Квалификация работника — это… определение, особенности и анализ

Подготовка и переподготовка кадров

Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.

Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.

Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (ФЗ № 197)

Квалификация работника выступает мерой его компетентности в рамках отдельной профессии. Ее уровень влияет на карьерный рост сотрудника, его ценность на предприятии, величину получаемого дохода. Задачами работодателя является определение и проверка квалификации человека при приеме в организацию, его соответствия требованиям конкретной должности. Наниматель заинтересован в развитии деятельности предприятия, росту его конкурентоспособности. Важным фактором в этом случае выступает обучение персонала, повышение его квалификационного уровня, что способствует улучшению качественных и количественных показателей работы.

Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы

  • Автоматчик холодновысадочных автоматов
  • Вальцовщик
  • Вальцовщик игольчатых роликов и шариков
  • Волочильщик
  • Гибщик труб
  • Завальцовщик
  • Изготовитель сильфонных компенсаторов и шлангов
  • Клепальщик
  • Контролер котельных, холодноштамповочных и давильных работ
  • Котельщик
  • Наладчик холодноштамповочного оборудования
  • Оператор автоматических и полуавтоматических линий холодноштамповочного оборудования
  • Правильщик вручную
  • Профилировщик
  • Резчик металла на ножницах и прессах
  • Резчик на пилах, ножовках и станках
  • Рихтовщик кузовов
  • Токарь на токарно-давильных станках
  • Чеканщик
  • Штамповщик
  • Штамповщик методом взрыва
  • Штамповщик на падающих молотах
  • Штамповщик электроимпульсным методом

Квалификационные требования

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.

Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.

Кто и как классифицирует персонал

Международная организация труда делит трудящихся на три категории:

  1. «Белые воротнички». Специалисты, занятые нефизическим трудом. Это могут быть офисные или школьные работники (учителя, завучи).
  2. «Синие воротнички». Это рабочий класс. Они занимаются ручным трудом, получают почасовую зарплату или сдельную за объем работ.
  3. «Серые воротнички». Обслуживающий персонал. Это официанты, уборщицы, грузчики. 

В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:

  • top management – высшее звено (генеральный директор);
  • middle management – среднее звено (руководители подразделений);
  • lower management – низшие звенья (руководители подотделов, групп, бригадиры).

В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:

  • линейные – генеральный директор, начальник цеха; 
  • нелинейные – функциональные руководители (например, технический директор, HR-директор).

Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала: 

  • высококвалифицированные кадры (например, авиатехник, шеф-повар или кардиолог);
  • квалифицированные (бухгалтер или сварщик);
  • неквалифицированные (дворник, грузчик).

Классификация работников в организациях

Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:

  • профессиональная структура – представители различных профессий;
  • квалификационная структура – рабочие различной квалификации;
  • содержание квалификации – знания, умения, навыки, опыт и другие составляющие для выполнения конкретной работы.

В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:

  1. Половозрастная структура. Руководитель старается соблюдать паритет между мужчинами и женщинами, поэтому в его компании работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Также он стремится набирать работников разных возрастных групп. Одни – молодые, инициативные, предлагают новые идеи, а другие – опытные и стабильно выполняют свои функции, но с менее гибким мышлением.
  2. По семейному статусу. По своему опыту руководитель знает, что семейные работники более надежны, так как они заинтересованы в стабильной и хорошо оплачиваемой работе. Но есть и риски: например, женщины с маленькими детьми часто уходят на больничный. 
  3. По образованию. Практически на любом предприятии требуются кадры с высшим, средним или неоконченным образованием.
  4. Стаж работы. В производственный отдел руководитель предприятия нанимает рабочих, несмотря на опыт. В отделе есть мастер, который готов обучить новеньких. Но в технический и научно-исследовательский отделы руководитель ищет специалистов с опытом работы от трех лет. 

Работников также делят:

  1. По функциям, которые специалист выполняет в производственном процессе. Например, одни рабочие собирают оборудование, другие – упаковывают его, маркетологи проводят рекламную кампанию.
  2. По роду занятий (специалист с высшим образованием, служащий, частный предприниматель).
  3. По сроку работы. Например, бухгалтер пять лет работает в компании – он постоянный специалист. Инженер-технолог ушла в декрет, на ее место взяли другого специалиста – это временный работник. Студент летом устроился продавцом в ларек мороженого – это сезонная работа. 

Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:

  • формы производственной деятельности (прокладка электрики или составление сметы);
  • тарифные разряды (они определяют соотношение заработной платы и квалификации) – всего их восемь;
  • классы квалификации – выше мы их уже рассмотрели;
  • модель заработной платы: может быть сдельная, премиальная, классическая;
  • уровень механизации труда – насколько автоматизирована работа.

Высококвалифицированный сотрудник: определение

«В наше время все было по-другому» — могут резюмировать состояние рынка труда опытные менеджеры по персоналу. Действительно за последние десятилетия появились десятки новых направлений и специальностей (не только digital), соответственно, изменился и подход к рекрутингу, ведению собеседований, постановке задач.

Однако, несмотря на трансформацию, на рынке труда все еще применяют такие квалификационные категории:

  • неквалифицированные сотрудники. Обладают базовыми знаниями и небольшим опытом. Выполняют самые простые операции.
  • малоквалифицированные. Такие сотрудники могли получить дополнительное образование (в виде стажировки), не занимают руководящих должностей.
  • квалифицированные специалисты. Образованные и опытные специалисты, выполняющие работы сложного уровня. Это надежная база компании, которая берет на себя львиную долю функций.
  • высококвалифицированные. Имеют практический опыт в данной сфере, постоянно обновляют и расширяют свои знания, генерируют идеи, задают темп и направления для целых подразделений. Занимают руководящие или ведущие позиции.

В данном перечне мы умышленно не коснулись темы наличия диплома и образования в ВУЗ. Принято, что высококвалифицированный сотрудник в идеале должен иметь специализированное оконченное высшее образование. Но на практике, этот критерий не помешает талантливым и целеустремленным специалистам получать признание и строить карьеру.

Одной из главных особенностей и главных проблем современного социума является его скорость, когда за один год (не говоря уже о 5-ти годах), появляются новые методы, технологии и инструменты, о функционале которых специалист должен знать, и умело их использовать. Привычная система образования реагирует на изменения вяло, поэтому все большее значение приобретает опыт сотрудника, его личностное развитие, и самообразование, которым необходимо заниматься не только в студенческом возрасте, но на протяжении всей карьеры.

Для работодателя в 2020 году не достаточно хорошо выполнять поставленные задачи, нужны творческие личности, способные видеть перспективы для собственного развития и компании в целом.

От высококлассных сотрудников ждут эффекта, увеличения прибыли, улучшения имиджа компании (это важно и для потребителя, и для инвесторов), формирования новых конкурентных преимуществ. Стоит также отметить, что руководители компаний не всегда заботятся о повышении квалификации сотрудников, хотя ситуация уже начала меняться в лучшую сторону (и речь не только об интернет-гигантах)

Принимая на работу талантливого сотрудника с лидерскими качествами, менеджмент ожидает, что коллектив будет следовать за этим специалистом, подтягивая и совершенствуя свои знания

Стоит также отметить, что руководители компаний не всегда заботятся о повышении квалификации сотрудников, хотя ситуация уже начала меняться в лучшую сторону (и речь не только об интернет-гигантах). Принимая на работу талантливого сотрудника с лидерскими качествами, менеджмент ожидает, что коллектив будет следовать за этим специалистом, подтягивая и совершенствуя свои знания.

Важно понимать, что с развитием роботизации и автоматизации, расслоение между сотрудниками с низкой квалификацией и высокой будет расти. Поэтому, стоит смотреть в будущее, на сферы, где увеличится спрос на высококвалифицированный труд

Так, сфера IT сегодня и в ближайшие годы продолжит свое масштабирование и трансформацию, поэтому запрос на специалистов остается:

  • разработчики веб- и мобильных приложений;
  • инженеры программного обеспечения;
  • специалисты по кибербезопасности;
  • дата-аналитики, data scientists (занимающийся теорией и методами анализа данных);
  • специалисты в биоинформатике;
  • инженеры в области искусственного интеллекта, и др.

Но это не единственное направление. Катастрофический дефицит кадров наблюдается в инженерии: основная доля приходится на специалистов старшего возраста. Робототехника, биоинженерия и биотехнологии будут развиваться, поэтому это отличная возможность не только стать участником грядущих изменений, но и достичь карьерных высот.

Если для юриспруденции, бухгалтерии, лингвистики пророчат автоматизацию и сокращение штатов, то для высококвалифицированных сотрудников в медицине, архитектуре и экологии – зеленый свет.

Несмотря на очерчивание перспективных направлений, не стоит гнаться только за модными тенденциями. Следует развивать свои навыки и умения, то к чему есть личная предрасположенность и интерес.

Квалификационный справочник должностей — инженер

Существует специальный квалификационный справочник должностей – инженер здесь отнесен к категории специалистов. Согласно справочнику, инженером может быть человек с высшим профессиональным образованием без стажа работы или со средним техническим образованием и работы по специальности не менее 3-х лет.

Чтобы получить должность инженера 2 категории, необходимо кроме высшего профессионального образования отработать инженером хотя бы 3 года. Соответственно, для повышения квалификации до инженера 1 категории к высшему техническому образованию прилагается трехлетний опыт работы инженером 2 категории.

Согласно квалификационному справочнику должностей, инженер обязан знать:

  • техническую и нормативную документацию;
  • разбираться в конструктивных особенностях технических средств;
  • методику проведения необходимых расчетов;
  • организацию труда;
  • нормы охраны труда;
  • современные вычислительные средства, используемые при выполнении расчетов;
  • действующие стандарты;
  • технические характеристики и свойства материалов.

Какие еще есть требования к инженеру?

Квалификационные требования к инженеру нередко включают в себя оценку психического и физического состояния здоровья кандидата. Поскольку инженер – это представитель точных наук, требующих предельного внимания и концентрации, то ошибка может быть фатальной как для специалиста, так и для всего предприятия.

Данное требование к квалификации инженера немаловажно, ведь если сердечный приступ настигнет, допустим, инженера-электротехника в то время как он устраняет аварию, то пострадать могут все окружающие, не говоря уже об имуществе. Хорошее зрение, слух, координация движений, умение быстро соображать и пребывать в душевном равновесии характеризуют человека, занимающего должность инженера.. Важным фактором является умение ладить с людьми, так как инженеру приходится много общаться с компетентными органами и комиссиями, поставщиками и подрядчиками, а также направлять работу трудового коллектива, который занимается воплощением его проекта.

Важным фактором является умение ладить с людьми, так как инженеру приходится много общаться с компетентными органами и комиссиями, поставщиками и подрядчиками, а также направлять работу трудового коллектива, который занимается воплощением его проекта.

Инженер, требования к квалификации которого возлагают на претендента немало задач, безусловно, один из самых востребованных специалистов. Знание экономической составляющей также является немаловажным требованием к квалификации специалиста.

Составляя проект, рассчитывая смету, планируя покупку материалов и оборудования, он должен понимать во что это обойдется предприятию и будут ли затраты экономически целесообразны. Конечно, никто не заставляет делать расчеты без участия финансового отдела, но, тем не менее, инженер должен хорошо ориентироваться в мире стоимости своих разработок.

И, конечно, это лишь часть требований к квалификации инженера. Ключевое из них – это наличие образования и опыт работы. Чем сильнее знания, чем больше опыта, тем выше шансов гордиться своей профессией, получая за труд достойное вознаграждение.

Оформление разрешения на работу для высококвалифицированного иностранного специалиста

Основные положения по осуществлению трудовой деятельности ВКС можно изучить в статье 13.2. Федерального закона №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которая введена Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ. В ней указан порядок оформления и выдача разрешения на работу для высококвалифицированного иностранного сотрудника, продление срока действия трудового договора и разрешения на работу происходит в соответствии с действующим административным регламентом.

Преимущества иностранного ВКС:

  • оформление разрешения на работу для иностранного ВКС происходит независимо от квот и регламентируется списком должностей в соответствующем законодательном акте;
  • не требуется оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы на компанию;
  • разрешение на работу иностранному ВКС может быть оформлено на несколько регионов Российской Федерации. Срок разрешения на работу иностранного специалиста может достигать 3-х лет. Список документов на оформление ВКС иностранного гражданина сокращен;
  • срок оформления разрешения и приглашения для рабочей визы ВКС составляет 14 рабочих дней;
  • многократная рабочая виза иностранному специалисту высокой квалификации оформляется на срок действия разрешения на работу (до 3-х лет) сразу, а не так как при оформлении обычной визы через однократную. При продлении разрешения на работу иностранного ВКС срок действия многократной рабочей визы и визы сопровождающих членов семьи может быть продлен без выезда из РФ;
  • практически все родственники ВКС могут въехать в РФ по визе сопровождающего члена семьи на срок действия разрешения на работу. Родственники иностранного специалиста высокой квалификации имеют право осуществлять трудовую деятельность по визе сопровождающего члена семьи, а также могут оформить разрешение на работу вне квот по упрощенной процедуре;
  • если иностранный гражданин находится в РФ по рабочей визе от другого юридического лица или по визе иносотрудника, то такая виза может быть переоформлена без выезда из РФ;
  • ВКС иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность в командировках в любых регионах РФ;
  • ВКС и члены их семьи имеют возможность осуществлять миграционный учет в течение 90 дней с момента въезда в РФ; после постановки на миграционный учет при перемещениях по РФ имеют право не вставать на миграционный учет в течение 30 дней;
  • доходы иностранца ВКС по месту работы облагаются налогом 13%, работодатель платит только налог 0,02% в ФСС;
  • ВКС и члены его семьи имеют право оформить вид на жительство в упрощенном режиме на срок действия разрешения на работу;
  • оформление разрешения на работу для иностранного специалиста может производиться от имени представительства или филиала иностранной компании.

Подать заявку

Недостатки привлечения иностранного ВКС:

  • обязательство выплачивать заработную плату не менее 2 млн. рублей в год и ежеквартально подтверждать выплаты;
  • оформление разрешения на работу иностранного специалиста высокой квалификации может осуществляться только от ограниченного списка организации;
  • оформление полиса ДМС на высококвалифицированного иностранного специалиста и всех членов его семьи является обязательным условием.
  • Ходатайство работодателя (2 экземпляра);
  • Трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, заключенный и оформленный в соответствии с законодательством РФ. Оригинал, подписанный обеими сторонами и копия, заверенная печатью и подписью должностного лица организации;
  • Гарантийное письмо о возвращении гражданина по первому требованию исполнительного органа в сфере миграции;
  • Гарантийное письмо на приглашение ВКС (если требуется);
  • Фотография 3х4 (цветная, матовая, 1шт.);
  • Квитанция об оплате государственной пошлины на сумму 3500 рублей за разрешение на работу ВКС;
  • Квитанция об оплате государственной пошлинына сумму 800 рублей за приглашение ВКС (если требуется);
  • Доверенность на представителя работодателя (1 экземпляр);
  • Нотариально заверенная копия свидетельства внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН) (1 экземпляр);
  • Нотариально заверенная копия свидетельства о постановки на налоговый учет (ИНН) (1 экземпляр);
  • Нотариально заверенный перевод паспорта иностранного гражданина (основная страница) (1 экземпляр);
  • Скачать одним архивом образцы документов (zip 0,038 MB)
  • Полис добровольного медицинского страхования на срок действия договора.

Пригласить на тендер

Если у Вас идет тендер и нужны еще участники:

Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыРемонт автомобильной грузоподъемной техникиЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияНегосударственная экспертиза проектной документации (инженерных изысканий)Предаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейСкопируйте в это поле ссылку на Ваш тендер, для этого перейдите в браузер, откройте Вашу площадку, выделите и скопируйте строку адреса, затем вставьте в это поле. Если не получится напишите просто номер тендера и название площадки.персональных данных

Ученик, не медли

Квалификационная характеристика педагога

Определение 1

Квалификационная характеристика педагога – это совокупность требований, предъявляемых к его теоретическому и практическому опыту.

Квалификационная характеристика педагога включает в себя три основных раздела:

  1. Должностные обязанности педагога. В них отражаются сведения о том, каким образом должно быть реализовано обучение и воспитание учащихся, каким условиям оно должно отвечать, как педагог должен выполнять те или иные направления деятельности, чтобы способствовать личностному развитию каждого учащегося, раскрытию его творческого потенциала. Учебная деятельность педагога должна опираться на планы и прогнозы, соответствовать ФГОС и правилам внутреннего регламента учебного учреждения. Педагогу необходимо оценивать свою деятельность, вносить в нее поправки. Кроме того, следует разрабатывать предложения по совершенствованию образовательного процесса, внедрению нового опыта его организации, направлений и форм деятельности, основываясь на личном опыте, опыте других педагогов, исследовательской деятельности.
  2. Знания педагога. Педагог должен обладать системой знаний о развитии образовательной системы страны, законах и правилах ее функционирования, обладать знаниями в области возрастной психологии, научно-методических и организационных направлениях осуществления педагогического процесса, варианты. Методы, приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса, владеть методами управления образованием, способами построения коммуникативных связей со всеми участниками образовательного процесса, владеть современными методиками и технологиями преподавания, знаниями в области своей дисциплины и общепедагогическими знаниями. Кроме того, современному педагогу необходимо владеть навыками применения информационных ресурсов в образовательной сфере, творческой реализации стандартных направлений педагогической деятельности.
  3. Требования к квалификации педагога. Педагогу необходимо получить высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, в зависимости от занимаемой им должности. Кроме того, современному педагогу необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свои знания и навыки по программам дополнительного образования, квалификационной подготовки и переподготовки педагогов, а также самостоятельно развиваться и расширять свой кругозор.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий