания заслуживают такие специальности, как:

  • Медсестра;
  • Педагог;
  • Продавец-кассир;
  • Повар;
  • Специалист по закупкам;
  • Социальный работник;
  • Юрист.

В Министерстве труда особо подчеркивают, что для перечисленных профессий, которые не исчезнут в обозримом будущем, важно, чтобы специалист был универсалом, (то есть, обладал знаниями и умениями сразу в нескольких направлениях)

Тем, кто не нашел в приведенном выше списке направлений подготовки, профессии, соответствующей призванию, следует обратить внимание на тот факт, что в других отраслевых направлениях наименования специальностей либо исчезли, как анахронизмы, либо получили новые названия в связи с расширением уровня подготовки. В частности, по прогнозам специалистов в ближайшем будущем новые профессии появятся в сферах:

В частности, по прогнозам специалистов в ближайшем будущем новые профессии появятся в сферах:

  • Информатики и вычислительной техники;
  • Нефтегазовой отрасли;
  • Социологии;
  • Строительства.

При этом большие сокращения ожидаются по таким направлениям, как:

  • Технологии легкой промышленности;
  • Туризм и сервис;
  • Химические технологии.

Менее заметными будут сокращения в группе специальностей «Информационные технологии». Например, исчезнет специальность «оператор ЭВМ» — она будет переименована и объединена с другими квалификациями в области информационных технологий. Та же участь постигнет и профессию «машинист локомотива» — ожидается, что она исчезнет уже к 2025 году.

Глобальные «перестановки» в списке актуальных профессий свидетельствуют о том, что нынешним абитуриентам необходимо внимательно следить за обновлением перечня специальностей, чтобы правильно сориентироваться в выборе своего будущего.

Перечень профессий – перспективный план развития российской экономики?

Приведение списка профессий в соответствие с реальной номенклатурой программ подготовки и параллельной перестройкой системы СПО в целом наводят на мысли о важности перемен, которые на годы определят изменения в экономике государства. Отметим, что до начала работы над Проектом нового перечня профессий и специальностей СПО вопросам их соответствия длительное время не уделялось должного внимания

В результате система образования средне-профессионального образования выпускала заведомо невостребованных специалистов

Отметим, что до начала работы над Проектом нового перечня профессий и специальностей СПО вопросам их соответствия длительное время не уделялось должного внимания. В результате система образования средне-профессионального образования выпускала заведомо невостребованных специалистов.

При этом работодатели испытывали (и продолжают испытывать) острый дефицит кадров по нужным направлениям. А последствия непродуманной системы стали причиной проблем, связанных не только с трудоустройством молодежи, но и с дополнительной социальной нагрузкой на бюджет, а также с замедленным темпом развития наиболее значимых отраслей экономики.

Новый перечень практически полностью отражает динамику экономических изменений. Несмотря на то, что список профессий сократится в целом по всем отраслям на 25%, у системы образования останется много работы, поскольку предстоит серьезный пересмотр специальностей и учебных программ.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий