Формы счетов-фактур скорректируют из-за введения прослеживаемости товаров

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

В чем всё-таки разница?

Принципиальным отличием системы прослеживаемости от маркировки является тот факт, что на сам товар ничего дополнительно не наносится. Здесь ведется учет партиями, а не поштучно. При ввозе из стран ЕАЭС партии товара (РНПТ) присваивается уникальный регистрационный номер, формируемый из данных в декларации. Далее при передаче товара от одного собственника к другому РНПТ указывается в универсальных передаточных документах (УПД) или в документе об отгрузке (для неплательщиков НДС). Следует отметить, что УПД на прослеживаемые товары оформляется отдельно. Таким образом, если в отгрузку попадает и прослеживаемый и непрослеживаемый товар, то необходимо формировать два УПД.

Также в рамках текущего эксперимента, помимо внесения необходимых правок в налоговую декларацию и книгу покупок, разрабатываются формы и форматы новых четырех документов при работе с прослеживаемыми товарами:

1.   Уведомление об остатках. Организации обязаны направить его в срок не позднее 30 дней с даты утверждения перечня продукции, подлежащих прослеживаемости. Далее, при добавлении в список новой товарной категории, необходимо будет оформлять уведомление об остатках, если компания работает с данными категориями.

2.   Уведомление о ввозе (импортеры). Оформляется каждый раз при поступлении партии товара из стран Евразийского экономического союза. На основании этого документа ФНС присваивает РНПТ партиям товара. Уведомление необходимо оформлять только неплательщикам налога на добавленную стоимость. Для тех, кто работает с НДС, РНПТ будет присваиваться на основании данных из таможенной декларации.

3.   Уведомление о вывозе. Документ необходим для списания с оборотов компании товара, который более не подлежит прослеживаемости на территории РФ.

4.   Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами (неплательщики НДС) оформляется раз в квартал.

Всю документацию необходимо составлять и передавать исключительно в электронном виде и через уполномоченных операторов электронного документооборота (ЭДО). Оформление на бумаге будет являться нарушением, а бумажный документ – считаться непредставленным. За неверно оформленные документы предполагаются штрафы. Складывается не совсем приятная для бизнеса ситуация. Те компании, которые по разным причинам ещё не перешли на ЭДО, вынуждены в срочном порядке подключиться к оператору. Будем откровенны, крупные представители рынка давно работают с электронными документами и получают выгоды, даже несмотря на пандемию. А вот для небольших организаций это несомненно принесет дополнительные сложности.

Еще одной отличительной чертой маркировки является уведомление налоговых органов о выбытии товара из оборота компании. При маркировке данную информацию налоговая получает от операторов фискальных данных при продаже продукции конечному потребителю. В случае с прослеживаемостью информация о продаже конечному потребителю будет отражаться в налоговой декларации либо в отчете об операциях и отправляться раз в квартал.

В целом, для крупного бизнеса мало что изменится. А вот для небольших компаний, в особенности работающих без НДС, процесс может усложниться. В первую очередь это обусловлено тем, что необходимо будет подключаться к операторам ЭДО и оформлять дополнительную отчетность.  

Не маркировка

Система прослеживаемости будет исключительно документарной и не будет предусматривать нанесение каких-либо «нашлепок» на товар. То есть, это будет система, существующая в параллель с маркировкой. Прослеживаемость будет реализовываться в электронном виде, и участвовать в этом будут, соответственно, операторы ЭДО.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет определять кабмин. Следить будут за этими товарами при их ввозе в РФ, при реализации на территории РФ, а прекращать слежку будут после того, как товар продан физлицам для личных нужд или вывезен за границу. Если физлицо вернуло продавцу такой товар, то он возвращается в систему прослеживаемости.

Техническая реализация

Прослеживаемость вручную

Прослеживаемость реализуется путем сбора трассировок либо полностью вручную, либо с помощью инструментов, например, в виде электронной таблицы в Microsoft Excel . Хотя этот процесс широко применяется, он громоздок, подвержен ошибкам и часто приводит к информации для отслеживания, которая имеет недостаточное качество из-за различных задействованных инструментов разработки и, как правило, очень большого количества отслеживаемых артефактов.

Прослеживаемость с помощью инструментов

Прослеживаемость с помощью инструментов требует, чтобы информация о разработке, которая распределяется по всей цепочке инструментов разработки, была однородной и агрегированной. Для достижения этого состояния существуют следующие подходы:

Гомогенизация инструментальной среды с помощью инструмента ALM — цепочки инструментов ALM охватывают весь жизненный цикл системы и управляют всеми артефактами процесса разработки в рамках целостного подхода. Средства отслеживания проблем, реализующие шаблон требований Volere , успешно используются в распределенных средах. Преимущество этого подхода состоит в том, что гомогенизация артефактов позволяет легко управлять ими и анализировать их с помощью специальных инструментов инструмента ALM . Недостатком является то, что необходимо реализовать всю цепочку инструментов ALM . В случае внедрения будет сложно заменить определенные инструменты в цепочке инструментов.

Гомогенизация данных с помощью суррогатных требований — инструменты управления требованиями (RM) позволяют хранить, систематизировать и управлять всеми требованиями спецификаций системы и обычно упорядочивают их в дереве спецификаций, которое связывает каждое требование с его родительским требованием в более высокой спецификации. Типичными функциями анализа, основанными на записанной информации о прослеживаемости, являются, например, проверки полноты, т.е. все ли требования системного уровня снижаются до уровня оборудования (с модификациями или без них), оценка отклонений требований на всех уровнях и представление статуса квалификации. Чтобы обеспечить прослеживаемость до типов артефактов, выходящих за рамки требований, инструменты RM часто позволяют импортировать другие артефакты в качестве суррогатных требований, которые затем можно отследить с помощью методов отслеживания требований инструмента. Недостатком этого подхода является то, что для разных типов артефактов необходимы разные адаптеры или преобразователи, которые должны иметь согласованную версию и формат данных. В отличие от инструментов ALM, это согласованность необходимо выполнять самостоятельно.

Гомогенизация данных с помощью специального инструмента отслеживания — основная концепция специальных инструментов отслеживания состоит из трех основных этапов:

  • Определение модели данных, известной как информационная модель прослеживаемости (TIM). Эта модель определяет, какие типы артефактов (например, требования заинтересованных сторон, требования к программному обеспечению, интеграционные тесты, элементы модели системы) и как они связаны.
  • Определение сопоставлений из всех соответствующих данных всех инструментов, которые являются частью вашей цепочки инструментов разработки, и того, как эти данные отображаются в TIM.
  • Метрики и функции анализа определены в TIM, а не в данных, хранящихся в конкретном инструменте.

Подход объединяет преимущества вышеупомянутых подходов: он охватывает все инструменты и артефакты в целостном подходе, гомогенизирует данные и избегает риска несогласованности, вызванного устаревшими суррогатами. Недостатком является то, что этот подход подразумевает расширение цепочки инструментов другим инструментом (прослеживаемости).

ADRC Recovery Tool (бесплатно)

Эта программа для восстановления файлов поддерживает огромное число файловых систем и дисков. Инструмент оснащен простым и интуитивно понятным интерфейсом, что делает его использование достаточно простым.

Особенности ADRC Recovery Tool:

  • Программа предоставляет основные функции восстановления данных с минимальными сложностями в понимании самого процесса. Это значительно облегчает работу по восстановлению данных.
  • Позволяет восстанавливать файлы, образы из резервной копии, резервные копии целых дисков, искать потерянную информацию даже на жестком диске с поврежденными секторами, выполнять резервное копирование, клонирование диска и восстанавливать параметры загрузки.
  • Создает и разворачивает файлы образов дисков с и на жесткие и съемные носители.

К сожалению, эта утилита для восстановления данных не обновляется с 2008 года, однако работает и под Windows 10. Она способна восстанавливать файлы с диска даже при его физических повреждениях.

2020: Создание национальной системы прослеживаемости товаров

14 сентября 2020 года комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о создании национальной системы прослеживаемости товаров (НСП). Инициированный правительством документ вносит изменения в Налоговый кодекс РФ.

Законопроект о прослеживаемости товаров был внесен в Госдуму в конце июля 2020 года. Им вводится определение НСП: это информационная система, в которой аккумулируется сбор, учет и хранение сведений о товарах, которые подлежат прослеживаемости. Перечень таких товаров определит правительство, товары будут идентифицироваться по кодам (ОКПД-2 и ТНВЭД). В систему товары должны будут попадать — по общему правилу — с момента выпуска на территорию РФ для внутреннего потребления.

В РФ создают национальную систему прослеживаемости товаров

Законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость товаров осуществляется без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара (РНПТ). В отношении таких товаров, ввезенных с территории иностранных государств, РНПТ формируется из номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары. В отношении товаров, ввозимых с территории государств — членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных из-за рубежа и находящихся на территории РФ, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.

Создание данной системы предусмотрено соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС. Оно было заключено в Нур-Султане в мае 2020 года.

15 сентября 2020 года Госдума одобрила поправки в Налоговый кодекс, которые требуют создать в России национальную систему прослеживаемости товаров

  • Товары будут идентифицироваться системой с момента попадания на территорию России как из стран дальнего зарубежья, так и из государств ЕАЭС. Исключение составит таможенный транзит.
  • Система будет отслеживать всю цепочку перемещения грузов до того момента, как товар был продан конечному потребителю, экспортирован, конфискован, передан в производство либо утилизацию.
  • НСП расширит возможность Федеральной налоговой службы, которая получит право проводить камеральную налоговую поверку с истребованием у налогоплательщика счета-фактуры, первичных и иных документов.
  • Налогоплательщики будут обязаны представлять ФНС ежеквартальный специализированный отчет, включая в нег информацию о конечной точке в цепочке движения товара — будь то его продажа физлицу, переработка или утилизация.
  • Информация об операциях купли-продажи прослеживаемого товара между налогоплательщиками будет включаться в декларации по НДС (для налогоплательщиков НДС) или указанный отчет (для лиц, не являющихся плательщиками НДС) и также представляться в налоговый орган ежеквартально.
  • За отказ или несвоевременное предоставление данных вводятся штрафы — по 1000 рублей за один документ. Непредставление счета-фактуры или документа об отгрузке товаров будет караться штрафом в 200 рублей за документ.

В полном объеме система должна заработать с 1 июля 2022 года — тогда же вступят в силу все предусмотренные новым законодательством штрафы.

Целесообразность использования

Сегодня прослеживаемость товаров важна и нужна не только владельцам склада, но и регламентируется законом. Основная задача введения обязательной маркировки с целью прослеживаемости – уменьшить объем нелегально ввозимых в Россию товаров. Для этого государство разработало единую цифровую систему маркировки и прослеживаемости товаров. В нее вноситься идентификатор, уникальный для конкретного товара. По нему удастся отследить любую единицу от производителя, до места и времени попадания к конечному потребителю.

Что касается возможностей, которые все это дает, то эффект почувствуют буквально все:

  • Бизнесу. Возможность отследить каждый товар, даже при очень больших оборотах на складе. Как результат удается улучшить отношения с контрагенатми за счет их прозрачности. А также оптимизируются многие бизнес-процесс, сократятся транзакционные издержки.
  • Потребителю. Каждый покупатель получает товар, который точно сертифицирован для России. То есть такой вариант контроля за производителем, который делает все возможное для налаживания честных отношений.
  • Государству. Возникает новый инструмент для наполнения бюджета и исключение нелегального оборота товаров.

Уникальная идентификация[править]


Таблица связей идентификаторов.

Любой продукт, который необходимо найти и отследить, должен быть однозначно идентифицирован. Уникальные глобальные идентификаторы GS1 являются ключами, обеспечивающими доступ ко всем данным об истории продукта, приложении и местоположении.

Уникальная идентификация местоположений обеспечивается присвоением Глобального Номера Местоположения (GLN) каждому месту и функциональному подразделению.

Уникальная идентификация продукта обеспечивается присвоением Глобального Номера Предмета Торговли (GTIN) каждому продукту (потребительской единице). Для прослеживаемости и идентификации конкретного изделия GTIN должен комбинироваться с Серийным Номером или Номером Партии.

GTIN присваивается каждому из трех уровней в упаковочной иерархии: потребительская единица, торговая единица и паллета — последней только при условии, что она может рассматриваться как торговая единица.

Идентификация и прослеживаемость паллет обеспечивается присвоением Серийного Номера Транспортной Упаковки (SSCC). Любой паллете, вне зависимости от ее типа (смешанная или однородная), необходимо нести SSCC, присвоенный в месте формирования. Новый SSCC должен присваиваться каждой новой паллете (логистической единице) каждый раз по мере ее формирования.

Популярные законы

Новые отчеты

Ст. 23 НК РФ дополнили такой информацией: нужно будет отправлять в налоговую отчеты об операциях с товарами, которые подлежат прослеживаемости, и бумаги с реквизитами об этом. Сроки предоставления отчетов пока не указаны.

Для компаний-плательщиков НДС отчет, скорее всего, не будет входить в состав декларации.

Налоговики теперь смогут требовать бумаги, которые относятся к прослеживаемости, если вдруг при камеральной проверке обнаружены данные противоречия (в соответствии с изменениями, которые вносят в ст. 88 НК):

  • между декларацией и отчетом о прослеживаемости или бумагами, имеющими реквизиты прослеживаемости;
  • между декларацией и чужим отчетом о прослеживаемости;
  • между собственным и чужим отчетами.

В названных ситуациях при камеральных проверках будет разрешено осматривать территории налогоплательщика.

Счет-фактура для слежки

Движение такого товара плательщики НДС будут отражать в счетах-фактурах, которые будут составляться строго в электронной форме. Идентифицироваться такие товары будут по регистрационному номеру партии, соответственно этот номер и будет включаться в счета-фактуры. Кроме того, туда надо будет вносить единицу измерения прослеживаемого товара и его количество в этих единицах.

Неверное указание таких сведений в счете-фактуре не будет основанием для отказа в вычете.

Счета-фактуры обязательно придется выставлять, в том числе, при реализации прослеживаемых товаров неплательщикам НДС (по другим товарам по соглашению сторон можно обойтись в таком случае без счета-фактуры).

Какие товары подлежат обязательной маркировке

Несмотря на то, что проект по маркировке товаров официально стартовал только в конце 2020 года, ряд категорий товаров уже давно контролируется по аналогичным правилам. Это алкогольная продукция и меховые изделия. Также в нашей стране уже несколько лет проходит эксперимент по маркировке лекарственных препаратов. В 2020 году к этим трем группам товаров добавятся еще десять. Согласно распоряжению правительства от 28 апреля 2020 г. № 792-р это будут:

  • табачная продукция,
  • духи и туалетная вода,
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые,
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи,
  • блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек,
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков,
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек,
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное,
  • обувные товары,
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

Также в режиме эксперимента к этим группам добавлены молочная продукция и пиво.

Данный список товаров будет расширятся «по мере готовности отрасли», степень готовности определяет экспертный совет, организованный при ЦРПТ.

Что дальше?

В соответствии с законодательством предполагается поэтапное внедрение национальной системы прослеживаемости. Сейчас проект находится на стадии пилота, в котором участвуют порядка 25 компаний. Планировалось, что эксперимент закончится 30 июня 2020 года, но в марте вышло постановление о продлении до 31 декабря 2020 года. Это объясняется тем, что в рамках реализации законопроекта необходимо внести правки в Налоговый кодекс Российской Федерации. Также это дает компаниям время на подготовку к работе с прослеживаемым товаром, а точнее – на переход к новому формату взаимодействия с контрагентами – электронный документооборот.

Судебная практика по статье 88 НК РФ

Фирма «1С» прокомментировала новые правила оформления больничных +1 –

Изменения в регламенте оформления листков нетрудоспособности обусловлены возникновением нового фактора – коронавирусной инфекции, а также распространением практики оформления электронных больничных.

О реквизитах

Пп. 4 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса, посвященную реквизитам счетов-фактур, которые выставляют в случае предоплаты, дополнят указанием о требовании внесения данных, позволяющих определить документ об отгрузке. Также нужно будет вписывать порядковый номер поставляемых товаров и т.п. согласно пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ.

Внимание! В ФЗ не указано, что эти нововведения коснутся только прослеживаемых товаров. Вместо «номера таможенной декларации», который предусмотрен п

14 счета-фактуры, в документе нужно будет отмечать «регистрационный номер декларации на товары». Данный реквизит нужно будет заполнять, если страна-производитель не является страной ЕАЭС. В настоящее время вместо «страна ЕАЭС» значится «РФ»

Вместо «номера таможенной декларации», который предусмотрен п. 14 счета-фактуры, в документе нужно будет отмечать «регистрационный номер декларации на товары». Данный реквизит нужно будет заполнять, если страна-производитель не является страной ЕАЭС. В настоящее время вместо «страна ЕАЭС» значится «РФ».

Точно такие же изменения будут в корректировочных счетах-фактурах.

Реквизиты счетов-фактур подправят для всех

Подпункт 4 пункта 5 статьи 169 НК (о реквизитах счетов-фактур, выставляемых в случае предоплаты) дополнят необходимостью указания сведений, позволяющих идентифицировать документ об отгрузке. Для предоплаты требование выглядит довольно странным, и оговорк насчет прослеживаемых товаров поправка не содержит. То есть, похоже, что это новшество коснется любых продаж.

Наряду с наименованием товаров (описанием услуг) согласно подпункту 5 той же нормы в счете-фактуре надо будет указывать порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг). И, опять же, не говорится о прослеживаемости.

Вместо ныне предусмотренного пунктом 14 «номера таможенной декларации» в счете-фактуре будет указываться «регистрационный номер декларации на товары», и заполняться этот реквизит будет, если страной происхождения не является одна из стран ЕАЭС (сейчас – только РФ).

Аналогичные изменения внесут и в реквизиты корректировочных счетов-фактур.

Новое направление в программе безопасности продуктов питания[править]

Это возможность отслеживания движения, местонахождения и происхождения пищевой продукции, кормов, животных и компонентов животного происхождения, предназначенных или предполагаемых для использования в качестве продуктов питания, на всех стадиях производства, обработки и распределения. Для внедрения прослеживаемости необходимо на всех этапах цепи поставки внедрять решения, дающие возможность определить происхождение, местоположение, маршрут движения продукта или партии продуктов. Эффективная система прослеживания должна позволять отследить продукты вниз или вверх по цепи поставки, то есть ответить на вопросы:

  • «Где?» находится интересующий Вас объект,
  • «Откуда?» он пришел, то есть определить происхождение объекта,
  • «Сколько?» он стоит у производителя, и является ли цена реализатора «правильной».

Обеспокоенность безопасностью потребительских свойств продукции и продуктов питания, возможно, никогда еще не была настолько высокой. Значительные кризисы в сфере производства продуктов питания заронили сомнения в сознание потребителей и породили недоверие к продуктам, поставляемым на рынок. Безопасность продуктов практически ежедневно находится в центре внимания: примерно один сигнал об опасности тех или иных продуктов регистрируется каждый день и около 200 видов продуктов, представляющих ту или иную опасность для потребителя, удаляется с рынка каждый год.

Прослеживаемость позволяет решить и эту проблему.

С точки зрения управления информационными процессами внедрение систем прослеживаемости в цепи поставок требует от всех вовлеченных торговых партнеров систематического объединения физического потока материалов, полуфабрикатов и готовых продуктов с информационным потоком, описывающим их. Все это требует целостного взгляда на цепь поставки, что наилучшим образом достигается при использовании единого языка делового общения — системы GS1. Эта глобальная универсальная система, принятая потребителями, бизнес-сообществом и правительствами, закладывает уникальный фундамент для обеспечения работы всех необходимых процессов в системах прослеживаемости. Обладая возможностью глобальной уникальной идентификации торговых и логистических единиц, участников и местоположений, система GS1 наилучшим образом подходит для организации прослеживаемости.

Разработка рекомендаций по прослеживаемости отдельных видов продуктов питания занимает важное место в Глобальном процессе управления стандартами (GSMP) GS1. Уже выработанные рекомендации по прослеживаемости для мяса, рыбы, куриного мяса и др

полностью отвечают требованиям вышеуказанных Директив ЕС. Практические рекомендации GS1, содержащие примеры этикеток со штриховым кодом, впоследствии адаптируются Национальными организациями GS1 для применения в конкретных условиях местных рынков.

Ответственность

Прослеживаемость — обязанность, поэтому за неисполнение этой обязанности предусмотрена ответственность. О купле-продаже налогоплательщик должен будет сообщить, используя отчёт по НДС. Если же он плательщиком НДС не является, нужно будет использовать спецформу. Соответственно, неподача, подача не вовремя и прочие подобные вещи будут караться штрафами.

Почему нужна ответственность? Само Правительство поясняет это тем, что неотражение в счёт-фактуре товаров, подлежащих прослеживаемости, приведёт к неуплате НДС. Предполагается, что уведомлять налоговую о перемещении товаров можно будет лишь в электронной форме. Форму вскоре утвердит ФНС.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий