К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Содержание

Ответим на ваш вопрос!

Порядок досрочного снятия дисциплинарного взыскания с госслужащего

Особенности наказаний

Каждый вид наказания обладает своими нюансами:

  1. Замечание. Оно считается наиболее легким видом наказания. Обычно применяется при нарушении стандартных правил работы в компании. В коллективном договоре может предусматриваться, что за использование замечания снижается премия сотрудника фирмы.
  2. Выговор. Считается наиболее распространенным способом наказания. Он используется, если действия работника нанесли определенный вред компании. Дополнительно применяется при фиксации систематических нарушений.
  3. Увольнение. Является наиболее жестким способом наказания. При увольнении работника в его трудовую книжку вносится информация о нарушении. Это приводит к тому, что сотруднику затруднительно будет в будущем найти высокооплачиваемую работу. Обычно назначается такая мера ответственности за наиболее грубые нарушения.

Любой вид наказания должен грамотно оформляться работодателем, а иначе он может оспариваться работником фирмы.

Виды дисциплинарных взысканий

Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе. Следовательно, это правомерно, что перечень видов дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих шире перечня видов дисциплинарных взысканий, установленных ТК РФ.

Представитель нанимателя вправе применить к государственному служащему следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 57 Закона N 79-ФЗ):

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

Характер дисциплинарных взысканий

Анализ видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих, позволяет утверждать, что большинство из них носит моральный характер (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), другие (освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по основаниям, предусмотренным Законом N 79-ФЗ) — санкции, задерживающие должностной рост, выгодное перемещение по службе или лишающие возможности продолжать службу в данном органе.

Полагаем, что, руководствуясь принципом целесообразности дисциплинарной ответственности — одним из принципов юридической ответственности, моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели. Поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на гражданской службе или приобретенных за годы гражданской службы.

Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы. А.А. Гришковец предлагает ввести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» . Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий, однако подобные взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер.

Так, по опыту демократических государств, большинство из закрепленных в законодательстве взысканий воздействует не только на сознание виновного, но и затрагивает имущественные или служебные интересы государственного служащего. К примеру, в законодательстве Германии установлено семь наказаний: выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения. Аналогичные подходы существовали в законодательстве о государственной службе Российской империи. В частности, Устав о службе по определению от Правительства, входивший в Свод уставов о службе гражданской 1832 г., предусматривал возможность применения к чиновнику таких дисциплинарных взысканий, как вычет из жалования, перемещение с высшей должности на низшую, арест, вычет из времени службы (не мог быть более 1 года) и ряд других. Будет целесообразным законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание.

Схемы вытынанок на Новый год 2021

В чём заключается дисциплинарная ответственность государственного служащего

Оперативно реагировать на каждое нарушение дисциплины – задача любого работодателя. Если этого не делать, рано или поздно может быть утрачен контроль над рабочим процессом, что приведёт к необратимым последствиям.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это одна из форм принуждения к служебному подчинению, применяемая в отношении специальной категории работников, нарушающих трудовую дисциплину. За невыполнение ведомственных приказов или распоряжений к нарушителю могут применяться дисциплинарные взыскания.

Проступком здесь считается противоправное, виновное действие или бездействие работника, нарушающее локальные правовые акты, правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения, инструкции.

К типичным нарушениям можно отнести:

  • Коррупционные действия.
  • Пребывание на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Невыход на работу.
  • Утеря, неаккуратное хранение или использование табельного оружия.

Законодатель различает общий и специальный субъекты дисциплинарной ответственности. Если к первой категории причисляются все компании, то ко второй – лишь те, чья деятельность регулируется специальными законами. Например:

  • ФЗ № 58 «О государственной службе».
  • ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ».
  • ФЗ № 342 «О службе в органах внутренних дел РФ…».
  • ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
  • ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего».

Список не считается исчерпывающим. Сюда также относят нормативные и ведомственные акты МЧС, ФСБ, службы судебных приставов, службы исполнения наказаний и т.д.

За один проступок может применяться только один вид наказания.

Проверочные мероприятия реализуются специальным подразделением в составе ведомственного органа. Обычно таким выступает собственная или внутренняя безопасность. В обязанности сотрудников этого подразделения входит реагирование на жалобы граждан в отношении госслужащих, расследование внутренних коррупционных проявлений, проведение собственных расследований и т.д.

Виды ответственности

Виды дисциплинарных взысканий для государственных служащих

На основании ст. 192 ТК РФ за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения по соответствующим основаниям.

Однако федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. В частности, к таким категориям относятся государственные служащие.

В силу ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы (ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ):
  • за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2);
  • за прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня) (пп. «а» п. 3);
  • за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. «б» п. 3);
  • за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей (пп. «в» п. 3);
  • за совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (пп. «г» п. 3);
  • за принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5);
  • за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ (п. 6).

Примечание. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Отметим, что при принятии к гражданскому служащему мер дисциплинарного взыскания в виде освобождения от замещаемой должности он не увольняется со службы, а включается в резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ <1> Закон N 79-ФЗ был дополнен ст. 59.1, которой введена ответственность за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 79-ФЗ и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». За это гражданскому служащему можно объявить замечание, выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность увольнения за утрату доверия, если гражданский служащий, например, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, или не представил сведений о своих доходах, имуществе. Порядок применения наказания по ст. ст. 59.1 и 59.2 установлен ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ.

<1> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Система госслужбы

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.

За нарушение дисциплины труда работодатель вправе применять следующие дисциплинарные взыскания:

  V   замечание;      ---------------------------------------------------------------------  V   выговор;      ---------------------------------------------------------------------  V   увольнение по соответствующим основаниям.

Этот перечень является исчерпывающим. Но к работникам отдельных категорий в силу специфики их трудовой деятельности ст. ст. 189 и 192 ТК РФ позволяют применять другие виды дисциплинарной ответственности. Они установлены иными федеральными законами, уставами или положениями. К одной из таких категорий работников относятся государственные служащие.

Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ) в эту систему включены:

  1. Государственная гражданская служба, которая делится на федеральную и службу субъекта РФ. Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях такой службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Государственная гражданская служба субъекта РФ — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях такой службы по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ (ст. 5).
  2. Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (ст. 7).
  3. Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6).

Заявление о досрочном снятии дисциплинарного взыскания

О., должность и структурное подразделение работника, сведения об имеющемся у него взыскании: вид, основания применения, реквизиты приказа о его наложении;

  • просьба к работодателю о снятии взыскания с указанием мотивов;
  • ссылка на ст. 194 ТК РФ или нормы специального закона, регулирующего сферу деятельности конкретных групп трудящихся;
  • подпись ходатайствующего лица.

Перечень оснований для досрочного снятия взыскания законодательством не утвержден и определяется работодателем самостоятельно с учетом обстоятельств конкретного случая:

  • отсутствие нареканий в части соблюдения трудовой дисциплины;
  • выполнение производственных планов;
  • добросовестное исполнение трудовых обязанностей и т. д.

10.3. Расширения для Wifi

Мне очень нравится расширение Refresh Wifi Connections, которое добавляет клавишу для повторного запуска поиска новых сетей:

А также мне нравится расширение Disconnect Wifi, которое добавляет кнопку «Отключиться от текущей сети» в меню:

Освобождение от ответственности

Освободить от административной ответственности могут в случае:

  • малозначительности совершенного деяния. Тогда учитывается вина нарушителя, наличие отягчающих и смягчающих обстоятельства и причиненный ущерб от совершенного деяния. Вместо одного из видов наказания рассматривающий дело орган может вынести устное замечание, не имеющее юридических последствий;
  • замены административного наказания дисциплинарной ответственностью;
  • иных оснований, исключающих применение наказания, к которым относятся возраст правонарушителя от 16 до 18 лет.

Служебная проверка

В отличие от ТК РФ, Закон N 79-ФЗ предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 58). В ходе такой проверки устанавливаются:

  • факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего — ч. 1 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4, 5 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона N 79-ФЗ). В нем указываются (ч. 9 ст. 59 Закона N 79-ФЗ):

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого она проводилась (ч. 10 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, вправе на ее время отстранить от замещаемой должности гражданского служащего, в отношении которого проводится эта проверка. При этом за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе (ч. 8 ст. 59 Закона N 79-ФЗ):

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, перед представителем нанимателя, назначившим проверку;
  • знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
  • Инструкция по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом ФСКН России от 28.11.2008 N 424;
  • Инструкция об организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом ФСКН России от 31.10.2007 N 365.

К.В.Шестакова

Эксперт журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Как провести процедуру

Чтобы избежать проблем, совмещенных с обжалованием процесса сокращения, руководителю стоит придерживаться законодательного порядка, сформированного из следующих этапов:

  • выпуск приказа о формировании комиссии с целью определения списка должностей, подлежащих сокращению. Параллельно устанавливается количество работников, попадающих под сокращение, и создается поименный перечень. Официального образца такого приказа не существует, поэтому можно оформлять его в свободной форме;
  • по итогам осуществленной комиссией работы выпускается приказ о скором сокращении с занесением в его текст официального списка лиц, с которыми будет, расторгнут контракт. При этом с целью ознакомления работников к документу надо присоединить протокол заседания комиссии. Эта важная процедура, поможет избежать оспаривания решения в суде;
  • потом готовятся специальные письма для попадающих под сокращение работников. Уведомление должно быть выдано им не позже чем за 2 месяца до предполагаемой даты сокращения. От даты вручения письма исчисляется срок предупреждения работников;
  • вместе с уведомлением сотрудников передается специальное сообщение в Службу занятости населения, предупреждающее о будущем сокращении. Если оптимизация масштабная, сообщение в ЦЗ должно быть направлено за 3 месяца до процесса;
  • после этого рабочим предлагаются вакансии, на которые можно устроиться взамен утраченной должности. Если человек отказывается от новой должности, последующего сокращения не избежать;
  • накануне расчета выходит приказ об увольнении, в котором увольняемый работник должен выставить отметку об ознакомлении. Чаще всего, в подобных случаях используются специальные формы приказов Т8 или Т8а, но можно применять и внутренние формы;
  • в конце, человек получает все официальные выплаты и трудовую книгу с занесенной в нее записью об увольнении.

В случае отказа сотрудника от ознакомления в присутствии других людей создается акт, но этот факт не считается основанием для прекращения или приостановления процесса сокращения.

Если во время действия предупреждения о предстоящем увольнении пожилой человек подыщет себе другое место, он вправе уйти до истечения двухмесячного периода с сохранением и выплатой причитающегося ему пособия.

Порядок применения дисциплинарного взыскания

Порядок применения взыскания к госслужащему также несколько отличается от порядка, установленного ТК РФ.

Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней работник не дал объяснений, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения.

В силу Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя также должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, но до применения дисциплинарного взыскания должна быть проведена служебная проверка. Она проводится по решению представителя нанимателя, но может проводиться и по письменному заявлению гражданского служащего. Проверку осуществляет государственный орган по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Примечание. При проверке достоверно устанавливаются факт совершения проступка, причины его совершения, вина служащего, характер и размер вреда, причиненного в результате проступка, а также обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему ее, в форме письменного заключения.

Во время проведения проверки гражданский служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности с сохранением на этот период денежного содержания. При этом он имеет право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; по окончании проверки ознакомиться с письменным заключением и другими материалами по ее результатам, если это не противоречит требованию неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. На основании заключения представитель нанимателя принимает решение о наложении взыскания.

Копия акта о применении дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим взыскания. Также представитель нанимателя вправе по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя снять со служащего дисциплинарное взыскание до истечения года со дня применения взыскания.

За что могут наложить взыскание

Порядок применения дисциплинарных взысканий по ТК РФ

Статьёй 193 ТК установлен порядок, в соответствии с которым к сотрудникам должны применяться меры дисциплинарного воздействия. Он включает несколько действий, которые необходимо оформить документально.

  1. Фиксация факта нарушения

    Необходимо составить и утвердить акт, которым будет подтверждено совершение правонарушения. Форма акта – свободная.

    Заверить акт своими подписями должны не менее трёх человек. Одним из них должен быть непосредственный начальник нарушителя, либо работник кадровой службы.

  2. Документирование проступка

    Для подтверждения правонарушения необходимо приложить к акту подтверждающие документы в копиях:

    Правонарушение Тип
    подтверждающего
    документа
    Опоздание или прогул
    1. Табель учёта рабочего времени
    2. Выписка из журнала учёта прихода/ухода
    3. Выписка из правил внутреннего распорядка
    4. Личный график работы
    5. Должностная инструкция
    6. Трудовое соглашение
    Появление на работе
    в нетрезвом виде
    Кроме документов, указанных в п.п.1-5 для предыдущего правонарушения, — инструкция по охране труда и технике безопасности

    Нелишним будет приложение в комплект документов юридического заключения о правомерности применения того или иного взыскания. Следует указать, что такое заключение не имеет гриф обязательного документа, и составляется исключительно по требованию руководителя. Его отсутствие не может служить оправданием для работника, совершившего правонарушение, при выборе меры взыскания.

  3. Требование от работника объяснительной записки

    Данный документ составляется виновником правонарушения на имя руководителя предприятия (организации, учреждения).

    В записке работник обязан исчерпывающе пояснить причины совершения дисциплинарного проступка. Затребовать объяснительную записку руководство предприятия вправе лично, или заказным письмом по почте. Срок составления документа – два рабочих дня. Отсутствие пояснения документируется актом отказа. Препятствием для наложения взыскания акт не является.

  4. Подписать документ должен руководитель предприятия.

  5. Ознакомление сотрудника

    Статья 193 ТК предусматривает процедуру доведения до сведения сотрудника, подвергнутого дисциплинарному взысканию, результатов расследования и приказа.

    На этот процесс отводится три рабочих дня с момента подписания приказа руководителем предприятия. В случае отказа работника от ознакомления с результатами расследования совершённого им дисциплинарного проступка, составляется акт отказа. Его подписывают руководитель предприятия и начальник одного из отделов, например, бухгалтерии, или кадровой службы.

Вид взыскания не меняет порядок его применения. Он единообразен. Как для замечания и выговора, так и для самого сурового дисциплинарного наказания – увольнения.

Взыскания для сотрудников правоохранительных органов

Согласно определению правоохранительных органов, данному Законом N 58-ФЗ, это органы, обеспечивающие безопасность, законность и правопорядок, защищающие права и свободы граждан и осуществляющие борьбу с преступностью. Законодатель не приводит конкретного перечня таких органов, но, руководствуясь различными нормативными правовыми актами, к органам федеральной государственной власти, осуществляющим указанные функции, можно отнести суды, органы внутренних дел, прокуратуру, службу по контролю за оборотом наркотиков, таможенную, налоговую службы, службы судебных приставов, исполнения наказания, органы юстиции. Правовую основу организации правоохранительной службы составляют Конституция РФ, федеральные законы, в том числе Закон N 58-ФЗ, иные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения той или иной службы.

Так, деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется в том числе Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регулирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел. А с 01.01.2012 вступает в силу Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно данному Закону служебная дисциплина сотрудника органа внутренних дел — это соблюдение им установленных законодательством РФ, Присягой сотрудника органов внутренних дел РФ, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 47).

В свою очередь, дисциплинарным проступком признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником ОВД законодательства РФ, Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 49).

Перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудника ОВД, еще шире. Он включает в себя:

  V   замечание;      ---------------------------------------------------------------------  V   выговор;      ---------------------------------------------------------------------  V   строгий выговор;      ---------------------------------------------------------------------  V   предупреждение о неполном служебном соответствии;      ---------------------------------------------------------------------  V   перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;      ---------------------------------------------------------------------  V   увольнение со службы в органах внутренних дел.

Кроме этого, предусмотрено наложение на курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел таких взысканий, как наряд вне очереди, лишение увольнения и отчисление из образовательного учреждения.

Срок наложения взыскания на сотрудников ОВД по сравнению с месячным сроком, установленным ТК РФ и Законом N 79-ФЗ, сокращен до двух недель. С работника также запрашивается объяснение и проводится служебная проверка. О наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора издается приказ, но он может быть объявлен и публично в устной форме.

Что касается других категорий сотрудников правоохранительных органов, виды и процедура наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются иными федеральными законами или нормативными правовыми актами.

Снятие дисциплинарного взыскания

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По окончании указанного периода взыскание снимается автоматически, издавать специальные распорядительные акты не нужно.

Однако дисциплинарное взыскание может быть снято и досрочно. Так, представитель нанимателя может сделать это на основании письменного заявления гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или по своей инициативе. Чаще всего досрочное снятие взыскания возможно, если служащий изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных на него должностным регламентом. Досрочное снятие взыскания должно быть оформлено актом.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий