Служба охраны труда в организации: основные функции

Содержание

Цели, задачи охраны труда

Ведущей целью системы по охране труда на любом хозяйственном объекте является создание благоприятных условий, способствующих безопасности, сохранению здоровья, работоспособности трудящихся, в процессе исполнения их профессиональных обязанностей. Система по охране труда состоит из подсистем, включающих различные элементы формирования благоприятной обстановки на работе, то и цель можно разбить на подцели.

К промежуточным целям, стоящим перед системой по охране труда можно отнести:

  • Устранение рисков возникновения опасных ситуаций, случаев травматизма, несчастных случаев.
  • Профилактические работы по снижению уровня профессиональной заболеваемости, направленные на сокращение потерь рабочего времени.
  • Работа над устранением аварий и других инцидентов, произошедших на производстве.
  • Регулирование финансовых потоков, направленных на обеспечение мероприятий по охране труда.
  • Снижение потерь от несоблюдения техники безопасности.
  • Профилактика нарушения требований соблюдения правил безопасности.
  • Повышение общего уровня осведомленности сотрудников в данной области.
  • Стремление к эффективному использованию элементов охраны труда.
  • Создание условий для совершенствования технологических процессов и применения технических средств.

Чтобы достичь этих целей необходимо решать определенные задачи. Необходимо следить за выполнением сотрудниками требований и правил техники безопасности

Если человек нанимается на участок, требующий определенных профессиональных навыков, то важно брать сотрудника соответствующей квалификации, в целях предотвращения несчастных случаев

Замечание 2

Обеспечение безопасности технических средств труда, а так же предоставление всего необходимого инвентаря и спецодежды является частью задач, выполняемых охраной труда. Сюда же относят предоставление компенсационных выплат, материальной помощи, путевок на санитарно – курортное лечение, либо оказание лечебно – профилактических услуг.

В зависимости от специфики хозяйствующего субъекта могут варьироваться цели и задачи, стоящие перед комплексом охраны труда. При этом, они реализуются через мероприятия, описанные в самом понятии системы по охране труда.

Функции охраны труда

Постановлением Министерства труда закреплены основные функции, которые обязаны исполнять службы или сотрудники, осуществляющие охрану труда на объекте предпринимательства. В функции ответственных лиц и департаментов входят:

  • Аналитическая и учетная работа по фиксированию случаев травматизма, производственных и профессиональных заболеваний, несчастных случаев.
  • Координация действий подразделений и департаментов производств по замеру параметров и оценке степени безопасности средств труда и используемых машин.
  • Регулярные осмотры совместно с избранным комитетом и составление аналитического отчета о состоянии недвижимости, основных фондов, а так же защитных средств, санитарных объектов и их гигиенической оснащенности, вентиляционных систем.
  • Обеспечение участия сотрудников службы охраны труда в случаях принятия к эксплуатации объектов строительства, а так же реконструированных и модернизированных объектов.
  • Обязательное согласование любых технических и технологических нововведений на производстве.
  • Непосредственное участие в разработке и составлении отдельных пунктов коллективных договоров.
  • Проведение работ по организации медосмотров для групп сотрудников, чья профессиональная деятельность того требует.
  • Проведение расследований смертельных и несчастных случаев, а так же разработка мер и методов предотвращения их повторения.
  • Составление обучающих материалов, проведение учеб, инструктажей.
  • Составление перечня сотрудников, которым необходимо регулярно проходить обучение технике безопасности.
  • Организация информационной работы с коллективом о последних законодательных изменениях в области охраны труда. Доведение до сведения сотрудников.
  • Осуществление контроля за мероприятиями по охране труда.

Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда

Кому подчиняется служба охраны труда в крупной организации – основные нюансы и особенности

В общем своем виде, вопросы того, кому подчиняется служба охраны труда в крупной организации, имеют аналогичное решение, как и в случае с одиночным специалистом – на нее распространяются лишь указания непосредственно генерального руководства компании. Однако деятельность крупных корпораций имеет множество отдельных нюансов, которые необходимо обязательно учитывать российским работодателям. Их можно выделить следующим образом:

  • В службе охраны труда как в отдельном подразделении должна сохраняться внутренняя субординация. То есть, отдельный специалист по охране труда подчиняется руководителю соответствующей службы и следует его указаниям.
  • Допускается формирование в крупной компании и многоуровневой службы охраны труда. Так, чаще всего основные глобальные вопросы этого аспекта трудовых взаимоотношений может решать общий департамент по охране труда, обеспечивающий взаимосвязь генерального руководства и отдельных структурных подразделений, где также могут функционировать свои отделы или службы охраны труда.
  • Вне зависимости от того, как именно обеспечивается управление охраной труда на предприятии, в большинстве ситуаций не допускается переподчинение специалистов по охране труда непрофильным руководителям, за исключением случаев, когда данная служба функционирует в отдельном структурном подразделении. В такой ситуации она может подчиняться непосредственно руководителю означенного подразделения, но конкретный порядок субординации в любом случае должен устанавливаться на основании внутренних нормативных документов, в том числе соответствующих приказов и распоряжений работодателя.

Для упрощения работы службы охраны труда, настоятельно рекомендуется принять отдельное положение о данной структуре, где будут четко определены принципы подчиненности различных работников и сферы ответственности и влияния службы охраны труда.

Тренировка по эвакуации (видео)

Полезное видео: отличие ГКЛ от ГВЛ

Гипсокартон – универсальный материал, уместный во многих помещениях и обладающий уникальными свойствами. Они позволяют широко применять листы не только в сугубо строительных целях, но и в качестве инструмента для декоративного оформления интерьера.

Планирование мероприятий по охране труда

Этот вид планирования является важнейшим элементом охраны труда на предприятии и представляет собой организационный процесс, осуществляемый руководством с целью обеспечения безопасности труда работников. Разработка плана позволяет равномерно распределить необходимые мероприятия во времени, а также определить примерный объем финансовых затрат, необходимых для их реализации.

План по охране труда на предприятии образца 2018 года представляет собой таблицу следующего вида:

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственное лицо

Стоимость реализации

1

Аттестация рабочих мест

1 раз в год

Генеральный директор

100 000 руб.

ВАЖНО! План по охране труда может как выступать в качестве части соглашения, заключенного между работодателем и трудовым коллективом, так и быть самостоятельным документом. Типовой перечень плановых мероприятий, направленных на улучшение качества охраны труда определен приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении…» от 01.03.2012 № 181н

Согласно положениям указанного документа, работодатель имеет вправо самостоятельно разрабатывать конкретный перечень таких мероприятий.

Итак, под охраной труда на предприятии понимают совокупность отдельных мероприятий, каждое из которых направлено на обеспечение безопасности деятельности его работников. Ее реализация является законодательно установленной обязанностью любого работодателя, вне зависимости от численности трудящихся в организации. Для того чтобы обеспечить надлежащий уровень охраны труда, необходимо сформировать внутреннюю документацию, определяющую порядок и правила функционирования системы охраны труда на предприятии, а также реализовать эти установки на практике. Кроме того, следует обеспечить постоянный контроль за соблюдением государственных требований охраны труда на рабочих местах.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

Основным условием создания подобной службы, является количество работников в учреждении. Их должно быть не меньше 100 человек. В этом случае требуется введение новой должности, которую будет занимать специалист, имеющий знания и опыт в этой области. Порядок такой прописан в статье 217 ТК РФ. Если на предприятии количество работников меньше, чем 100 человек, то руководитель решает, необходимо ли создавать данный отдел.

Тогда, когда на предприятии есть утвержденная структура и установленное законодательно количество сотрудников, руководитель должен издать приказ. Он содержит информацию на счет создания службы как самостоятельного структурного подразделения, также описываются должностные инструкции и основные вопросы по поводу деятельности специалистов данного отдела. При создании предприятия отдельные акты о создании подразделения не предусматриваются.

Роль службы охраны труда в организации

Служба охраны труда — важное подразделение, роль которого определяется в обеспечении безопасности на местах выполнения работы. Чтобы достичь эту цель, для сотрудников такого отдела предусмотрены основные задачи и функции, предусмотренные для конкретного предприятия

Итак, задачи они имеют следующие:

  • организация работы, связанной с охраной труда, ее координация на предприятии;
  • контроль за выполнением правил, нормативных актов, установленных законодательством;
  • улучшение условий работы;
  • тренинг персонала в данном вопросе на предприятии.

Чтобы данные задачи были осуществлены, специалисты отдела должны выполнять определенные функции:

  • выявлять опасные и вредные факторы на работе;
  • проводить анализ причин получения травм и заболеваний;
  • проводить сертификацию рабочих мест, обеспечивая соответствие требованиям;
  • информировать о состоянии условий работы;
  • подготавливать документы, необходимые для предоставления выплат сотрудникам, пострадавших на предприятии;
  • проводить инструктаж по данной теме;
  • обеспечивать работников пособиями по данной направленности.

Указанные функции считаются основными в работе службы. Также можно выделить и ряд других.

Расчет нормативной численности работников службы охраны труда в организации

Расчет количества работников — один из основных вопросов, связанных с организацией охраны труда. Порядок определения количества специалистов для данного отдела осуществляется на основе среднесписочной численности сотрудников, работающих на предприятии, а также работающих при вредных условиях

Кроме этого во внимание берется количество самостоятельных структурных подразделений

Далее для расчета определяется численность сотрудников подразделения для каждого отдельного направления деятельности, к которым относятся управление, контроль, организация, планирование мероприятий и т.д. Просуммировав количество штатных сотрудников из каждого направления, можно получить общую численность отдела.

Каковы статус и подчиненность службы охраны труда в организации?

Как было ранее указано, создание службы, предполагает ее дальнейшее функционирование в качестве отдельной структурной ячейки. Статус службы, определяется в отношении ее роли и назначения. Главными обязанностями руководителя учреждения является обеспечение соответствующих условий для работы, а также безопасности сотрудников. Благодаря такой цели и создается отдел.

Подчиняется данное подразделение руководителю ячейки, в случае его поручения, сотрудники отдела подчиняются его заместителю. Кроме этого, подразделение имеет связи с другими отделами на предприятии, специализированным комитетом, различными организациями в этой обрасти и государственными органами.

Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в учреждении

Постановление Минтруда № 14 устанавливает примерные рекомендации, которые занимают регулирующую функцию относительно деятельности ячейки в учреждении. Такие рекомендации имеют информативный характер и описывают назначения и функционирования отдела в целом и каждого специалиста, занимающегося определенной направленностью по охране труда.

Примерные рекомендации направляют работников подразделения, показывая ориентиры для осуществления деятельности. Таким образом, чтобы сотрудники предприятия были обеспечены безопасными условиями работы, руководитель обязан создать подразделение, регулирующее выполнение данной задачи.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Что такое системы управления охраной труда (СУОТ)

Это комплекс мероприятий, связанных между собой, при этом политика в области ОТ должна соответствовать результату у данного работодателя. Чтобы достигнуть этих целей, необходимо правильно поставить задачи и решать их в процессе трудовой деятельности.

Также это направление является частью менеджмента качества. Если организация достигает положительных результатов, то задачи считаются выполненными, но при этом останавливаться нельзя, чтобы все поддерживалось на должном уровне.

От этого зависит:

  1. Производительность при выпуске продукции, в том числе серийных изделий.
  2. Уровень воздействия опасных факторов существенно снижается, и сотрудник может работать в допустимых условиях.
  3. Самое основное в этом направлении — это снижение уровня профзаболеваний и снижение риска получения травм.

По данному направлению разработаны государственные стандарты, а также имеется типовое положение по ОТ федерального уровня.

На руководство организации возлагается ответственность за соблюдения требований ОТ и, чтобы регулировать данный процесс, необходимо организовать контроль за всеми действиями, при которых могут быть нанесены травмы или повреждено здоровье. Для того чтобы все правильно организовать, необходимо создать службу ОТ, координирующую заданное направление.

Приказ о создании службы охраны труда

Распоряжение о создании службы ОТ издается руководителем предприятия на основании ст. 217 Кодекса с учетом норм, прописанных в локальном положении об организации работы по охране труда. Содержание приказа во многом зависит от специфики производственной деятельности и общего числа работников предприятия, а форма документа, как правило, соответствует, общепринятой для документов такого рода.

Распорядительная часть приказа может выглядеть так:

Приказываю:

  1. Создать службу охраны труда с 3 штатными единицами:
    • начальник подразделения — 1 штатная единица;
    • инженер по охране труда — 2 штатные единицы.
  2. Внести указанные изменения в штатное расписание ООО «Лазурь».
  3. Начальнику отдела кадров Соловьевой Р. П.:
    • подготовить изменения в штатное расписание и направить на подпись до 05.02.2018;
    • разработать положение о службе охраны труда и должностные инструкции для сотрудников создаваемой службы до 10.02.2018;
    • подать предложение по комплектации создаваемой службы сотрудниками требуемой квалификации до 15.02.2018.
  4. Главному инженеру Силантьеву А. В. проконтролировать исполнение приказа».

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

В целях реализации Федерального закона «Об
основах охраны труда в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) и оказания помощи
работодателям в организации работы служб охраны
труда в организациях Министерство труда и
социального развития Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по
организации работы службы охраны труда в
организации.

2. Рекомендовать органам по труду субъектов
Российской Федерации оказывать помощь
организациям в создании служб охраны труда и
организации их работы.

3. Признать утратившим силу Постановление
Министерства труда Российской Федерации от 30
января 1995 г. N 6 «Об утверждении Рекомендаций по
организации работы службы охраны труда на
предприятии, в учреждении и организации».

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
С.КАЛАШНИКОВ

Приложение
к Постановлению Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
от 8 февраля 2000 г. N 14

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

Общественный
контроль за соблюдением законодательства
РБ
о труде осуществляется на основании:

Трудового
кодекса РБ, статья 463;

Закона
РБ от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных
союзах» (в редакции Закона РБ
от 14 января 2000 г.), статья19;

Указа
Президента РБ от 19 июля 2005 г. № 327 «О
дополнительных мерах по защите трудовых,
социально-экономических
прав и интересов работников»;

Порядка
осуществления профсоюзами общественного
контроля за
соблюдением законодательства РБ о труде
(утвержден
постановлением Совета Министров РБ от
23 октября 2000 г. № 1630 (с последующими
изменениями и дополнениями).

Общественный
контроль за соблюдением законодательства
РБ

о труде осуществляется только профсоюзами,
дру
гие
общественные объединения, политические
партии таким правом
не
наделены
.

Общественный
контроль за соблюдением нанимателем,
собственником
или уполномоченным им органом управления
законодательства
РБ о труде осуществляют профсоюзы (их
объединения)
через их правовые и технические инспекции
труда, создание
которых предусмотрено уставами
профсоюзов, общественных
инспекторов по охране труда.

Правовые
и технические инспекции труда осуществляют
общественный контроль за соблюдением
законодательства РБ
о труде в организациях, где работают
члены соответствующего
профсоюза и создана в установленном
порядке его первичная профсоюзная
организация, а также у индивидуальных
предприни­мателей,
у которых работают члены соответствующего
профсоюза.

Общественные
инспекторы по охране труда осуществляют
общественный
контроль за соблюдением законодательства
о труде в организациях,
в которых они работают.

Полномочия
представителя профсоюза на осуществление
общественного
контроля за соблюдением законодательства
РБ о
труде подтверждаются документом,
оформленным и выданным
в установленном порядке.

Правовые
и технические инспекторы труда при
наличии оформленных в установленном
порядке полномочий имеют право:

  • беспрепятственно
    посещать организации и индивидуальных
    предпринимателей для про­ведения
    проверок;

  • запрашивать
    и получать от уполномоченных должностных
    лиц нанимателя, органов го­сударственного
    управления сведения о несчастных
    случаях на производстве и профессио­нальных
    заболеваниях, документы, локальные
    нормативные акты;

  • осматривать
    рабочие места, требовать от нанимателя
    путем выдачи представления прове­дения
    независимой экспертизы условий труда,
    технологических процессов, производственных
    зданий,
    оборудования и других объектов, которые
    угрожают жизни и здоровью работников;

  • принимать
    участие в расследовании несчастных
    случаев на производстве и профессио­нальных
    заболеваний;

  • принимать
    участие в работе комиссий по испытаниям
    и приемке в эксплуатацию, экс­пертизе
    безопасности условий труда проектируемых,
    строящихся и эксплуатируемых
    произ­водственных
    объектов, а также проектируемых и
    эксплуатируемых механизмов и инстру­ментов
    в целях определения соответствия их
    требованиям норм и правил по охране
    труда, участвовать
    в проведении аттестации рабочих мест
    по условиям труда;

  • требовать
    от нанимателя немедленного устранения
    нарушений по охране труда, угрожа­ющих
    жизни и здоровью работников, а в случаях
    непосредственной угрозы их жизни и
    здоровью
    — приостановления работ до принятия
    решения соответствующими органами
    государственного
    управления;

  • требовать
    от нанимателя путем выдачи представления
    отстранения от работы работни­ков в
    случаях, предусмотренных законодательством;

  • устанавливать
    факт нарушения нанимателем законодательства
    о труде, коллективного или
    трудового договора, дающий право
    работнику требовать досрочного
    расторжения срочного
    трудового договора.

Общественным
инспекторам по охране труда также
предоставлено право осуществлять
проверки, участвовать в расследовании
несчастных случаев на производстве и
профзаболе­ваний
и т.д.

В
случае выявления в ходе проверки
нарушений законодательства о труде
представители профсоюза
вправе требовать устранения выявленных
нарушений, указанных в представлении,
которое
вручается нанимателю, собственнику или
уполномоченному им органу управления.

Представления
правовых и технических инспекторов
труда являются обязательными для
исполнения,
а представления общественных инспекторов
по охране труда – для рассмотрения.

Профсоюзы
вправе обращаться с требованием к
соответствующим органам о привлечении
к
ответственности лиц, виновных в нарушении
законодательства РБ о труде.

В каких случаях обязательно создавать службу охраны труда

Служба охраны труда принимает участие в:

Советы от опытных инженеров по ОТ

Чтобы на производственных участках все соответствовало требованиям правил и иных нормативных документов, специалисты, проработавшие в данной сфере много лет, советуют:

  1. Четко контролировать ведение журнала 1 ступени контроля. В этом документе ежедневно заносятся сведения о допущенных нарушениях в области ОТ сотрудников, в том числе записываются нарушения, допускаемые самими сотрудниками. К примеру, неприменение СИЗ, в форме журнала предусмотрена графа, в которой свою подпись должен поставить нарушитель. Если последний отказывается расписываться, то допускается оформлять акт произвольной формы, который после остается в подразделении и может быть приложен к материалам дела при расследовании несчастного случая.
  2. Проведение медосвидетельствований сотрудников — это мероприятие является обязательным к исполнению и его прохождение необходимо контролировать. Для этого рекомендуется общаться с медицинскими специалистами на предмет допуска работников. В случае решения спорных вопросов, рекомендуется заблаговременно переговорить с врачами. Также нельзя допускать, чтобы работники проходили платное дообследование. Если работник не прошел медосвидетельствование, потому что находился в отпуске, то ему необходимо предоставить время для прохождения. Если сотрудник не прошел освидетельствование по состоянию здоровья, то к работе он не допускается. По результатам медосмотра медучреждение оформляет акт, в котором прописываются рекомендации по улучшению состояния здоровья работников, мероприятия подлежат контролю и должны быть обязательно выполнены.
  3. Проведение проверок должно выполняться планово. Составление плана необходимо, чтобы не забыть какие направления необходимо проверять. По результатам проведения необходимо выписывать акт или составлять предписание. Указывать сроки устранения замечаний обязательно. Если замечание нужно и можно устранить немедленно, то его все равно нужно зафиксировать. Если на устранение замечания потребуется время, то этот вопрос необходимо согласовывать с руководством. При любых обстоятельствах проверка выполнения.
  4. Какие проверки проводить в подразделении, зависит от специфики деятельности и может быть инициативой руководства или инженера по ОТ.
  5. Перед проведением проверок рекомендуется ознакомиться с правилами и инструкциями по ОТ, чтобы предмет проверок был понятен.
  6. Взаимодействовать с кадровой службой и регулярно проверять, как осуществляется допуск к работе, причем особенно тщательно относится к тем работникам, которые будут работать в условиях с повышенной опасностью.
  7. Взаимодействовать со службами энергокомплекса, так как именно на этом подразделении все завязано.
  8. Проверки не допускается осуществлять без руководителей, но если начальник назначил иное должностное лицо, которое будут сопровождать проверяющих, то проверка будет проводиться в его присутствии.

Семинар «Организация службы охраны труда на предприятии» проводит ЦОПО:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Общая характеристика

В сфере реализации управления ОТ особое значение имеет контроль. Он реализуется в трех ключевых направлениях. В частности, обеспечивается государственный, общественный и ведомственный контроль. Первый осуществляется Федеральной службой занятости. В ее структуре находятся Управление по надзору за соблюдением ТК, территориальные органы по госконтролю исполнения законодательства и иных нормативных актов об охране труда. Ведомственный надзор осуществляется специальными службами концернов, министерств, ассоциаций. В учреждениях и организациях он выполняется уполномоченными структурами, инженерами по ОТ или лицами, на которых возлагаются соответствующие обязанности. Специальные комиссии профкомитетов предприятий осуществляют общественный контроль.

Соблюдение правил охраны труда является обязанностью всех работников любой организации вне зависимости от ее правового статуса. Комиссии профкомитетов уполномочены осуществлять проверку для выявления нарушений установленных предписаний, установления виновных субъектов для последующего привлечения их к ответственности.

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда – это комплекс мер (документы, процедуры, контроль за функционированием), направленных на снижение травматизма в организации и управление рисками.

Другими словами, СУОТ – это создание комфортных и безопасных условий труда, забота о здоровье работников за счет пропаганды охраны труда в организации не только среди рабочего персонала, но и административно-технического.

Основание для разработки СУОТ

Разница только в самой процедуре: чем крупнее организация, тем больше направлений должно быть охвачено разработано документов, в силу чего внедрение системы управления охраной труда более трудоемкое.

Например, для организаций с численностью менее 15 человек допускается применять СУОТ в упрощенном виде. Но почему и зачем? Разбираемся далее в статье, а пока – о целях.

Цели СУОТ

Не понаслышке знаю, что многие специалисты по охране труда недоумевают – зачем нужна СУОТ? Ведь есть законодательство, выполнение требований, для чего повторяться?

Система управления охраной труда, по сути, дублирует все требования законодательства, объединяя их и сводя воедино, но вместе с этим она их и совершенствует.

Кроме того, СУОТ позволяет контролировать постоянное функционирование направлений, будь это обучение работников, инструктажи, медицинские осмотры или специальная оценка условий труда.

То есть, если разработана СУОТ, то у вас просто не будет возможности упустить что-то в создании безопасных условий труда работников. Кроме того, система позволяет совершенствовать уже имеющиеся локально-нормативные акты (ЛНА), благодаря чему работа с персоналом будет более тщательной.

В целом система направлена на то, чтобы все сотрудники предприятия изначально относились к специалисту по охране труда не как к назойливой мухе, а серьезно – прислушиваясь и выполняя его требования. Только после этого отношение к охране труда будет более ответственным.

А также СУОТ помогает работодателю демонстрировать высокий уровень культуры охраны труда, что дает ему возможность заключать контракты с крупными холдингами (они очень ценят подготовленность в этом направлении) и получать сертификаты соответствия международным стандартам (OHSAS).

Кто осуществляет управление охраной труда в организации

Управление охраной труд на предприятии до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по охране труда.

Так же дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение 🙂

Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.

Сроки проведения СУОТ

Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, потому как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов вашей организации.

Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.

Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.

Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.

То есть если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный пакет документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению, далее смотрите по необходимости. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно 🙂

Но чем больше организация, тем больше направлений в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска должны быть, какой стаж работы и так далее.

Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие внедрения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.

Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.

Основные направления государственной политики в области охраны труда

Трудовой кодекс РФ выделяет следующие направления государственной политики охраны труда:

  • приоритет сохранения здоровья и жизни работника.
  • управление охраной труда.
  • контроль по соблюдению правил охраны труда.
  • защита трудовых интересов работников, вследствие трудовой деятельности получивших профессиональные заболевания или пострадавших от несчастных случаев.
  • оказание общественному контролю содействия в соблюдении в этой сфере прав трудящихся.
  • обязательность расследования всех профзаболеваний и производственных несчастных случаев.
  • гарантии и компенсации работникам, задействованных на тяжелых работах и работах с особыми условиями труда.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий