Статья 15.25.6.2 кодекса об административных правонарушениях рф

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Уголовная
ответственность установлена за такое
валютное преступление как невозвращение
из-за границы средств в иностранной
валюте. Ответственность наступает по
статье 193 Уголовного кодекса Российской
Федерации к должностным лицам за
нарушение репатриации на сумму не менее
5 млн руб.

Согласно
статье 193 УК РФ невозвращение
в крупном размере из-за границы
руководителем организации средств в
иностранной валюте, подлежащих
в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязательному
перечислению на счета в уполномоченный
банк Российской Федерации, наказывается
лишением свободы на срок до 3 лет. При
этом крупным
размером признается сумма
невозвращенных средств в иностранной
валюте, превышающая
5 миллионов рублей.

Согласно
пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное
преступление

это виновно совершенное общественно
опасное деяние, запрещенное УК РФ под
угрозой наказания.

Валютное
преступление

это преступление средней тяжести
со
всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми
последствиями (рецидив, освобождение
от ответственности, освобождение от
наказания и прочее), поскольку удовлетворяет
условиям признания его таковым в части
3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями
средней тяжести признаются умышленные
и неосторожные деяния, за совершение
которых максимальное наказание,
предусмотренное УК РФ, не превышает
пяти лет лишения свободы.

Согласно статье
8 УК РФ к уголовной ответственности
можно привлечь руководителя юридического
лица только при наличии в его деянии —
действии или бездействии, состава
преступления, сформулированного в
статье УК РФ.

Рассмотрим
подробнее
характеристики состава валютного
преступления по статье 193 УК РФ.

Субъект
преступления

— это конкретный преступник. Субъектом
валютного преступления является
руководитель организации, не возвративший
из-за границы иностранную валюту.

Субъективной
стороной
валютного
преступления

выступает прямой умысел, поскольку
субъект:

1) сознавал, что не
возвращает иностранную валюту;

2) желал этого.

В данном случае,
используемые в уголовном праве другие
признаки субъективной стороны — мотивы
и цели невозвращения иностранной валюты
значения не имеют и могут выступать
только лишь в качестве смягчающих или
отягчающих обстоятельств при рассмотрении
уголовного дела по существу.

Объектом
валютного преступления

являются общественные отношения в сфере
валютного регулирования и валютного
контроля. Данные отношения возникают
между уполномоченным банком и юридическим
лицом и связаны с возвращением валютных
ценностей на территорию Российской
Федерации.

Объективную
сторону валютного преступления

составляет невозвращение в крупном
размере из-за границы руководителем
организации средств в иностранной
валюте, подлежащих в соответствии с
законодательством Российской Федерации
обязательному перечислению на счета в
уполномоченный банк. Понятие «крупный
размер» расшифровано в примечании к
статье 193 УК РФ. На практике эта сумма,
достаточно незначительна, поскольку
речь идет о сумме рядовой сделки между
организацией и ее иностранным партнером.

Важность обмена финансовой информацией

Поправки к закону о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках за рубежом, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ), и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией.

Старший юрист Deloitte Legal в СНГ отмечает, что эта норма будет иметь позитивный эффект, так как на данный момент в перечень стран, обменивающихся финансовой информацией с Россией, входит более 80 стран и территорий. Однако некоторые страны, являющиеся государствами — членами ОЭСР и/или ФАТФ, не осуществляют обмен финансовой информацией с РФ (например, США). Соответственно, в отношении данных стран режим иностранного счета значительно ужесточен.

В связи с этим, в отношении счетов, открытых в банках данных стран, список разрешенных валютных операций существенно сократится. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной операцией и потенциально может привести к взысканию административного штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, подчеркнула Коскина.

По мнению директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольги Замесиной, логика законодателя состоит в том, что чем выше прозрачность страны, в которой открыт зарубежный счет, тем большую степень свободы можно предоставить гражданам по осуществлению валютных операций и упростить обязанности по подаче отчетности.

«ФНС России, в любом случае, получит данные о счетах резидентов в ходе автоматического обмена финансовой информации. Поэтому нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций», — подчеркнула Замесина.

В частности, законом предусматривается отмена требования о представлении резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банке за пределами России, в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией. Эта мера будет действовать в случае, если общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на таком счету не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

«Отмена требования о предоставлении отчетов будет распространяться на относительно небольшое число счетов с незначительными оборотами, для которых, при условии международного обмена финансовой информацией, требование об отчетности может быть признано излишним», — сказала старший юрист Deloitte Legal в СНГ.

Комментарий к статье 15.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом административных правонарушений являются отношения в области валютного законодательства.

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 комментируемой статьи, заключается в совершении виновным лицом валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ либо с нарушением условий использования специального счета и требований о резервировании, а также путем списания (зачисления) денежных средств, внутренних или внешних ценных бумаг со специального счета (на специальный счет) с невыполнением требований о резервировании. Достаточно совершения одного из указанных действий либо с открытием счета (вклады) с нарушением действующего валютного законодательства Российской Федерации, в зарубежных банках (иных кредитных организациях).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи заключается в нарушении виновным лицом установленного порядка по обязательной продаже части валютной выручки.

С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 4, 5 рассматриваемой нормы, характеризуются невыполнением виновным лицом обязанности по получению на свои счета (открытые в уполномоченном банке) уплаченных иностранному партнеру денежных средств при отсутствии ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг, информации, далее — товары), стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денег; по получению на свои банковские счета (открытые в уполномоченном банке) валюты от иностранного партнера, которому виновный поставил товары (работы, услуги, и т.п.).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, характеризуется несоблюдением виновным лицом установленного порядка ведения учета и составления отчетности по валютным операциям либо нарушением установленных сроков хранения учетных и отчетных документов, предусмотренных в правовых актах по бухгалтерскому и налоговому учету, а также в актах ЦБ РФ, Правительства РФ.

С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ч. 7 рассматриваемой нормы права, заключаются в нарушении виновным лицом установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию, вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты самой Российской Федерации, а также внутренних ценных бумаг в документарной форме.

2. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются должностные лица, граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется умышленной или неосторожной формами вины

Информация Федеральной налоговой службы от 21 июля 2020 г. “Смягчены санкции за нарушения валютного законодательства”

11 августа 2020

Президент Владимир Путин подписал закон, смягчающий санкции за нарушения валютного законодательства.

Так, с 31 июля 2020 года для участников ВЭД за впервые совершенное правонарушение, касающееся нерепатриации иностранной валюты, предусмотрено предупреждение или штраф от 5 до 30% непоступивших средств. Для профучастников ВЭД — это предупреждение или штраф от 3 до 5%.

Резидент больше не привлекается к административной ответственности по ч. 1 и 4 ст. 15.25 КоАП, если причитающиеся ему по внешнеторговому договору средства в установленный срок были зачислены на зарубежный счет и в течение 45 дней с этой даты переведены им на свой счет в уполномоченном банке.

Также ответственность не применяется к резиденту, если он исполнил обязанность по репатриации средств не позднее 45 дней от установленного внешнеторговым договором срока.

Полностью отменяется административная ответственность за неисполнение обязанности по репатриации в части экспорта, если сумма обязательств по договору не превышает 200 тыс. руб.

Кроме того, ответственность за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности, а также подтверждающих документов и информации по валютным операциям наступает, только если они представлены в уполномоченный банк по истечении 90 дней после установленного срока.

Что считается нарушением валютного законодательства?

К нарушениям в валютной сфере относятся различные действия, которые запрещены действующим законодательством или требуют специальных разрешений. Вот список того, что может быть расценено как нарушение валютного законодательства:

  • осуществление запрещенных на территории РФ валютных операций – существует законодательно определённый перечень операций, которые в стране проводить запрещено. К таким операциям относятся, к примеру, покупка и продажа иностранной валюты или чеков, выписанных в валюте, минуя уполномоченные на совершение подобных операций финансовые организации (банки), покупка/продажа валюты с использованием другой валюты без промежуточного перевода в рубли (например, покупка евро за доллары без перевода) и т. д. С такие операции могут только специально уполномоченные организации с соответствующими лицензиями;
  • непредоставление в налоговую информации об открытии/закрытии или изменении реквизитов счетов за пределами Российской Федерации или предоставление информации с задержкой – если компания имеет счета за рубежом, они обязаны отчитываться об этом в местном отделении ФНС. Информация должна подаваться как при открытии счета, так и при его закрытии, а также в случае, если меняются реквизиты (например, при переходе на обслуживание в другой банк). Информирование касается как текущих (расчетных) счетов, так и депозитов. В случае утаивания такой информации или сообщения с задержкой за это положены санкции;
  • предоставление неправильно оформленной отчетности относительно валютных операций – для отчетных документов, касающихся операций с валютой, предусмотрена определённая форма заполнения. Если в отчетах будут допущены ошибки, или будет использована не та форма подачи информации, это будет расценено как нарушение валютного законодательства с соответствующими последствиями;
  • несоблюдение указанных в контракте сроков поступления валюты на счет резидента – если средства не поступили на счета российской компании по внешнеэкономическому договору в указанные в нем сроки, это будет рассматриваться как валютное нарушение. При этом не имеет значения, по чьей вине возникла задержка: даже если оплату задерживает иностранный партнер, санкции могут быть применены к его российскому контрагенту;
  • перечисление доходов от внешнеэкономической деятельности и других валютных операций на зарубежные счета – согласно нормам действующего законодательства, все доходы, полученные от иностранных контрагентов, должны быть зачислены на расчетные счета в российских банках, и только после этого их можно переводить на иностранные счета. Если этап с зачислением доходов в российские банки будет пропущен, это будет расцениваться как нарушение валютного законодательства с соответствующими мерами;
  • выплата заработной платы в валюте – российское законодательство предусматривает, что наемные работники могут получать вознаграждение исключительно в национальной валюте – рубле. Выплата иностранной валюты разрешена исключительно нерезидентам РФ. В случае нарушения работодатель будет привлечен к ответственности;
  • предоставление заведомо недостоверных сведений при проведении операций с валютой – если компания хочет скрыть некоторые операции, минимизировать налоги, вывести валюту за рубеж, она может предоставлять в ФНС и другие органы поддельные документы, бумаги с недостоверными данными (например, несуществующие контракты), использовать подставных лиц и т. д. Такие нарушения валютного законодательства считаются грубыми и могут привести к уголовной ответственности для виновных в подобных махинациях.

Органы контроля

  • система регулирования;
  • система контроля.

Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Органы валютного контроля:
    • Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
  2. Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
  3. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
    • уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
  4. Внешэкономбанк.

Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

Как в судах решаются вопросы применения валютного законодательства?

Суды при решении вопроса о наказании за нарушение валютного законодательства никогда не отличались лояльностью по отношению к нарушителям. И все же иногда компаниям удавалось доказать неправомерность штрафа, например когда в договор с иностранным контрагентом были внесены изменения относительно порядка или сроков оплаты. Однако прошлогодние изменения в Закон № 173-ФЗ исключили возможность применения такого подхода.

До 2019 г. не было практики привлечения российских юрлиц к ответственности за зачисление выручки непосредственно на свой счет, минуя счета в уполномоченных банках. Однако зимой этого года компания «Двадцатый век Фокс СНГ» подала почти 100 исков к ИФНС России № 4 по Москве, оспаривая штрафы налоговой инспекции за нарушение валютного законодательства. Дело в том, что партнеры компании в Казахстане переводили деньги за оказанные услуги на ее счет в местном банке Citibank Kazakhstan в казахстанских тенге, минуя счета в уполномоченных банках России. Представители российской компании сослались на «малозначительность» совершенного правонарушения, но суды этот довод не приняли. Пока компании не удалось доказать свою правоту. Можно предположить, что в ближайшие годы суды вынесут немало аналогичных решений.

Что касается физлиц, то прецедентов привлечения их к ответственности за совершение незаконных валютных операций пока немного. Санкции применяют в основном за несвоевременное предоставление отчетности по зарубежному счету, и пока – не более того. Однако с учетом двух прошедших «амнистий капиталов» (периоды, когда физлица могли добровольно предоставить в налоговые органы информацию об имеющихся у них активах, счетах за рубежом и т.д.) и электронного обмена налоговой информацией между РФ и большинством западных стран высока вероятность, что валютные операции физических лиц окажутся под большим контролем.

Изменения в законодательстве в 2018 году

В ближайшей перспективе (с 2018-2019 гг.) есть вероятность изменения в рамках общих положений валютного законодательства:

  • перечисление денег, поступивших от реализации ценных бумаг, на балансы за границей;
  • обязательная репатриация средств, которые были предоставлены нерезиденту на базе договора займа (данная мера способствует оказанию противодействия нелегальному выводу финансов путем предоставления ссуд в иностранные кредитные конторы);
  • разрабатывается законопроект о том, чтобы установить статус резидента (валютного) в отношении ФЛ, которые находятся на территории страны свыше 183 дней в годовом периоде (за ними будет сохранено обязательство по предоставлению отчета о вкладах и движении средств на иностранных счетах).

Последний законопроект в настоящее время пребывает на стадии доработки, так что в ближайшем будущем его принятие не рассматривается. Многие граждане, тем не менее, находят его наиболее актуальным, т. к. львиная доля граждан РФ проживает на 2 государства.

Доказательная база

Судебная практика свидетельствует, что проще всего освободиться от штрафных санкций, выписанных в рамках допущения технических ошибок, которые подтверждают документы или справки о проведении валютных операций. К примеру, к таким недочетам следует относить:

  • погрешности, допущенные в процессе указания кодов транзакций;
  • ошибки в сделках, связанных с отсрочкой платежа (когда сумма через черту не указана, а имеет место быть только общая величина контракта).

Что касается такого рода нарушений, можно отметить, что неверное заполнение справочных материалов нельзя считать нарушение порядка. Зачастую суд соглашается с тем фактом, что оснований для выписывания тех или иных мер ответственности не имеется.

Степень нарушений не имеет зависимости от продолжительности просрочки в подаче документов в адрес контролирующих служб. Порой фискальные органы готовы закрыть глаза на просрочку в 20 и более дней.

В ряде ситуаций такие нарушения, наоборот, не могут быть признаны несущественными, даже если просрочка составляет всего пару суток. Объяснить этот феномен просто: некоторые судьи убеждены, что допущение подобных пропусков сроков – пренебрежение нормами закона.

Практический пример: между украинской фирмой, не являющейся валютным резидентом, и Обществом-резидентом было заключено соглашение о поставке. Общество во избежание правонарушений произвело экспорт согласно ст. 19 ФЗ №173.

В установленный срок должна была зачислиться вся сумма выручки. По факту была перечислена лишь часть. В связи с этим Общество привлекли к ответственности на базе ст. 15.25 КоАП РФ.

Суд в удовлетворении поданного заявления отказал на основе ст. 2.1 ФЗ №173. Как доказательную базу резидент использовал два решения, принятых хозяйственным судом Киева.

Снижение штрафа за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств

В части 4 статьи 15.25 КоАП РФ ответственность резидентов за невозврат в российские банки денежных средств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, предусматривающим передачу нерезидентам товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности, оказание услуг, а также по договорам займа, изменяется следующим образом:

— если валютой внешнеторгового договора является российский рубль, то штраф за невозврат денежных средств на счет юридического лица или ИП в российском банке составит от 3 до 10 процентов от суммы невозвращенных денежных средств.

— если был заключен внешнеторговый договор в иностранной валюте или договор займа, то штраф за невозврат денежных средств по такому договору на российский счет физического лица, юридического лица или ИП составит от 5 до 30 процентов от суммы невозвращенных денежных средств.

В обоих перечисленных выше случаях размер штрафа существенно уменьшается по сравнению с установленным ранее диапазоном от 75 до 100 процентов;

— впервые появляется однозначное указание на то, что к ответственности за совершение данного правонарушения могут быть привлечены и физические лица без статуса ИП. Как представляется, такое уточнение в большей степени относится к заключенным физическими лицами договорам займа, в том числе если заемщиками по ним являются принадлежащие самим физическим лицам-резидентам иностранные организации.

Ответственность за невозврат средств по внешнеторговым договорам и договорам займа может применяться не только к юридическим лицам и ИП непосредственно, но и к должностным лицам российских организаций. Размер штрафа для должностных лиц не был изменен по сравнению с действующей редакцией и по-прежнему составляет от 20 000 до 30 000 рублей.

Если имело место нарушение предусмотренного соответствующим договором срока зачисления денежных средств на счет резидента в российском банке, а не невозврат средств вовсе, то в отношении резидента применяется предупреждение или штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы подлежащих возврату денежных средств за каждый день просрочки. В данном случае размер штрафа также не был изменен.

Уголовная ответственность за отступление от требований валютного законодательства

Более суровые методы воздействия в виде уголовной ответственности ждут тех участников валютных отношений, которые совершили следующие правонарушения в сфере валютного обращения:

  • отмывание доходов, которые получены незаконным способом;
  • неправомерное получение кредитных денег (подготовка подложных документов, сговор и иное);
  • намеренное уклонение от расчетов по имеющейся задолженности с контрагентами;
  • злоупотребления, выявленные при выпуске ценных бумаг организацией;
  • выпуск и реализация фальсифицированных ценных бумаг и банкнот;
  • выпуск и реализация фальсифицированных банковских карт (расчетных и кредитных), а также иных аналогичных документов;
  • неправомерные операции с драгметаллами и камнями;
  • нарушения, выявленные при сдаче в пользу государственной казны драгметаллов и камней;
  • невозвращение капитала из-за рубежа, который в обязательном порядке должен быть зачислен на счета российских банков.

Для всех этих преступлений, которые в значительной степени наносят ущерб экономической безопасности страны, предусмотрена уголовная ответственность виновных лиц. Реальные меры воздействия определяются в зависимости от наличия умысла в действиях или отсутствии такового только на основании положений Уголовного права.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий