Этика и деонтология гиппократа — презентация

Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока

Большая
часть медицинских познаний Древней
Индии была объединена в книге под
названием «Аюр-Веда»

Важное место
в ней – врачебная этика. Ученик обязывался
высоко чтить своего учителя -вплоть до
самопожертвования; вести аскетический
образ жизни; ставить нужды пациента
выше своих личных интересов, служить
пациенту денно и нощно; не позволять
себе преступлений, пьянства и
прелюбодеяний; хранить втайне
профессиональные секреты

Индийская
клятва запрещала врачу лечить врагов
своего правителя, злодеев, женщин, с
которыми нет сопровождающих лиц.
Осуждалось вмешательство врача в
процесс умирания.

Медицина
ислама —
это
прежде всего собирание и толкование
древнегреческой и древнеримской
медицины, обогащенной сведениями из
Индии, Ирана и Египта. Из этих ученых
прежде всего следует назвать Авиценну,
или,
в арабском произношении, Ибн-Сину
(980-1037).
«Канон врачебной науки» Авиценны,
подлинная энциклопедия научных знаний
того времени по общей и частной патологии,
вплоть до конца XVII и. использовалась в
Европе в качестве учебника.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Дают ли сейчас врачи после окончания мединститута клятву Гиппократа?

Нет. В Российской Федерации врачи дают «Клятву врача». Ее текст установлен статьей 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

А в США, например, любой выпускник может написать свою клятву врача, индивидуальную. Но все-таки врач в Европе и США, как и в России, то есть в европейской культуре, дает клятву, восходящую к «Клятве» Гиппократа.

8. Допустимо ли для врача-христианина приносить клятву — пусть не Гиппократа, а какую-то современную модификацию? Ведь Евангелие запрещает клясться.То, что мы называем сейчас «клятвой врача», по своей сути не клятва, подразумевающая обращение к сверхъестественным силам, а торжественное обещание. Так же это воспринималось, например, в Российской империи, когда врач давал «Факультетское обещание», и в СССР, где существовала «Присяга врача Советского Союза».

Интересно, что древнегреческое слово «horkos» («клятва») родственно слову «herkos» («ограда»). Врач словно очерчивает пределы, в которых будет действовать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст современной клятвы врача в Российской Федерации

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

К историческим и логическим моделям биомедицинской этики нельзя отнести одну из перечисленных форм профессионального этического сознания:

  1. модель Гиппократа

  2. модель Парацельса

  3. деонтологическая
    модель

  4. биоэтика

  5. фашистская
    медицина

038.
В гиппократовской модели биомедицинской
этики основным принципом является:

  1. не навреди

  2. не убий

  3. приоритет интересов
    науки

  4. принцип автономии
    личности

  5. главенство религии

039.
Для врачебной этики Парацельса основным
принципом является:

  1. делай добро

  2. не лжесвидетельствуй

  3. не укради

  4. “знание — сила”

  5. принцип автономии
    личности

040.
Для деонтологической модели отношений
врач-пациент основным принципом является:

  1. исполняй долг

  2. не прелюбодействуй

  3. храни врачебную
    тайну

  4. помоги коллеге

  5. принцип невмешательства

041.
Для современной
модели биоэтики основным принципом
является:

  1. принцип “соблюдения
    долга”

  2. принцип “не
    навреди”

  3. принцип приоритета
    науки

  4. принцип
    приоритета прав и уважения достоинства
    пациента

  5. принцип невмешательства

042.
Особенности “американской биоэтики”
определяются всем перечисленным, кроме:

  1. развитая
    научно-организационная база

  2. наличие
    научно-исследовательских центров по
    биоэтике

  3. общественно-политические
    события 60-70-х годов ХХ века в США

  4. формирование
    движения за права пациентов и создание
    “Билля о правах пациентов”

  5. пренебрежение
    ценностями религиозной культуры

043.
К общецивилизационным основаниям
биоэтического знания относятся все
перечисленные факторы,
кроме

  1. возникновение
    и применение в практическом здравоохранении
    новых биомедицинских технологий

  2. демократизация
    общественных отношений

  3. ценностно-мировоззренческий
    плюрализм

  4. международная
    деятельность Совета Европы

  5. экспериментальный
    характер современного медицинского
    знания

044.
К особенностям “христианской биоэтики”
католицизма относятся все перечисленные
черты
кроме

  1. всесторонность
    рассмотрения биоэтических проблем

  2. приоритет
    социальных реалий в теологических
    построениях и рекомендациях

  3. аргументированная
    критика “‘эволюционистской антропологии”

  4. выбор
    в качестве оснований “христианской
    биоэтики” принципов понимания “человека
    как субъекта и объекта одновременно”,
    “богоподобия” личности, тела как храма
    Божьего

  5. решение
    проблем биоэтики с позиций расчета
    “благ и польз”

045.
К особенностям биоэтики в странах с
протестантской культурой относятся
все перечисленные черты
кроме

  1. принцип моральной
    автономии личности

  2. утверждение
    права и ценности духовной свободы
    человека

  3. ценность “здоровья
    нации”

  4. идея ответственности

  5. идея самодостаточности

046.
К особенностям отношения к биоэтике
в православной нравственной антропологии
относятся все перечисленные черты,
кроме:

  1. коммерческие
    интересы научно-интеллектуальной элиты

  2. понимание
    Бога как источника человеческих
    стремлений к совершенству

  3. принцип
    синергии (возможность соработничества
    человека и Бога в преобразовании жизн9)

  4. принцип “святости
    жизни”

  5. понимание
    призвания человека как “причастника
    божественного естества”

047.
Для исламской морально-религиозной
традиции характерно:

  1. ориентация на
    Коран и свод канонических законов
    ислама

  2. приоритет свободной
    воли человека

  3. доминанта
    социально-политических интересов
    государства

  4. неравнозначность
    роли мужчины и женщины в обществе

  5. понятие
    одушевления зародыша на сотый день
    беременности

048.
Основанием мусульманского законодательства,
регулирующего деятельность в области
здравоохранения, является:

  1. общие национальные
    интересы

  2. свод канонических
    законов ислама

  3. суждение по аналогии

  4. способность
    и право интерпретации специалиста

  5. интересы науки

049.
Понятие о человеческой личности в
исламе определяется:

  1. исходя
    из положений Корана о вхождении души
    в зародыш в три месяца и одну неделю,
    т.е. на сотый день беременности

  2. праведностью
    родителей

  3. жизненной активностью
    человека

  4. собственным мнением
    профессионала

  5. материальным
    достатком

050.
Для буддийского этического сознания
принципиальным значением обладают

все
перечисленные принципы, кроме:

  1. просветление и
    личная ответственность

  2. воля Бога

  3. внутренняя свобода

  4. стремление к
    освобождению от страданий

  5. преодоление
    неведения и познание природы духа

051.
Буддийская этика основывается на
понимании человека как:

  1. природного существа

  2. существа, созданного
    Богом

  3. человек — результат
    слияния родительских половых клеток
    и “континуума сознания”

  4. варианта реинкарнации

  5. продолжателя рода

052.
“Конвенция о правах человека и
биомедицине” (1997 г.) при использовании
достижений биологии и медицины обязуется
защищать и гарантировать все,
кроме

  1. уважения достоинства
    человека

  2. защиту
    индивидуальности каждого человеческого
    существа

  3. уважение
    целостности и неприкосновенности
    личности

  4. соблюдение
    прав человека и основных свобод

  5. обеспечения
    экономической выгоды и материального
    интереса

053.
“Конвенция о правах человека и
биомедицине” (1997 г.) при использовании
достижений биологии и медицины объявляет
приоритетными:

  1. интересы
    и благо человеческого существа

  2. интересы общества

  3. интересы науки и
    научного прогресса

  4. интересы
    трудоспособного населения

  5. другие интересы

054.
При проведении любого вмешательства в
сферу здоровья, включая вмешательство
с исследовательскими целями должно
соблюдаться все,
кроме

  1. законы
    Украины

  2. профессиональные
    биомедицинские этические стандарты

  3. моральные
    представления пациента

  4. нормы библейской
    морали

  5. экономические
    интересы исследователя

055.
Юридической санкцией для врача,
производящего искусственное прерывание
беременности по желанию женщины,
является:

  1. желание женщины

  2. Этическая
    Декларация о медицинских абортах ВМА
    (1983)

  3. личные этические
    убеждения врача

  4. медицинские
    показания

  5. моральное право
    на отказ от производства аборта

056.
Критериями, определяющими начало
человеческой жизни являются: а)
формирование нервной ткани плода, б)
формирование дыхательной системы плода,
в) первое сердцебиение,
г) моральный статус человеческого
эмбриона, включенного в систему
нравственных взаимоотношений между
людьми, д) слияние женской и мужской
половых клеток.

  1. а

  2. б

  3. в

  4. г, д

  5. ни одно из
    перечисленного

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Что включает в себя медицинская деонтология

Медицинская деонтология включает в себя:

  • соблюдение врачебной тайны;
  • ответственность за жизнь и состояние здоровья пациента;
  • установление благоприятных взаимоотношений в медицинской среде;
  • поддержание доброжелательного взаимоотношения с больными и их родственниками.

Основные аспекты

В разные эпохи понятие медицинской этики различалось. Со временем установились ее основные аспекты.

Праздники медицинских работников: день врача, медсестры и другие важные даты
Узнать

Не давай себя в обиду! Виды нарушений и защита прав медицинских работников
Узнать

Отношения медработник-пациент.

Взаимоотношения медработника и пациента должны строиться на доверии и уважении. Например, относительно больного врач должен придерживаться следующих принципов:

  • доносить пациенту информацию о его правах;
  • предоставлять достоверные сведения о состоянии его здоровья;
  • проявлять гуманность по отношению к здоровью больного;
  • уважительно относиться к человеческому достоинству пациента;
  • исключить возможность нанесения физического и морального вреда больному;
  • уважать решение пациента как о проведении медицинского вмешательства, так и об отказе от него;
  • с пониманием относиться к автономии больного;
  • предпринимать меры по соблюдению прав человека на получение качественной и своевременной медицинской помощи;
  • проявлять бережное отношение к больному, находящемуся на грани смерти;
  • защищать пациента от вмешательства некомпетентного персонала в ход лечебного процесса.

Отношения медработник-родственники больного.

В отношениях с родственниками больного врач обязан выполнять следующие правила:

  • отвечать на все вопросы, проявляя сочувствие и сострадание;
  • объяснять родственникам пациента, что без их поддержки невозможно настроить больного на выздоровление;
  • разъяснить подробно все правила и нюансы комплексного ухода;
  • при необходимости оказать психологическую помощь и объяснить, что хроническое заболевание — это не приговор;
  • при отсутствии у больного родственников врач должен временно выполнять их роль.

Отношения медработник-медработник.

По отношению к сослуживцам работник сферы здравоохранения должен вести себя уважительно и поддерживать доброжелательные взаимоотношения в коллективе. При необходимости следует оказать помощь сотруднику.

Ни в коем случае нельзя подвергать сомнению квалификацию и профессионализм врача в присутствии больных.

Отношения медработник-общество.

В обществе медработник обязан:

  • хранить профессиональную тайну;
  • поддерживать уважение к своей профессии;
  • принимать участие в медико-санитарном просвещении населения;
  • поддерживать на высоком уровне свой авторитет и проявлять профессиональную компетентность.

Важно понимать, что выполнение требований этики медработником обязательно не только на рабочем месте, но и в обществе, и даже в быту

1) Модель Гиппократа и принцип «Не навреди»

Принципы врачевания,
заложенные «отцом медицины» Гиппократом
(460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной
этики как таковой. В своей знаменитой
«Клятве», Гиппократ сформулировал
обязанности врача перед пациентом,
обязатель­ства перед учителями,
коллегами и учениками, гарантии
непричинения вреда, оказания помощи,
проявления уважения, справедливости,
об отрицательном отношении к эвтаназии,
абортам, об отказе от интимных связей
с пациентами, заботе о пользе больного,
о врачебной тайне и др. Рекомендации и
положения «Клятвы» объединены одной
целью – «Не навреди» и являются принципами
модели Гиппократа.

Отношение
врача к больному и здоровому человеку,
изначально ориентированное на заботу,
помощь, поддержку, безусловно, является
основной чертой профессиональной
врачебной этики и реальным критерием
и для выбора профессии и для определения
меры врачебного искусства.

Кроме того,
современную медицину, которая рассматривает
проблему взаимоотношения врача и
пациента с акцентом на правах пациента,
социальные гарантии государства и
профессиональные обязательства
медицинского сообщества, можно назвать
«моделью Гиппократа».

«Клятва» Гиппократа
не потеряла своей актуальности и по
настоящее время, более того, она стала
эталоном построения многих этические
документов. Например, Клятва российского
врача, утвержденная 4-ой Конференцией
Ассоциации врачей России (Москва, ноябрь
1994), содержит близкие по духу и даже по
формулировке принципы.

Клятва Гиппократа

Традиция формального закрепления норм врачебной этики сформировалась во времена Античности и связана с именем Гиппократа. Его назвали отцом медицины далеко не случайно: Гиппократ известен тем, что был практикующим лекарем, сформировавшим представление о роли, значении и принципах западного искусства врачевания. Он много путешествовал и не просто собирал опыт собратьев по ремеслу, но и активно распространял открытия и умения.

Гиппократ оставил богатое теоретическое наследие («гиппократовский корпус» – около 60 трактатов), множество практических навыков (несколько типов повязки, аппараты для лечения, диеты), а главное – он сформулировал ясные, прозрачные, практичные нормы поведения врача с пациентами и коллегами – этический кодекс врача («клятва Гиппократа»).

Отец медицины Гиппократ

Клятва Гиппократа включает несколько важных постулатов, не потерявших актуальность и в наши дни:

  • благодарность учителям
  • распространение и передача накопленного опыта
  • главенство принципа непричинения вреда
  • сохранение врачебной тайны
  • отказ от помощи в самоубийстве пациентов и запрет абортов
  • отказ от связей с пациентами (пагубных, любовных)

В Российской Федерации действует Кодекс врачебной этики, одобренный Ассоциацией врачей в 1997 году и обязательный для всего врачебного сообщества, а также официальных объединений и ассоциаций медицинских работников. Кроме этого, в 1996 году разработан, а в 2010 году дополнен и отредактирован Этический кодекс медицинской сестры России.

Подобное внимание к формулированию постулатов поведения демонстрирует жесточайшие этические требования и неукоснительность соблюдения корпоративных законов работников медицинской сферы и в наши дни

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием,
Гигиеей и Панакеей и всеми богами и
богинями, беря их в свидетели, исполнять
честно, соответственно моим силам и
моему разумению, следующую присягу и
письменное обязательство: считать
научившего меня врачебному искусству
наравне с моими родителями, делиться с
ним своими достатками и в случае
надобности помогать в его нуждах; его
потомство считать своими братьями, и
это искусство, если они захотят его
изучать, преподавать им безвозмездно
и без всякого договора; наставления,
устные уроки и все остальное в учении
сообщать своим сыновьям, сыновьям своего
учителя и ученикам, связанным обязательством
и клятвою по закону медицинскому, но
никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде
сообразно с моими силами я моим разумением,
воздерживаясь от причинения всякого
вреда и несправедливости. Я не дам никому
просимого у меня смертельного средства
и не покажу пути для подобного замысла;
точно также я не вручу никакой женщине
абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою
жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае
не буду делать сечения у страдающих
каменной болезнью, предоставив это
людям, занимающимся этим делом. В какой
бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы
больного, будучи далек от всего
намеренного, несправедливого и пагубного,
особенно от любовных дел с женщинами и
мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения
– я ни увидел или ни услышал касательно
жизни людской из того, что не следует
когда-либо разглашать, я умолчу о том,
считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо
выполняющему клятву, да будет дано
счастье в жизни и в искусстве и слава у
всех людей на вечные времена; преступающему
же и дающему ложную клятву да будет
обратное этому.

Когда впервые была составлена «Клятва»,
не известно. В устной форме она переходила
от одного поколения к другому и в основных
своих чертах была создана до Гиппократа.
В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов
сборник», после чего в широких кругах
ее стали называть именем Гиппократа.

Наряду с врачебной «Клятвой», в древней
Греции существовали юридическая
«Клятва», клятвы свидетелей и многие
другие. Все они предполагали содействие
богов, которые освящали «Клятву» и
карали клятвопреступников (в случае
врачебной «Клятвы» это боги Аполлон,
Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким
образом, «Клятва», данная врачевателем
по окончании обучения, с одной стороны,
защищала пациентов, являясь гарантией
высокой врачебной нравственности, а с
другой – обеспечивала врачевателю
полное доверие общества. Законы врачебной
этики в древней Греции исполнялись
неукоснительно и были неписаными
законами общества, ибо, как говорится
в «Наставлениях», «где любовь к людям,
там и любовь к своему искусству».

Сегодня в каждой стране существует своя
«Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя
общий дух древнегреческой «Клятвы»,
каждая из них соответствует современному
уровню развития медицинской науки и
практики, отражает национальные
особенности и общие тенденции мирового
развития. Примером тому является
последнее дополнение, которое внесено
в текст Присяги врача Советского Союза
в ответ на призыв III Конгресса движения
«Врачи мира за предотвращение ядерной
войны», состоявшегося в Амстердаме в
1983 г. Вот эти строки:

Сознавая опасность, которую представляет
собой ядерное оружие, неустанно бороться
за мир, за предотвращение ядерной войны.

Этот призыв объединяет сегодня врачей
всех континентов земного шара и с новой
силой напоминает нам о великой мудрости,
заложенной в древности: высокий
профессионализм имеет право на жизнь
только при условии высокой нравственности.

Когда и почему возникла клятва Гиппократа?

Она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.

Гиппократ — древнегреческий врач, живший в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую медицину.

Гиппократ

Текст, о котором мы говорим, называется просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в «Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.

Однако в последнее время некоторыми учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе, придвигая ее к рубежу нашей эры.

В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного (буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы», дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38 манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.

Вообще, давать клятву в античности было делом распространенным. Сохранилось много античных клятв, в том числе знаменитая «Клятва» эфеба, которую давали юноши-призывники в древних Афинах. Должностные лица античного полиса присягали в том, что будут честно исполнять свои обязанности, заключавшие союз республики клялись соблюдать договоры, в судах Греции тяжущиеся приносили разные клятвы. Тексты важнейших клятв высекались на стелах для всеобщего обозрения. Однако врачебная клятва до нас дошла только одна. Мы не можем сказать, были ли другие врачебные клятвы.

Известный римский политический деятель Катон Старший остерегался греческих врачей именно из-за какой-то клятвы, которую они приносят. Он подозревал, что они поклялись уморить всех римлян. В детали он, видимо, глубоко не вдавался, а, скорее всего, смешал знаменитый отказ Гиппократа служить персам — врагам греков и саму «Клятву», с которой не был знаком.

Почему появилась «Клятва» — однозначного ответа нет. Самое распространенное мнение — ее появление ознаменовало переход от семейной врачебной школы, когда только дети врача, потомки легендарного Асклепия, упоминаемого Гомером в «Илиаде», могли стать врачами (врачей так и называли — Асклепиады). В семейные школы начали брать учеников из неврачебных семей и обучать их за плату. Кстати, Платон в своем диалоге «Протагор» упоминает о том, что сам Гиппократ (а он был современником Платона) берет учеников за плату. «Клятва», собственно, и состоит из двух частей. Первая часть — контракт студента с учителем-врачом и его семьей, вторая часть — торжественные обещания и в конце — благословения врачу, верному «Клятве».

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Этикет врача

Медицинская деонтология, или этикет врача, является учением о морально-нравственной стороне медицинского работника. Она включает в себя:

  • внешний вид;
  • отношения к пациентам;
  • профессиональное поведение в обществе;
  • взаимоотношения с коллегами.

Опрятность внешнего вида, соблюдение норм этикета и умение пользоваться полученными знаниями создает впечатление о докторе, как о квалифицированном специалисте.

Внешний вид

Внешность медицинского работника состоит из простой атрибутики: аккуратный белоснежный халат, приемлемая обувь, уверенность в движении и общении, здоровье, грамотно поставленная речь, собранность в экстренных ситуациях, вежливость.

Врач и пациент

Отношение медицинского работника к больному тесно связано со здоровьем пациента. Он не должен подвергать больного риску, обязательно учитывать его мнение при выборе лечащего врача. Корректно предоставлять информацию о здоровье больного и принципах лечения. Отказать в помощи пациенту врач имеет право в случае, если он сам не уверен в своей компетентности и профессионализме. При этом он должен предоставить специалиста, который сможет оказать полную квалифицированную помощь.

Поведение в обществе

Среди важнейших требований, предъявляемых обществом к врачу выделяются добросовестное отношение, отсутствие корысти и предрассудков, бесплатная и безотказная помощь незащищенному слою населения и коллективу. Медик должен быть гуманным, брать всю ответственность за принятие им решений перед всем обществом, в том числе и перед собой.

Медицинский работник — образец здорового образа жизни для больных, квалифицированный специалист перед коллективом. Всё противоречащее этим принципам бросит тень на его профессиональность.

Взаимоотношения с коллегами

Следуя «Клятве Гиппократа» врач должен с уважением относиться к преподавателям и коллективу. Врачебный этикет не подразумевает ставить под вопрос о компетентности другого врача, а все медицинские дискуссии должны сводиться к поиску коллегиальных и компромиссных решений. Несомненно, врач имеет право делиться опытом со студентами, практикующими молодыми врачами.

2) Модель Парацельса и принцип «Делай добро»

Другая
модель врачебной этики сложилась в
средние века. Наиболее четко ее принципы
были изложены Парацельсом (Парацельс,
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон
Гогенгейм – прославленный врач,
натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения
(1493-1541гг.). Парацельс считается
родоначальником создания химических
лекарств и психотерапевтического
воздействия. Модель Парацельса
характеризуется двумя
основными моментами: утверждением
патерналистского начала в медицине и
акцентом на внушающем (суггестивном)
характере воздействия личности врача
на пациента.

1. В отличие от
модели Гиппократа, когда врач завоевывает
социальное доверие пациента, в модели
Парацельса основное значение приобретает
патернализм — эмоциональный и духовный
контакт врача с пациентом, на основе
которого и строится весь лечебный
процесс.

В духе того времени
отношения врача и пациента подобны
отношениям духовного наставника и
послушника, так как понятие pater (лат. —
отец) в христианстве распространяется
и на Бога. Вся сущность отношений врача
и пациента определяется благодеянием
врача, благо в свою очередь имеет
божественное происхождение, ибо всякое
Благо исходит свыше, от Бога.

Само лечение –
это целебный, божественный контакт
врача и больного. Эта «целебность» и
«божественность» определена добродеянием
врача, направленностью его воли к благу
больного.

Основным моральным
принципом данной модели, является
принцип «делай добро», благо, или «твори
любовь», благодеяние, милосердие.
Врачевание — эти организованное
осуществление добра. Добро же по сути
своей имеет божественное происхождение.

Парацельс учил:
«Сила врача — в его сердце, работа его
должна руководствоваться Богом и
освещаться естественным све­том и
опытностью; важнейшая основа лекарства
— любовь».

2. В средние века
медицина не могла не отражать христианские
проблемы взаимоотношения души и тела.

Средневековое
понимание собственно болезни — это
прежде всего состояние переживания
боли. Но боль, так же, как и радость,
благодарность, это человеческое чувство,
управляемое душой.

Под влиянием
христианской антропологии Парацельс
рассматривал физическое тело человека
«лишь как дом, в котором обитает истинный
человек, строитель этого дома; поэтому
рассматривая и изучая этот дом, нельзя
забывать главного строителя и истинного
хозяина — духовного человека и его
душу».

Считается, и не
без достаточных оснований, что христианское
понимание души способствовало становлению
суггестивной терапии (терапии внушения),
как необходимой и эффективной составляющей
любого терапевтического воздействия.
При этом особенно велика роль фактора
доверия — успешность лечения во многом
определяется верой пациента во врача.

Таким образом,
модель Парацельса — это учет
эмоционально-психических особенностей
личности, признание глубины ее
душевно-духовных контактов с врачом и
включенности этих контактов в лечебный
процесс.

3) Деонтологическая
модель и принцип «соблюдения долга»

В основе данной
модели лежит принцип «соблюдения долга»
(deontos по-гречески означает «должное»).
«Соблюдать долг» — это значит выполнять
определенные требования, правила,
предписания морального порядка.
Устанавливаются своды правил медицинским
сообществом, социумом, а также собственным
разумом и волей врача. Для каждой
врачебной специальности существует
свой «кодекс чести», обязательный к
исполнению. Несоблюдение правил чревато
дисциплинарными взысканиями или даже
исключением из врачебного сословия.

Деонтологическая
модель врачебной этики — это совокупность
«должных» правил, соответствующих той
или иной конкретной области медицинской
практики. Наборы точно сформулированных
правил поведения разработаны практически
для каждой медицинской специальности.
Многочисленные советские издания по
медицинской деонтологии периода 60-80-х
годов представляют собой перечень и
характеристику этих правил практически
по всем медицинским областям. Примером
может служить двухтомник «Деонтология
в медицине» (Под ред. Б.В. Петров­ского.
— М.: Медицина, 1988).

Когда правила
поведения точно сформулированы, принцип
«соблюдения долга» не признает оправданий
при уклонений от его выполнения, в том
числе аргументы «приятно – неприятно»,
(к примеру: оказание медицинской помощи
«бомжу»); «полезно — бесполезно»
(реанимационные меры у безнадежно
больного) и т. п.

Глава 1. Эволюция традиционной медицинской этики

Медицинская
этика – это разновидность профессиональной
этики. Исторически профессиональная
этика сложилась в первую очередь в
медицинской, юридической; педагогической
профессиях, в которых центральное место
занимает помощь конкретному человеку
и, следовательно, взаимодействие с ним,
как с пациентом, клиентом, учеником
(студентом). Специфика моральных оценок,
нравственного регулирования в этих
сферах определяется тем, что в таких
взаимодействиях непосредственно
затрагиваются наиболее значимые
ценности: жизнь и здоровье человека,
его фундаментальные свободы, права и
т.д.

В
процессе освоения принципов и норм
профессиональной этики медики одновременно
постигают миссию своей профессии в
обществе. Полноценное профессиональное
мышление врача, медицинской сестры,
фармацевта всегда включает этическую
составляющую. В то же время профессиональная
медицинская этика, органически входящая
в практику, призвана обеспечить
профилактику ущерба, который может быть
нанесён личности или обществу, а также
авторитету самой медицинской профессии
в результате некомпетентных, неосторожных
или предосудительных действий какого-либо
ее представителя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий