Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф

Система — нормативное регулирование

Система нормативного регулирования должна формироваться таким образом, чтобы, во-первых, исключались противоречия нормативных актов между собой как по горизонтали, так и по вертикали; во-вторых, документы нижних уровней конкретизировали и развивали отдельные положения вышестоящих нормативных актов.

Рассматривается система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерской ( финансовой) отчетности в России и на Западе. Подробно изучаются структура отчетности и содержание ее форм: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях капитала и др. Показаны основные направления анализа отчетных данных. Дается развернутая характеристика консолидированной отчетности и методологических аспектов ее составления. Материал излагается с учетом международных стандартов финансовой отчетности.

В систему нормативного регулирования коммунистического общества войдут многие принципы морального кодекса строителя коммунизма: добровольный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни и др. Труд по способностям станет привычкой, первой жизненной потребностью всех членов общества.

В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе информации бухгалтерского учета, подготовленной по установленным формам за определенный отчетный период. В свою очередь отчетный период — это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

В системе нормативного регулирования ПБУ являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать закон по бухгалтерскому учету по каждому объекту учета.

В системе нормативного регулирования проведения зачетов по налогам выделяются три уровня: общий, специальный и особый, т к.

Как организована система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Как организована система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающего задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения его третьего и четвертого уровней.

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Преобразование всех видов социалистических норм, составляющих систему нормативного регулирования, приведет к тому, что в конечном счете сложатся единые общепризнанные и добровольно соблюдаемые правила коммунистического общежития.

Оценка материально-производственных запасов занимает ведущее место в системе нормативного регулирования их бухгалтерского учета. Эти запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения ( получения) данного имущества.

Особое внимание следует обратить на появление в системе нормативного регулирования Федерального закона по бухгалтерскому учету, сам факт принятия которого повышает статус норм бухгалтерского учета, поднимая их на самый высокий правовой уровень, что имеет огромное практическое значение и с точки зрения взаимодействия и взаимовлияния бухгалтерского и налогового законодательства. Последнее, как известно, изначально регулируемся правовыми документами самого высокого уровня — федеральными законами.
 . Создание нормативной базы управления научными исследованиями и разработками, системы нормативного регулирования деятельности НИИ и КБ создает условия для высокоэффективной и высококачественной работы.

Создание нормативной базы управления научными исследованиями и разработками, системы нормативного регулирования деятельности НИИ и КБ создает условия для высокоэффективной и высококачественной работы.

❗ Мнение эксперта

Мнение эксперта
Светлана Асадова
Эксперт в сфере права и финансов

Для решения правовых коллизий в отечественном праве большое значение имело Постановление Конституционного суда №13-П от 29.06.2004. Именно в данном Постановлении было указано, как решать распространенную коллизию, когда разногласия возникали между федеральными законами. Поскольку это акты одинаковой юридической силы и было непонятно, какому акту и почему отдавать предпочтение, КС пояснил, что каждый последующий закон отменяет предыдущий в случае, если между ними возникают разночтения. Это правило должно действовать даже тогда, когда во вновь принятом законе нет положений об отмене предыдущего.

Также большую роль в судебной практике при разрешении коллизий сыграло давнее решение Верховного суда РФ №ГКПИ01-1167 от 07.08.2001, где было недвусмысленно указано, что при наличии специальной нормы, регулирующей те или иные правовые отношения, приоритетной является именно специальная норма независимо от времени ее принятия.

Общие сведения

Правовое регулирование в сфере экономической деятельности осуществляется совокупностью норм разных юридических отраслей. Важнейшее значение среди них имеют конституционные положения, обеспечивающие гарантии предпринимательству. В соответствии со ст. 34 Конституции, каждый субъект вправе свободно использовать свои способности и имущество для ведения деятельности, не запрещенной законом.

Ключевая роль в правовом регулировании экономической деятельности принадлежит нормам административного и гражданского права. Первые регламентируют порядок регистрации хозяйствующих субъектов, лицензирования и пр. В число отношений, регулируемых гражданским законодательством, входят отношения собственности, договорные правоотношения. Их именуют еще горизонтальными, поскольку основываются они на равенстве сторон. Кроме того, гражданское законодательство регламентирует статус хозяйствующих субъектов – юрлиц и индивидуальных предпринимателей (статья 2 ГК РФ). Стоит сказать, что оно не применяется к имущественным правоотношениям, основанным на административном либо другом властном подчинении, в т. ч. налоговым и прочим финансовым, если другое не установлено федеральным законом. Соответствующее положение закреплено в п. 3 статьи 2 ГК РФ.

Сигналы регулировщика

В некоторых случаях, если выполняются ремонтные работы или произошло ДТП, на проезжей части, где не работает светофор, требуется выполнить дополнительное регулирование дорожного движения. Регулировщик помогает не только освободить дорогу от скопившихся транспортных средств, но и оценить ситуацию, которая возникла на проезжей части. Обычно эти обязанности выполняет сотрудник ГИБДД.

Все жесты выполняются с помощью специального жезла с красным диском, который имеет светоотражающие свойства. Это необходимо, чтобы легче было осуществлять регулирование дорожного движения в темное время.

Сигналы регулировщика, контролирующего проезд, имеют определенное значение. Каждый водитель должен знать, что обозначают эти знаки, чтобы не спровоцировать на дороге затор. Различают несколько сигналов, которые помогут проехать перекресток:

  1. Руки опущены или вытянуты вперед – значит, с правого и левого бока безрельсовые транспортные средства могут ехать прямо и направо, движение трамвая разрешается по прямой. Весь транспорт, который находится со стороны спины и груди, должен оставаться на месте.
  2. Правая рука вытянута прямо перед собой – автомобили, автобусы и маршрутные такси, расположенные со стороны левого бока, могут проезжать в любом направлении. Трамваю разрешен проезд налево. Транспортным средствам, которые находятся со стороны спины и правого бока, движение запрещено. Зато пешеходы в это время могут спокойно перейти дорогу. Тем, кто стоит со стороны груди, можно поворачивать направо.
  3. Правая рука вытянута вверх. Все транспортные средства, двигающиеся в любом направлении, должны оставаться на месте.

Если регулировщик замечает, что водители его не понимают, он подает и другие сигналы, понятные окружающим. При требовании остановки конкретного транспортного средства может использоваться громкоговоритель или специальный свисток

Этот способ часто применяется, для того чтобы привлечь внимание участников дорожного движения

Права и обязанности работника и работодателя по трудовому кодексу РФ

Поскольку работодатель и работник являются неотъемлемыми субъектами единого трудового процесса, права одной стороны отображают обязанности другой стороны.

Таблица ниже кратко демонстрирует такую зависимость между обязанностями сотрудника и правами его нанимателя:

 Сфера применения  Обязанности работника  Права работодателя
Трудовой контракт Тщательное исполнение своих функций, описанных в этом документе  Ожидание выполнения всех пунктов этого документа в полном объёме
Организация рабочего процесса  Неукоснительное соблюдение внутреннего распорядка предприятия Требование соблюдения оформленного графика работы
 Внимательное соблюдение трудовой дисциплины  Сообщение всех правил поведения и работы и ожидание их неукоснительного выполнения
 Выполнение установленных норм в полном объёме  Установка норм в виде должностной инструкции. Вынесение устных и письменных замечаний в случае ненадлежащего исполнения обязанностей
 Обеспечение безопасности своего труда  Указание на необходимость соблюдения правил в области охраны труда
 Бережное отношение к имуществу работодателя, которым он пользуется во время работы  При передаче оборудования и оснащения сотруднику получение их после его увольнения в том же состоянии, в каком оно было передано в момент его трудоустройства
 Незамедлительное информирование руководства о возникновении ситуаций, которые могут представлять угрозу для жизни и здоровья лиц, находящихся на работе, а также для имущества  Получение информации о возможных проблемах и угрозах, своевременное реагирование на них

Права работника являются следствием обязанностей его работодателя. Данная связь представлена в таблице ниже:

 Сфера применения  Право сотрудника   Обязанность работодателя
 Трудовой договор  Заключать данный документ при трудоустройстве, хранить у себя один экземпляр с подписью руководства и печатью предприятия  Оформить его в первые дни работы нового сотрудника, подписать надлежащим образом оба экземпляра, один из них хранить в личном деле в отделе кадров, а другой – передать на руки сотруднику
 Трудовая книжка  Получить надлежащую отметку о трудоустройстве, оформленную по всем правилам, через пять дней с момента подписания трудового договора  Если это первый опыт работника в трудоустройстве, оформить трудовую книжку с нуля, в случае же её существования поставить отметку о приёме на работу, подтвердив её подписью и печатью
 Заработная плата Получать заработную плату два раза в месяц (в виде аванса и основной части) строго в оговоренные дни, без задержек, в полном объёме в соответствии с окладом  Организовывать выплаты своевременно, официально, включая в них надлежащие налоги
 Рабочее место  В течение рабочего дня находиться в удобном пространстве, оборудованном всем необходимым  Поддерживать всё оснащение на должном уровне и при необходимости пополнять запасы
 Режим труда и отдыха  Не заниматься работой в выходные и праздничные дни, а при необходимости посещать рабочее место и в этот период, получая денежную компенсацию  Стараться избегать привлечения сотрудников в выходные и праздники и только при острой необходимости вызывать их на работу официальным приказом с обязательной последующей оплатой их выхода
 Ежегодный отпуск  Выходить на ежегодный оплачиваемый отпуск или целиком, или частями. При нежелании отдыхать, получать денежную компенсацию за «неотгулянные» дни при увольнении  Обеспечивать такую возможность, не препятствуя, даже если на отдых собирается очень ценный сотрудник
 Оплачиваемый больничный  Освобождаться от работы при болезни своей или близкого родственника, за которым нужен неотлучный уход Оплачивать вынужденные дни пропуска, не отказывать в них
 Курение на работе  Возможность предаваться этой вредной привычке в специально отведённых местах  Снабжать сотрудников специальными местами, оборудовать их необходимыми элементами и указательными знаками
 Увольнение   Покинуть предприятие в любой день по собственному желанию, уведомив руководство в письменном виде за 2 недели до запланированной даты Не препятствовать уходу, передать увольняющемуся сотруднику его трудовую книжку с необходимой записью и все денежные выплаты, охватывающие заработок и компенсацию за отпуск, если он не был использован

Типы регулирования

Понятие регулирования в правовой сфере имеет два основных типа. Первый тип общедозволительный. Здесь действует принцип разрешения всего того, что напрямую не запрещается законами. Круг дозволительного также ограничен. В данном случае может регулироваться правовой статус человека, осуществление гражданского оборота и др.

Второй тип разрешительный. В данном случае действует обратная формулировка: устанавливается запрет на все то, что напрямую не разрешается законами. На реализацию отдельных видов деятельности может требоваться специальное разрешение — например, лицензия.

Регулирование может быть реализовано несколькими способами. Здесь стоит выделить нормативное (с помощью общих законов), индивидуальное (односторонние договоры и акты, например — судебные решения), государственное и негосударственное, централизованное и децентрализованное регулирование. По территориальному действию нормы могут иметь локальный, местный, ведомственный и общий характер.

Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений.

В любом обществе исторически складывается
и действует система социальных
регуляторов, которые оказывают воздействие
на развитие общественных отношений и
на поведение людей.

Уже в первобытном обществе действовали
свои регуляторы — система мононорм,
регулировавшие значимые для жизни
родовой общины наиболее важные
общественные отношения.

Термин «регулирование» означает
определять поведение людей, придавать
ему конкретное направление, вводить в
конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять
нормативные и ненормативные социальные
регуляторы.

I.
К нормативному
относится регулирование посредством
норм, т.е. путем установления конкретных,
четких рамок поведения участников
общественных отношений. Регулирование
общ.отношений с помощью норм имеет целью
упорядочить общественные отношения,
в том числе с помощью механизма социального
принуждения
.

Социальное принуждение может быть:

  1. государственным, применяемым в
    случае нарушения норм права;

  2. моральным(общественное осуждение
    нарушения нравственных и этических
    норм);

  3. со стороны общественных объединений,
    когда нарушаются корпоративные нормы,
    т.е. нормы уставов, положений общественных
    объединений и др.;

  4. со стороны мирового сообщества- в
    случае нарушения общепризнанных норм
    и принципов международного права.

Систему нормативных
регуляторов
составляют
нормы
права, морали,
политические, корпоративные, деловые
нормы, обычаи, традиции,
нормативно-технические
нормы и др.

Разновидностью
правовых регуляторов являются: правовой
обычай; прецедент судебный и
административный.

К специфическим
нормативным регуляторам относятся
религиозные нормы.

II.
Нормативные регуляторы в процессе
урегулирования общественных отношений
взаимодействуют друг с другом и с другими
регуляторами, которые принято обозначать
как ненормативные.

Выделяют три
вида ненормативных регуляторов

ценностный, директивный
и информационный.

Ценностныйрегулятор определяет
поведение членов общества с помощью
исторически сложившейся системы
ценностей и стереотипов поведения. Эти
ценности формируются в культуре всего
общества и отдельных народов, наций, в
профессиональной среде, половозрастных
группах и т.д.

Ценностный регулятор
содержит в себе традиционные,
ритуальные, обрядовые, символические
формы, которые устойчивы
в сфере трудовых, семейных и национальных
отношений.

Директивный
регулятор есть способ воздействия на
общественные отношения с помощью
директивы, приказа,
указания, направленных
на решение какой-либо важной задачи,
цели. Например, директивы КПСС в период
административно-командной системы по
различным вопросам жизни страны, в том
числе в области законотворчества и
планирования

Информационный
регулятор представляет собой воздействие
на общественные процессы с помощью
средств массовой информации (СМИ).
Например использование СМИ для привлечения
внимания общественности к важным
вопросам жизни общества или к отдельным
мероприятиям. Действие информационного
регулятора, его эффективность обусловлены
гласностью, т.е. этот институт обеспечивает
информирование населения.

Ненормативные регуляторы способны
как умножить действие нормативных, в
том числе правовых норм, так и затормозить,
нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права
является социально полезной и эффективной,
хотя она принята в установленном порядке.
Выяснение действия ненормативных
регуляторов позволяет установить, что
конкретно влияет на бездействующую
правовую норму, обеспеченную государственным
принуждением, какие
регуляторы оказались приоритетнее
правовых.

У ценностного регулятора,
как известно, велика
сила подражания
массовому поведению («поступай как
все»). Это древнейший из всех регуляторов.
Отсюда нормы права, не учитывающие
сложившиеся в обществе ценностные
ориентиры, не будут действующими.

Конкурсное производство — финальная стадия судебных тяжб

Процедура банкротства физического лица в России имеет этап, который подразумевает реализацию активов компании и прекращение деятельности. Имущество продается на свободных торгах, а купить его могут все желающие, подавшие заявку. Согласно закону о банкротстве, денежные средства, полученные в результате таких аукционов, направлены на погашение долга и уплату судебных издержек. Лицо, которое проводит организацию торгов и всех необходимых процедур, называют конкурсным управляющим. Конкурсные кредиторы получают выплаты по своим взысканиям в порядке очереди, прописанной в действующем законодательстве.

Такой этап происходит чаще всего на онлайн-платформах, на которых участникам нужно пройти регистрацию и получить специальную электронно-цифровую подпись.

Правовое регулирование: понятие, сферы, стадии, механизм

Правовое регулирование: понятие, сферы, стадии, механизм. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который бы всякий раз приводил в действие его механизм, когда возникают соответствующие потребности и интересы, удовлетворение которых возможно и объективно необходимо средствами права. Таким «агрегатом» в механизме действия права выступает правовое регулирование. Оно призвано внедрять в систему социальной регуляции юридические средства организации поведения и деятельности индивидов и их коллективов, блокируя деструктивные формы их проявления и стимулируя конструктивную активность граждан и их организаций. Правовое регулирование есть часть (аспект) действий права, которая характеризует специально-юридическое (не информативное и ценностно-мотивационное) воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксированные в правовых велениях (нормах) ориентиры для организации деятельности участников регулятивных отношений и достижения фактических целей права. Правовое регулирование охватывает:

1) специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности. В указанном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием того юридического инструментария, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах;

2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением). Выделение данного вида правовой регуляции (наряду с государственным регулированием), думается, согласуется с современными взглядами на правопонимание (и правообразование), исключает на практике утверждение монополии государства на «производство» права. Такой вывод вытекает из самой природы общедозволительного принципа организации правовой жизни цивилизованного строя и соответственно из социальной обусловленности права, которая всегда динамичнее правотворческой деятельности государства.

Принципы права

Под принципами уголовного права понимаются базовые и самые устойчивые положения. Оно определяют все его нормы, содержание правовой отрасли в целом, а также затрагивают конкретно взятые институты. Базовые принципы закрепляются обычно в уголовном законодательстве. Конкретные могут зависеть от определённой страны или же от отдельно взятого региона. Однако основные принципы известны во всём мире:

  1. Законность в качестве основы функционирования уголовного права является приоритетом. Борьба с преступностью всегда должна происходить в правовых рамках. Отступление от них недопустимо. Также нельзя позволять произвольно трактовать конкретные нормы.
  2. Равенство граждан перед законом также является основным моментом. Никакие привилегии не будут допустимыми. В то же время этот принцип сочетается с индивидуальным подходом к регулированию совершения преступных деяний конкретными лицами, например, несовершеннолетними или женщинами.
  3. Гуманизм также является базой реализации уголовного права. Он не допускает использование исключительно карательных методов. Во многих странах строго запрещены наказания, унижающие человека, его достоинство и честь. В рамках реализации этого принципа ряд государств также отказался от смертной казни.
  4. Запрет двойного наказания стал органической частью современной системы уголовного права. Никому нельзя назначить 2 наказания за совершение одного деяния. Если проступок подпадает под толкование 2 норм, исходить нужно из характера преступления и трактовки конкретной статьи или статей.
  5. Также к основополагающим относится принцип вины. Нельзя привлечь человека к ответственности, если его вина не была доказана. На основе этого положения создана презумпция невиновности, согласно которой доказывать вину подозреваемого должно государство. То есть задержанный не обязан обосновать свою невиновность.
  6. Ещё одним базовым моментом является необходимость. Применение уголовного наказания должно быть объективно обусловлено создавшейся ситуацией. Криминализация деяния – это самая жёсткая мера, на которую может пойти общество. И государство должно прибегать к такому способу защиты, когда все остальные варианты по разным причинам не подходят.

Влияние международного права на систему регулирования отношений

Современный
мир насчитывает около 200 государств,
причем у каждого существует свое
законодательство, особая правовая
система. Предметом
регулирования на международном уровне
выступают такие отношения, которые
«недосягаемы» для норм национального
права. Например, порядок международной
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Национальное и международное право —
две различные правовые системы,
действующие в соответствующих областях.
В вопросе о соотношении
международного и национально права в
науке права есть три научных направления.
Первое, дуалистическое,
исходит из того, что международное и
национальное право — относительно
изолированные и независимые
друг от друга системы. Второе и третье
направления,
монистические, основываются на том, что
международное и внутригосударственное
право — составные части единой системы
права. Второе направление утверждает
приоритет национального
права над международным.
Данная теория получила
широкое распространение в
XIX
— начале XX
в. в немецкой юриспруденции. Третье
направление, напротив, отстаивает
приоритет международного
права, над национальным. Начало данной
концепции было положено в трудах
основателя нормативистской школы права
— Г.Кельзена. Он исходил из того, что в
мире существует единая система права,
включающая международное
право и национальное право всех без
исключения государств.
При этом истинность норм национального
права определяется нормами международного.

Современная
политическая ситуация такова, что
происходит сближение и
взаимодействие этих двух систем.
Эволюция государственно-правовой жизни
имеет тенденцию к признанию за нормами
международного права особой юридической
силы, имеющей межгосударственное,
первостепенное значение. Интернационализация
отношений в различных областях (личная
жизнь, экономические отношения, политика,
поддержание мира, обеспечение экологической
стабильности) придают
всевозрастающее значение международному
регулированию отношений,
а также их детерминацию во внутренне
право государств,
отдельных народов и частную жизнь
человека. Современное
международное право становится
универсальным регулятором, выражающим
общечеловеческие
ценности и приоритеты. Применительно
к России
проблема соотношения международ­ного
и национального права официально решена
в п. 4 ст. 15 Конституции
РФ: «Общепризнанные принципы и нормы
международ­ного права и международные
договоры Российской Федерации яв­ляются
составной частью ее правовой системы.
Если международ­ным
договором Российской Федерации
установлены иные прави­ла, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила меж­дународного
договора».

Защита гражданских прав

Защита гражданских прав — механизм реализации мер по защите субъективных гражданских прав и интересов.

Выделяют две основные формы защиты:

  • неюрисдикционную;
  • юрисдикционную.

Неюрисдикционная форма защиты осуществляется самостоятельно частным лицом, чьи права нарушены или оспариваются. Юридсдикционная формаможет быть реализована государственным или иным уполномоченным органом (судебный и административный порядок защиты гражданских прав).

Формы защиты прав:

  • административная;
  • судебная;
  • самозащита.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Примерами действий в качестве самозащиты можно назвать необходимую оборону и крайнюю необходимость.

Способы защиты гражданских прав

Статья 12 ГК РФ определяет способы защиты гражданских прав, под которыми традиционно понимают предусмотренные законодательством меры, направленные на пресечение нарушение или оспаривание субъективных гражданских прав и устранение последствий их нарушения. При этом содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав, сформулированный как открытый (неисчерпывающий), ограничивается указанием на то, что иные способы могут быть использованы при условии упоминания их в законе.

Судебная практика нередко прибегала к расширению указанного перечня, в частности, допустив возможность предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной или иска о признании договора незаключенным.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

  • Признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права
  • Признание оспоримой сделки недействительной
  • Признания недействительными акта гос.органа или органа местного самоуправления
  • Самозащиты права (способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения).
  • Возмещения убытков и взыскания неустойки
  • Компенсации морального вреда

Перечисление наиболее общих и часто применяемых способов защиты прав, во-первых, ориентирует участников оборота на выбор наиболее оптимального для них способа защиты прав, во-вторых, препятствует в использовании защитных конструкций не только ошибочных, но и противоречащих гражданскому законодательству, его общим началам и смыслу.

Универсальный способ защиты гражданских прав закрепляет ст. 15 ГК РФ, посвященная возмещению убытков. При этом возмещение убытков по смыслу данной статьи обоснованно рассматривается как форма гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия. То же можно сказать о ст. 16 ГК РФ, предусматривающей возмещение убытков лишь за неправомерные действия государственных органов. Однако в современном гражданском обороте существуют случаи, когда закон устанавливает возможность компенсации имущественных потерь, причиненных не правонарушениями, а правомерными действиями (например, изъятие имущества для государственных нужд, правомерный односторонний отказ от договора и т.п.). Для таких случаев механизм возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ, не должен применяться. В то же время общих норм, устанавливающих механизм определения размера возмещения в случаях, когда имущественные потери причинены правомерными действиями, ГК РФ не содержит. Эта проблема также требует законодательного решения.

  1. Субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, чем выражается общая правоспособность граждан и коммерческих организаций. Основное требование к таким действиям: они не должны противоречить основным началам и смыслу гражданского законодательства, т. е. его принципам. 
  2. Субъекты гражданского права осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т. е. в своих интересах (п. 1 ст. 9 ГК). Это означает, что органы власти, иные лица не вправе понуждать участников гражданских правоотношений к осуществлению или защите их субъективных прав, вводить в их отношении санкции за пренебрежение правом на защиту.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий