Основные принципы государственного финансового контроля

Содержание

Последствия изменения и расторжения договора

Вопрос 1. Что не является видом проведения финансового контроля:

1. обязательный;
2. текущий; 3. плановый; 4. предварительный.

Вопрос
2.

Срок рассмотрения представлений
контрольного управления президента в
органы государственной власти составляет:

1. 30 дней; 2. 15 дней;
3. 10 дней; 4. 2 недели.

Вопрос
3.

Общий срок проведения ревизии составляет:

1. 10 дней; 2. 6 месяцев;
3 15 дней; 4. 30 дней.

Вопрос
4.

Объектами финансового контроля являются:

1.
трудовые ресурсы; 2. семейный бюджет; 3.
природные ресурсы;

4. финансовые
ресурсы посольств иностранных государств
на территории РФ.

Вопрос
5.

Специфической формой финансового
контроля является:

1. контроль кредитом;

2. контроль налогами;

3. контроль рублем.

Глава 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

§1. Понятие и роль бюджета

Бюджет всегда
считался необходимым атрибутом
государства и основой его суверенитета.
Термин «бюджет» трактуется
многозначно:

  1. Первое
    значение термина «бюджет» — как
    фонд денежных средств. Когда говорим
    о бюджете субъектов, это будет
    централизованный фонд денежных средств.

  2. Второе
    значение, по экономическому содержанию,
    как совокупность экономических, в том
    числе денежных, отношений и как плановый
    акт.

  3. Третье
    значение, в юридическом аспекте,
    понимание бюджета как правового акта.
    Бюджет как правовой акт на федеральном
    уровне в форме федерального закона
    (бюджет субъекта РФ, соответственно, в
    форме закона субъекта), закрепляет
    определённые юридические права и
    обязанности участников финансовых
    отношений.

  4. Современное
    российское законодательство дает
    четвертое понятие бюджета, как части
    государственной или муниципальной
    казны.

Бюджет
–это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и
функций государства, местного
самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Роль бюджета:

  1. создает финансовую базу функционирования
    не только государства, но и муниципальных
    образований. Средства, которые содержатся
    в бюджете, направляются на содержание
    государственного аппарата, на
    социально-культурные мероприятия, на
    финансирование административно-политической
    деятельности (армия и правоохранительные
    органы).

  2. является
    центральным звеном финансовой системы
    государства, в непосредственной
    взаимосвязи с бюджетом функционируют
    все другие звенья финансовой системы.
    Наличие бюджета создает определённые
    возможности всем звеньям финансовой
    системы совершать определённые маневры
    при использовании денежных средств, с
    учетом определённых приоритетов для
    общества, с учетом чрезвычайных ситуаций,
    с учетом непредвиденных расходов.

  3. позволяет
    решать особые государственные задачи,
    связанные с особенностями того или
    иного государства и особенностями
    государственного устройства, а именно
    задачи национальной политики государства,
    региональной политики и другие
    специфические задачи. Напр., создание
    единого экономического пространства,
    но т.к. сегодня у каждого субъекта РФ
    есть особенности экономического
    функционирования, сформировавшиеся
    под влиянием региональных элит, говорить
    о едином экономическом пространстве
    пока не приходится.

Федеральный
бюджет облекается в форму федерального
закона, региональный в форму закона
субъекта федерации, муниципальный — в
форму решения представительного органа
местного самоуправления.

Федеральное
российское законодательство выделяет
специальные понятия бюджета:

  • Чрезвычайный
    бюджет
    — бюджет с особым более жестким правовым
    режимом использования финансовых
    ресурсов, основанием для такого бюджета
    является введение чрезвычайного
    положения.

  • Консолидированный
    бюджет
    — под ним понимается свод бюджетов всех
    уровней на соответствующей территории,
    используемый для расчетов и анализов.
    Напр., консолидированным бюджетом
    Новосибирской области будет свод
    основного областного бюджета, плюс
    районные бюджеты, плюс бюджеты городов.

  • Минимальное
    бюджетное обеспечение
    — оно увязано с минимальными государственными
    стандартами, под которыми понимаются
    государственные и муниципальные услуги,
    предоставление которых гарантируется
    государством на минимально допустимом
    уровне. В свою очередь минимально
    допустимая стоимость государственных
    услуг в денежном выражении услуг,
    предоставляемых органами в расчете на
    душу населения за счет средств
    соответствующих территориальных
    бюджетов, будет минимальной бюджетной
    обеспеченностью. Иными словами
    соотношение понятий минимальный
    государственный стандарт и минимальное
    бюджетное обеспечение, выражается как
    минимальный государственный стандарт
    и его минимальное бюджетное обеспечение.

Проекты по теме:

Сущность и функции финансов предприятий и коммерч. Организаций. Принципы организации финансов предприятия.

Финансы
предприятия составляют одну из основных
сфер финансов государства. Фин. п/п
охватывают денежные отношения
хозяйствующих субъектов, процессы
производства и реализации продукции,
распределение выручки, чистого дохода,
а также отношения, возникающие между
п/п-ми и бюджетными и внебюджетными
сферами.

Фин.
п/п-ий включают след. основные направления:

фин.
отношения м/у п/п-ми и орг-ми в процессе
создания продукта и его реализации

фин.
отношения м/у п/п-ми и работниками в
части распределения ден-х доходов, т.е.
по поводу з/п, премий, соц-х выплат и т.д.

отношения
м/у п/п-м и фин-ми структурами по кредитным
операциям

др.
отношения (внебюдж. фонды, страховые
компании)

Функции
фин-в п/п-йй соответствуют функциям
общегосударственных фин-в:

Распределительная
контрольная
регулирующая

Распред-ая
является основной функцией и отражает
распределительные отношения, возникающие
при формировании уставного капитала,
получении выручки, чистого дохода,
нераспред-ой прибыли. Данная функция
позволяет п/п-ию распределять заработанные
средства м/у всеми участниками
производственного процесса, т.е. м/у
п/п-м и поставщиками по долгам, м/у п/п-м
и трудовым коллективом по обязательным
платежам и по выплате дивидендов
акционерам.

Контрольная
функция проявляется в процессе проведения
текущего, оперативного и финансового
контроля главным бухгалтером, фин.
службой и руководителем организации.
Данная функция позволяет п/п-ию
контролировать свои расходы, обеспечивать
необходимый уровень рентабельности и
своевременно отвечать по своим долгам.
Эта функция также проявляется в отношениях
м/у п/п-м и бюджетной сферой, банковской
сферой. Со стороны бюджетной системы
контроль ведется налоговой инспекцией.

Регулирующая
функция позволяет регулировать
внутрикорпоративные фин. отношения по
вопросам материальной обеспеченности
работников п/п-ия, стимулирования,
мотивации и т.д.

Принципы
организации фин-в п/п-ия: принцип
хозяйственной самостоятельности принцип
самофинансирования принцип материальной
ответственности принцип материальной
заинтересованности принцип создания
резервных фондов

Организационные

Принято выделять три крупнейших принципа, характерных для контроля такой категории:

  • закономерность;
  • системный подход;
  • независимость.

Негосударственный контроль и его виды.

К
негосударственным видам контроля
относятся внутрифирменный, аудиторский
и общественный.

Аудиторский
финансовый контроль в России появился
недавно. Проводят его либо аудиторские
компании, либо аудиторы, имеющие лицензию.

Достоинства:

аудиторы
– это высококвалифицированные лица,
имеющие достаточно знаний в области
экономики, финансов, налогов, к-ые имеют
право дать оценку фин-хоз. деятельности
проверяемых организаций.

ауд.
проверку может проводить любой
руководитель, к-ый интересуется будущим
своего предприятия.

Недостаток:

с
аудитором можно договариваться и
спорить.

Основные
виды заключение аудиторов:

заключение
без замечаний

заключение
с оговорками, с замечаниями

Отрицательные
заключения

заключение
не составляется из-за непредоставления
основных документов.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • Росфиннадзор;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Ключевые задачи финансового контроля

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

  • те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
  • те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

  • корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
  • инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
  • компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
  • соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
  • фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

  • проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
  • анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
  • оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Этапы проведения контроля финансов

Проверки в ходе финансового контроля могут быть обязательными и инициированными. Государственный контроль осуществляется в части формирования и расходования бюджетных средств. Внутрихозяйственный контроль позволяет рационализировать использование финансовых средств предприятия или отдельного субъекта. Как и любой другой вид деятельности, контроль требует соблюдения следующих этапов организации и реализации:

  1. Планирование. На этом этапе определяются цели и задачи исследования, выбираются количественные и качественные показатели, с помощью которых будет осуществляться обязательная проверка. Так же конкретизируются методы оценки итоговых результатов.
  2. Практическое осуществление контроля. Здесь проводится сбор оперативных данных, способных охарактеризовать состояние объекта, составляется предварительное заключение.
  3. Систематизация результатов. Этот этап направлен на обобщение полученных данных, упорядочивание информации, составление заключительного отчета.
  4. Проведение мероприятий по преодолению выявленных нарушений и противоречий. Результат проверки доводится до всех заинтересованных лиц, каждое из которых начинает действовать согласно своим полномочиям.

Замечание 2

Проверка финансов строится на принципах законности, независимости, объективности, гласности, ответственности и системности.

Законность проверок требует соблюдения действующей правовой базы, как для надзорного органа, так и для объекта исследования. Проверяющие организации должны обладать определенной долей финансовой, организационной и функциональной независимости с целью формирования оптимального решения. Результаты проверки доступны для всех заинтересованных лиц. Каждый сотрудник надзорного органа, причастный к проверке, несет ответственность за полученный результат. Системный подход к контролю финансов подразумевает единство закона, соответствие ему периодичности проводимых проверочных мероприятий.

Задачи и виды финансового контроля

Под финансовым контролем следует понимать стадию проверки, позволяющую выявить нарушения в осуществлении финансовой деятельности. Такими функциями наделены органы законодательной и исполнительной власти. Государственные органы проводят проверки работы различных организаций на предмет законности.

Главная функция контрольных органов заключается в контроле использования выделяемых бюджетных средств по назначению. Если же требуемые условия не выполняются, то наступает ответственность.

Финансовый контроль может быть:

  • Предварительным, который осуществляется до совершения операций. Данный вид контроль очень важен, поскольку позволяет предупредить нарушения финансового порядка в будущем;
  • Оперативным, при котором изучаются объекты финансового контроля и информация о денежных операциях;
  • Завершающим, который осуществляется по завершении операции.

Методы финансового контроля

Практически финансовый контроль реализуется при помощи определенных методов.

Методы контроля финансов — это совокупность обоснованных, адаптированных приемов, способов и средств, применяемых в процессе осуществления контрольных функций.

От выбора того или иного метода контроля зависит достижение конечного результата, а также эффективность контроля. При этом грамотное использование способов и приемов контроля финансовых ресурсов гарантирует соблюдение законных прав и интересов подконтрольных субъектов, не препятствуя нормальному функционированию.

Выделяются 6 основных методов, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Методы финансового контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Охарактеризуем каждый из них.

Наблюдение — это ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и анализа информации.

Обследование является одним из ключевых методов предварительного контроля, и направлено на изучение отдельных сторон хозяйственной деятельности. Обследование позволяет выявить факты, свидетельствующие о соблюдении (не соблюдении) финансовой дисциплины, определить целесообразность глубокой проверки объекта. Основной целью обследования является проведение общего анализа финансово-хозяйственной деятельности, определение ее недостатков.

Анализ — это специальный метод контроля финансовой документации, при котором используются аналитические приемы математического аппарата. В обычном случае объекты финансового анализа — бухгалтерские балансы и счета. Данный метод используют финансовые органы, ведущие расчета субъектов хозяйствования по платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

При проверке исследуется определенный круг вопросов с целью выявления нарушений в области финансового законодательства. Контролирующие органы в ходе проверки проводят анализ финансовой деятельности субъекта с привлечением максимального количества документальных источников данных. К субъектам, которые имеют право проведения проверок, относятся почти все органы финансового контроля и их агенты.

Проверки могут быть комплексными, тематическими, документальными, камеральными, выездными, встречными и т. д.

Ревизия представляет собой комплексную проверку, которая направлена на исследование финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов. К характерным особенностям ревизии относятся максимальный охват юридических и экономических сторон работы, участие специалистов и экспертов, сочетание нескольких приемов финансового контроля. Целью осуществления ревизии является выявление законности, целесообразности, достоверности финансовых операций.

Финансово-экономическая экспертиза представляет собой изучение специалистами действительных объемов и направлений использования финансовых средств с целью определения рациональности, целесообразности и эффективности проведенных операций с финансами. Данный метод наиболее сложный, трудоемкий, но необходимый и для контролирующего органа, и для подконтрольного субъекта.

Работать с данными: осторожно

Если некий работник госинстанции направлен для реализации проверки на определённое предприятие, в большинстве случаев ему вменяется в ответственность сохранять данные, полученные в рамках рабочего процесса. Задача человека – не просто «не болтать», но обеспечивать сохранность сведений, то есть контролировать положение документации, не терять, не распространять, не забывать в общественных местах и не участвовать в прочих подобных казусах. Это кажется очевидным на первый взгляд, но практика показывает: довольно часто случаются такие ситуации, спровоцированные недостаточно ответственным отношением к работе.

Распространение информации, в том числе ненамеренное, может привести к ее попаданию «не в те руки», то есть к лицу с корыстными, злыми умыслами. Задача направляемого для проведения проверки сотрудника – не только обеспечить финконтроль на предприятии, но и предупредить передачу соответствующих данных недружелюбным для компании персонам. Официально это именуется конфиденциальностью и является одним из самых важных этических принципов реализации финконтроля.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

46.Принципы финансового контроля

Поскольку финансовый
контроль является одной из функций
управления, то ему присущи общие
принципы управления, на которых
базируется процесс государственного
управления и управления конкретным
предприятием и организацией, но
конечно с преломлением содержания
этих принципов применительно к функции
контроля.В этой связи можно выделить
следующие принципы. Принцип плановости
– он предопределяется природой
организации управления и необходимостью
целеполагания. В этой связи субъекты
контроля проводят свою работу на
основе годовых, квартальных и месячных
планов проведения контрольных
мероприятий.Принцип системности
означает, что при проведении
контрольных мероприятий должны
рассматриваться все стороны объекта
контроля и вся система его взаимосвязей
по вертикали и горизонтали структуры
управления.Принцип непрерывности
означает, что все объекты контроля
(управляемая система) подлежат
постоянно осуществляемому субъектами
контроля (управляющей системой)
предварительному оперативному и
периодическом последующему контролю
в сроки, установленные исходя из условий,
характера свойств их деятельности. Это
обеспечивает постоянное наблюдение
за ходом выполнения планов и заданий,
принятие мер по корректировке деятельности
по мере выявления отклонений от
регламентированных значений
(условий).Принцип законности обусловлен
Конституцией Российской Федерации,
предусматривающей, что государство,
все его органы (в том числе и
контрольные) действуют на основе
законности, обеспечивают охрану
интересов общества и граждан. Органы
финансового контроля, их должностные
лица при исполнении своих обязанностей
должны соблюдать Конституцию
РоссийскойФедерации и российские
законы. Принцип объективности
предопределяет правильное, полное и
объективное объяснение результатов
контроля на основе сопоставления
содержания проверенных фактов с
законами, основными положениями,
инструкциями и распоряжениями
руководящих органов, регулирующими
проверяемую деятельность и действия
должностных лиц при ее выполнении.
Принцип независимости устанавливает
недопустимость какого-либо силового,
материального или морального воздействия
на субъект контроля. Принцип гласности
вытекает из сущности контроля,
осуществляемого в интересах государства.
Результаты контроля доводят до сведения
коллектива, чья деятельность проверялась,
вышестоящих органов управления, а
также в необходимых случаях — до
средств массовой информации. Гласность
результатов контроля и принятых по ним
решений мобилизует на устранение
выявленных отрицательных факторов и
обеспечение успешного выполнения
возложенных на них обязанностей,
воспитывает их в духе соблюдения
действующих законов и положений. Принцип
эффективности (действенности)
контроля проявляется в своевременности
и полноте выявления отклонений от
заданного, их причин и виновников, а
также оперативности в исправлении
допущенных отрицательных результатов
и обеспечении возмещения нанесенного
материального ущерба.

Субъекты и объекты финансового контроля

К субъектам финансового контроля относятся государственные органы, предприятия с государственным участием, различные организации, финансирование которых частично или полностью осуществляется из бюджета страны.

С позиции финансового контроля различаются:

  1. Управляющие субъекты, к которым относятся Федеральное Собрание, Правительство, президент, иные органы, наделенные правом принятия управленческих решений. Управляющие субъекты могут быть непосредственно управляющими и делегированными.

  2. Субъекты, которые осуществляют контроль — это Контрольное управление при администрации Президента России, Счетная палата, другие контрольные органы.

    Также субъекты контроля финансов классифицируются по следующим признакам:

    • Созданные на основании нормативного акта, к которым относятся Счетная палата, структуры внутреннего контроля банков, ревизионные комиссии;
    • Созданные по инициативе управляющих субъектов;
    • Созданные по собственной инициативе. Например, аудиторские компании.
  3. Управляемые субъекты, т. е. контролируемые, которые являются непосредственными исполнителями принятого решения. Таковыми являются министерства, различные специальные службы.

Замечание 1

Предмет контроля в области финансов — это процессы формирования и использования денежных средств на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства.

Объекты финансового контроля — конкретные предприятия, организации, органы управления, чья хозяйственная деятельность вызвала перечисленные выше процессы.

1.4. Расчет показателей наглядности (на основе анализа динамики коэффициентов рождаемости за 1990-2010 гг.)

Значение
показателя рождаемости в 1990 г. принимают
за 100%. Тогда показатели наглядности за
1995-2010 гг. находят по следующим формулам:

Значения
этих показателей можно выразить в долях,
приняв величину показателя в 1990 г. за
1. Результаты отражены в таблице.

Таблица.Показатели
наглядности (на основе анализа динамики
коэффициентов рождаемости за 1990-2010 гг.)

Вывод

Показатель
рождаемости по отношению к 1990 г. в 1995 г.
составил 80,7% (уменьшился на 19,3% или в 1,2
раза), в 2000 г. — 56,0% (уменьшился на 44,0% или
в 1,8 раза), в 2005 г. — 52,4% (уменьшился

на
47,6% или в 1,9 раза), в 2010 г. — 61,4% (уменьшился
на 38,6% или в 1,6 раза).

2.3.Полученные
данные представлены в виде линейной
диаграммы с использованием компьютерной
программы Microsoft Excel (рис. 1.6).

Рис.
1.6.
Динамика
коэффициента рождаемости (показатель
наглядности, %) за 1990-2010 гг.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий