Налоговый мониторинг: цель проведения. служба налогового мониторинга

Как проводится

Есть характерные черты налогового мониторинга организации:

  • Только организации могут попасть под такую проверку.
  • Проводится проверка после подачи в налоговую заявления и его одобрения.
  • Мониторинг похож на камеральную проверку, и он осуществляется по месту нахождения налоговой службы.
  • Подать заявление нужно не позже 1 июля, иначе придется ждать до следующего года.
  • До того, как налоговики одобрили заявление, его можно отозвать.
  • Мониторинг может быть закончен раньше намеченного срока.
  • В конце проверки налоговая выносит свое мотивированное мнение.
  • Все разногласия решаются совместными усилиями налоговых инспекторов и представителей компании.

Представление заявления

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг.(Организация, отнесенная в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.).

К заявлению прикладываются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено указанное заявление.

Организация вправе отозвать заявление о проведении налогового мониторинга на основании письменного заявления. Это можно сделать только до принятия решения налоговым органом. В случае отзыва заявления оно не считается поданным.

По результатам рассмотрения заявления и документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено соответствующее заявление, принимает решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе в его проведении.

Решение об отказе должно быть мотивированным. В частности, основанием для принятия такого решения является:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов (информации) в соответствии с Налогового кодекса РФ;

2) несоблюдение условий, предусмотренных Налогового кодекса РФ;

3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.

Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

УСН

Упрощенка самая популярная система налогообложения для малого бизнеса. Предназначена для ИП и организаций.

Сначала о плюшках.

Вы избавлены от самых «зловредных» налогов: НДС и налога на прибыль (НДФЛ для ИП). Кроме того, налог на имущество надо будет платить только с объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Налог платится только с фактически полученных доходов. Т.е., нет денег – нет налога. Хотя не все так однозначно, но об этом чуть ниже.

Отчетность по УСН 1 раз в год. Отчетность по прочим налогам и взносам, правда, придется сдавать на общих основаниях.

А теперь о недостатках.

Перейти УСН могут далеко не все.

По видам деятельности исключений не много: банки, страховые организации, инвестиционные и пенсионные фонды, ломбарды, игорный бизнес, частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, участники СРП, производители подакцизных товаров, профессиональные участники рынка ценных бумаг, добывающие и реализующие полезные ископаемые, микрофинансовые организации, агентства по предоставлению персонала.

В принципе, остается широкое поле деятельности, позволяющее воспользоваться данным спецрежимом. Но ограничения на этом не заканчиваются.

Другим юрлицам не может принадлежать более 25% уставного капитала вашей фирмы. Число нанятых работников не может превышать 100 человек. Стоимость основных средств ограничена 150 млн. руб. Выручка не более 150 млн. руб. в год. Уже действующее предприятие может перейти на УСН со следующего года, если выручка за 9 месяцев текущего года не превысила 112,5 млн. руб. Филиалы открыть вы не сможете.

Если вы укладываетесь во все лимиты, можно смело переходить на УСН. Сделать это можно с начала календарного года. Новые предприятия и ИП могут начать применять спецрежим с начала деятельности. Для перехода необходимо подать в налоговую соответствующее уведомление.

УСН существует в двух модификациях: «УСН Доходы» и «УСН Доходы-Расходы».

УСН Доходы предполагает уплату 6% от всей полученных доходов. При этом регионы вправе устанавливать дифференцированные ставки от 1 до 6% для различных видов деятельности и категорий налогоплательщиков.

Расходы при расчете налога в этом случае не учитываются. Но можно уменьшить налог вдвое за счет уплаченных страховых взносов. Для ИП без работников есть дополнительный бонус: уплаченные за себя страховые взносы учитываются в полном объеме, ограничение 50% от суммыналога  для них не действует.

Это самый простой для освоения вариант налогообложения и наименее трудозатратный.

Если доля производственных расходов достаточно высока, то стоит рассмотреть второй вариант упрощенки: УСН Доходы-Расходы. В этом случае вы платите от 5 до 15% от разницы между доходами и расходами. Ставки устанавливают регионы и, как и в первом варианте, они могут быть дифференцированы.

Страховые взносы при этом варианте налог не уменьшают, а учитываются в составе расходов.

Но, как водится, есть нюансы.

Перечень расходов, которые можно учесть при расчете налога, ограничен. Все, что не перечислено в ст. 346.16 НК, в расчет не берется. Справедливости ради, надо отметить, что список не такой уж и короткий, но все же вы вполне можете не обнаружить там свои расходы, например, аренда персонала. Кроме того, придется собирать документы подтверждающие расходы.

Второй нюанс: полученные от клиентов авансы включаются в доходы, а вот ваша предоплата поставщикам в расходах не учитывается до тех пор, пока вы не получите то, что оплатили. Вывод: не оставляйте авансы на конец квартала, если нет желания платить налог с уже потраченных денег.

Ну и еще одна ложка дегтя: налог не может быть меньше 1% от полученного дохода. Т.е. возможна ситуация, когда налог будет больше прибыли. Но сумму этого сверхналога впоследствии можно будет учесть в расходах.

Закончим обзор УСН на оптимистической ноте. Регионы могут устанавливать для вновь зарегистрированных ИП, занимающихся отдельными видами деятельности, ставку 0% на первые 2 года работы. Предпринимателям-новичкам есть повод проштудировать местный закон об УСН, вдруг ваша деятельность в льготном списке.

Подумываете о переходе на упрощенку и хотите быть в курсе всех тонкостей и последних изменений, чтобы не влететь на деньги!?  и мы будем оперативно снабжать вас всей необходимой информацией.

Что дальше? А дальше – больше.

Большая часть предприятий и ИП использует в своей деятельности именно ОСНО и УСН. Тем не менее, выбор не ограничивается этими системами и в ряде случаев можно найти кое-что получше.

Поэтому не расслабляемся, а переходим ко второй части нашего повествования, из которой вы узнаете о дополнительных возможностях налоговой оптимизации.

Фрикционные пары

Внутри гидротрансформатора есть так называемая блокировка, которая, по сути является элементом автоматического сцепления. Механически работает она схоже с классическим сцеплением МКПП. Соответственно, имеет место износ фрикционных дисков, их отдельных пар, либо всего комплекта.

Прогрессивное налогообложение: за и против

Вице-премьер Ольга Голодец поддерживает переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Она дала понять, что этот вопрос обсуждается в правительстве: «У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов». О возвращении прогрессивной ставки подоходного налога говорят уже давно, с начала двухтысячных годов, когда у нас появилась плоская шкала в 13 процентов. Подробнее — обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

Дискуссия о возвращении прогрессивной шкалы подоходного налога активизировалась на днях, после того как министр финансов Антон Силуанов заявил, что этот вопрос можно будет рассмотреть после 2018 года. Когда стабилизируется ситуация в экономике. Правда, вице-премьер Ольга Голодец поддержав эту идею, говорила лишь о возможном освобождении от НДФЛ тех, кто мало зарабатывает. О богатых она ничего не сказала. Однако, по мнению многих экспертов, если кто-то вообще не будет платить подоходный налог, значит, кто-то другой заплатит больше. Говорит гендиректор компании «Актуальный менеджмент» Екатерина Шестакова.

«Конечно, если от НДФЛ будут освобождены малообеспеченные граждане, это поможет росту их доходов. Но, с другой стороны, это предполагает то, что более обеспеченные граждане будут платить больше налогов. Как и в других странах».

Эксперты полагают, что прогрессивная шкала если и вернется, то нескоро. Ведь бюджет уже сверстан на предстоящие три года — напоминает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. И там все рассчитано исходя из ставки налога в 13 процентов.

«У нас обсуждается проект финансового плана на трехлетку. А значит, это отодвигается к концу десятилетия. Но я думаю, что к этой идеи будут время от времени возвращаться. В зависимости от того, с каким напряжением мы будем балансировать бюджет 2017 года и следующих лет».

Плюсы и минусы возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ давно известны. С одной стороны плавающая ставка отвечает идее социальной справедливости и как предполагается может увеличить бюджетные поступления. В другой стороны — собираемость налога может и снизиться, — отмечает Екатерина Шестакова.

«Плюсом прогрессивной шкалы налогообложения является то, что она является более справедливой и применяется во многих странах мира. Поскольку в зависимости от размера дохода уплачивается и сам налог. К минусам относится то, что в нашей действительности правосознание граждан не настолько высоко, чтобы они были готовы платить больше налогов».

Действительно, увеличение ставки НДФЛ для состоятельных людей может снизить собираемость самого налога, — соглашается Никита Масленников.

«Такого рода действия укрепят мотивацию к выведению значительной части доходов (особенно средней доходной группы, среднего класса) в тень. То есть люди будут стремиться получать это в конвертах. Что касается высокодоходных групп, то это может простимулировать уход этих граждан в другое налоговое резидентство. К сожалению, мы это уже сейчас видим. Больше 183 дней проводишь за рубежом и ты уже не налоговый резидент РФ».

Плоская шкала НДФЛ (в 13 процентов) действует в России с 2001 года. Прогрессивная шкала существовала у нас все 90-е годы. Она досталось России в наследство от Советского Союза. В СССР, перед распадом, большинство зарплат облагалось по плавающей ставке: от 13 до 20 процентов. Но с сумм превышающих три тысячи рублей в месяц брали уже 60 процентов. В течении 90-х конкретные ставки все время менялись, особенно в период гиперинфляции. Но сверхдоходы облагались на уровне 50-60 процентов. Правда, платили такие налоги немногие. Зарплаты тогда прятались в тень.После установления единой ставки в 13 процентов собираемость НДФЛ резко выросла. Причем с каждым годом суммы увеличивались на 10-20, а то и на 30 процентов. За исключением кризисного 2009 года. Сейчас этот налог обеспечивает около 11 процентов все доходов бюджета, приближаясь к отметке в три триллиона рублей в год.

http://plusiminusi.ru/progressivnaya-sistema-nalogooblozheniya-osnovnye-plyusy-i-minusy/http://www.anews.com/p/113654973-progressivnyj-nalog-chto-takoe-progressivnaya-i-proporcionalnaya-shkala-nalogooblozheniya/http://spmag.ru/articles/progressivnaya-nalogovaya-sistemahttp://businessman.ru/progressivnaya-shkala-ndfl-plyusyi-i-minusyi.htmlhttp://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1435551/

Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры

Налоговый мониторинг — процедура, представляющая собой разновидность налогового контроля. Она характеризуется тем, что ФНС в режиме онлайн получает доступ к различным документам налогоплательщика для оценки правильности расчетов по налогам и контроля над соблюдением сроков их уплаты. Процедура проводится по заявлению налогоплательщика, а также при получении согласия на ее проведение со стороны ФНС.

Основные задачи, которые призван решать налоговый мониторинг:

  • обеспечение прозрачности и корректности налоговой отчетности;
  • сведение к минимуму трудозатрат и финансовых издержек налогоплательщика и ФНС в части взаимодействия в рамках налогового контроля;
  • повышение уровня взаимного доверия между налогоплательщиками и проверяющими органами;
  • стимулирование повышения уровня технологичности взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих органов.

Налоговый мониторинг — совсем новая инициатива, и пока его участники только начинают приспосабливаться к соответствующему формату взаимодействия. Но уже сейчас многие эксперты склонны характеризовать налоговый мониторинг как процедуру, имеющую ряд выраженных преимуществ и недостатков.

Мотивированное мнение

Указанное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

По инициативе налогового органа мотивированное мнение составляется в случае, если установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. Указанное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

У организации могут быть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (перечисления) и уплаты налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга. В этом случае направляется запрос о представлении мотивированного мнения. В нем излагается позиция организации по указанным вопросам. Этот запрос может быть отправлен не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть ей направлено в течение одного месяца со дня получения данного запроса. Срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О своем согласии организация должна уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения с приложением подтверждающих документов.

Позиция налоговиков, изложенная в мотивированном мнении, учитывается организацией в налоговом учете, в декларации (расчете), в том числе уточненной, или иным способом.

Если организация не согласна, то она должна представить разногласия в налоговый орган. Это необходимо сделать в течение одного месяца со дня получения мотивированного заключения.

Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения разногласий направить их в ФНС России со всеми имеющимися материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры.

При проведении налогового мониторинга налоговики не вправе направлять мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Комментарий к статье 105.27 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает последовательность действий для того, чтобы проведение налогового мониторинга состоялось.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик вне рамок подачи налоговой декларации и вне рамок налоговой проверки вправе обратиться в налоговый орган с просьбой проверить правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты (перечисления).

Раздел 5.2 НК РФ устанавливает порядок проведения налогового мониторинга в отношении организации как налогоплательщика целиком.

Норм, предоставляющих возможность проведения самостоятельного налогового мониторинга в отношении конкретного (или конкретных) филиала (представительства) организации, раздел 5.2 НК РФ не содержит.

В частности, отсутствуют нормы, аналогичные указанным в пункте 7 статьи 89 НК РФ, о том, что налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Таким образом, налоговый орган не вправе проводить самостоятельный налоговый мониторинг в отношении филиала (представительства) организации на основании заявления организации.

Применительно к такой форме налогового контроля — налоговому мониторингу раздел 5.2 НК РФ прямо не содержит положений, предоставляющих организации право обжаловать решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Однако в силу статьи 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Как следует из пункта 1 статьи 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Пунктом 2 статьи 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

Следует заключить, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга является, по сути, актом налогового органа ненормативного характера, который можно будет обжаловать в вышестоящий налоговый орган и после этого в суд.

Таким образом, организация, по результатам рассмотрения заявления которой о проведении налогового мониторинга налоговым органом будет принято решение об отказе в проведении налогового мониторинга, вправе будет обжаловать в вышестоящий налоговый орган решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Порядок реализации налогового мониторинга

Сотрудники налогового органа ежедневно проверяют операции налогового учета в вверенной им компании. Если при этом возникают какие-либо разночтения или разногласия в отдельных вопросах, то налоговая может запросить у компании пояснения. Если при выяснении обстоятельств выяснится, что бухгалтерия допустила ошибку, то налоговая составляет свое мнение и доносит его до компании. В том случае, если компания согласна с мнением налоговой, она вносит в учет необходимые исправления. Если же компромисс между компаниями не найден, то проводится взаимосогласительная процедура.

Если у налогоплательщика возникают какие либо сомнения относительно налогового учета, он вправе запросить мнение у налогового органа. Для этого ему необходимо сформировать запрос, составляется который в письменном виде. В качестве объекта для рассмотрения могут выступать как уже совершенные сделки, так и те, которые находятся еще на стадии планирования. Для того, чтобы налоговый орган принял к рассмотрению проблемную ситуации, компания должна подготовить доказательства по сделке в виде оправдательных документов.

Кто вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга?

Налоговый кодекс определяет следующие правила, при одновременном соблюдении которых организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг:

  • организацией – в налоговый орган по месту нахождения данной организации;
  • организацией, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, – в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Форма заявления о проведении налогового мониторинга будет утверждена ФНС.

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

По результатам рассмотрения данного заявления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. Законодатель установил конкретные основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга:

  • непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации), указанных выше;
  • несоблюдение организацией условий, позволяющих применять налоговый мониторинг (сумма подлежащих уплате налогов и т. д.);
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Таким образом, налоговый мониторинг на данном этапе возможен только в отношении крупнейших организаций. По оценкам представителей ФНС, максимально под него может попасть около 2 тыс. плательщиков, соответствующих названным критериям. Но многие пока не готовы к новым методам администрирования.

По заявлениям представителей ФНС, идеи распространить этот механизм на всех не было, все‑таки налоговый мониторинг касается сложных в применении вопросов и в основном предназначен для крупного бизнеса с выстроенной системой внутреннего контроля за соблюдением законодательства. Но, с другой стороны, если данные меры будут признаны эффективными, в дальнейшем критерии доступа могут быть скорректированы. В качестве примера приводится Голландия: в этой стране в мониторинге участвует и средний, и даже малый бизнес – несколько десятков тысяч компаний.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения — не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
  • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.

Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
Мониторинг — относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2020 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные: истребование и выемка документов и учетных регистров,
  • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
  • проверка на соответствие нормам права,
  • арифметическая проверка,
  • проверка обоснованности проведенных операций;

Фактические:

  • инвентаризация имущества,

экспертиза,
проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
анализ качества сырья и материалов,
контрольная закупка и т.д.

  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические: экономический анализ данных,
  • технические расчеты,
  • логическая оценка,
  • контроль ценообразования и т.п.

Информативные:

  • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,

истребование письменных справок,
разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Кто может на это рассчитывать

Регулирует данное мероприятие Федеральный закон № 347. Согласно этому документу, на мониторинг могут претендовать компании, которые соответствуют следующим критериям:

  • Налоговые выплаты за календарный год должны превышать сумму в триста миллионов рублей.
  • Годовой доход у фирмы должен быть минимум 3 миллиарда рублей.
  • Общая сумма активов на последний день года – не меньше 3 миллиардов рублей.

Только компании, которые соответствуют всем вышеперечисленным критериям, могут подавать заявку на прохождение такой проверки. До 1 июля каждого года компания может написать соответствующее заявление в налоговую службу. Если заявление одобряется налоговиками, то они начинают мероприятие с 1 января следующего года и заканчивают 1 октября еще через год, когда станут известны все результаты. Получается, что на мониторинг уходит 22 месяца. Подавать заявление следует в местное отделение налоговой службы.

Судебная практика по статье 55 НК РФ

Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).

Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.

НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:

  • заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
  • компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
  • обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий