Коммерческая тайна и конфиденциальная информация

Краткое содержание ФЗ № 149

  • 1 — про сферу регулирования законом. ФЗ регулирует защиту информационных различных технологий и гарантирует безопасность цифровой информации;
  • 2 — основные понятия и терминология;
  • 3 —приведен список конкретных законных принципов;
  • 4 — основные нормативные документы и акты;
  • 5 — об информации как отдельном объекте права;
  • 6 — об обладателе различных данных;
  • 7 — про общедоступную информацию;
  • 8 — о праве на доступ к конкретным сведениям;
  • 9 — про ограничение свободного доступа к данным;
  • 10 — о предоставлении необходимых сведений;
  • 11 — о проведении документирования;
  • 12 — про методы государственного контроля;
  • 13 — что собой представляет информационная система РФ;
  • 14 — про информационные системы РФ;
  • 15 — про применение телекоммуникационных сетей;
  • 16 — о защите конфиденциальных сведений;
  • 17 — ответственность, основные виды наказания за правонарушения в интернете;
  • 18 — перечень положений, которые утратили юридическую силу.

Внимание! Не только физлица, но и юрлица обладают различными обязанностями и правами в интернете. Об информационных конкретных технологиях и о защите конфиденциальной информации говорится в нормативных различных актах и в законе № -ФЗ от 27 июля 2006 г.

Текст ФЗ 149

В ФЗ №  от 27 июля 2006 г. установлена политика государства, которая заключается в формировании и обеспечении защиты граждан РФ.

Важно! Граждане РФ и юрлица предоставляют документально подтвержденную информацию только тем лицам, которые ответственны за разработку и работу конкретного веб-ресурса. Таковыми считают различных хостинг-провайдеров или определенную хостинговую компанию.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;

7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

8 1st Choice Hypoallergenic ALL BREEDS

Корм 1st Choice подходит собакам крупных и мелких пород, содержит самые мягкие ингредиенты, нормализует работу желудка. Главный герой формулы – свежее утиное мясо, источник гипоаллергенных протеинов. Производитель добавил пребиотики для развития микрофлоры кишечника. Экстракт имбиря снижает воспалительные процессы. Зеленый чай, мята, петрушка и витамины добавлены для гигиены полости рта.

Покупатели говорят, что корм способствует хорошему пищеварению, питомцы чувствуют себя лучше. Радует отсутствие пшеницы, картофеля и кукурузы. Рацион подходит старым собакам и молодым щенкам. Его показано давать в течение долгого времени, разнообразие вкусов не позволит питомцу заскучать. Однако цена на корм завышена, расходуется он быстро. При этом в составе есть связующие ингредиенты, которые не приносят пользы.

Понятие конфиденциальной информации

Расшифровку понятия «конфиденциальная информация» можно найти в нескольких нормативных актах (например):

1. По ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ — это определенные сведения, которые не подлежат без согласия их обладателя передаче и распространению лицом, получившим к ней доступ.

2. По п. 2 Регламента обмена электронными документами, утвержденного приказом ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-З-13848@, — это требующая защиты информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с:

  • действующим законодательством РФ;
  • настоящим Регламентом.

3. По ст. 2 утратившего силу закона «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, к конфиденциальной относится информация, доступ к которой ограничен законом.

Коммерческая тайна предприятия

При этом к рассматриваемой информации относятся только те сведения, которые во-первых — имеют определенную ценность и позволяют получать за счет их использования реальный доход, а во-вторых — не являются общедоступными, но при этом доступ к ним не гарантируется законодательством. Таким образом, например, сокрытие сведений о химическом составе пищевого продукта является незаконным и не позволяет отнести эту информацию к коммерческой тайне, в то время как способ приготовления конечного продукта вполне может являться рассматриваемой тайной. Также, распространенным требованием для признания информации охраняемой законодательством является обязательное обеспечение владельцем данных мероприятий по их защите.

  • Персональные данные. Российское законодательство в соответствии с международными соглашениями, обеспечивает защиту личных сведений граждан и иных лиц, не допуская их обработку и использование, равно как и разглашение без получения согласия. При этом персональные данные могут быть как общедоступными, так и закрытыми и также подразделяются на несколько разновидностей. Более подробно о том, что такое персональные данные можно прочитать в отдельной .
  • Государственная тайна. Ряд сведений, которыми обладают государственные органы или структуры, также имеют статус охраняемой законом тайны. При этом ответственность за их разглашение также является более высокой, чем за распространение коммерческой тайны, равно как и порядок работы с подобными данными. Ведь часто они могут иметь стратегическую значимость для безопасности граждан или всего государства. Отдельной разновидностью государственной тайны можно назвать военную.
  • Интеллектуальная собственность. Российское законодательство содержит большое количество сведений и методов регулирования понятия интеллектуальной собственности, авторского права и механизмов их защиты. При этом как механизмы обеспечения защиты интеллектуальной собственности, так и меры ответственности за её незаконное получение или использование, отличаются от нормативно-правового регулирования рассматриваемого вида защищенных сведений.
  • Профессиональная тайна. В Российской Федерации также существует ряд и других разновидностей конфиденциальной информации, в первую очередь связанных с профессиональной деятельностью определенных категорий граждан. К таковым можно отнести врачебную, нотариальную, адвокатскую и другие виды тайны, разглашение которых также преследуется по закону и охраняется нормативно-правовыми документами и актами.

И напоследок

Наконец, нужно упомянуть аспекты безопасности. Конечно, любая фирма должна беречь секреты, связные с производственным процессом и нововведениями, перспективами и планами, но только лишь один закон, как известно, от конкурентов не спасет. Стоит прибегать к новейшим и самым эффективным мерам безопасности. А как каким именно – это личное дело предпринимателя, руководителя компании. Разглашать особенности созданной для своей фирмы системы безопасности – рискованное занятие.

По закону можно назвать конфиденциальными данные о том, как организована охрана в компании, как работает пропускной режим, какая сигнализация установлена. Если есть некоторый порядок защиты коммерческой тайны, его также нужно беречь от посторонних лиц и оформить как конфиденциальный. Наконец, если фирма имеет доступ к секретным данным партнёров, она должна также охранять их от разглашения.

Практические шаги владельца тайны

Сразу отметим, что согласно ст.3 Закона N 98-ФЗ обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, признается лицо, которое не только владеет этой информацией на законном основании, но и ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Примечание. Режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности (ст.3 Закона N 98-ФЗ).

Таким образом, организация, претендующая на наличие секретной информации, обязана принять меры по ее охране. Закон не ограничивает обладателя коммерческой тайны в выборе способов ее защиты. В соответствии с п.4 ст.10 Закона N 98-ФЗ для защиты конфиденциальности информации организация вправе применять технические средства и методы, не противоречащие законодательству РФ.

Однако прежде чем предпринимать какие-либо конкретные шаги, организации необходимо решить, какую именно информацию и от кого нужно защитить. Спрятать документы от налоговых органов предприятие, конечно, не сможет. Согласно Закону представители госорганов имеют право получать сведения, отнесенные к коммерческой тайне. Вместе с тем введение особого порядка хранения, учета и доступа к некоторым видам документов позволит обезопасить фирму от конкурентов.

А теперь — о последовательности действий. Комплекс мер, которые обладатель конфиденциальной информации должен предпринять для ее охраны, прописан в п.1 ст.10 Закона N 98-ФЗ.

На первом этапе следует определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, и составить список «тайных» сведений. Включать в данный перечень информацию, которая охраняется патентными и авторскими правами, не следует. Новый Закон дает возможность засекретить ту информацию, на которую такие права не зарегистрированы. Кроме того, нужно иметь в виду, что введение режима коммерческой тайны — дело трудоемкое. Поэтому, чем больше объем секретных данных, тем сложнее их оберегать, как следствие — дополнительные расходы и снижение оперативности работы сотрудников. Таким образом, необходимо, чтобы количество «особых» документов было разумным, а мероприятия по засекречиванию информации — обоснованы с финансовой точки зрения. Рекомендуется предварительно оценить экономический эффект от введения режима коммерческой тайны — то есть величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба. Если утечка информации действительно грозит компании убытками, то пренебрегать введением режимных мероприятий и экономить на них нецелесообразно. На этом же этапе нужно определить, как долго сведения, составляющие коммерческую тайну, будут актуальными.

Итак, перечень запрещенной для общего использования информации установлен и утвержден приказом руководителя. Начинается второй этап, цель которого — установление порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением этого порядка. Руководство издает соответствующие приказы и распоряжения, определяется список сотрудников, имеющих доступ к секретным документам, места хранения носителей «особых» сведений, назначаются ответственные за соблюдение режима коммерческой тайны.

В обязательном порядке следует внести изменения и дополнения в документы, регулирующие взаимоотношения с работниками и контрагентами (подробно эти вопросы будут рассмотрены ниже).

На завершающем этапе на всех документах, подшивках, папках, других носителях закрытой информации проставляется гриф «Коммерческая тайна», с указанием полного наименования и местонахождения юридического лица. Электронным документам, содержащим охраняемые сведения, необходимо присвоить пароли, которые следует сообщить только уполномоченным работникам под расписку.

После принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер режим коммерческой тайны на предприятии считается установленным и обладатель информации, таким образом, получает права на нее и может предъявлять претензии в связи с ее незаконным использованием.

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, может быть и индивидуальный предприниматель, не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры. С целью охраны коммерческой тайны предприниматель должен:

  1. Нанести на документы, содержащие «тайную» информацию, гриф «Коммерческая тайна» с указанием своих фамилии, имени, отчества и места жительства.
  2. Вести учет лиц, получивших доступ к информации, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.
  3. Внести соответствующие пункты в гражданско-правовые договоры с контрагентами.

ТАЙНЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ…

Тайна в широком смысле этого слова – конфиденциальная информация, распространение которой возможно лишь в определенных ситуациях.

Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Иными словами, информация – это не только документы или файлы с какими-то данными. Информация – это все, что нас окружает: услышанное на переговорах и совещаниях, увиденное в документах на различных носителях – как материальных, так и электронных, написанное собственноручно или напечатанное с помощью технических средств, нарисованное или начерченное в любом виде и пр.

То есть то, что мы видим, слышим, созерцаем, и есть информация, представленная в самых разнообразных формах. Федеральный закон № 149-ФЗ также дает определение конфиденциальности информации, понимая под этим обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ст. 2).

В зависимости от того, к какой сфере относится информация, требующая соблюдения конфиденциальности, выделяют следующие виды тайн: государственную, коммерческую, налоговую, военную, личную, семейную, телефонных переговоров (почтовых, телеграфных и иных сообщений), служебную, банковскую, страхования, завещания, усыновления (удочерения), следствия, голосования, нотариальную, адвокатскую, врачебную и др.

Поскольку нас интересует соблюдение тайны работниками организации, перечислим виды тайн (с указанием НПА, их регулирующих), которые чаще всего встречаются в организациях:

• государственная тайна (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне);

• коммерческая тайна (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»);

• персональные данные (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»);

• банковская тайна (ст. 857 Ч. 2 Гражданского кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»);

• врачебная тайна (ст. 13, 92 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 15 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ, ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст. 13 Федерального закона РФ от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», ст. 14 Закона РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»);

• тайна страхования (ст. 946 Ч. 2 ГК РФ, ст. 47 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ст. 18.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»);

• тайна связи (ст. 23 Конституции Российской Федерации, ст. 53, 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 15 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»);

• информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества (ст. 67.2 Ч. 1 ГК РФ);

• информация о новых решениях и технических знаниях, если она получена сторонами по договору подряда (ст. 727 Ч. 2 Гражданского кодекса РФ);

• сведения, касающиеся предмета договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, хода их исполнения и полученных результатов, если иное не предусмотрено договорами (ст. 771 Ч. 2 ГК РФ);

• секрет производства (ноу-хау) (ст. 1465 Ч. 4 ГК РФ).

В ред. от 01.07.2017.

В ред. от 07.02.2017.

В ред. от 25.11.2017 (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ).

Если у отдельных сотрудников организации есть доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

В ред. от 08.03.2015.

Утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203.

В ред. от 12.03.2014 (далее – Закон о коммерческой тайне).

В ред. от 29.07.2017 (далее – Закон о персональных данных).

Касается кредитных организаций.

В ред. от 26.07.2017.

В ред. от 18.07.2017.

Касается медицинских организаций.

В ред. от 29.07.2017.

В ред. от 14.11.2017.

В ред. от 03.07.2016.

В ред. от 23.05.2016, с изм. от 19.12.2016.

В ред. от 23.05.2016.

Касается страховых организаций.

В ред. от 28.12.2016.

В ред. от 29.07.2017.

В ред. от 07.06.2017.

В ред. от 06.07.2016.

Увольнение за разглашение коммерческой тайны

Но чтобы работодатель мог уволить сотрудника на законных основаниях, он должен позаботиться о выполнении ряда условий.

Приведём основные из них:

  • наличие чётко определённого перечня сведений, включённых в коммерческую тайну;
  • письменное уведомление работников об особом статусе определённой информации;
  • собранные доказательства факта разглашения;
  • наличие разработанных ранее мер по охране информации и ограничению к ней доступа сторонних лиц;
  • утверждение списка лиц, имеющих доступ к секретной информации;
  • наличие материального носителя, маркированного грифом «коммерческая тайна».

Категории работников, не подлежащих увольнению:

  • беременные женщины;
  • несовершеннолетние граждане;
  • сотрудники, находящиеся на больничном или в отпуске.

Процедура увольнения состоит из следующих этапов:

  1. Фиксация факта разглашения.
  2. Сбор доказательств.
  3. Вручение письменного запроса работнику на получение объяснений (под роспись или заказным письмом).
  4. Получение объяснений от сотрудника (в течение 2 рабочих дней после вручения запроса).
  5. Составление акта (если работник не дал объяснений).
  6. Оценка полученных от работника объяснений специально созданной комиссией и составление протокола с выводами и рекомендациями относительно дальнейшей судьбы сотрудника.
  7. Издание приказа об увольнении работодателем с указанием основания и ссылки на соответствующую статью ТК РФ.
  8. Ознакомление сотрудника с приказом.
  9. Согласие работника с увольнением под роспись; в случае отказа – составление акта.
  10. Внесение записи об увольнении в трудовую книжку с указанием основания (разглашение коммерческой тайны) и ссылки на статью.
  11. Расчёт с работником и выдача трудовой книжки.

Наказание в виде увольнения может быть применено в течение 6 месяцев с момента совершения правонарушения и 1 месяца со дня обнаружения факта проступка.

Однако работодатель вправе потребовать к возмещению только те средства, которые реально были потеряны организацией. При этом нельзя взыскать с виновного размер упущенной выгоды.

Общие сведения

Федеральный закон об информации был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Последние изменения в него вносились в 2017 году, 25 ноября. 149 ФЗ содержит 18 статей. Он регулирует и контролирует информацию, имеющую тип государственной тайны. Все лица, имеющие сведения, которые запрещены или лица, выдавшие государственную тайну, описаны в этом законе. Каждый человек, распространяющий запрещенную информацию, несет ответственность в виде наказания.

Содержание 149 ФЗ об информации, информационных технологиях и защите информации:

  • 1 ст. — описана сфера деятельности, на которую влияет ФЗ 149 об информации;
  • 2 ст. — представлены термины и понятия, даны определения к ним;
  • 3 ст. — принципы, по которым регулируются правоотношения, описанные в Федеральном законе о защите информации;
  • 4 ст. — описание других законов Российской Федерации, регулирующих эту сферу;
  • 5 ст. — объект информации и способ ее использования в публичных или гражданских правоотношениях;
  • 6 ст. — лица, имеющие право на обладание сведениями;
  • 7 ст. — сведения, считающиеся доступными всем гражданам и обществу;
  • 8 ст. — право на доступ к сведениям;
  • 9 ст. — случаи ограничения для определенных лиц или ситуаций доступа к сведениям;
  • 10 ст. — предоставление сведений третьим лицам и ответственность;
  • 11 ст. — протоколирование или запись сведений;
  • 12 ст. — государственный регламент в области применения информационных технологий;
  • 13 ст. — системы информации;
  • 14 ст. — системы государственной информации;
  • 15 ст. — случаи разрешения или запрета использования сетей информационно-телекоммуникационной связи;
  • 16 ст. — информационная безопасность и защита информации;
  • 17 ст. — ответственность за нарушение государственных тайн и информационной безопасности;
  • 18 ст. — статьи, законы и акты Российской Федерации, утратившие силу или отмененные.

Ознакомьтесь с последними изменениями закон о курении в общественных местах 2018 тут:

149 федеральный закон об информации отличается от остальных правовых и законодательных актов Российской Федерации, так как речь идет о безопасности и защите государства и граждан.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Типы свечей

Погашение требований участников строительства путем передачи им жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений

Одно из главных новшеств обновлённого закона о банкротстве — возможность дольщиков получать в собственность от застройщика нежилые помещения, в том числе машино-места (п. 1 ст. 201.11 №127-ФЗ). Ранее претендовать можно было только на жилые объекты.

В закон добавлены положения, регулирующие процесс оформления дольщиком в собственность машино-места:

  • дольщик имеет право получить объект на любой стадии строительства, в том числе в тех случаях, когда между ним и застройщиком был подписан акт приёма-передачи машино-места;
  • права будут переданы дольщику при исполнении двух условий:
    • сотрудничество с застройщиком происходило на основании договора участия в долевом строительстве, заключённого в соответствии с требованиями закона;
    • дольщик оплатил объект в срок, установленный договором;
  • для получения такого объекта требуется написать заявление;
  • правила распространяются не только на дольщиков, но и на кредиторов, которые имеют право на нежилые помещения в недостроенном объекте (п. 8.2 ст. 201.11 №127-ФЗ).

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Последние поправки

Внимание! Аудиовизуальными онлайн-сервисами не считают сайты, которые созданы по ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г., а также поисковые разнообразные системы (Яндекс, Гугл и др.) и веб-порталы, на которых аудиофайлы размещают только пользователи интернета.

Ниже перечислены основные нововведения ФЗ № :

  1. В ФЗ №  были обновлены статьи 2, 7, 8, 13 и 15. В ст. 2 последние поправки внесены 29 июня 2015 г. В п. 20 этой статьи добавили понятие поисковой системы;
  2. В 2013 г. введено несколько поправок в ст. 7 (4, 5, 6 пункт) ФЗ № . Согласно таким нововведениям, теперь размещение информационных материалов в интернете разрешено только в конкретном формате, допускающим проведение автоматизированной обработки цифровых данных;
  3. В п. 5 ст. 7 были введены определенные мероприятия по нераспространению секретных сведений, которые являются гостайной. По требованию Роскомнадзора, публикацию открытых цифровых данных (например, о доходах чиновников) приостанавливают или прекращают вовсе;
  4. В п. 5 ст. 8 ФЗ №  27 июля 2010 г. были внесены некоторые поправки. Теперь госорганы обеспечивают свободный доступ к конкретным сведениям о собственной ежедневной деятельности не только в реальной жизни, но и в интернете;
  5. В ст. 13 закона РФ № -ФЗ об информационных конкретных технологиях и о технической защите конфиденциальной информации новые поправки были введены 31 декабря 2014 г. Согласно этим нововведениям, техсредства, которые используют госорганы или государственные компании, должны быть зарегистрированы в РФ. Контроль за соблюдением такой нормы регламентирует Правительство РФ.

Законом № 276-ФЗ от 29 июля 2017 г. были внесены следующие поправки в ФЗ № :

  • ст. 9 дополнена ч. 21. Теперь порядок идентификации владельцев различных веб-ресурсов и применения конкретных мер по ограничению свободного доступа к запрещенным сайтам определяет Роскомнадзор;
  • ст. 102 утратила силу;
  • в ст. 15 добавили сведения о новых полномочиях Роскомнадзора.

Теперь сотрудник этого надзорного органа РФ выполняет такие действия:

  1. Создает и пользуется электронной системой ФГИС, которая содержит перечень запрещенных сайтов;
  2. На основании конкретного обращения из полиции или иного правоохранительного органа определяет владельца сайта с запрещенной информацией;
  3. Отправляет хостинг-провайдеру электронное уведомление о незамедлительном предоставлении сведений, которые идентифицируют владельца запрещенного сайта;
  4. В ФГИС указывает дату и время отправления уведомления.

Далее, на протяжении 3 рабочих дней с даты получения письменного уведомления от Роскомнадзора хостинговая компания предоставляет контролирующему госоргану нужную информацию. На протяжении 3 дней с даты получения от интернет-хостинга необходимых данных Федеральная служба по надзору в сфере связи направляет конкретному владельцу веб-ресурса требование о необходимости срочного подключения к ФГИС, на протяжении 30 рабочих дней.

Внимание! При неисполнении такого требования, Роскомнадзор самостоятельно закрывает доступ к запрещенному сайту. На протяжении 24 ч

контролирующий орган отправляет провайдерам ссылку на сайт, которой надо закрыть. Затем, поставщик интернета на протяжении суток делает сайт недоступным для всех онлайн-пользователей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий