Содержание
- 1 Содержание
- 2 Последствия изменения и расторжения договора
- 3 Вопрос 1. Что не является видом проведения финансового контроля:
- 4 Проекты по теме:
- 5 Сущность и функции финансов предприятий и коммерч. Организаций. Принципы организации финансов предприятия.
- 6 Организационные
- 7 Негосударственный контроль и его виды.
- 8 Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
- 9 Ключевые задачи финансового контроля
- 10 Этапы проведения контроля финансов
- 11 Задачи и виды финансового контроля
- 12 Методы финансового контроля
- 13 Работать с данными: осторожно
- 14 Субъекты финансового контроля: органы власти
- 15 46.Принципы финансового контроля
- 16 Субъекты и объекты финансового контроля
- 17 1.4. Расчет показателей наглядности (на основе анализа динамики коэффициентов рождаемости за 1990-2010 гг.)
Содержание
Последствия изменения и расторжения договора
Вопрос 1. Что не является видом проведения финансового контроля:
1. обязательный;
2. текущий; 3. плановый; 4. предварительный.
Вопрос
2.
Срок рассмотрения представлений
контрольного управления президента в
органы государственной власти составляет:
1. 30 дней; 2. 15 дней;
3. 10 дней; 4. 2 недели.
Вопрос
3.
Общий срок проведения ревизии составляет:
1. 10 дней; 2. 6 месяцев;
3 15 дней; 4. 30 дней.
Вопрос
4.
Объектами финансового контроля являются:
1.
трудовые ресурсы; 2. семейный бюджет; 3.
природные ресурсы;
4. финансовые
ресурсы посольств иностранных государств
на территории РФ.
Вопрос
5.
Специфической формой финансового
контроля является:
1. контроль кредитом;
2. контроль налогами;
3. контроль рублем.
Глава 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
§1. Понятие и роль бюджета
Бюджет всегда
считался необходимым атрибутом
государства и основой его суверенитета.
Термин «бюджет» трактуется
многозначно:
-
Первое
значение термина «бюджет» — как
фонд денежных средств. Когда говорим
о бюджете субъектов, это будет
централизованный фонд денежных средств. -
Второе
значение, по экономическому содержанию,
как совокупность экономических, в том
числе денежных, отношений и как плановый
акт. -
Третье
значение, в юридическом аспекте,
понимание бюджета как правового акта.
Бюджет как правовой акт на федеральном
уровне в форме федерального закона
(бюджет субъекта РФ, соответственно, в
форме закона субъекта), закрепляет
определённые юридические права и
обязанности участников финансовых
отношений. -
Современное
российское законодательство дает
четвертое понятие бюджета, как части
государственной или муниципальной
казны.
Бюджет
–это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и
функций государства, местного
самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса).
Роль бюджета:
-
создает финансовую базу функционирования
не только государства, но и муниципальных
образований. Средства, которые содержатся
в бюджете, направляются на содержание
государственного аппарата, на
социально-культурные мероприятия, на
финансирование административно-политической
деятельности (армия и правоохранительные
органы). -
является
центральным звеном финансовой системы
государства, в непосредственной
взаимосвязи с бюджетом функционируют
все другие звенья финансовой системы.
Наличие бюджета создает определённые
возможности всем звеньям финансовой
системы совершать определённые маневры
при использовании денежных средств, с
учетом определённых приоритетов для
общества, с учетом чрезвычайных ситуаций,
с учетом непредвиденных расходов. -
позволяет
решать особые государственные задачи,
связанные с особенностями того или
иного государства и особенностями
государственного устройства, а именно
задачи национальной политики государства,
региональной политики и другие
специфические задачи. Напр., создание
единого экономического пространства,
но т.к. сегодня у каждого субъекта РФ
есть особенности экономического
функционирования, сформировавшиеся
под влиянием региональных элит, говорить
о едином экономическом пространстве
пока не приходится.
Федеральный
бюджет облекается в форму федерального
закона, региональный в форму закона
субъекта федерации, муниципальный — в
форму решения представительного органа
местного самоуправления.
Федеральное
российское законодательство выделяет
специальные понятия бюджета:
-
Чрезвычайный
бюджет
— бюджет с особым более жестким правовым
режимом использования финансовых
ресурсов, основанием для такого бюджета
является введение чрезвычайного
положения. -
Консолидированный
бюджет
— под ним понимается свод бюджетов всех
уровней на соответствующей территории,
используемый для расчетов и анализов.
Напр., консолидированным бюджетом
Новосибирской области будет свод
основного областного бюджета, плюс
районные бюджеты, плюс бюджеты городов. -
Минимальное
бюджетное обеспечение
— оно увязано с минимальными государственными
стандартами, под которыми понимаются
государственные и муниципальные услуги,
предоставление которых гарантируется
государством на минимально допустимом
уровне. В свою очередь минимально
допустимая стоимость государственных
услуг в денежном выражении услуг,
предоставляемых органами в расчете на
душу населения за счет средств
соответствующих территориальных
бюджетов, будет минимальной бюджетной
обеспеченностью. Иными словами
соотношение понятий минимальный
государственный стандарт и минимальное
бюджетное обеспечение, выражается как
минимальный государственный стандарт
и его минимальное бюджетное обеспечение.
Проекты по теме:
Сущность и функции финансов предприятий и коммерч. Организаций. Принципы организации финансов предприятия.
Финансы
предприятия составляют одну из основных
сфер финансов государства. Фин. п/п
охватывают денежные отношения
хозяйствующих субъектов, процессы
производства и реализации продукции,
распределение выручки, чистого дохода,
а также отношения, возникающие между
п/п-ми и бюджетными и внебюджетными
сферами.
Фин.
п/п-ий включают след. основные направления:
фин.
отношения м/у п/п-ми и орг-ми в процессе
создания продукта и его реализации
фин.
отношения м/у п/п-ми и работниками в
части распределения ден-х доходов, т.е.
по поводу з/п, премий, соц-х выплат и т.д.
отношения
м/у п/п-м и фин-ми структурами по кредитным
операциям
др.
отношения (внебюдж. фонды, страховые
компании)
Функции
фин-в п/п-йй соответствуют функциям
общегосударственных фин-в:
Распределительная
контрольная
регулирующая
Распред-ая
является основной функцией и отражает
распределительные отношения, возникающие
при формировании уставного капитала,
получении выручки, чистого дохода,
нераспред-ой прибыли. Данная функция
позволяет п/п-ию распределять заработанные
средства м/у всеми участниками
производственного процесса, т.е. м/у
п/п-м и поставщиками по долгам, м/у п/п-м
и трудовым коллективом по обязательным
платежам и по выплате дивидендов
акционерам.
Контрольная
функция проявляется в процессе проведения
текущего, оперативного и финансового
контроля главным бухгалтером, фин.
службой и руководителем организации.
Данная функция позволяет п/п-ию
контролировать свои расходы, обеспечивать
необходимый уровень рентабельности и
своевременно отвечать по своим долгам.
Эта функция также проявляется в отношениях
м/у п/п-м и бюджетной сферой, банковской
сферой. Со стороны бюджетной системы
контроль ведется налоговой инспекцией.
Регулирующая
функция позволяет регулировать
внутрикорпоративные фин. отношения по
вопросам материальной обеспеченности
работников п/п-ия, стимулирования,
мотивации и т.д.
Принципы
организации фин-в п/п-ия: принцип
хозяйственной самостоятельности принцип
самофинансирования принцип материальной
ответственности принцип материальной
заинтересованности принцип создания
резервных фондов
Организационные
Принято выделять три крупнейших принципа, характерных для контроля такой категории:
- закономерность;
- системный подход;
- независимость.
Негосударственный контроль и его виды.
К
негосударственным видам контроля
относятся внутрифирменный, аудиторский
и общественный.
Аудиторский
финансовый контроль в России появился
недавно. Проводят его либо аудиторские
компании, либо аудиторы, имеющие лицензию.
Достоинства:
аудиторы
– это высококвалифицированные лица,
имеющие достаточно знаний в области
экономики, финансов, налогов, к-ые имеют
право дать оценку фин-хоз. деятельности
проверяемых организаций.
ауд.
проверку может проводить любой
руководитель, к-ый интересуется будущим
своего предприятия.
Недостаток:
с
аудитором можно договариваться и
спорить.
Основные
виды заключение аудиторов:
заключение
без замечаний
заключение
с оговорками, с замечаниями
Отрицательные
заключения
заключение
не составляется из-за непредоставления
основных документов.
Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:
- Минфин России;
- ФНС России;
- Росфиннадзор;
- Росфинмониторинг;
- Федеральное казначейство.
Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.
Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.
В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.
Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»
Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.
В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.
Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.
Ключевые задачи финансового контроля
Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:
- те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
- те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.
Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:
- корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
- инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
- компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
- соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
- фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.
В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:
- проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
- анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
- оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).
Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.
Этапы проведения контроля финансов
Проверки в ходе финансового контроля могут быть обязательными и инициированными. Государственный контроль осуществляется в части формирования и расходования бюджетных средств. Внутрихозяйственный контроль позволяет рационализировать использование финансовых средств предприятия или отдельного субъекта. Как и любой другой вид деятельности, контроль требует соблюдения следующих этапов организации и реализации:
- Планирование. На этом этапе определяются цели и задачи исследования, выбираются количественные и качественные показатели, с помощью которых будет осуществляться обязательная проверка. Так же конкретизируются методы оценки итоговых результатов.
- Практическое осуществление контроля. Здесь проводится сбор оперативных данных, способных охарактеризовать состояние объекта, составляется предварительное заключение.
- Систематизация результатов. Этот этап направлен на обобщение полученных данных, упорядочивание информации, составление заключительного отчета.
- Проведение мероприятий по преодолению выявленных нарушений и противоречий. Результат проверки доводится до всех заинтересованных лиц, каждое из которых начинает действовать согласно своим полномочиям.
Замечание 2
Проверка финансов строится на принципах законности, независимости, объективности, гласности, ответственности и системности.
Законность проверок требует соблюдения действующей правовой базы, как для надзорного органа, так и для объекта исследования. Проверяющие организации должны обладать определенной долей финансовой, организационной и функциональной независимости с целью формирования оптимального решения. Результаты проверки доступны для всех заинтересованных лиц. Каждый сотрудник надзорного органа, причастный к проверке, несет ответственность за полученный результат. Системный подход к контролю финансов подразумевает единство закона, соответствие ему периодичности проводимых проверочных мероприятий.
Задачи и виды финансового контроля
Под финансовым контролем следует понимать стадию проверки, позволяющую выявить нарушения в осуществлении финансовой деятельности. Такими функциями наделены органы законодательной и исполнительной власти. Государственные органы проводят проверки работы различных организаций на предмет законности.
Главная функция контрольных органов заключается в контроле использования выделяемых бюджетных средств по назначению. Если же требуемые условия не выполняются, то наступает ответственность.
Финансовый контроль может быть:
- Предварительным, который осуществляется до совершения операций. Данный вид контроль очень важен, поскольку позволяет предупредить нарушения финансового порядка в будущем;
- Оперативным, при котором изучаются объекты финансового контроля и информация о денежных операциях;
- Завершающим, который осуществляется по завершении операции.
Методы финансового контроля
Практически финансовый контроль реализуется при помощи определенных методов.
Методы контроля финансов — это совокупность обоснованных, адаптированных приемов, способов и средств, применяемых в процессе осуществления контрольных функций.
От выбора того или иного метода контроля зависит достижение конечного результата, а также эффективность контроля. При этом грамотное использование способов и приемов контроля финансовых ресурсов гарантирует соблюдение законных прав и интересов подконтрольных субъектов, не препятствуя нормальному функционированию.
Выделяются 6 основных методов, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Методы финансового контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Охарактеризуем каждый из них.
Наблюдение — это ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и анализа информации.
Обследование является одним из ключевых методов предварительного контроля, и направлено на изучение отдельных сторон хозяйственной деятельности. Обследование позволяет выявить факты, свидетельствующие о соблюдении (не соблюдении) финансовой дисциплины, определить целесообразность глубокой проверки объекта. Основной целью обследования является проведение общего анализа финансово-хозяйственной деятельности, определение ее недостатков.
Анализ — это специальный метод контроля финансовой документации, при котором используются аналитические приемы математического аппарата. В обычном случае объекты финансового анализа — бухгалтерские балансы и счета. Данный метод используют финансовые органы, ведущие расчета субъектов хозяйствования по платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
При проверке исследуется определенный круг вопросов с целью выявления нарушений в области финансового законодательства. Контролирующие органы в ходе проверки проводят анализ финансовой деятельности субъекта с привлечением максимального количества документальных источников данных. К субъектам, которые имеют право проведения проверок, относятся почти все органы финансового контроля и их агенты.
Проверки могут быть комплексными, тематическими, документальными, камеральными, выездными, встречными и т. д.
Ревизия представляет собой комплексную проверку, которая направлена на исследование финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов. К характерным особенностям ревизии относятся максимальный охват юридических и экономических сторон работы, участие специалистов и экспертов, сочетание нескольких приемов финансового контроля. Целью осуществления ревизии является выявление законности, целесообразности, достоверности финансовых операций.
Финансово-экономическая экспертиза представляет собой изучение специалистами действительных объемов и направлений использования финансовых средств с целью определения рациональности, целесообразности и эффективности проведенных операций с финансами. Данный метод наиболее сложный, трудоемкий, но необходимый и для контролирующего органа, и для подконтрольного субъекта.
Работать с данными: осторожно
Если некий работник госинстанции направлен для реализации проверки на определённое предприятие, в большинстве случаев ему вменяется в ответственность сохранять данные, полученные в рамках рабочего процесса. Задача человека – не просто «не болтать», но обеспечивать сохранность сведений, то есть контролировать положение документации, не терять, не распространять, не забывать в общественных местах и не участвовать в прочих подобных казусах. Это кажется очевидным на первый взгляд, но практика показывает: довольно часто случаются такие ситуации, спровоцированные недостаточно ответственным отношением к работе.
Распространение информации, в том числе ненамеренное, может привести к ее попаданию «не в те руки», то есть к лицу с корыстными, злыми умыслами. Задача направляемого для проведения проверки сотрудника – не только обеспечить финконтроль на предприятии, но и предупредить передачу соответствующих данных недружелюбным для компании персонам. Официально это именуется конфиденциальностью и является одним из самых важных этических принципов реализации финконтроля.
Субъекты финансового контроля: органы власти
Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.
Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.
Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».
Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.
Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.
46.Принципы финансового контроля
Поскольку финансовый
контроль является одной из функций
управления, то ему присущи общие
принципы управления, на которых
базируется процесс государственного
управления и управления конкретным
предприятием и организацией, но
конечно с преломлением содержания
этих принципов применительно к функции
контроля.В этой связи можно выделить
следующие принципы. Принцип плановости
– он предопределяется природой
организации управления и необходимостью
целеполагания. В этой связи субъекты
контроля проводят свою работу на
основе годовых, квартальных и месячных
планов проведения контрольных
мероприятий.Принцип системности
означает, что при проведении
контрольных мероприятий должны
рассматриваться все стороны объекта
контроля и вся система его взаимосвязей
по вертикали и горизонтали структуры
управления.Принцип непрерывности
означает, что все объекты контроля
(управляемая система) подлежат
постоянно осуществляемому субъектами
контроля (управляющей системой)
предварительному оперативному и
периодическом последующему контролю
в сроки, установленные исходя из условий,
характера свойств их деятельности. Это
обеспечивает постоянное наблюдение
за ходом выполнения планов и заданий,
принятие мер по корректировке деятельности
по мере выявления отклонений от
регламентированных значений
(условий).Принцип законности обусловлен
Конституцией Российской Федерации,
предусматривающей, что государство,
все его органы (в том числе и
контрольные) действуют на основе
законности, обеспечивают охрану
интересов общества и граждан. Органы
финансового контроля, их должностные
лица при исполнении своих обязанностей
должны соблюдать Конституцию
РоссийскойФедерации и российские
законы. Принцип объективности
предопределяет правильное, полное и
объективное объяснение результатов
контроля на основе сопоставления
содержания проверенных фактов с
законами, основными положениями,
инструкциями и распоряжениями
руководящих органов, регулирующими
проверяемую деятельность и действия
должностных лиц при ее выполнении.
Принцип независимости устанавливает
недопустимость какого-либо силового,
материального или морального воздействия
на субъект контроля. Принцип гласности
вытекает из сущности контроля,
осуществляемого в интересах государства.
Результаты контроля доводят до сведения
коллектива, чья деятельность проверялась,
вышестоящих органов управления, а
также в необходимых случаях — до
средств массовой информации. Гласность
результатов контроля и принятых по ним
решений мобилизует на устранение
выявленных отрицательных факторов и
обеспечение успешного выполнения
возложенных на них обязанностей,
воспитывает их в духе соблюдения
действующих законов и положений. Принцип
эффективности (действенности)
контроля проявляется в своевременности
и полноте выявления отклонений от
заданного, их причин и виновников, а
также оперативности в исправлении
допущенных отрицательных результатов
и обеспечении возмещения нанесенного
материального ущерба.
Субъекты и объекты финансового контроля
К субъектам финансового контроля относятся государственные органы, предприятия с государственным участием, различные организации, финансирование которых частично или полностью осуществляется из бюджета страны.
С позиции финансового контроля различаются:
-
Управляющие субъекты, к которым относятся Федеральное Собрание, Правительство, президент, иные органы, наделенные правом принятия управленческих решений. Управляющие субъекты могут быть непосредственно управляющими и делегированными.
-
Субъекты, которые осуществляют контроль — это Контрольное управление при администрации Президента России, Счетная палата, другие контрольные органы.
Также субъекты контроля финансов классифицируются по следующим признакам:
- Созданные на основании нормативного акта, к которым относятся Счетная палата, структуры внутреннего контроля банков, ревизионные комиссии;
- Созданные по инициативе управляющих субъектов;
- Созданные по собственной инициативе. Например, аудиторские компании.
-
Управляемые субъекты, т. е. контролируемые, которые являются непосредственными исполнителями принятого решения. Таковыми являются министерства, различные специальные службы.
Замечание 1
Предмет контроля в области финансов — это процессы формирования и использования денежных средств на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства.
Объекты финансового контроля — конкретные предприятия, организации, органы управления, чья хозяйственная деятельность вызвала перечисленные выше процессы.
1.4. Расчет показателей наглядности (на основе анализа динамики коэффициентов рождаемости за 1990-2010 гг.)
Значение
показателя рождаемости в 1990 г. принимают
за 100%. Тогда показатели наглядности за
1995-2010 гг. находят по следующим формулам:
Значения
этих показателей можно выразить в долях,
приняв величину показателя в 1990 г. за
1. Результаты отражены в таблице.
Таблица.Показатели
наглядности (на основе анализа динамики
коэффициентов рождаемости за 1990-2010 гг.)
Вывод
Показатель
рождаемости по отношению к 1990 г. в 1995 г.
составил 80,7% (уменьшился на 19,3% или в 1,2
раза), в 2000 г. — 56,0% (уменьшился на 44,0% или
в 1,8 раза), в 2005 г. — 52,4% (уменьшился
на
47,6% или в 1,9 раза), в 2010 г. — 61,4% (уменьшился
на 38,6% или в 1,6 раза).
2.3.Полученные
данные представлены в виде линейной
диаграммы с использованием компьютерной
программы Microsoft Excel (рис. 1.6).
Рис.
1.6.Динамика
коэффициента рождаемости (показатель
наглядности, %) за 1990-2010 гг.