Что такое государственная тайна

Можно ли получить отказ в допуске

Не нужно думать, что любой претендент на обладание ценной для России информацией при первом же запросе получит на это разрешение. После доскональных проверок, после длительной волокиты человеку могут отказать в праве доступа. Причины, по которым подобное возможно, следующие: во-первых, это наличие судимости за тяжкие преступления

По какому конкретно вопросу судили — в данном случае неважно, а вот то, что судимость имеется, важно, да еще как. Во-вторых, могут отказать в допуске к секретным материалам, если человек претендует на получение доступа по первой или второй форме (где обязательно наличие проверок), но уклоняется от проверочных мероприятий

Кроме того, основанием для отказа служит проживание за границей близких родственников или самого претендента (либо же оформление кем-то из них документов для выезда), признание его недееспособным и/или наличие противопоказаний к подобного рода деятельности по состоянию здоровья.

Таких противопоказаний немного, но тем не менее не стоит сбрасывать их со счетов. К ним относятся болезни нервной системы (в частности, подверженность эпилептическим припадкам), а также такие недуги, как шизофрения, аффективные расстройства, умственная отсталость, отклонения в норме поведения и так далее. Чтобы доказать отсутствие у себя подобного рода заболеваний, претенденту на обладание ценными государственными сведениями необходимо пройти медицинское обследование, включающее обязательное посещение таких врачей, как психиатр, нарколог и невролог. Свое заключение они напишут в справке, которая будет действительна ровно год – так что, если через год человек будет продлевать договор на работу с конфиденциальной государственной информацией, обследование ему придется проходить заново.

Допуск лиц к государственной тайне

Согласно определению, приведенному в ст. 2 Закона о государственной тайне, под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.

В силу ст. 21 Закона о государственной тайне данная процедура предусматривает:

  • принятие гражданином на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну;
  • согласие на частичные, временные ограничения его прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне;
  • письменное согласие гражданина на проведение в отношении его полномочными органами проверочных мероприятий;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне;
  • ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  • принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Более подробно процедура допуска лиц к государственной тайне изложена в Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Инструкция). В соответствии с п

4 Инструкции в зависимости от степени секретности сведений, представляющих собой государственную тайну (сведения особой важности, совершенно секретные, секретные), установлены три формы допуска к ним граждан:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям «особой важности»;
вторая форма — для граждан, допускаемых к «совершенно секретным» сведениям;
третья форма — для граждан, допускаемых к «секретным» сведениям.

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке по месту работы (службы) (п. 5 Инструкции). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск, которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем (п. п. 19, 20 Инструкции).

Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, предоставляют собственноручно заполненную анкету, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 28 Инструкции).

Работники кадрового подразделения организации обязаны ознакомить гражданина, для которого оформляется допуск к государственной тайне, с его обязательствами перед государством, нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, а также получить согласие на частичные и временные ограничения его прав (п. 29 Инструкции). Ограничения, связанные с доступом к государственной тайне, изложены в ст. 24 Закона о государственной тайне. Они касаются права на:

  • выезд за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Ответственность за создание условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомится с необходимым для выполнения должностных (функциональных) обязанностей объемом сведений, составляющих государственную тайну, несут руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций (ст. 25 Закона о государственной тайне).

Получение допуска

В РФ существует специальный Закон о государственной тайне и различные ведомственные инструкции, в которых прописан порядок допуска граждан к гос. тайне.

В данных документах определено, что вначале работник должен дать письменное согласие на проведение проверки по его биографии.

Готовить материалы на лиц, которым необходимо получить доступ к секретным сведениям, должна кадровая служба организации.

В случае, если работнику необходимо получить более высокую форму допуска, то полную проверку материалов кадровой службы проводит ФСБ РФ, с подключением – в необходимых случаях — других органов безопасности.

При этом объем проверки зависит от уровня секретности информации, к которой оформляется разрешение на допуск.

После полной проверки руководитель предприятия имеет право самостоятельно принять решение о выдаче соответствующего разрешения или отказе в нем.

В случае положительного решения оформляется договор с работником, а также специальное приложение к договору, где указывается о выдаче соответствующего разрешения.

Юридически подобное приложение означает, что подписавший его гражданин принял на себя некоторые ограничения и обязанности.

Ограничения для работников, допускаемых к секретам, перечислены в ст. 24 Закона о гос. тайне.

Они могут касаться таких прав, как права выезда за границу, права человека на неприкосновенность частной жизни в период проведения проверки, а также возможности увольнения работника, если ему – по каким-либо причинам — будет отказано в работе с гос. тайнами.

Также в допуске к секретным сведениям (гос. тайнам) могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 22 вышеуказанного Закона:

  • Если работник уклоняется от проверки или сообщил ложные (неверные) анкетные данные
  • Если суд признал данного гражданина недееспособным, а также, если он имеет неснятую судимость или находится под судом
  • Если он — или его близкие родственники — постоянно проживают за границей
  • Если работник имеет медицинские (врачебные) противопоказания, мешающие его работе с секретными сведениями

В перечисленных случаях руководитель организации должен отказать в разрешении к допуску.

Примечания

  1. Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 31
  2. , с. 465.
  3. , с. 473.

Процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны

Руководствуясь п. 2 Постановления Правительства РФ N 1161 сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, в соответствии с перечнями должностей, утверждаемыми Министром внутренних дел РФ, дополнительно к процентной надбавке к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях в размерах, установленных данным постановлением.

При этом в отличие от Приказа Минобороны России N 244 в Приказе МВД России N 445 определены подразделения, относящиеся к структурным подразделениям по защите государственной тайны, а именно: режимно-секретные (выполняющие задачи по обеспечению установленного режима секретности и ведению секретного делопроизводства), мобилизационные (выполняющие задачи по организации мероприятий по переводу органов внутренних дел на работу в условиях военного времени), шифровальные (выполняющие задачи по организации, обеспечению функционирования и безопасности шифрованной связи) подразделения, подразделения по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации (выполняющие задачи по недопущению либо существенному затруднению неправомерных (в том числе непреднамеренных) технических, программных и иных воздействий и процессов, направленных на считывание (хищение) информации, разрушение, искажение или блокирование в процессе ее обработки на объектах информатизации), библиотеки секретных изданий и секретных технических документов, машинописные, чертежные, множительные и копировальные бюро, иные подразделения, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны, а также отдельные сотрудники, на которых согласно должностным (функциональным) обязанностям возложена обязанность по защите государственной тайны.

Надбавка за стаж работы выплачивается по месту службы (военной службы, работы) в следующие сроки (п. 12 Приложения N 1 к Приказу МВД России N 445):

  • сотрудникам органов внутренних дел РФ, ФМС России и военнослужащим внутренних войск МВД России — одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц;
  • федеральным государственным служащим и работникам органов внутренних дел РФ, ФМС России, гражданскому персоналу внутренних войск МВД России — одновременно с выплатой денежного содержания (заработной платы) за проработанное время.

Пример 2. Помощнику начальника штаба полка по мобилизационной работе внутренних войск МВД России В.В. Смирнову приказом командира воинской части с 20.03.2005 установлена ежемесячная процентная надбавка к окладу по воинской должности за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и имеющими степень секретности «совершенно секретно», в размере 20%. Приказом командира воинской части с 20.03.2006 В.В. Смирнову установлена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы (1 год) в структурном подразделении по защите государственной тайны в размере 5% к окладу по воинской должности. Оклад по воинской должности помощника начальника штаба полка по состоянию на 01.03.2006 составляет 2234 руб.

Сумма причитающейся В.В. Смирнову надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурном подразделении по защите государственной тайны:

  • за период с 20.03.2006 по 31.03.2006 — (2234 руб. / 31 день х 12 мес.) х 5% = 43,24 руб.;
  • за период с 01.04.2006 по 30.04.2006 — 2234 руб. х 5% = 111,7 руб.

Также Приказом МВД России N 445 утверждены:

  • Перечень должностей сотрудников, федеральных государственных служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны органов внутренних дел РФ и ФМС России (в разрезе подразделений центрального аппарата МВД России, ФМС России и непосредственно подчиненных МВД России и ФМС России подразделений, а также подразделений системы органов внутренних дел МВД России и ФМС России);
  • Перечень должностей военнослужащих и гражданского персонала структурных подразделений по защите государственной тайны во внутренних войсках МВД России (в разрезе Главного командования внутренних войск МВД России, Главного центра автоматизированной системы управления внутренних войск МВД России, Управлений округов внутренних войск и соединений, воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России).

Н.Муромов

Эксперт журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Ответственность за разглашение государственной тайны

За разглашение гостайны придется отвечать по закону. Ответственность, в зависимости от ситуации, может быть уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной.

Уголовная ответственность может наступить только для тех, кому гостайна стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законом. Человека, который никогда не был официально допущен к государственным секретам, привлечь по этой статье невозможно.

Если, например, человек получил допуск официально, а доверенная ему информация стала известна другим лицам, его могут наказать арестом на срок от 4 до 6 месяцев либо лишить свободы на срок до 4 лет. Но если разглашение приведет к тяжким последствиям, например к гибели людей, его могут лишить свободы на срок от 3 до 7 лет

При этом неважно, как именно гостайну разгласили: устно, в письме, в сообщении электронной почты или в публичном выступлении. Важен тот факт, что она стала достоянием других людей, допуска не имеющих

Пример из суда: в 2003 году два журналиста в Перми написали статью, в которой раскрыли личные данные агента правоохранительных органов, а это совершенно секретная информация. Журналистов и сотрудника милиции, который им про это рассказал, обвинили в разглашении гостайны и дело направили в суд. В результате журналистов суд оправдал: раз они допуска не имели, то и состава преступления в их действиях нет. А вот сотрудника милиции осудили условно.

Но для тех, у кого допуска нет, а с государственными секретами очень хочется ознакомиться, есть другая статья УК РФ. Она предусматривает ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, например путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия или любым другим незаконным способом. Санкция за это — от крупного штрафа до лишения свободы на срок до 4 лет.

В некоторых случаях наказание может быть строже — свободы можно лишиться на срок от 4 до 8 лет. Например, если получать секретные сведения в составе группы или с применением насилия. Также строго накажут, если использовать технику, которая предназначена для негласного получения информации, или сведения, составляющие гостайну, попали за пределы Российской Федерации.

Административная ответственность может применяться в том случае, если нарушителя не привлекли к уголовной ответственности. Но санкция в этом случае — штраф для граждан в размере от 500 до 1000 Р, для должностных лиц — от 4000 до 5000 Р.

Такое теоретически возможно, но встречается в судебной практике редко: если разглашение причинило ущерб государству, человека проще к уголовной ответственности привлечь, а если ущерба нет — применить дисциплинарную ответственность. Но такие материалы в суды иногда направляют.

Пример из суда: в Петропавловске-Камчатском военнослужащий в соцсетях разместил на своей странице сведения о находящихся на вооружении воинской части боевых машинах и снарядах к ним, а также сведения об учениях. Ущерба государству это не причинило, но раз факт был, военная прокуратура решила привлечь его к административной ответственности, тем более что военнослужащий своей вины не отрицал.

Но гарнизонный суд с мнением прокуратуры не согласился. За такое нарушение административная ответственность для военнослужащих не предусмотрена. Постановление о прекращении производства направили командиру части, чтобы он привлек виновного к дисциплинарной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение материального ущерба государству от действий человека, разгласившего гостайну. Возможно это в том случае, если ущерб удастся посчитать в деньгах, например если кто-то раскроет иностранным агентам устройство систем распознавания самолетов и его придется срочно менять. Стоимость замены посчитают, и виновному придется ее возместить.

Но в некоторых случаях теоретически возможно и возмещение морального ущерба, например если раскрыть личность секретного агента спецслужб и все соседи узнают, что он сотрудничает с правоохранительными органами. В этом случае можно подать и иск о возмещении морального ущерба. Заявить такой иск может человек, которому это причинило ущерб, например секретный агент спецслужб, о котором узнали окружающие.

Дисциплинарная ответственность — увольнение. Чтобы уволить работника именно за разглашение, нужно, чтобы в трудовом договоре, инструкции или любом документе, регламентирующем его работу, было упоминание, что он работал со сведениями, составляющими гостайну.

Выплата надбавки за государственную тайну прекращается со дня, следующего за днем:

  • прекращения допуска к государственной тайне;
  • прекращения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;

  • освобождения от воинской должности.

При снижении формы допуска к государственной тайне выплата надбавки за государственную тайну в прежнем размере прекращается с момента издания приказа об установлении надбавки за государственную тайну в новом размере или с даты, указанной в приказе об установлении надбавки за государственную тайну в новом размере и следующей за днем окончания периода, за который военнослужащему выплачена надбавка за государственную тайну в прежнем размере.

Степени секретности сведений, отнесенных к государственной тайне

Как определено положениями ст. 8 Закона о государственной тайне, степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

«особой важности»;
«совершенно секретно»;
«секретно».

Порядок определения размера ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, определен в Правилах отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем свой перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В нем указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием (ст. 9 Закона о государственной тайне).

Грифы секретности

В повседневной деятельности министерств и ведомств Российской Федерации образуется огромное количество документов. Вполне закономерно, что любая управленческая деятельность невозможна без документооборота. Характерной особенностью состояния управления является разнообразие документальных материалов. На основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» немалую долю в этом документообороте составляют документы с грифом «Секретно».

Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно». Гриф «Особой важности»
означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов

Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства. По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения

Гриф «Особой важности»
означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов. Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства

По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения.

Гриф «Совершенно секретно»
распространяется на группу документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну

Важность сохранения в строгой тайне совершенно секретной информации вполне очевидна. Порядок обращения с ней должен быть строго регламентирован

Гриф «Для служебного пользования»
не устанавливает статус секретности, но ограничивает доступ к служебной информации с целью исключить бесконтрольное пользование ими и не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах.

Порядок засекречивания и обращения с грифами
определяется перечнями сведений подлежащих засекречиванию и нормативными актами в области секретного делопроизводства, а также обоснованностью и своевременностью. Утверждение и внесение сведений в перечень в соответствии с законодательством возложено на соответствующих должностных лиц. При составлении данного перечня необходимо учитывать все области производства на основании Закона РФ «О государственной тайне».

Государственную тайну
составляют:

  • сведения в военной области;
  • сведения в области экономики, науки и техники;
  • сведения в области внешней политики и экономики;
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

Весь комплекс мероприятий по засекречиванию носителя сведения содержащего государственную тайну возложен на эксперта. От его квалификации и знаний нормативных актов зависит правильность выполнения мероприятий по обеспечению сохранности тайны.

Гриф секретности документам, а также выпискам из них устанавливается исполнителем и контролируется должностным лицом, подписавшим эти документы. Указанное должностное лицо совместно с исполнителем несет ответственность за правильность присвоения документу грифа секретности. Если в документ включены сведения различной степени секретности, то ему присваивается гриф по высшей степени секретности сведений.

Порядок выплаты надбавки за государственную тайну (Соболева Е.)

или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Надбавка выплачивается за счет утвержденного в организации фонда оплаты труда (абз. 4 п. 1 Правил N 573). При этом организации, которые не имеют ведомственной принадлежности, производят выплату надбавки за счет средств, полученных от основной деятельности (п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).

Начисляется надбавка одновременно с заработной платой (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

На основании п. 3 ст. 255 НК РФ начисления компенсирующего характера, которые связаны с режимом работы и условиями труда и произведены в соответствии с законодательством РФ, относятся к расходам на оплату труда для целей налогообложения.

Следовательно, затраты, связанные с выплатой надбавок за секретность, организации вправе учитывать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы (Письма Минфина России от 17.04.2006 N 03-03-04/4/67, УФНС России по г. Москве от 23.05.2007 N 20-12/049609).

Однако для этого необходимо соблюдать следующие условия:

1) расходы должны быть документально подтверждены.

Согласно абз. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 5485-1, п. 3 Разъяснения N 408н надбавка выплачивается на основании приказа (распоряжения, указания) о работе сотрудника с засекреченными сведениями на постоянной основе. В таком приказе отражаются следующие сведения: должность, Ф.И.О. работника, дата оформления и номер его допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер установленной надбавки.

В силу п. 3 Разъяснения N 408н данный приказ необходимо издавать не реже чем один раз в год, а также:

— при внесении изменений в штатное расписание;

— при внесении изменений в номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;

— в случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне;

— при приеме граждан на работу и их увольнении.

Таким образом, основным документом, подтверждающим реальность расходов, является оформленный соответствующим образом приказ (распоряжение, указание).

Отметим, что, поскольку необходимость выплачивать работникам надбавки за секретность установлена законодательно, организации не обязаны закреплять такие выплаты в трудовых и (или) коллективных договорах (абз. 1, п. 3 ст. 255 НК РФ). В то же время считаем целесообразным сделать это, чтобы исключить возможные претензии со стороны проверяющих;

2) надбавка должна учитываться в расходах только в рамках нормативов, установленных в Правилах N 573. Полагаем, что суммы превышения не являются экономически оправданными затратами и не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 528 | Нарушение авторского права страницы

Сотрудники организаций в силу своих должностных обязанностей могут иметь допуск и работать со сведениями, составляющими государственную тайну <10>. Как правило, это работники государственных учреждений — унитарных предприятий, а также организаций, выполняющих работы по госзаказу.

<10> Понятие государственной тайны, порядок доступа к ней и обеспечение ее защиты регулируются положениями Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1).

В силу ст. 21 Закона N 5485-1 должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлены социальные гарантии.

К разговору о степенях

Самое время вновь вспомнить о пресловутых степенях секретности, которые устанавливаются отдельно для каждого нового документа. Какую из степеней выбрать, напрямую зависит от того, насколько данные сведения важны и, соответственно, насколько большим будет масштаб трагедии, если они просочатся в массы

У каждой степени есть свой особый гриф секретности: «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности». Можно проследить градацию по названиям данных грифов

Но как определить, к какой из трех вышеуказанных категорий относится тот или иной конфиденциальный документ? И кто должен это определять? На самом деле все уже давно определено — постановлением правительства, принятым еще двадцать с лишним лет назад. В нем четко прописано, куда какие сведения отнести. Так, например, к информации под грифом «особой важности» будут относиться все материалы из всех вышеупомянутых сфер (экономика, внешняя политика и иже с ними), если их утечка нанесет урон в данных областях всей стране. Это самый важный (если можно так выразиться) режим секретности.

Гриф «совершенно секретно» ставится на тех документах, разглашение информации о содержимом которых повредит интересам министерств нашей страны в одной или нескольких отраслях. И наконец, к просто «секретным» относится любая остальная информация, разглашение которой причинит немалый вред интересам предприятия или организации в той или иной области. Работа с секретными документами предполагает и их обязательную маркировку, которая наносится на каждый документ после того, как стало ясно, к какой категории секретности он относится. Среди прочей информации, указывающейся на документе, ставится на нем и отметка о дате возможного рассекречивания — либо об условиях, необходимых для того, чтобы это произошло. В любом случае максимально засекретить информацию можно не более чем на тридцать лет. Впрочем, иногда случается такое, что срок продлевают, а иногда, наоборот, сокращают. Так, пять лет назад государственной тайной перестали быть данные о запасах нефти в недрах нашей страны.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий