Налоговый разрыв

Как подать пояснения в ИФНС по новым правилам

Важно соблюдать новые правила подачи пояснений в ИФНС в 2020 году. По льготируемым операциям допустимо направить реестр как на бумаге, так и электронно

В данном случае не учитывается способ подачи декларации в ИФНС.

Если подаете пояснения по ошибкам и расхождениям, то отчитаться разрешено только в том виде, в котором сдаете декларацию. Если способ нарушен, то компанию или ИП оштрафуют. Электронный формат подачи разъяснений закреплен Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.

Если компания или ИП имеет право отчитываться на бумаге, то и пояснения можно направить в виде бумажного документа. В ином случае пояснения будут считаться не представленными, и налогоплательщика ждут штрафные санкции.

Комментарий

Понятие «налоговый разрыв» означает разницу между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов. Термин пришел к нам из английского языка — Tax gap, где применяется в том же значении.

Выявление и анализ налоговых разрывов проводят налоговые органы, с целью выявления уклонения от уплаты налогов.

Понятие «налоговый разрыв» может применяться к конкретному налогоплательщику, налогоплательщикам конкретной отрасли или к налогоплательщикам всей страны.

Как определяются указанные показатели в налоговом разрыве?

С суммой фактически уплаченных налогов все просто — это суммы, которые были указаны в налоговых декларациях и уплачены в бюджет.

А как определить суммы налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком?

Для этого используются различные расчетные методики. Один из возможных подходов — оценить уровень налоговой нагрузки отрасли и сравнивать налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с этим показателем. Существенно более низкая налоговая нагрузка конкретного предприятия, в сравнении с средне отраслевой, может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов.

ФНС России уже много лет определяет уровень налоговой нагрузки по отраслям и публикует на своем сайте (см. Налоговая нагрузка). С осени 2014 года налоговые органы стали направлять налогоплательщикам запросы с просьбой пояснить более низкий уровень налоговой нагрузки налогоплательщика в сравнении с налоговой нагрузкой отрасли, в которой от осуществляет свою деятельность (см, например, Учет. Налоги.Право № 38, 2014, стр. 1).

Пример

Налоговая нагрузка отрасли «Строительство» составляет 12%. Налоговая нагрузка ООО «Альфа», которая осуществляет строительную подрядную деятельность составила 3%.

Налоговые органы могут направить запрос, с просьбой пояснить низкий уровень налоговой нагрузки ООО.

Следует иметь в виду, что сама по себе более низкая величина налоговой нагрузки не влечет налоговых последствий. Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т.д.

Как налоговый орган определяет, к какому виду деятельности относится налогоплательщик?

При государственной регистрации налогоплательщик указывает основной и дополнительные виды деятельности, с указанием кодов ОКВЭД. По коду основого вида деятельности налоговый орган и определяет вид деятельности налогоплательщика и сравнивает налоговую нагрузку соответствующей отрасли и налогоплательщика. В случае, если налоговая нарузка налогоплательщика существенно меньше, то налоговые органы называют это как Налоговый разрыв и требуют от налогоплательщиком соответствующих пояснений.

Если в сведениях о регистрации указан как основной вид деятельности, тот который уже не является для вас основным, то лучше внести изменения, чтобы не путать ни налоговую, ни себя.

01.02.2020

МРОТ в Москве с 1 июля

Как исправить ошибки в декларации

Предположим, что фирма допустила ошибку в отчетной декларации. Налоговики направили требование в адрес налогоплательщика. Что делать в такой ситуации. У компании, получившей запрос от ФНС, есть всего 5 рабочих дней, чтобы выявить и исправить недочет.

ВАЖНО!
Пятидневный срок исчисляется с момента отправки квитанции о получении требования от ФНС.

Алгоритм действий при получении требований:

  1. Отправьте квитанцию в ИФНС. Допускается направить сведения электронно или на бумажном носителе (лично или письмом). Если запрос пришел в электронном виде, то у фирмы есть всего 6 рабочих дней, чтобы отправить обратный квиток о получении. Иначе ФНС заподозрит налогоплательщика в уклонении от подачи разъяснений, и инициирует выездную проверку.
  2. Проверьте правильность составления формуляра по НДС. Сверять весь отчет не требуется. Контроль проводите в отношении позиций формы, которые вызвали вопросы у контролеров. То есть проверьте те поля отчетности, которые были поименованы в требовании.
  3. Оформите корректировочный формуляр. Исправьте выявленные недочеты. Заполните корректировку по установленным требованиям. Не забудьте отметить порядковый номер исправления на титульном листе отчета.
  4. Подготовьте пояснения, в которых подробным образом опишите причину возникновения недочета. Если помарка привела к занижению налоговой базы или уменьшению суммы налога к перечислению в бюджет, то доплатите недоимку в срочном порядке. К пояснению приложите копию платежного поручения.
  5. Если помарка вызвана расхождениями с отчетностью контрагента, то подготовьте пояснительную записку. В письме отразите все обстоятельства и основания для включения операций в отчетность.

ВАЖНО!
Обязательно приложите копии подтверждающих документов. Это счета-фактуры, договоры и контракты, акты выполненных работ, накладные и платежные поручения.

Что делать, если разрыв не устранен и вычет не подтверждают

Если предоставленных в комитет по налогам пояснений оказалось недостаточно для устранения разрыва, то у покупателя остается два пути:

  • смириться с отсутствием вычета;
  • бороться за него.

Первый вариант самый простой и не требующий трудозатрат. Однако за него придется заплатить неучтенным вычетом, а это устраивает далеко не всех покупателей. Поэтому многие организации решают бороться за сохранение вычета. Чтобы добиться положительного результата, нужно знать, что:

  1. Основная функция автоматической системы «НДС-2» – выявление подозрительных сделок. Обнаружив разрыв, налоговые инспекторы не имеют права доначислять налог покупателю. Более того, данные автоматической системы проверки не могут быть единственным доказательством, если дело дойдет до судебного процесса. Это сведения для внутреннего использования. Опираясь на них, ИФНС может сделать запрос пояснений или потребовать представить к осмотру первичные документы. Данных деклараций по НДС недостаточно, чтобы инспекторы могли полностью оценить правомерность и реальность сделки. Поэтому данные о проверке автоматической системой не могут быть представлены в качестве единственного доказательства для объявления вычета необоснованным.
  2. Чтобы обосновать незаконность сделанного вычета, ИФНС должен провести комплекс проверочных мероприятий. Проверка направлена на поиск реальных доказательств того, что один из участников сделки нарушил закон и получил необоснованную налоговую выгоду. Поиск доказательств производится путем назначения налоговой проверки, в процессе которой могут быть выявлены все фактические обстоятельства проведения коммерческой операции или обнаружены фиктивные документы. В процессе проверки ИФНС может использовать любые доступные инструменты: проведение встречных и выездных проверок, опросы работников и руководства и пр.
  3. Факт неуплаты компанией-поставщиком или посредником не является достаточным аргументом для признания вычета НДС неправомерным. Однако компании-покупателю для признания вычета придется доказать, что у нее имеются основания для получения налоговой выгоды.

Чтобы обосновать правомерность вычета, необходимо доказать, что:

  • данные о сделке и объектах налогообложения в документах отражены без искажений;
  • основной целью проведения сделки не являлась неуплата (или сокращение суммы) налога;
  • обязательства по проводимой сделке были исполнены субъектом, который является стороной договора, либо лицом, которому были переданы соответствующие полномочия.

Налогоплательщикам нужно знать, что даже если на этапе проведения камеральной проверки компания-покупатель сумеет отстоять справедливость налогового вычета, есть вероятность повторных визитов. Предприятие будет включено в план выездных проверок на ближайшее время.

Если же сделки, по которым был обнаружен разрыв по НДС, были крупными, то налоговый орган имеет право передать сведения о неправомерных, с их точки зрения, вычетах в отдел экономической безопасности МВД. После этого возможно назначение тематической проверки предприятия совместными силами ИФНС и МВД.

Поэтому, прежде чем приступать к борьбе, стоит проанализировать все относящиеся к договору документы и учесть репутацию своего контрагента.

Нужно быть готовым к тому, что ИФНС будет с особым пристрастием проверять:

  • реальность сделки;
  • правильность оформления документов на наличие ошибок, несоответствий и прочих недочетов;
  • взаимозависимость и подконтрольность участников операции, то есть покупателя и продавца;
  • наличие косвенных связей между учредителями и/или руководством проверяемых компаний.

Пояснение: доказательством подконтрольности и взаимосвязи контрагентов могут служить наличие общего персонала, единого IP-адреса, счетов в одном банке, обнаружение замкнутой цепочки движения финансовых средств и пр. При отсутствии признаков подконтрольности будет проведена проверка на добросовестность при выборе партнера по бизнесу.

Если компания-покупатель проводила проверку контрагента и проявила достаточный уровень осмотрительности, то претензий со стороны налоговиков быть не может. За исключением тех случаев, когда инспекторы оспаривают сам факт проведения реальной сделки.

Сложные разрывы

На практике чаще встречаются сложные разрывы по НДС. Они появляются в том случае, когда в сделке принимают участие более двух субъектов. При совершении ряда последовательных сделок могут быть выявлены расхождения в начислениях налогов. В этом случае налоговые органы полностью восстанавливают всю цепочку, проверяя каждого из участников.

При выявлении сложного разрыва по НДС под проверку попадают все участники. Нередко налоговики требуют предъявления первичных документов по сделке. После их получения ведется контроль всей цепочки, чтобы выявить то звено, на котором была допущена ошибка.

Простая схема образования сложного разрыва по НДС:

  • Фирма-продавец продает товар посреднику. Продавец не отчитывается по сделке налоговым органам.
  • Посредник продает товар покупателю. По итогам сделки начисляет НДС, отражает в документах вычет и оплачивает начисленный налог, то есть действует по закону.
  • Покупатель по сделке с посредником предъявляет налог к вычету.
  • При проверке обнаруживаются расхождения между данными продавца и посредника.

В результате налоговые органы обнаруживают разрыв и проводят проверку всех трех участников сделки.

Как программа ФНС выявляет сложные разрывы

Вслед за совершенствованием методик проверки НДС-деклараций совершенствуются и «схемотехники». Так, теперь однодневки вполне могут сдавать отчетность. Они отражают все операции по реализации для того, чтобы в автоматическом режиме не был выявлен налоговый разрыв с их покупателем. В результате по данным деклараций, представляемых такими однодневками, формируется большая сумма НДС к уплате. Однако эта задолженность становится фиктивной, поскольку в бюджет ее никто платить не собирается. И аналитики налоговой службы приравнивают такую ситуацию к фактическому налоговому разрыву.

В других схемах увеличивается количество фирм-прокладок: контрагент 1-го звена сдает правильную отчетность, платит налоги, а дальше по цепочке контрагент 2-го (3-го, 4-го и т.д.) звена допускает нарушение. То есть либо не сдает вовсе налоговую отчетность, либо не показывает в ней все операции, либо не платит в бюджет налоги.

Если проверяющие обнаружат обстоятельства, свидетельствующие о построении сложной схемы, участниками которой являются однодневки и иные сомнительные организации, а также то, что проверяемая компания — конечный выгодоприобретатель в этой схеме, ей грозят доначисления <1>. Но прежде проверяющие должны уведомить налогоплательщика о выявленной схеме <2>.

Именно поэтому налогоплательщикам стали приходить различные запросы (требования о представлении пояснений или документов, уведомления о вызове налогоплательщика в инспекцию), в которых налоговые органы приводят цепочку поставки товаров (работ, услуг) из нескольких организаций с указанием последнего звена, не заплатившего НДС. Неуплата НДС контрагентом 2-го или последующих звеньев — это сложный налоговый разрыв.

Программный комплекс АСК «НДС-2» позволяет налоговикам выстраивать цепочки контрагентов, создавать «дерево связей». Таким образом выявляются сложные налоговые разрывы.

Витамины

Витамины
Витамин А 62 мкг 900 мкг
Витамин В1 0.02 мг 1.5 мг
Витамин В2 0.09 мг 1.8 мг
Витамин В5 0.87 мг 5 мг
Витамин В6 0.46 мг 2 мг
Витамин В9 6 мкг 400 мкг
Витамин В12 0.69 мкг 3 мкг
Витамин РР 7.43 мг 20 мг
Макроэлементы
Калий 533 мг 2500 мг
Кальций 19 мг 1000 мг
Магний 38 мг 400 мг
Натрий 113 мг 1300 мг
Фосфор 183 мг 800 мг

Причины отказа принятия НДС к вычету

Основной причиной отказа в использовании права на вычет является неправильно оформленный счет-фактура

При этом необходимо обратить внимание на то, что ошибки при оформлении такого документа, которые не создают проверяющим проблем с идентификацией сторон сделки, объекта налогообложения, рассчитанных сумм налога и ставки НДС, не являются основанием для отказа в их принятии. Эта норма прописана в п

2 ст. 169 НК РФ.

См. также наш материал «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?».

Также в вычете НДС будет отказано, если:

  • отсутствуют первичные документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг);
  • товары (работы, услуги) не были приняты к учету;
  • купленные товары впоследствии использовались в деятельности, которая не облагается НДС.

На практике налоговая инспекция отказывает в вычете НДС в следующих случаях:

  • отсутствие реализации в тот налоговый период, в котором заявлено право на вычет;
  • использование вычета частично, то есть дробление суммы подлежащего вычету налога по одному счету-фактуре на несколько частей;
  • налоговая инспекция уверена, что продавец уклоняется от уплаты НДС (в этом случае покупателя и продавца обвиняют в создании схемы для незаконного возмещения НДС из бюджета).  

О действиях, которые позволяют оспорить отказ в вычете, читайте в материале « Отстаиваем вычет по НДС по «сомнительным» контрагентам».

Наиболее часто выявляемые ошибки при применении вычетов по НДС смотрите в материале « Как не надо уменьшать НДС к уплате».

Рассмотрим некоторые из этих случаев подробнее.

Вычет НДС при отсутствии реализации

Долгое время чиновники считали, что отсутствие реализации (налогооблагаемой базы) препятствует получению вычета по НДС. Однако по прошествии некоторого времени финансовое ведомство и ФНС России поменяли свою позицию. Так, чиновники признали, что наличие налоговой базы по НДС не является условием для вычета (см. письма Минфина России от 19.11.2012 № 03-07-15/148, ФНС России от 28.02.2012 № ЕД-3-3/631@).

Поэтому если налоговая инспекция отказывает вам в вычете НДС, можете смело оспаривать такое решение. Заметим, что суды полностью поддерживают налогоплательщика. Например, Арбитражный суд Дальневосточного округа отклонил довод налоговой инспекции о том, что при отсутствии деятельности, направленной на получение дохода, вычет неправомерен. Судьи указали, что Налоговый кодекс РФ не содержит такого условия для вычета НДС, как наличие в налоговом периоде операций по реализации (постановления АС Дальневосточного округа от 17.11.2014 № Ф03-4979/2014, АС Западно-Сибирского округа от 07.12.2015 № Ф04-27771/2015 по делу № А46-2573/2015).

Дробление суммы вычета по одному счету-фактуре на несколько частей

С 2015 года неактуальным стал вопрос о возможности или невозможности дробления вычета. Редакция НК РФ, действующая с 2015 года, допускает осуществление вычета в течение 3 лет с момента принятия приобретения на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ), в очень редких случаях ограничивая его полной суммой (абз. 3 п. 1, п. 4 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 19.12.2017 № 03-07-11/84699) предъявленного поставщиком налога.

О возможности раздробить вычет НДС по основным средствам читайте в статье «Вычет НДС по ОС частями разрешили?».

Как принимать к вычету «ввозной» НДС, читайте в материале «Ввозной» НДС: можно ли принимать к вычету частями?».

Сложные разрывы по НДС

В стандартной ситуации действующими лицами выступают два налогоплательщика – поставщик и покупатель, сотрудничающие без посредников. Если сделка совершена с участием более двух субъектов хозяйствования, и по ней на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, это будет считаться сложным разрывом. В таком случае налоговики выстраивают цепочку событий между контрагентами, составляют список вовлеченных в операцию лиц. По всем участникам цепочки проводятся меры налогового контроля (например, истребование документов). На следующем этапе специалисты ИФНС определяют, по какой схеме работали контрагенты, на каком этапе появилась ошибка и кто является выгодоприобретателем в этой сделке.

Примерная схема образования налогового разрыва:

фирма-однодневка продает товар транзитной компании, но по этой сделке не отчитывается и не платит налог;

транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена (или следующему транзитному участнику), платит налог, отражает вычет, в налоговом учете все проведено правильно;

покупатель заявляет сумму НДС по сделке с транзитером к вычету;

между транзитной фирмой и однодневкой возникли расхождения, налоговики высылают требования о предоставлении сведений всем участникам цепочки.

Фирма-однодневка может перед завершением камеральной проверки по декларации покупателя подать отчетность (не уплачивая налог) и отразить в ней искомую сделку, закрывая этим расхождения. Тогда для ИФНС единственным вариантом доказать неправомерность действий одного или нескольких участников сделки будет назначение выездной проверки.

Порядок уточнения показателей декларации по НДС

Если налоговый орган при проведении камеральной проверки представленной декларации по НДС выявляет ошибки и (или) противоречия между сведениями либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в имеющихся у налогового органа документах и полученным в ходе налогового контроля, то налогоплательщику направляется сообщение с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Согласно письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (в ред. писем ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752, от 28.06.2016 № ЕД-4-15/11497@, от 25.01.2017 № ЕД-4-15/1259, от 04.07.2017 № ЕД-4-15/12846@, от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646@, от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@, от 12.02.2019 № ЕД-4-15/2364, от 22.03.2019 № ЕД-4-15/5231) для уточнения сведений, представленных в Разделах 8-12 налоговой декларации по НДС, налоговый орган включает в состав требования специальные табличные формы, приведенные в Приложениях № 2.1-2.9 к рекомендациям, и файл приложений в электронной форме в соответствии с форматом, приведенным в Приложении № 2.10.

С 01.01.2017 налогоплательщики, обязанные представлять декларацию по НДС в электронной форме, должны представлять пояснения также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).

Формат представления пояснений в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ и вступил в силу 24.01.2017.

С 01.01.2017 за непредставление (несвоевременное представление) в ИФНС предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснений (в случае непредставления в установленный срок уточненной декларации) налагается штраф в размере 5 000 руб. Повторное аналогичное нарушение в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере уже 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Письмом от 12.02.2019 № ЕД-4-15/2364 ФНС России внесла изменения в рекомендации по проведению налоговых проверок и уточнила электронный формат требования о представлении пояснений к декларации НДС.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ в формат Требования и xsd-схему к нему была внесена основная ставка НДС 20%, действующая с 01.01.2019.  действуют с 25.04.2019.

Кроме того, расширен перечень кодов видов возможных ошибок (письмо ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@, см. таблицу 1).

Таблица 1

Отметим также, что с отчетности за I квартал 2019 года действует обновленная форма декларации по НДС и формат ее представления в электронном виде, утв. приказом ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@.

В частности, в новой редакции изложены:

  • Раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1-4 статьи 164 НК РФ»;
  • Раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»;
  • Приложение № 1 к Разделу 9 декларации «Сведения из дополнительных листов книги продаж».

В связи с уточнением формы и формата декларации по НДС налоговое ведомство опубликовало контрольные соотношения проверки показателей (КС) отчета (письмо от 19.03.2019 № СД-4-3/4921@). Обновлены пункты 1.4, 1.7, 1.8, 1.23, 1.25-1.27, 1.35, 1.39 действующих контрольных соотношений показателей налоговой декларации по НДС (приведенные в письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@), а также введены новые пункты 1.45-1.54 указанных КС.

О сроках поддержки законодательных изменений можно узнать в .

1С:ИТС

Подробнее о том, как уточнить показатели декларации по НДС по требованию налогового органа, см. в справочнике  раздела «Отчетность».

Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка

В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки». Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

  • о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;

  • о среднесписочной численности;

  • о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;

  • о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;

  • о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;

  • о дисквалифицированных лицах;

  • о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;

  • об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;

  • об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;

  • о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;

  • о дате постановки на учет (возрасте организаций);

  • о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;

  • о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;

  • об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;

  • о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;

  • и т.п. в зависимости от глубины контроля.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий