Налогоплательщик

Защита при проведении налогового контроля

В случае, если в отношении налогоплательщика проводится налоговый контроль, ему обеспечивается защита. В рамках нее он может представлять пояснения, документы и другие доказательства и сведения в обоснование своей позиции.

Кроме того, предоставляются следующие возможности:

  • получение копий требований и актов проверяющей структуры;
  • требование соблюдения законных процедур;
  • не осуществление исполнения заведомо незаконных требований и предписаний проверяющих;
  • участие в заседаниях, на которых изучаются налоговые документы и вынесение заявления по существу рассматриваемых вопросов;
  • обжалование всех актов, требований и решений налоговых структур, а также требование возмещения причиненных в результате нарушения убытков. Возможна как судебная защита (порядок и особенности предусмотрены процессуальными нормами), при которой подается исковое заявление, так и обращение в вышестоящую инспекцию (порядок содержится в НК).

Также налогоплательщик имеет право на соблюдение сохранение налоговой тайны. Инспекцией должна быть обеспечена ее защита, не допускающая того, чтобы эти сведения утекли.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок.

Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. 

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, которая подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:

  • представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;

  • соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;

  • соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;

  • соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.

Таким образом, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

  • в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;

  • соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);

  • представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));

  • применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

Классификация налогов по объекту обложения

Дробление основных видов налогов в России также определяется по объекту обложения. Простыми словами, транши группируются по тому, что облагается налоговым бременем. Принято выделять несколько ключевых категорий:

  1. Имущественные — это те транши, которые уплачивают собственники определенного имущества. Например, если в собственности компании или гражданина имеется земельный участок, квартира, жилой дом, транспортное средство и прочие налогооблагаемые активы, то им придется перечислить деньги в бюджет. Размер перечислений определяется в зависимости от стоимости объекта.
  2. Доходные — объектом этих НО являются доходы налогоплательщиков. Например, для простых граждан — это НДФЛ. Он устанавливается в процентном отношении от полученного дохода физлица за отчетный период. Аналогичные правила действуют для компаний.
  3. Рентные — транши, которые уплачивают за пользование природными объектами, добычу полезных ископаемых. То есть платеж является рентой за эксплуатацию, добычу определенного рода природных ресурсов.
  4. Потребления. Данная категория НО определяется как обременение при потреблении. Простыми словами, обязательства возникают при приобретении товаров, работ, услуг для собственных нужд, то есть для собственного потребления. По данному критерию классификации налогов с примерами относятся все косвенные обязательства.
  5. Особые — те обязательства, которые уплачивают налогоплательщики, реализующие особые (исключительные) виды деятельности. Например, осуществление игровой деятельности влечет за собой наложение такого фискального обременения, как НО на игорный бизнес.

Прерывается ли 183-дневный период на обучение или лечение?

Данный период согласно п. 2 ст. 207 НК РФ не прерывается на краткосрочные выезды, если они связаны с обучением и лечением, если они составляют менее 6 месяцев.

Кроме того, закон не ограничивает налогоплательщиков НДФЛ по возрасту, типам учебных заведений, видам лечебных учреждений и типам заболеваний и даже по странам. ФНС России в письме от 23.09.2008 № 3-5-03/529@ подтвердила этот тезис. Основное ограничение связано с временным промежутком таких действий – обучение или лечение не должно длиться более 6 месяцев. Превышение данного периода будет засчитываться как нахождение за границей. В результате у налогоплательщика появляется угроза оказаться в рядах нерезидентов. Об этом разъясняет Минфин России в письме от 08.10.2012 № 03-04-05/6-1155.

Контрольные органы в дополнение (письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182, в частности) указывают, что данный срок необходимо подтверждать документально. В этом качестве могут выступать договоры с учебными или лечебными организациями, справки от них с указанным временем обучения или лечения, копии заграничных паспортов с отметками пограничников о пересечении границы.

Пример

Работник компании «Омега» проходил обучение за границей в несколько этапов:

  • с 1 по 20 сентября 2018 года (20 календарных дней);
  • с 19 по 30 января 2019 года (12 календарных дней);
  • со 2 по 27 марта 2019 года (26 календарных дней).

В сумме все дни составят меньше 6 месяцев, а значит, налоговым резидентом РФ данный работник станет на 183-й день.

Цели пребывания – обучение или лечение – должны быть обозначены изначально в цели поездки. Если, например, лечение пройдено попутно, то время, потраченное на медицинские услуги за рубежом, в период нахождения на территории РФ не засчитывается. Подтверждение данному тезису по отношению к краткосрочному обучению содержится в письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Пример

Работник компании «Омега» заключил на 9 месяцев трудовой контракт с компанией из Бельгии. Приступил он к выполнению обязанностей 1 февраля 2019 года, а через полтора месяца 16 марта там же в Бельгии начал заниматься на 4-месячных курсах усовершенствования профессиональных навыков.

Эти 4 месяца занятий ему нельзя будет включать в период нахождения в Российской Федерации.

2.2 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Налогоплательщики (плательщики сборов)
как субъекты налоговых правоотношений
имеют не только права, но на них возложены
определенные обязанности.

Налогоплательщики обязаны:

-уплачивать законно установленные
налоги;

-встать на учет в налоговых органах,
если такая обязанность предусмотрена
Налоговым кодексом РФ;

-вести в установленном порядке учет
своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая обязанность
предусмотрена законодательством о
налогах и сборах;

-представлять в налоговый орган по месту
учета в установленном порядке налоговые
декларации по тем налогам, которые они
обязаны уплачивать, если такая обязанность
предусмотрена законодательством о
налогах и сборах, а также бухгалтерскую
отчетность в соответствии с Федеральным
законом «О бухгалтерском учете»;

-представлять налоговым органам и их
должностным лицам в случаях, предусмотренных
Налоговым кодексом РФ, документы,
необходимые для исчисления и уплаты
налогов;

-выполнять законные требования налогового
органа об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах, а
также не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых
органов при исполнении ими своих
служебных обязанностей;

-предоставлять налоговому органу
необходимую информацию и документы в
случаях и порядке, предусмотренном
Налоговым кодексом РФ;

-обеспечивать в течение четырех лет
сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов, необходимых
для исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих полученные
доходы (для организаций также и
произведенные расходы) и уплаченные
(удержанные) налоги.

Налогоплательщики организации и
индивидуальные предприниматели, кроме
вышеназванных обязанностей, обязаны
сообщать в налоговый орган по месту
учета:

-об открытии или закрытии счетов в
десятидневный срок;

-обо всех случаях участия в российских
и иностранных организациях в срок не
позднее одного месяца со дня начала
такого участия;

-обо всех обособленных подразделениях,
созданных на территории РФ, в срок не
позднее одного месяца со дня их создания,
реорганизации или ликвидации;

-об объявлении несостоятельности
(банкротстве), о ликвидации или
реорганизации в срок не позднее трех
дней со дня принятия такого решения;

-об изменении своего места нахождения
в срок не позднее десяти дней со дня
принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать
законно установленные сборы, а также
нести иные обязанности, установленные
законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее
выполнение возложенных на него
обязанностей налогоплательщик (плательщик
сборов) несет ответственность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены приказом ФНС.

Соответствие показателям прописанных критериев позволяет причислить организацию к крупнейшим налогоплательщикам.

Такими критериями являются:

  • Показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на финансовые результаты деятельности взаимозависимых лиц;

  • Наличие лицензии (специального разрешения), дающей право организации на осуществление определенных  видов деятельности;

  • Проведение налогового мониторинга.

Права и обязанности по закону

Разобравшись с понятием, кто такой налогоплательщик (определение дано в ), разберемся, какие права и обязанности он имеет.

Так, в соответствии с п. 1 , за плательщиками налогов и сборов закреплены следующие обязанности:

  1. Своевременно и в полном объеме уплачивать все налоговые обязательства, которые устанавливаются действующим фискальным законодательством.
  2. Самостоятельно обеспечить своевременную постановку на учет в соответствующих органах, если это установлено в НК РФ.
  3. Самостоятельно вести учет доходов, расходов и(или) объектов налогообложения, если такие нормы закреплены в Налоговом кодексе.
  4. Своевременно предоставлять отчетность, а также документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности, права на получение льготы, сведения об объекте налогообложения.
  5. Беспрекословно выполнять законные требования представителей ИФНС, не препятствовать налоговикам выполнению их служебных обязанностей, содействовать инспекторам, исправлять выявленные нарушения в установленные сроки.
  6. Хранить документы налогового и бухгалтерского учета не менее 4 календарных лет. Предоставлять данную документацию по запросу в установленные сроки.

Помимо обязанностей, налогоплательщики (организации и физлица) имеют определенные права. Все действующие полномочия поименованы в п. 1, 3 . К основным правам НП относят получение:

  • бесплатных сведений о налогах, сборах, пошлинах и прочих обязательствах;
  • бланков отчетности и разъяснений к их составлению;
  • разъяснений от представителей ФНС и Минфина РФ, а также от региональных и муниципальных властей в части правил применения фискальных норм;
  • рассрочки, отсрочки или инвестиционных налоговых кредитов;
  • возможности пользоваться льготами, привилегиями и специальными режимами налогообложения;
  • возможности участвовать в налоговых проверках, отстаивать свои интересы самостоятельно либо через представителя.

Итак, ключевое понятие налогоплательщика — это субъект, который обязан нести налоговое бремя перед государственным бюджетом по уплате налоговых обязательств, сборов, страховых взносов и прочих обязательств, регламентированных фискальным законодательством.

Представительство в налоговых правоотношениях

Данное представительство является осуществлением юридических действий, которые совершает налоговый представитель. Его права и возможности должны быть подтверждены с помощью соответствующих документов. Законодательство допускает вариант совместного участия основного плательщика и официального представителя в налоговых вопросах.

Отличительные особенности представительства:

  • представитель осуществляет юридическую помощь и содействие в приобретении возможностей и обязанностей плательщика в взаимодействии с третьими лицами;
  • представитель проводит разного рода деятельность в отношении других лиц, действуя в интересах налогоплательщика;
  • в процессе предоставления услуг представителя не касаются никакого рода последствия, возникшие при взаимодействии с третьими лицами.

Существует два варианта представительства в налоговых вопросах:

  • представительство на законном уровне;
  • уполномоченное представительство.

Представительство на законном уровне

Представителями на законном уровне являются лица, в чьи обязанности входит роль парламентера на основании закона. Такого рода представителем частного лица могут выступать родители, опекуны или усыновители. Они представляют права и интересы ребенка в правоотношениях с любыми лицами. Также они являются представителями в судах без специальных разрешений и полномочий.

Любые действия или бездействия законных представителей, которые представляют интересы частного лица или организации, законодательно расцениваются как действия непосредственно самой организации или физического лица.

Уполномоченное представительство

Уполномоченным представителем может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Налогоплательщик передаёт ему полномочия представлять свои интересы в судебных или в иных вопросах. Такими представителями не могут выступать должностные лица налоговых или судебных органов, служители правоохранительных органов и органов прокуратуры.

Уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность на основании выданной и нотариально заверенной доверенности от частного лица либо от организации. Доверенность оформляется и выдаётся в соответствии с действующим законодательством.

НДФЛ

Обязанность удержания НДФЛ возникает у любой организации. При выплате любого дохода физическому лицу, не являющемуся ИП, компания обязана удержать НДФЛ. К таким выплатам относятся:

  • все вознаграждения в рамках трудового договора;
  • выплаты по договорам подряда и иным гражданско-правовым договорам;
  • материальная помощь;
  • оплата аренды имущества.

Правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ прописаны в главе 23 НК РФ. Организация, кроме того, обязана вести регистры по выплаченным физлицам доходам и удержанным суммам НДФЛ и предоставлять в ИФНС отчетность:

  • отчет 6-НДФЛ — ежеквартально;
  • справки 2-НДФЛ — ежегодно.

Частным случаем является брокерская деятельность. Тому, кто удерживает НДФЛ (брокер — налоговый агент), посвящена отдельная . Брокер обязан рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ при выплате доходов от операций с ценными бумагами и иными производными финансовыми инструментами при осуществлении этих операций в интересах налогоплательщика на основе договоров: на брокерское обслуживание, доверительное управление, поручения, комиссии или агентирования.

Кто есть кто

Бухгалтеры и экономисты со стажем помнят, что существует в термина: налоговые агенты и сборщики налогов. Посмотрим, в чем сходства и различия.

Понятие «налоговый агент» раскрыто в НК РФ — этому посвящена . Это лицо, которое, в соответствии с требованиями законодательства, обязано исчислить и удержать фискальный платеж у налогоплательщика, а также в оговоренное в законе время перечислить удержанные суммы в бюджет РФ.

До 2007 года в практике налогообложения существовало понятие «сборщик налогов». Ими признавались лица, уполномоченные на сбор средств в уплату фискальных платежей от налогоплательщиков. Их права и обязанности регулировались . С 01.01.2007 указанная статья прекратила свое действие. В настоящее время понятие «сборщик налогов» в законодательстве РФ не применяется.

Права и обязанности налогоплательщика и плательщика сбора

Правовое положение (статус) этих субъектов предполагает наличие определенных прав и обязанностей. Другие его элементы включают ответственность налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В случае применения последней, закон предусматривает возможность отстаивания интересов. Это выражается в таком институте, как права налогоплательщиков на защиту.

Перечень всех прав, принадлежащих налогоплательщикам установлен в ст. 21 НК и предусматривает следующее:

1. Получение бесплатной информации обо всех налогах, подлежащих уплате, включая их основные элементы (объект налогообложения, база, ставка и другие). Помимо этого, он может получить действующую форму любой декларации и проконсультироваться о том, как ее заполнить. Также предусмотрено информирование о порядке постановки на учет и о том, как выдается соответствующее свидетельство.

2. Получение разъяснений Минфина о порядке установления и внесения федеральных, региональных и местных обязательных платежей и структурах, осуществляющих информирование об итоговом размере налога. Для решения такой проблемы этого нужно подать заявление.

3. Использование всех имеющихся налоговых льгот, в том числе, освобождение. Конкретные послабление содержатся в нормах 2-й части НК. Каждый налог может предусматривать отдельные льготы.

4. Отсрочка, рассрочка платежа либо получение инвестиционного налогового кредита, порядок предоставления которого определен нормами НК.

5. Распоряжение переплаченными суммами налогов. Возможен как их в зачет как в по будущим начислениям, так и возврат.

6. Встречное информирование со стороны налоговой инспекции в ходе сверки расчетов с бюджетом.

В этой статье содержится лишь база. Перечень прав носит открытый характер и может дополняться специальными нормами.

Налогоплательщики обязаны соблюдать требования ст. 23 НК. К ним относятся следующие действия:

1. Внесение всех предусмотренных платежей. Субъекты налогообложения и плательщики сборов обязаны исполнять установленные законом налоговые обязательства. Помимо самих расчетов с бюджетом, в ряде случаев, должны самостоятельно определять некоторые элементы налога (объект налогообложения, база, ставка).

2. Постановка на регистрационный учет налогоплательщиков обязывает всех лиц состоять на нем по месту нахождения. Каждый из таких субъектов должен получать уникальный номер. Не стоит путать регистрацию ИП и юридических лиц с этой процедурой. Первая носит гражданско-правовой-характер, а постановка служит одним из методов, при помощи которого осуществляется контроль.

3. Представление в налоговую инспекцию по месту нахождения декларации по налогам и сборам. Даже если есть освобождение от уплаты, потребуется информирование (если есть объект налогообложения). В этом случае сдаются нулевые декларации. Иначе бездействие будет рассматриваться в качестве нарушения

Важно внимательно указывать каждый предусмотренный номер

4. Юридические лица должны сдавать бухгалтерскую отчетность по месту своего нахождения.

5. Адвокаты, нотариусы и ИП должны представлять книги учета доходов и расходов в порядке исполнения запросов инспекции.

6. На протяжении 4-х лет хранить налоговые и бухгалтерские документы. Это связано с возможностью проводить проверки доначислять налоги за 3 предшествующих года. При проведении таковой должна обеспечиваться возможность изучить указанные документы.

В этих нормах также перечислена база. Отдельными положениями могут предусматриваться дополнительные обязанности.

Для чего нужны налоги

История появления налогообложения насчитывает несколько тысяч лет и ведет отсчет с появления первых государств, а изменения государственных устройств приводило к изменениям в налоговой системе.

Понятие системы налогообложения и налога

В каждом отдельном государстве действует своя налоговая система. Она необходима для финансирования таких государственных учреждений, деятельность которых направлена на обслуживание нужд государства и его жителей (бюджетные учреждения) и они не получают прибыли от своей деятельности. За счет налогов производится выплата различных пособий.

Регулирует систему налогообложения Налоговый кодекс Российской Федерации, все принятые законы и подзаконные акты должны полностью соответствовать кодексу. Основные принципы системы налогообложения в РФ были заложена в 1992 году, после распада СССР.

Налог — это принудительно взимаемая плата в установленном размере с физических или юридических лиц в пользу государства.

Для чего нужны налоги Государству

Отчисление различных налогов в пользу государства необходимо для финансирования системы здравоохранения, культуры, образование, оборону, социальную поддержку, содержание различных аппаратов управления. Для создания действенных государственных институтов необходим постоянный поток денежных средств.

За счет налоговых сборов население России получает бесплатную медицинскую помощь, отремонтированные дороги, школы, детские сады, также строятся социальные учреждения, например, детские дома, государство выплачивает пособие по безработице, адресную помощь, финансирует программы молодым семьям на приобретение жилья, материнский капитал и т.д.
Систематически уплачивая налоги население выступает соинвесторами своей благоустроенной жизни.

Система налогообложения и налогов в Российской Федерации

Сейчас в России существует шесть систем для целей налогообложения, которые применяются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в разрезе каждой системы юридическое лицо обязано производить уплату различных взносов:
— Общая система обложения налогами или ОСНО (НДФЛ — налог на прибыль или налог на доходы физических лиц для ИП, а также НДС, транспортный, земельный, налог на имущество, при его наличии и прочие);
— Упрощенная система или УСН (уплачивается один из налогов: на доходы или доходы уменьшенные на расходы, НДС и налог на имущество не взимается, действует для субъектов среднего и малого бизнеса);
— ЕНВД или единый налог на вмененный доход (предметом дегрессии является предполагаемый доход, рассчитывается по вещественным показателям, земельный налог не уплачивается);
— ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог (предметом налогообложения является доход уменьшенный на расход, налогом облагается имущество, используемое для сельскохозяйственного производства не взимается);
— Патентная система налогообложения (действует для Индивидуальных предпринимателей, уплачивается как фиксированная плата на определенные виды деятельности, заменяет налоги, НДС, НДФЛ, налог на имущество).
— С 2019 года введен профессиональный налог для самозанятых граждан (действует для физических лиц не имеющих работодателя и сотрудников в штате).

Для юрлиц существует такие налоги, как акциз, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Юридические лица обязаны за каждого своего работника делать следующие отчисления:
— страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 16%,
— накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд 6%,
— на ОМС (обязательное медицинское страхование) 2,9%,
— в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) 5,1%.

Работодатель обязан удерживать и уплачивать НДФЛ в размере 13%, тем не менее, в Российской Федерации установлен один из самых минимальных подоходных налогов в мире. Помимо НДФЛ, на граждан возложено бремя по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество.

Различают сборы по бюджету поступления:
— региональный (налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, транспортный налог);
— местный (земельный налог, налог на недвижимость, налог на имущество физических лиц, торговые сборы).

Чем больше отчислений в тот или иной бюджет, тем больше будет потрачено на нужды области или города.

Многие жители страны не хотят производить налоговые взносы, считая их размеры грабительскими, но при этом требуют качественного медицинского обслуживания и благоустроенности своей жизни, совершенно не понимая, что одно зависит от другого, чем больше отчислений налогов, тем лучше и качественней наша жизнь.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) (Статья 21. НК РФ)

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

1.1. Налогоплательщики — физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

При представлении налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику — физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Кто является плательщиком ндфл

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 НК РФ по общему правилу для организаций документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж и копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

При этом, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета.

Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 Кодекса надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.

4. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения статьи 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций.

Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.

Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании пункта 2 статьи 145 Кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение.

5. В подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Кодекса определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена.

6. В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.

При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 Кодекса необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций.

Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

7. В силу пункта 4 статьи 161 НК РФ по операциям реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением операций, поименованных в пункте 4.1 статьи 161 Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших государству по праву наследования, налог исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет за соответствующих налогоплательщиков налоговыми агентами, в качестве которых выступают органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

При применении данной нормы судам необходимо учитывать, что в приведенный перечень не включены операции по принудительной реализации имущества на основании исполнительных документов, выданных не судами, а иными органами (например, на основании постановлений налоговых органов, вынесенных согласно статье 47 НК РФ), в связи с чем налог по таким операциям уплачивается по общим правилам, то есть самим налогоплательщиком.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий