Этика в медицине

Раздел 1. Общие положения (врач и общество)

Статья
1.
Главная
цель профессиональной деятельности
врача — сохранение жизни человека и
улучшение ее качества путем оказания
ургентной, плановой и превентивной
медицинской помощи.

Врач
обязан быть постоянно готов оказать
ургентную медицинскую помощь любому
человеку вне зависимости от пола,
возраста, расовой и национальной
принадлежности пациента, его социального
статуса, религиозных и политических
убеждений, а также иных немедицинских
факторов, включая материальное
положение. Предложение безвозмездной
помощи неимущему — этично и оправдано.

Врач
должен всеми легальными способами
способствовать делу охраны здоровья
населения, в том числе осуществляя
просветительскую деятельность по
вопросам медицины, гигиены, экологии и
культуры общения.

Врач
не может присутствовать при смертной
казни и пытке, ни, тем более, участвовать
в них.

Врач
не может ни санкционировать, ни оставить
без внимания любые формы проявления
жестокости или унижения человеческого
достоинства.

Статья
2.
Главное
условие врачебной деятельности —
профессиональная компетентность врача:
его специальные знания и искусство
врачевания.

Врач
должен стремиться к углублению своих
знаний, памятуя, что качество медицинской
помощи не может быть выше полученного
образования.

Именно
профессиональная компетентность наряду
с гуманистической нравственной позицией,
предполагающей высокую требовательность
к себе,

способность
признавать и исправлять собственные
ошибки, дает врачу право на самостоятельное
принятие медицинских решений.

Статья
3. Primum non nocere.

Недопустимо
причинение вреда пациенту, нанесение
ему физического, нравственного или
материального ущерба ни намеренно, ни
по небрежности. Врач не вправе безучастно
относиться и к действиям третьих лиц,
причиняющих такой ущерб.

Врач
обязан сопоставить потенциальную
пользу с возможными осложнениями от
вмешательства, особенно если обследование
или лечение сопряжены с болью, применением
мер принуждения и другими тягостными
для пациента факторами. Лекарство не
должно быть горше болезни!

Статья
4.
Злоупотребление
знаниями и положением врача несовместимо
с врачебной профессией.

Врач
не вправе:


использовать свои знания и возможности
в негуманных целях;


без достаточных оснований применять
медицинские меры или отказывать в них;


использовать методы медицинского
воздействия на пациента с целью его
наказания, а также в интересах третьих
лиц.

Врач
не вправе навязывать пациенту свои
философские, религиозные и политические
взгляды. Личные предубеждения врача и
иные непрофессиональные мотивы не
должны оказывать воздействия на
диагностику и лечение.

Врач,
пользуясь своим положением лечащего
или психической несостоятельностью
пациента, не имеет права заключать с
ним имущественные сделки, использовать
в личных целях его труд, вступать с
пациентом в интимную связь, а также
заниматься вымогательством и
взяточничеством.

Врач
не вправе принять благодарность от
пациента и его близких.

Статья
5.
Врач
обязан быть свободным.

Право
и долг врача — хранить свою профессиональную
независимость. Во время войны и мира,
оказывая медицинскую помощь новорожденным
и старикам, военнослужащим и гражданским
лицам, руководителям высшего ранга и
лицам, содержащимся под стражей, врач
принимает на себя всю полноту
ответственности за профессиональное
решение, потому обязан отклонить любые
попытки давления со стороны администрации,
пациентов или иных лиц.

Врач
должен отказаться от сотрудничества с
любым физическим или юридическим лицом,
если оно требует от него действий,
противоречащих этическим принципам,
профессиональному долгу или закону.

Участвуя
в экспериментах, консилиумах, комиссиях,
консультациях и т.д., врач обязан ясно
и открыто заявлять о своей позиции,
отстаивать свою точку зрения, а в случаях
давления на него прибегать к юридической
и общественной защите.

Статья
6.
Врач
отвечает за качество медицинской помощи.

Врач
должен приложить все усилия, чтобы
качество оказываемой им помощи было на
самом высоком уровне.

Оценивать
качество оказываемой врачом медицинской
помощи могут только коллеги, аккредитованные
врачебной ассоциацией.

Статья
7.
Врач
имеет право отказаться от работы с
пациентом.

Врач
может отказаться от работы с пациентом,
перепоручив его другому специалисту,
в следующих случаях:


если чувствует себя недостаточно
компетентным, не располагает необходимыми
техническими возможностями для оказания
должного вида помощи;


данный вид медицинской помощи противоречит
нравственным принципам врача;


врач не в состоянии установить с пациентом
терапевтическое сотрудничество.

5.4. Контрактная модель отношения врач-пациент.

Контрактная модель видит взаимоотношение между врачом, как поставщиком медицинской услуги, и пациентом как деловое отношение, управляемое в соответствии с контрактом или свободным соглашением, заключаемым за вознаграждение, то есть за определенные товары, которые обмениваются. В этой модели, контрактное право, дополненное специфическими законами здравоохранения, заняло бы место этики. В чисто контрактном отношении каждая встреча между поставщиком медицинской услуги и пациентом начиналось бы в теории с переговоров относительно условий продажи и гарантий, выраженных явно и подразумеваемых. В то время как имеются некоторые достоинства в разъясняющихся ожиданиях, большинство врачей, и большинство пациентов желает, чтобы отношение было большим, чем контрактным в этом смысле. Мы считаем, что должны существовать обязательства, которые вырастают из более глубоких корней, чем контракт. В конечном счете, это – достоинство индивидуального человека, который является первичным этическим соображением.

Мифы о медицинской этике

Хотя современные технологии все глубже проникаю в медицину, она по-прежнему совмещает в себе науку и искусство. Эта двойственность, а также непосредственная связь со здоровьем и жизнью человека, создает почву для различных мифов.

В медицине есть темы, которые будоражат умы, вызывают горячие дискуссии и иногда трактуются неверно (трансплантация органов). Почки, сердце, легкие и другие органы пересаживают от уже умерших людей. Непосвященный в это человек, если увидит процесс извлечения органа, воспримет все так, что необходимый материал извлекают из все еще живого человека.

Или эвтаназия. Доктора либо прекращают продлевать жизнь пациента, либо применяют специальные меры для безболезненного ухода из жизни. В некоторых цивилизованных эта процедура добровольна, в большинстве стран мира – запрещена. Много споров вызывает эта тема. А споры порождают слухи. Мифы о «врачах-убийцах» тревожат людей.

Школы и история развития врачебной этики

Родоначальником первых принципов врачебной этики, многие из которых являются актуальными и сегодня, принято считать Гиппократа — именно он сформулировал и впервые записал базовые принципы врачебной этики, которые называются Клятвой Гиппократа. На деле же эти этические принципы применялись врачами задолго до рождения самого Гиппократа и передавались в его семействе из уст в уста. Кроме этого, сейчас существуют свидетельства указания на подобные нормы и правила и в древнеегипетском сообщества за несколько тысячелетий до времени жизни всемирно известного врача.

Значительная часть принципов, зафиксированных письменно Гиппократом, являются актуальными для врачей и по сегодняшний день. В то же время ряд его наставлений ещё в Средние Века уже считались неактуальными, и тем более не являются актуальными сейчас.

Например, крайне спорными с точки зрения современной биомедицинской этики можно назвать положения о непричинении вреда в контексте эвтаназии, а также о запрете на проведение абортов.

Не поддается сомнению и ограничение в Клятве Гиппократа на удаление почечных камней при мочекаменной болезни — во время Гиппократа эти операции проводили отдельные специалисты, в остальном не занимающиеся медицинскими манипуляциями. Крайне интересным является также тот факт, что ещё Гиппократ впервые зафиксировал недопустимость интимной близости врача и его пациентов либо близких пациентов.

Следующим этапом развития врачебной этики стало учение Парацельса, которое уделяло особое внимание принципам несения добра врачом. Парацельс настаивал на том, что врач должен быть личностью и лечить не только тело пациента, но и его душу, оказывая помощь

Именно Парацельс зафиксировал важность добрых намерений и максимальной ответственности врача при осуществлении своей профессиональной деятельности. Однако ряд концепций Парацельса впоследствии был основательно раскритикован — например, сейчас исследования отмечают нежелательность установления прочного двухстороннего эмоционального контакта врача и пациента в большинстве ситуаций

Хотя в отдельных случаях он все же может являться допустимым и даже рекомендуемым.

Третья историческая модель врачебной этики — это медицинская деонтология, сформированная в 19-м веке. Она предполагала установление максимально четких, однозначных и строгих нормативов нравственности и морали для врачей, фактически стремясь сделать каждого врача безупречным профессионалом и формализировать каждый аспект медицинской деятельности до мельчайших деталей. Преимуществом деонтологии можно назвать структурированность применения всех врачебных методик и ее практическую применимость в осуществлении врачебной деятельности. В то же время, имеет деонтология и ряд упущений — особенно в рамках моральных и нравственных ориентиров современного общества, в которых все большее значение уделяется субъективным правам человека, а не только жестким и беспристрастным объективным критериям.

Наконец, наиболее современной моделью в рамках врачебной этики считается биоэтика, которая принимает во внимание не только моральные и нравственные ориентиры врача, но ставит его на одну ступень с пациентом, требуя учитывать его права и возможности. Биоэтика рассматривает множество наиболее актуальных и не имеющих однозначного решения вопросов и предполагает необходимость наибольшего информирования пациента и его участия в процессе лечения, равно как и обязательность заботы врача о пациенте не с позиции патернализма

7.3.2. Милосердие.

В случаях, подобным случаю Карен Квинлан или Нэнси Крузан, милосердие может стать фактором. Человек, аргументирующий от милосердия, мог бы обратиться к чему-нибудь подобному «золотому правилу»: «Если бы я закан-

чивал жизнь в состоянии подобно Карен или Нэнси, я хотел бы умереть, и я надеюсь, что вокруг меня были бы люди достаточно милосердные, чтобы позволить мне умереть. Если бы я мог как-нибудь возможно «осознавать» в таком состоянии, я не хотел бы, чтобы это продолжалось. Я не хотел бы быть заключенным в тюрьму в таком теле в течение месяцев или лет. Это было бы хуже, чем похороненным живым, потому что, если бы я был похоронен живым, я умер бы несколько дней спустя. Милосердие требует, чтобы мы делали умирание гуманным, а не бесконечной пыткой».

Квинланы и Крузаны доказывали, что разрешение Карен и Нэнси умереть будет милосердным делом. Проблема милосердия релевантна в этих и подобных случаях, потому что мы не можем знать наверняка, что такие пациенты не чувствуют –, мы не можем быть уверенными, что они не испытывают ощущения типа боли и дискомфорта. Мы не можем даже быть уверенными, что они не испытывают дистресс, страх, фрустрацию117, утрату, или другие мучительные эмоции.

Например, конечности Карен Квинлан были вначале связаны, но ее голова, яростно двигалась, как будто она пыталась удалить назогастральные питательную и дыхательную трубки. Также, некоторые из семьи Карен – и их адвокат – рассказывали, что Карен смотрела, как будто она испытывала боль. Джулия Квинлан рассказывала, что «по ее выражениям лица, казалось, как будто она испытывает боль»; и, «они говорят она не чувствует боль, но я задавалась вопросом, знали ли они это наверняка». Вопрос, были ли эти явления преднамеренным поведением или только рефлексами – философская, а также медицинская проблема. Преднамеренное поведение свидетельствовало бы, что организм, стремится к некоторой цели, типа свободы от боли, и могло бы даже показывать понимание.

Как констатировал философ семнадцатого века Рене Декарт, сознание в других – всегда вывод из внешнего поведения; оно не может быть непосредственно наблюдаемо. Бессознательное состояние, или отсутствие сознания, также является выводом. Если мы утверждаем, – как некоторые люди делают это, – что мухи не сознают, это – вывод из поведения мух; и поскольку затронуты мухи, мы можем легко делать такие выводы. В случае человека, однако, много поставлено под угрозу, если мы не правы.

Рассмотрим, например, состояние, названное синдромом изоляции, который только недавно был распознан. Пациенты в этом состоянии так экстенсивно парализованы, что они не могут управлять ничем, кроме мигания своих глаз, но эти пациенты точно также сознают, как любой нормальный человек. Этот синдром, возможно, приводил к некоторым похоронам живых

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Общество

БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды

Письменное согласие на доступность данных

Для получения открытого доступа к данным пациента врачи должны иметь на это его разрешение. Причем в письменной форме. Для этого документ должен включать в себя:

  • ФИО, адрес, номер документа, удостоверяющего личность, сведения о том, кем и когда он выдан.
  • ФИО и адрес гражданина, который получил согласие на доступ к персональным данным.
  • Цель, для которой раскрывается врачебная тайна.
  • Перечень того, к каким именно личным сведениям открыт доступ (диагноз, лечение и т. д.).
  • Перечень действий, которые получивший разрешение гражданин впоследствии может совершить.
  • Указанный срок, в течение которого действует разрешение, и порядок обратного отзыва.

При этом гражданин, получивший доступ к личным данным, не может распространять их далее, если на это нет дополнительного письменного разрешения. В таком случае он обязан хранить полученные сведения и соблюдать врачебную тайну. Доступ может быть предоставлен как частично, к некоторым данным, так и полностью ко всей информации.

7.1.5. Не начало лечения и прекращение лечения.

Когда принимают решение не начинать некоторый вид поддерживающего жизнь лечения, типа почечного диализа или вспомогательной искусственной вентиляции легких, и пациент умирает в результате, это обычно понимают как упущение, а также как позволение умереть. Даже если активное убийство неправильно, его запрещение не применяется к случаям, когда не начинают поддержание жизни. Но что сказать о прекращения поддержки жизни, например, при остановке вспомогательной искусственной вентиляции легких по настойчивой, добровольной просьбе ясно компетентного и зависимого от искусственной вентиляции легких пациента, который является смертельно больным и испытывает страдания, которые не могут быть адекватно уменьшены? Если такое действие принимается врачом с намерением уважения права пациента принимать решение о лечении, большинство людей посчитало бы его в моральном отношении оправданным случаем разрешения пациенту умереть. Если только убийство, но не позволение умереть, запрещается, тогда остановка поддержки жизни и не начало ее, являются позволением умереть и в моральном отношении дозволенными.

Но некоторые философы привели доводы, что прекращение искусственной вентиляции легких этого пациента является убийством, не разрешением умереть.

Предположим, например, пациентка имеет алчного сына, который по ошибке полагает, что его мать никогда не примет решение прекратить лечение и что, даже если она решит, ее врачи не будут выполнять ее пожелания. Боясь, что его наследство будет исчерпано длинной госпитализацией, он входит в комнату своей матери, в то время как она находится под воздействием седативного средства, удаляет ее из респиратора, и она умирает. Если, будучи разоблаченным, сын возразил бы, «я не убивал ее; я просто позволил ей умереть; это болезнь вызвала ее смерть», это заявление будет отклонено. Сын вошел в комнату своей матери и преднамеренно убил ее.

Врач, который сделал точно такое же дело, выполнил то же самое физическое действие, также убивает пациента? Даже если врач в таком случае именно убивает, другие моральные различия делают убийство врача в моральном отношении оправданным, в то время как убийство сына – морально неправильным. Врач действует с хорошим мотивом, уважая пожелания пациента, с согласия пациента, и в профессиональной роли, в которой он социально и по закону уполномочен к такому действию; сын действует с плохим мотивом, без согласия, и без социального или законного разрешения делать так. Но они не кажутся различиями в убийстве или позволении умереть: можно убить или позволить умереть с хорошим или плохим мотивом, с согласия или без него, и в роли или нет, которая разрешает такое действие.

Философы, отклоняющие этот анализ и считающие, что остановка поддержки жизни является позволением умереть, обычно имеют иное понимание различия убить / позволить умереть. Во всяком случае, они не понимают остановку в терминах действие / упущение. Они считают, что когда пациент имеет смертельную болезнь, подобную болезни легкого, обычный фа-

Правовое регулирование врачебной этики сейчас

В вопросах врачебной этики на текущий момент существует большое количество различных нормативно-правовых документов и актов. В частности, базовые принципы врачебной этики часто фиксируются в формате торжественных клятв. Так, еще в СССР была разработана «Клятва советского врача». И сейчас необходимость принесения «Клятвы врача» также прямо зафиксирована в законодательстве Российской Федерации в отношении всех медиков, получающих диплом о высшем образовании и врачебную акредитацию.

Клятва Гиппократа, вопреки распространенному заблуждению, не используется современными медиками в своем оригинальном виде, так как некоторые ее тезисы прямо противоречат современной общественной морали и общим запросам общества в сторону медицины.

Помимо локальных нормативных документов, устанавливаемых в отношении врачебной деятельности отдельными государствами, также часть принципов врачебной этики регламентируется международным законодательством, особенно в вопросах глобальной медицины. Более того — другие нормативы врачебной этики могут устанавливаться также и на микроуровне — на уровне отдельных лечебных учреждений, в которых предусматриваются дополнительные этические правила и принципы работы врачей.

В любом случае, современная врачебная этика практически всегда базируется на различных сочетаниях как базовых принципов, зафиксированных ещё Гиппократом, так и более поздних моделей Парацельса, деонтологии и современной биоэтики в том или ином виде. Причем в разных государствах или даже отдельных территориях в рамках одного и того же государства, могут действовать различные нормативы врачебной этики. Например, в США в отдельных штатах проведение абортов считается не просто нарушением врачебной этики, но и уголовно наказуемым деянием. В других же штатах, напротив — такие действия считаются полностью этичными.

5.5. Договорная модель отношения врач-пациент.

Несмотря на то, что имеется, конечно, сильная контрактная сторона в роли врача, который все больше становится поставщиком медицинской услуги, особенно в роли специалиста, имеется кое-что больше. Членство в одной из исцеляющих профессий получает унаследованный в прошлом профессией идеал, и посвящение благородной задаче, которая не просто результат контракта с индивидуальными пациентами. Этот факт, среди других, убедил W. May предложить договорную модель. Хотя и вдохновленные религиозной идеей о договоре между Богом и избранным народом, договоры существуют и вне религиозного контекста.

Договорная модель пытается отдать должное тем элементам взаимоотношений в здравоохранении, которые идут дальше простого контракта. В договорной модели, посвящение идеалу и привилегии, предоставленные обществом, налагает обязательства на врача и медсестру совершенно помимо контракта. Это становится отчётливым в чрезвычайных обстоятельствах, когда врач или другой профессионал здравоохранения должен помочь даже в отсутствии контракта. Договор также предполагает постоянное отношение, или, по крайней мере, открытое в продолжительности. Этот аспект можно пояснить фактом, что врач не может прекратить отношение по желанию, но должен обеспечить продолжение ухода за пациентом. Договорное отношение также замечена в традиции, согласно которой врач или медсестра должны были обеспечить, по крайней мере, некоторый уход на основе потребности пациента, независимой от качества или способности оплатить.

В обычных деловых отношениях, договорное отношение между врачом и пациентом не обязательно включает весь набор формального контракта, но включает согласие или понимание относительно роли каждого участника. Как только соглашение относительно этих ценностей и целей отношения устанавливается, пациент соглашается следовать за советом врача.

Хотя сохраняется основа для договорного отношения между врачом и пациентом, в России сегодня отношение между врачом и пациентом все больше принимает сильный контрактный аспект, который изменяет и иногда доминирует над идеей договора. Как мы увидим в следующих главах, контрактные элементы требуют, чтобы врач и пациент вступали в более детализированные соглашения, чем договорное отношение требовало бы. Например, пациент соглашается следовать совету врача, не фактом своего обращения к врачу. Все аспекты лечения, кроме наиболее тривиального, остаются предметом для обсуждения и информированного согласия. В любом случае, действующая модель часто зависит от точного характера и хронологии взаимоотношения ме-

Реферат: Категории медицинской этики долг и достоинство

Похожие материалы:

Реферат: Этика и деонтология медицинского работникаСвоеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной
Реферат: ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫС учетом круга обязанностей врача ветеринарной медицины, специфики его работы и людей, с которыми ему приходится общаться в процессе работы, профессиональная этика врача ветеринарной медицины имеет свои особенности, которые пока что не обоснованы
Как вернуть долг — Денис Олегович Громов — 2020 годЭта книга — практическое пособие по взысканию долгов. С такой неприятностью многие сталкивались в своей жизни. В книге собраны распространенные ситуации, из которых возникают задолженности. Все они — из жизни наших клиентов, перед которыми когда-то такие

Реферат: Вопросы медицинской этики и деонтологииСреди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье и жизни людей, поэтому государство обязано заботу о здоровье членов общества взять на себя. В реализации указанной задачи (функции) наряду с социальными преобразованиями большая роль

Реферат: Медицинская сестра и пациентМедицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую
Реферат: БиоэтикаМожно привести сотни определений этики (как и морали, нравственности), но суть, основное мы показали, хотя единообразия в трактовке таких терминов до сих пор нет. Еще больше разночтений в понимании термина «деонтология». Своеобразие медицинской этики
Медицинская этика, деонтология или утилитаризм? — Зильбер А.П. — 2015 годКнига посвящена проблемам медицинского и гуманитарного образования как альтернативе сиюминутной пользы. В ней рассматривается, правильно ли используются современные проблемы биоэтики, полезно ли сегодня соблюдать этикет, может или даже должна медицина
Биомедицинская этика — Силуянова И.В. — 2016 годВ учебнике рассматриваются теоретические основы биомедицинской этики, ее связь с основными положениями международного и отечественного медицинского права, с российскими этическими и медицинскими традициями. Принципы и нормы биомедицинской этики и
Реферат: Деонтология как учение о моральном долгеРешение важнейших задач — повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии
Биомедицинская этика: Практикум — Денисов С.Д., Яскевич Я.С. — 2011 годВ практикуме в конспективной форме излагаются вопросы курса «Биомедицинская этика», раскрывающие морально-этические, организационные и нравственные аспекты жизни и смерти, трансплантологии, психиатрической помощи, применения новых генно-инженерных

10.4.6. Этика и трагедия.

Рациональный этический подход требует пропорциональности между предполагаемыми хорошими и плохими последствиями, которыми рискуют или которые допускают, а иногда даже предполагают. Ввиду этого, должно быть ясно, что нет никакого четкого набора ответов на вопрос о независимом праве женщины на аборт. Нет также четких ответов на точную степень серьезного права плода на жизнь. Случай «жизнь против жизни», однако, подчеркивает трагедию в самой основе множества случаев, вовлеченных в дебаты относительно этики аборта.

Вслучаях «жизнь против жизни», теория не разрешает нам отдавать первенство женщине или плоду. Два равных блага находятся в конфликте. Хотя некоторые доказывают, что женщина – человек с полными правами, а плод имеет только ограниченные права, они предлагают опасное различие, и принцип клина должен заставить нас колебаться в принятии его.

Впредыдущем анализе, позиция, которую занимает каждый в отношении аборта, не просто вопрос прав плода и женщины, но вопрос множества факторов, которые должны быть взвешены и сбалансированы

Эта позиция принимает во внимание среди других вещей эмоции и опыт людей в обществе. Она также признает, что имеется неявное знание, включая теологические убеждения, функционирующие в обществе

Все они объединены в часто плохо артикулируемое мировоззрение – принятый и функциональный взгляд на значение жизни в обществе. Мировоззрение содержит объяснения зла и добра в целостной истории мира.

Всовременном плюралистском обществе, различные группы имеют различные мировоззрения. Если это мировоззрение фаталистское, люди не будут бороться, чтобы избежать всего зла и будут часто принимать боль и страдание как часть жизни. Те, кто верит в божественное провидение, могут видеть психически неполноценного ребенка как возможное благословение, а не просто как затруднение. Другие, кто расценивает людей как способных к решению всех проблем и отказу от всего страдания, не будут допускать никакого страдания или затруднения, или причинения беспокойства, которое они могут избежать. Каждая из этих групп будет иметь разное отношение к жиз-

ни и аборту.

Sidney Callahan187 добавляет к списку элементов мировоззрения, лежащего в основе спора. Мы формулируем ее пункты в форме вопросов. Является ли свойственная индивидууму ценность центром мира, или членство в группе более важный источник моральной ценности? Имеется ли цель и смысл, даже трансцендентный смысл, в мире, или мы придаем наши собственные смыслы? Феминизм должен быть только в пользу отдельных женщин или в пользу самых слабых групп, включая плод? Следует ли избегать всего страдания, или страдание, которое принимают ради других людей, имеет значение и ценность? Признавая, что эмоции важны в моральной жизни, какие из них

187Callahan S., Callahan D. Abortion: Understanding Differences. – New York: Plenum Press, 1984.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 223

2.2.1. Понятие и обязательство не вредить.

Вред, который мы должны избегать, обыкновенно понимают как физический или душевный. Тем не менее, вред может представлять собой также ущерб чьим-либо интересам, как-то несправедливое присвоение моей собственности или ограничение моего доступа к ней. Или мне могут нанести ущерб несправедливым ограничением моей свободы слова или действия. Если даже не было бы необходимого физического воздействия на меня от этих последних ущербов, тем не менее, они являются подлинным вредом для меня.

Моральный долг не вредить ясно налагает обязанность не вредить комулибо умышленно, или прямо. Но это моральное обязательство запрещает также подвергать других риску причинения вреда. Например, если я веду автомобиль слишком быстро, я не могу фактически причинить кому-либо вред, но я могу, несомненно, подвергнуть риску причинения вреда отдельных людей. Таким образом, обязательство не вредить обычно запрещает превышение скорости.

Но существуют другие ситуации, в которых людям фактически причиняют вред или подвергают риску нанесения вреда, а обязательство не вредить не нарушается. Человек, подвергающийся химиотерапии, подвергается раз-

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий