Что составляет систему налогового права в рф

Что такое система налогообложения?

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству. Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты. При грамотном планировании налоговая нагрузка бизнесмена может быть ниже, чем подоходный налог наемного работника.

Ну и коль мы говорим о системе налогообложения, то надо понимать ее основные элементы. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения – прибыль, доход или иная характеристика, при появлении которой возникает обязанность платить налог;
  • налоговая база – денежное выражение объекта налогообложения;
  • налоговый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате;
  • налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

На сегодняшний день в России можно работать в рамках следующих налоговых режимов (систем налогообложения):

  • ОСНО – общая система налогообложения;
  • УСН – упрощённая система налогообложения в двух разных вариантах: УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы;
  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход (отменяется с 2021 года);
  • ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог;
  • Патентная система налогообложения (только для налогообложения ИП)
  • НПД — налог на профессиональный доход (доступен ИП и физическим лицам без регистрации ИП).

Как видим, есть из чего выбрать.

Примечание: Есть еще одна редко используемая система налогообложения — при выполнении соглашений о разделе продукции, которая применяется при добыче полезных ископаемых, но мы не будем рассматривать ее в рамках этой статьи.

Давайте ознакомимся с главными элементами российских налоговых режимов. Учтем, что на ОСНО платят несколько разных налогов: НДС, налог на имущество организаций или физических лиц, плюс ИП на ОСНО платят налог на доходы физических лиц, а организации — налог на прибыль.

Элемент УСН ЕНВД ЕСХН ПСН ОСНО
Объект налого­обложения Доходы (для УСН Доходы) или доходы, умень­шенные на расходы (для УСН Доходы минус расходы Вмененный доход налого­платель­щика Доходы, умень­шенные на величину расходов Потенци­ально возможный к получению годовой доход

Для налога на прибыль — прибыль, то есть доходы, умень­шенные на величину расходов.

Для НДФЛ — доход, полученный физлицом.

Для НДС – доход от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций и физлиц – недвижимое имущество.

Налоговая база Денежное выражение доходов (для УСН Доходы) или денежное выражение доходов, умень­шенных на расходы (для УСН Доходы минус расходы) Денежная величина вмененного дохода Денежное выражение доходов, умень­шенных на величину расходов Денежное выражение потенци­ально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль — денежное выражение прибыли.

Для НДФЛ – денежное выражение дохода или стоимость имущества, полученного в натуральной форме.

Для НДС – выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций – среднегодовая стоимость имущества.

Для налога на имущество физлиц- инвентаризационная стоимость имущества.

Налоговый период Календар­ный год Квартал Календар­ный год Календар­ный год либо срок, на который выдан патент

Для налога на прибыль — календар­ный год.

Для НДФЛ – календар­ный год.

Для НДС – квартал.

Для налога на имущество организаций и физлиц – календар­ный год.

Налоговые ставки по регионам от 1% до 6% (для УСН Доходы) или от 5% до 15% (для УСН Доходы минус расходы) 15% величины вмененного дохода 6% от разницы между доходами и расходами 6% потенци­ально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль – 20% в общем случае, и от 0% до 30% для отдельных категорий плательщиков.

Для НДФЛ – от 13% до 30%.

Для НДС – 0%, 10%, 20% и расчетные ставки в виде 10/110 или 20/120.

Для налога на имущество организаций – до 2,2%

Для налога на имущество физлиц – до 2%.

Похожие главы из других книг:

35. Нормы труда и их невыполнение
Выявив причины невыполнения норм труда, мы сможем вычислить заработную плату. Если в невыполнении виноват работодатель, то при повременной работе оплата будет проводиться за фактически отработанное время, а при сдельной оплате за

1.1 Нормы права в страховой деятельности
В последнее время страхование становится одной из самых динамично-развивающихся сфер хозяйственной деятельности. Это обусловлено функцией страхования и образуемого страхового фонда – минимизировать неблагоприятный результат

11. Налогово-правовые нормы
Норма налогового права – это общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению,

12. Нормы и структура банковского права
Норма банковского права – это санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере регулирования и осуществления банковской

7.3. Юридические факты в налоговом праве
Всякое правоотношение связано с юридическими фактами.Юридические факты в налоговом праве выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.Функции юридических

Лекция 16. Санкции в налоговом праве

16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ
Действующие санитарные нормы содержат все подробные и конкретные рекомендации к работе, а также требования к помещению, расположению и оборудованию парикмахерской или салона красоты.ПОСТАНОВЛЕНИЕГлавного государственного санитарного

НОРМЫ И СТАНДАРТЫ
этические нормы и профессиональные стандартыНадо признаться, эту тему я не люблю. В особенности про этику. «Не обмани сам и не дай обмануть себя», — вот этика любого бизнеса, а все прочее покрывается форму-лой «на войне как на войне». Это как сущее и иное.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Кроме устоявшихся традиций на оценку правильности или неправильности действий влияют принятые в обществе социальные нормы. Именно они уже в детстве дают нам понять, что хорошо учиться и помогать маме – это правильно, а грубить старикам и обижать слабых

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Нормы морали и социальные нормы часто отождествляют, хотя на самом деле это не одно и то же. Моральные нормы носят более глобальный характер, апеллируя к абсолютным категориям, таким как добро и зло, и человек обращается к ним в тех случаях, когда ему

Правовые нормы
Рекламная деятельность – предмет применения многих правовых норм: кодексов, законов, актов, правил. Для того чтобы не нарушить тех или иных норм, а также вести позитивное рекламное воздействие на потребителей, рекламодателю необходимо иметь определенные

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ФИРМЕ
Все больше компаний разрабатывают и официально декларируют этические ценности и нормы. Отчет Cadbury о корпоративном управлении послужил официальной поддержкой этому, и в 1992 г. он рекомендовал компаниям применять подобные декларации.Декларации

НОРМЫ
Нормы – это неписаные правила поведения, «правила игры», которые неофициально направляют поведение. Нормы сообщают людям о том, что, как предполагается, они должны делать, говорить, как поступать, даже какую одежду носить. Нормы никогда не формулируются в

НОРМЫ
Тесты можно интерпретировать, сопоставляя баллы конкретного кандидата с баллами, полученными группой, на которой этот тест проверялся, с нормой эталонной группы. Нормативные показатели берут из таблиц норм. Как правило, применяемая шкала показывает процент

Этические нормы
Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами профессионального поведения, устанавливают приемлемые нормы поведения для

2.3. Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права
Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо

Особенности норм налогового права:

  1. являются средством реализации публичных,
    а не частных интересов;

  2. почти не имеют своего прототипа в
    общественной жизни;

  3. отличаются от других норм в системе
    правасвоей нестабильностью;

  4. в подавляющем большинстве случаев они
    являются обязывающими;

  5. особый порядок их действия во времени.

Подробнее
об особенностях

Налоговые нормы, являясь разновидностью
финансово-правовых норм, прежде всего
являются средством реализации публичных,
а не частных интересов. Это обусловлено
принадлежностью налогового права к
финансовому праву как праву публичному.
В связи с этим нормы налогового права,
как и финансово-правовые нормы в целом,
являются средством реализации интересов
всего общества, государства, муниципальных
образований. Этим они отличаются от
норм частного права (гражданского,
семейного и др.), являющихся средством
реализации отдельных юридических и
физических лиц.

Нормы налогового права, так же как и
нормы финансового права в целом, почти
не имеют своего прототипа в общественной
жизни. Иначе говоря, с точки зрения
происхождения норм налогового права
им весьма редко предшествуют фактические
правила поведения, складывающиеся в
общественной жизни. Как правило, все
происходит наоборот.

Законодатель сам, исходя из общественных
потребностей, правовой политики и т.
д., конструирует модель поведения в
сфере налогообложения, а затем фиксирует
ее в норме налогового права. Так возникают
исключительно все материальные нормы
налогового права, т. е. нормы, устанавливающие
налогоплательщиков по каждому налогу,
объекты налога, налоговые базы, налоговые
периоды, ставки налогов и др. Так же
возникают и процессуальные нормы
налогового права. Однако практика
показала, что иногда они могут сначала
формироваться как фактические. Иначе
говоря, сначала может создаваться
фактическая модель поведения, а затем
законодатель ее фиксирует в правовой
норме.

Нормы налогового права, как и все
финансово-правовые нормы, отличаются
от других норм в системе права своей
нестабильностью.

Налоговое право в любом обществе
регулирует отношения, в которых налоги
выполняют как фискальную, так и
регулятивную функцию. Последняя является
производной от состояния экономики в
стране, финансовой политики на том или
ином этапе развития и т. д. Учитывая, что
эти факторы в любом обществе являются
весьма подвижными, налогово-правовое
регулирование является весьма изменчивым
по определению. Соответственно, нормы
налогового права очень часто изменяются.
Главным образом это касается тех норм
налогового права, которые устанавливают
налоговую базу, ставки отдельных налогов,
налоговые льготы.

Характерной чертой норм налогового
права как разновидности финансово-правовых
является то, что в подавляющем большинстве
случаев они являются обязывающими.
Иначе говоря, нормы налогового права
регулируют отношения главным образом
через установление обязанностей для
субъектов налогового права. Это вполне
естественно, ибо метод властных
предписаний, доминирующий в финансовом
праве, предполагает, что решение любого
вопроса осуществляется волейодной стороны, а именно: государства,
уполномоченного им органа или
муниципального образования. Например,
государство, установив налоги и сборы,
не оставляет субъектам никакой
самостоятельности, а только обязывает
их к уплате в точном соответствии со
своими требованиями. Равным образом
государственные органы, уполномоченные
давать в финансовом правоотношении
властные предписания, сами всегда
связаны требованиями обязывающих
финансово-правовых норм. Например,
налоговый орган по результатам налоговой
проверки дает властные предписания к
уплате недоимок и пеней в бюджет. При
этом в НК РФ определены требования к
такого рода предписаниям и свобода воли
налогового органа очень мала.

Конечно, среди норм налогового права
имеются и управомочивающие. Однако
число таких норм относительно обязывающих
сравнительно невелико. Примером является
норма ст. 21 НК РФ, закрепляющая права
налогоплательщиков (плательщиков
сборов), которые налогоплательщик может
реализовать или не реализовать в
зависимости от его усмотрения.

Особенность управомочивающих норм
налогового права состоит в том, что они
в большинстве случаев производны,
вторичны от обязывающих. Они как бы
«привязаны» к обязывающей норме, образуя
с ней целый комплекс норм. Например, все
управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ
производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ,
закрепляющей обязанность уплаты налога
и сбора. Без этой нормы управомочивающие
нормы не имели бы никакого смысла и у
субъектов налогового права не возникало
бы потребности в их реализации.

Специфические черты, обусловленные их
принадлежностью к налоговому праву как
подотрасли права финансового:

  • регулируют не все, а только часть
    отношений, возникающих в процессе
    финансовой деятельности государства
    и муниципальных образований (только
    те отношения, которые возникают по
    поводу собирания государством и
    муниципальными образованиями денежных
    средств;

  • особый порядок их действия во времени.
    Действие нормы налогового права во
    времени начинается с момента вступления
    в силу содержащего ее нормативного
    акта.

Так, нормы, содержащиеся в федеральных
законах и регулирующие самые различные
общественные отношения, начинают
действовать на всей территории РФ через
10 дней с момента их официального
опубликования, если самими законами
или актами палат не установлен другой
порядок вступления в силу. Что касается
норм налогового права, то в случае, если
они содержатся в актах законодательства
о налогах и сборах, порядок их действия
во времени вытекает из анализа ст. 5 НК
РФ. В соответствии со ст. 5 НК РФ нормы
налогового права, содержащиеся в актах
законодательства о налогах, начинают
действовать не ранее чем по истечении
одного месяца со дня официального
опубликования актов законодательства
о налогах и не ранее первого числа
очередного налогового периода по
соответствующему налогу. Нормы,
содержащиеся в актах законодательства
о сборах, начинают действовать не ранее
чем по истечении одного месяца со дня
официального опубликования названных-
актов. Однако из этого правила есть
исключение, а именно: нормы налогового
права, содержащиеся в федеральных
законах, которыми вносятся изменения
в НК РФ в части установления новых
налогов и (или) сборов, а также содержащиеся
в актах законодательства о налогах и
сборах субъектов РФ и актах представительных
органов местного самоуправления,
вводящих налоги (или сборы), начинают
действовать не ранее 1 января года,
следующего за годом принятия вышеназванных
актов, но не ранее одного месяца со дня
их официального опубликования (п. 1 ст.
5 НК РФ).

Что касается норм налогового права,
содержащихся в иных нормативных правовых
актах, то на них распространяется общий
порядок действия, установленный в Указе
ПрезидентаРФ от 23 мая 1996
г. «О порядке опубликования и вступления
в законную силу актов Президента РФ,
Правительства РФ и нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти».

В структуре норм налогового прававыделяются гипотеза, диспозиция и
санкция.

Особенности санкций
налоговых норм:

  • санкции норм налогового права имеют
    денежный характер (пеня и штраф);

  • санкции норм налогового права имеют
    правовосстановительный (пеня) и
    карательный (штрафной) характер;

  • чаще всего правовосстановительные и
    карательные санкции норм налогового
    права применяются одновременно;

  • денежные средства, получаемые в
    результате применения санкций норм
    налогового права, зачисляются в бюджеты
    (государственные и муниципальные), а
    также в государственные внебюджетные
    фонды.

Норма налогового права не тождественна
статье акта налогового права. Как
правило, все элементы, из которых состоит
норма налогового права, не содержатся
в одной статье акта налогового права,
а размещаются в разных статьях. Например,
ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая
в формулировке опущена, но подразумевается)
и диспозицию налоговой нормы, определяющую
порядок учета налогоплательщиков, а в
ст. 116 НК РФ содержится санкция этой
налоговой нормы, так как в ней
предусматривается ответственность за
нарушения сроков постановки на учет в
налоговом органе.

Аналоги Доны

При необходимости препарат может быть заменен лекарствами с аналогичным составом и фармакологическими свойствами.

Полными структурными аналогами Доны являются:

Препараты с аналогичным терапевтическим действием:

Все перечисленные лекарства имеют разные показания и ограничения для использования, поэтому категорически не рекомендуется принимать их без консультации со специалистом.

Система налогового правоотношения

Система налоговых правоотношений представляют собой определенные отношения, которые охраняются государством и могут возникать в сфере российского налогообложения. Довольно значимую часть в системе налогового права определяют обязанности и права, которые предусмотрены нормами в системе современного налогового права.

Замечание 1

Стоит отметить, что отдельную нишу занимают налоговые правоотношения, которые наделены определенными общественными отношениями. Во-первых, это общественные отношения, которые подкреплены юридическими нормами и существуют на территории определенного государства. Все отношения, которые могут возникнуть между юридическими, физическими лицами и государственными системами определяют установленную общественную значимость. Во-вторых, это отношения, которые возникают на основании денег. В-третьих, это социально – значимые отношения, которые могут регулировать все существующие нормы налогового права.

Так или иначе, но все разновидности норм налогового права позволяют регулировать и контролировать существующие юридические правила. Таким образом, образуется специализированная юридическая связь, которая устанавливает и может изменять при необходимости субъективные права и обязанности юридического уровня.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Источники налогового права

В соответствии с Налоговым кодексом и Конституцией Российской Федерации выделены и установлены определенные источники современного налогового права:

  • международные договоры Российской Федерации.

    Стоит отметить, что в результате международных договоров, которые определяют иные нормы и правила, будут приняты исключительные нормативные и правовые акты.

  • Конституция Российской Федерации.

  • Налоговых кодекс Российской Федерации. Именно Налоговый кодекс имеет возможность устанавливать всю систему налогообложения, налоговых сборов, и так далее.
  • возможность принимать какие – либо федеральные законы, которые устанавливают порядок и исключения в сборах и налогах.
  • нормативные и правовые акты, указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
  • нормативные и правовые акты, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации.
  • нормативные и правовые акты, которые установлены на федеральном (законодательном) уровне, который касается исполнительной власти.
  • законы и прочие акты, которые приняты на всей территории Российской Федерации. В-девятых, это нормативные акты, которые приняты органами местного самоуправления.

Налоговая инспекция РФ

Предмет налогового права

Все
отрасли или подотрасли права различаются
между собой прежде всего по предмету
правового регулирования.
Поэтому, чтобы дать понятие налогового
права, необходимо выявить специфику
общественных отношений, составляющих
его предмет.

Принципиальное
значение для выявления круга общественных
отношений, составляющих предмет
налогового права, имеет ст.
2 НК
РФ, которая называется «Отношения,
регулируемые законодательством о
налогах и сборах».

Предмет
налогового права ―
совокупность однородных имущественных
и связанных с ними неимущественных
общественных отношений, складывающихся
между государством, налогоплательщиками
и иными лицами по поводу установления,
введения и взимания налогов в доход
государства (муниципального образования),
осуществления налогового контроля и
привлечения к ответственности за
совершение налогового правонарушения.

Общественные
отношения, входящие в сферу налогового
правового регулирования, можно
сгруппировать следующим образом:

  • по
    установлению налогов и сборов;

  • по
    введению налогов и сборов;

  • по
    взиманию налогов;

  • возникающие
    в процессе осуществления налогового
    контроля;

  • возникающие
    в процессе обжалования актов налоговых
    органов, действий (бездействия) их
    должностных лиц;

  • возникающие
    в процессе привлечения к ответственности
    за совершение налогового правонарушения.

Установленный
ст. 2 НК РФ перечень имущественных и
процессуальных отношений, образующих
предмет налогового права, является
исчерпывающим и расширительному
толкованию не подлежит.

Специфика
отношений, регулируемых нормами
налогового права,
состоит в том, что они складываются в
особой сфере жизни общества —
финансовой деятельности государства
и местного самоуправления, направленной
на аккумулирование денежных средств в
доход публичных субъектов.

Можно
выделить следующие основные отличительные
признаки отношений, составляющих предмет
правового регулирования налоговых
отношений:

  • их
    имущественный характер;

  • направленность
    на образование государственных и
    муниципальных финансовых ресурсов;

  • то,
    что обязательным их участником и
    воздействующим субъектом является
    государство или муниципальное образование
    в лице компетентных органов.

Наиболее
полное представление о структуре
предмета налогового права дает
его классификация
по различным основаниям.

1)  
 В зависимости от функций налоговой
деятельности:

  • материальные
    отношения;

  • процессуальные
    (процедурные) отношения.

2)  
 В зависимости от институциональной
принадлежности:

  • установлению
    и введению налогов и иных обязательных
    платежей;

  • исполнению
    обязанности по уплате налогов и сборов;

  • осуществлению
    налогового контроля;

  • охране
    механизма правового регулирования
    налоговой сферы;

  • налогообложению
    организаций;

  • налогообложению
    физических лиц;

  • установлению
    особых налогово-правовых режимов.

3)  
 По экономическому критерию:

  • финансовые
    (опосредующие движение денежных средств
    и обладающие характерными признаками
    финансов, например отношения по взиманию
    налогов);

  • нефинансовые
    (в результате функционирования которых
    не происходит движения денежных средств,
    однако эти отношения лежат в основе
    налоговых и направлены на создание,
    изменение или прекращение налоговых
    правоотношений (в качестве примера
    можно привести установление налогов,
    налоговый контроль, привлечение к
    налоговой ответственности) .

Нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами

местного самоуправления как источник
налогового, права .

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий