Бюджет пенсионного фонда: принятие, основные средства, доходы и расходы

«Ушли» на пенсионную синекуру: доход бывшего тамбовского вице-губернатора в ПФР снизился на 2 млн рублей

Пятерку богатейших «пенсионщиков» России замыкает управляющий ОПФР по Тамбовской области Николай Горденков, в прошлогоднем в рейтинге «Реального времени» занявший 2-е место: по итогам 2017 года его доходы снизились и составили 5,6 млн рублей (или 465 тыс. рублей в месяц) против 7,8 млн рублей по итогам 2016 года. Совокупный доход за год упал с 8,2 млн рублей до 6 млн. В собственности Горденковых два земельных участка на 2,8 тыс. кв. м, дом на 145,3 кв. м и 1/4 доли квартиры площадью 63,8 кв. м. В гараже стоит Mitsubishi Pajero Sport

Снижение доходов объясняется очень просто: до января 2017 года Горденков был вице-губернатором Тамбовской области. Должность эту он занимал с 2009 года — курировал в области вопросы здравоохранения, образования, социальной поддержки и социального обслуживания населения, как раз-таки тесно сотрудничая с ПФР. Впрочем, переход из областного правительства в ПФР вряд ли можно назвать повышением (о чем говорят и доходы). Предыдущий глава местного ПФР Тамара Козловская ушла на пенсию, задекларировав более 10 млн рублей, шесть земельных участков общей площадью 1 702,9 кв. м, жилой дом в 361,4 кв. м, семь квартир и еще шесть помещений, включая четыре гаража, а также Audi А8L. Пенсионерка объяснила неожиданное богатство «вступлением в наследство».

Пятерку богатейших «пенсионщиков» России замыкает управляющий ОПФР по Тамбовской области Николай Горденков. Фото pfrf.ru

Местные наблюдатели связывают уход Горденкова в ПФР с отставкой Олега Бетина, предыдущего главы администрации Тамбовской области, прославившегося своими высказываниями о геях, вроде следующего: «Что?! Толерантность?! К черту! Гомиков надо рвать. И по ветру бросать их куски!». Уход Бетина и приход в 2015 году нового главы Александра Никитина повлекли за собой «кадровые чистки». Сам Бетин стал замминистра строительства и ЖКХ России и активно лоббировал назначение Горденкова на пост главы отделения Пенсионного фонда. Горденков в коррупционных скандалах на прежней должности замечен не был, но оказался замешан в неприятном деле, связанном с его племянником: в 2013 году 33-летний предприниматель Дмитрий Горденков (ранее четырежды судимый) в состоянии опьянения на BMW столкнулся с ВАЗ-2107, четыре пассажира которого погибли на месте. Со времени перехода вице-губернатора в ПФР, о Горденкове практически ничего не слышно.

Характеристики бюджета ПФР 2019-2021 гг.

Учитывая запланированную реформу и повышение возраста выхода на пенсию, бюджет Пенсионного фонда спланирован с учётом внесённых изменений в действующее законодательство. Рассмотрим, как это будет происходить на практике.

Будет ли дефицит бюджета

Да, будет. По предварительной оценке, дефицит бюджетных средств составляет порядка 73,8 млн рублей на 2019 год и 44,5 млн рублей на 2020 год. Отметим, что дефицит ожидаемый, и вызван направлением части денежных средств для финансирования накопительной части пенсии.

С учётом этих особенностей, профицита бюджета ПФР в утверждённом трехлетнем периоде не ожидается.

По последним данным,  объем дефицита бюджета ПФР в 2020 г. составит 118,4 млрд р. с учетом дефицита по распределительной части в размере 123 млрд р.

Соблюден ли баланс по части доходов и расходов

В общих чертах, баланс в распределительной части соблюден. Предполагаемые поступления на счета фонда составляют 8.6 триллионов рублей, что на 104.2% больше, чем в 2018 году. Запланированные расходы — 8.6 триллионов рублей, средства освоены в полном объёме, и расходы не превышают прогнозируемых финансовых поступлений.

Страховые взносы

Поступление взносов обязательного пенсионного страхования прогнозируется с учётом актуального тарифа в 22%, который отчисляют работодатели в отношении своих сотрудников. Кроме этого, учитывается 10-процентная надбавка за превышение установленной величины страховой базы.

Материальное обеспечение социальных выплат

Эта категория выплат финансируется из средств Федерального бюджета, и на 2019 году, размер поступлений составил 3.3 триллиона рублей. Отметим, что в эту сумму входит и 1.9 триллиона рублей, которые пойдут на выплаты страховых пенсий.

Индексация страховых пенсий

Уточним, что индексация страховых пенсий прошла в январе 2019 года, и была равна 7.05%. Именно за счёт этого повышения предполагается ежегодное повышение пенсионных выплат на 1 000 рублей. Нужно отметить, что тенденция к повышению сохранится в течение всего 3-летнего периода. В частности, в 2020 году, пенсия вырастет ещё на 6.6%, а в 2021 — на 6.3%.

В проекте бюджета заложена и индексация социальных пенсий. Такие выплаты получают неработающие пенсионеры, которым не хватило стажа или пенсионных баллов. Повышение произошло в апреле 2019 года, и соцпенсии выросли на 1.02%.

Будут ли приняты предложения президента

Для смягчения проводимой пенсионной реформы, президентом страны было внесено ряд поправок, которые были учтены при формировании бюджета в полном объёме. Сюда можно отнести ряд социальных гарантий для предпенсионеров и возможность оформления пенсии на полгода раньше.

Обеспечение социальных гарантий

Все предусмотренные законодательством выплаты и пособия будут производиться в полном объёме без каких-либо изменений. Сюда можно отнести социальную доплату пенсионерам, которые получают пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного в отдельно взятом регионе. Кроме этого, можно отметить повышение пенсий работающим пенсионерам за счёт увеличения стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Кроме этого, из бюджета будет выделено 26 200 000 рублей для единовременной выплаты пенсионерам. Размер ЕДВ составит 5 000 рублей, и рассчитывать на её получение могут граждане:

  • получающие пенсию по возрасту;
  • пенсионеры из числа военнослужащих и сотрудников МВД;
  • потерявшие кормильца семьи;
  • инвалиды.

Последние новости

В интернете упорно муссируются слухи, что работающим пенсионерам придётся уволиться в 2019 году, чтобы сохранить за собой право на получение пенсионных выплат. В Пенсионном фонде эту информацию опровергли официальным заявлением. Официальный представитель ведомства уточнил, что такие граждане могут работать сколько угодно, и трудовая занятость не является основанием для прекращения пенсионных выплат.

В конце 2019 г. утвержден  и подписан президентом РФ бюджет ПФР на 2020-2022 гг.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о бюджете Пенсионного фонда

Будет ли повышение зарплаты

Некоторые сенаторы и представители Союза пенсионеров России считают, что повышение зарплат сотрудникам ПФ в 2020 году было бы вполне оправданным, поскольку нагрузка на работников Фонда растет постоянно: несмотря на то, что контроль социальных взносов теперь не является их прерогативой, они продолжают администрировать массу других выплат (помимо пенсионных).

Некоторые сенаторы и представители Союза пенсионеров России считают, что повышение зарплат сотрудникам ПФ в 2020 году было бы вполне оправданным, поскольку нагрузка на работников Фонда растет постоянно: несмотря на то, что контроль социальных взносов теперь не является их прерогативой, они продолжают администрировать массу других выплат (помимо пенсионных).

Например, добровольные взносы на страховую и накопительную пенсии, социальные выплаты, материнский капитал. Было бы справедливо, если бы увеличившиеся расходы на Пенсионный фонд подразумевали и повышение зарплат сотрудникам.

В 2020 году Пенсионный Фонд России будет проводить сокращения. Штат сотрудников уменьшится на 12 000 человек, а это около 10% из общего числа. Из этого следует, что оклад одного специалиста увеличится до 63 000 рублей, то есть на 10 000 больше прежней.

Как менялась зарплата в последние годы

Заработная плата сотрудников бюджетной сферы последние 18 лет постепенно повышается. Если сравнивать с 2000-х годов, то в период до 2015 года оклады увеличились в 15 раз, с 2 223 рублей до 34 030 рублей.

Хоть и в 2014 году доходы повышались довольно медленно из-за низкой цены на нефть, в начале 2016 года средняя заработная плата в месяц у работников Пенсионного Фонда Российской Федерации составила 36 525 рублей. Данная сумма на 7,8 % выше, чем в 2015 году.

Страховые взносы, как главный источник

Страховой взнос – это установленный в процентном соотношении размер платежа, который по законодательству каждый работник должен уплачивать с фонда заработной платы сотрудника ежемесячно. Именно от этого зависит в будущем размер П. самого гражданина.

Главное изменение – это то, что с 1 января 2020 такие поступления уплачиваются не в сам ПФ, а в налоговые инспекции, которые потом и занимаются распределением таких отчислений между всеми фондами.

Относительно тарифов, то действует следующая система тарификации, которую уплачивают все работодатели, работающие на общей системе налогооблажения.

Тарифы на ПФР и ФОМС:

22% — это основанной тариф, которые начисляется на заработную плату и уплачивается на пенсионное обеспечение;

+10% к 22% устанавливается тогда, когда у работодателя увеличивается сверхустановленного размера база начисления. Так в 2020 году таким предельным размером было 796 тыс.;

5,1% — тариф на общемедицинское обязательное страхование.

Интересный момент: до 2015 всю сумму отчислений необходимо было обязательно определять в рублях и копейках без округлений, сейчас предприятие получило право округлять все платежи до ближайшего целого числа.

Если говорить о тарифах, то также есть список дополнительно установленных тарифов, которые применяются как к отельным категориям работодателей, так и работникам, работающим во вредных условиях труда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет ПФ РФ – это сложный план планирования бюджета, который на законодательном уровне закрепляет все статьи доходов и расходов данного фонда. Документ содержит в себе расчеты, показатели, индексы инфляции и т.д., что позволяет спрогнозировать ситуацию на будущее и определить уровень финансирования на текущий период. К сожалению, в последние годы в ПФ наблюдается только дефицит, когда расходы больше доходов, что не позволяет достичь социально желаемого уровня обеспеченности определенных слоев населения.

Фонд ОМС

Также комитет рекомендовал нижней палате парламента утвердить отчет об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) за 2019 год.

По доходам бюджет фонда исполнен в сумме 2,124 трлн рублей, или 101,2% от утвержденного размера (2 098 026,8 млн рублей). По сравнению с 2018 годом доходы увеличились на 228,063 млрд рублей, или на 12%. Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 2,187 трлн рублей, или 99,8% от утвержденного размера и от уточненной сводной росписи (2 190 182,9 млн рублей). Расходы бюджета фонда увеличились по сравнению с 2018 годом на 198,195 млрд рублей, или на 10%.

Из федерального бюджета в бюджет фонда поступил межбюджетный трансферт в объеме 78,981 млрд рублей (100%) от утвержденного размера). Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета фонда бюджету Фонда социального страхования РФ в соответствии с заявками, представленными в фонд, составил 13,979 млрд рублей (88,2% от утвержденного размера). Бюджет фонда за 2019 год исполнен с дефицитом в размере 62,749 млрд рублей, который обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета фонда.

В 2019 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета фонда направлено 100,798 млрд рублей. В 2019 году высокотехнологичная медпомощь была оказана более чем 1 млн пациентов.

Пенсионный фонд

Источники средств пенсионного фонда: добровольные взносы юридических лиц, страховые взносы работодателей, страховые взносы работающих ассигнования из Федерального бюджета, другие источники
Страховые взносы являются преобладающими доходами пенсионного фонда, их плательщиками являются: работодатели (юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.

Не являются плательщиками страховых взносов пенсионного фонда: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия.

Бюджет Пенсионного фонда

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий: трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам); пенсия за выслугу лет; пособие одиноким матерям; пенсия военнослужащим и членам их семей; пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.
Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.
Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:- базовой (6 %); страховой (10 %); накопительной (4%).
Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная – 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Какие отчисления в Пенсионный фонд работодатель платит с зарплаты сотрудников

Давайте рассмотрим о страховых взносах в ПФР более детально. В настоящее время с работников в ПФР удерживается 22 процента от их заработной платы. Причем платить в данном случае, как уже говорилось выше, должен работодатель. Это, в частности, физлица, индивидуальные предприниматели, предприятия и организации. Впрочем, есть категория граждан, которые должны платить взносы в ПФР самостоятельно. Речь идет о самозанятых гражданах, к которым относятся нотариусы, адвокаты, то есть все, кто занимается частной практикой.

Данный взнос состоит из 2-х частей:

  • солидарная;
  • индивидуальная.

В первом случае с заработной платы взимается 16, во втором – 6 процентов. При этом здесь есть один очень важный момент. В 2017 году предельная величина взносооблагаемой базы была увеличена соответствующим постановлением правительства до 876 тысяч рублей. Здесь действует ставка в 22 процента.

Также следует отметить еще один момент, касающийся распределения средств. В частности, у лиц, родившихся в 1967 году и позже, которые согласились на вариант с накопительной пенсией, на ее формирование будет направляться 10 процентов из 16, остальные 10 – на финансирование страховой. Несколько иная ситуация с гражданами, которые родились до 1966 года включительно. С их зарплат на формирование страховой пенсии идут все 16 процентов. Впрочем, здесь нужно сделать одно уточнение. Такой же процент будут направлять на формирование страховой пенсии с зарплаты лиц, родившихся в 1967 году и позже, но отказавшихся от накопительной.

Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что действующее законодательство разрешает отдельным категориям плательщиков платить страховые взносы на ОПС по пониженной тарифной ставке. Их перечень есть в статье 58 закона номер 212-ФЗ от 24 июля 2009 года

К ним, в частности, относятся компании, работающие в сфере IT. Вместе с тем за сотрудников, условия работы которых являются вредными или опасными, работодатель отчисляет взносы в ПФР по повышенной ставке. Определяется это путем спецоценки, проводимой 1 раз в 5 лет.

Следует отметить, что с ряда выплат страховые взносы в ПФР не взимаются. К ним, в частности, относятся расходы на командировки сотрудников – как внутрироссийские, так и за пределы страны. Также не взимаются страховые взносы в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, которые связаны с оплатой стоимости питания, жилых помещений, возмещением вреда и увольнением. В последнем случае есть одно исключение. Речь идет о компенсации за неиспользованный отпуск. Не взимается данный страховой взнос и с выплачиваемых государством пособий, например, по безработице.

Основные характеристики бюджета ПФР на 2019-2020 годы

Для граждан, выходящих на пенсию в ближайшие 2-3 года, бюджетная система РФ представляет практический интерес. Ведь в документы отражены показатели, влияющие на размер будущих материальных выплат.

Ниже в таблице представлены характеристики по годам (для сравнения приводится 2018 год), применяемые при расчетах на пенсионном калькуляторе.

Параметры 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Максимальный размер базы для начисления взносов в страховую часть пособий, тыс. руб. 1021 1129 1248
Фиксированная ставка к страховым дотациям, руб. 4982,9 5334,19 5686,25
СПК — цена одного ИПК, руб. 81,49 87,24 93,00

Как видно из таблицы, плановые показатели растут по годам на величину утвержденной индексации, которая составляет по годам:

  • 2019 г. — 7,05%;
  • 2020 г. — 6,6;
  • 2021 г. — 6,3%.

Однако необходимо учесть, что индексации коснуться только тех граждан, которые не работают, будучи в статусе «пенсионер», то есть, если человек оформил пособие, например, в 2018 году, но продолжает трудиться то ИПК для него «заморожен» в объеме, законодательно закрепленном на дату выхода по выслуге лет.

Формирование бюджета на 2017 год

В 2017 году прогнозирования расходования средств ПФР происходило на фоне продолжающегося увеличения количества пенсионеров и снижающейся величины трудящихся граждан, а значит и уменьшения финансовых поступлений в виде страховых взносов.

Министерством труда РФ на сайте нормативных документов был опубликован проект бюджета ПФ на 2017 год и плановые проекты на 2018 и 2019 годы, где:

  • прогнозируемые доходы в бюджет составят 8,23 трлн. рублей;
  • расходная его часть — 8,5 трлн. рублей.

Согласно содержанию документа, ожидаемый дефицит бюджета Фонда составит 181,7 миллиарда рублей.

Однако после издания и принятия соответствующего закона прогнозы стали еще менее утопичны: прогнозируемый объем доходов составил 8,36 трлн. рублей, объем расходов — 8,58 трлн. рублей, а дефицит бюджета сильно увеличился и составил 220,43 млрд рублей. Тем не менее, в 2017 году планируется проведение индексации пенсий на размер инфляции.

Согласно заявлению главы Пенсионного Фонда А. Дроздова, сделанному им 30 сентября 2016 года, в период 2017 — 2019 гг. пенсионные выплаты будут индексироваться только в соответствии с ростом потребительских цен.

В конце августа Правительством РФ было заявлено о замене второй индексации на разовую выплату в размере 5 тысяч рублей всем пенсионерам, получающим пенсии через ПФР, которая была произведена в январе будущего года.

4 524

Срок давности

В Пенсионном фонде от комментариев «Известиям» по поводу инициативы Минфина воздержались.

В этом году ПФР впервые получил деньги от продажи конфискованного у чиновников имущества, не подтвержденного доходами. Выступая на заседании в Совете Федерации в июне этого года, генпрокурор России Игорь Краснов сообщил, что с января сумма составила 21,4 млрд рублей.

— Существует конвенция ООН, которая преследует за незаконное обогащение. Россия до сих пор ее не ратифицировала. В ней как раз идет речь о том, чтобы конфисковать средства, происхождение которых человек доказать не может. Сейчас эта инициатива дословно повторяется, но с приставкой Пенсионного фонда, — рассказал «Известиям» доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.

ПФР_2

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

По его мнению, идет смешение двух разных проблем: коррупционных доходов и нехватки средств в ПРФ. Каждую из них нужно решать отдельно.

— Очевидно, что фонд нельзя наполнить этими деньгами. Хотя решение о повышении пенсионного возраста очень непопулярно, но, на мой взгляд, оно было правильное, — отметил эксперт.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов полагает, что законопроект будет поддержан обществом, хотя вызовет напряжение у бизнеса.

— Но здесь главными будут детали и окончательный вид законопроекта после его прохождения в Госдуме, — пояснил эксперт.

С этим согласен глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев

По его словам, после внесения законопроекта в Госдуму важно будет понять срок давности, то есть за какой период могут проверить законность средств. Но общественность эту инициативу в целом поддержит, убежден эксперт

Управляющие ПФ зарабатывают в семь раз больше, чем обычные россияне

Интересно, что в нашем прошлогоднем тексте, исходя из имеющихся декларационных данных, мы насчитали семьям главных «пенсионеров» РФ 246,5 млн рублей доходов за 2016 год, а не 304 млн. Объясняется это просто: тот материал базировался на доходах только начальников региональных фондов и не включал федералов. В этом же году мы решили присмотреться и к последним — особенно в свете противоречивой реформы, связанной с повышением пенсионного возраста.

Основные заработки, в отличие от других чиновников, скидывающих свою собственность и доли в компаниях на супругов, в семьях начальников ПФР приходятся на них самих. Так, по итогам 2016 года «пенсионеры» заработали 225,3 млн рублей, а их супруги лишь 78,7 млн — почти в три раза меньше. Годом позже пенсионные чиновники «подняли» уже 271 млн рублей, их супруги, напротив, обеднели, — 74,36 млн. Личный доход чиновников вырос таким образом выше, чем общий семейный — сразу на 20%.

Если пересчитать средний годовой доход рулевых пенсионной системы на ежемесячный, то получится, что каждый из них получал в месяц в 2017 году в среднем 248 тыс. рублей. То есть в семь раз больше, чем среднестатистический россиянин (средняя зарплата в России в 2017 году составила 35,37 тыс. рублей).

В списке начальников есть однофамилица Николая Козлова — управляющая ОПФР по Иркутской области Надежда Козлова, заработавшая 3,4 млн рублей. Фото Ильи Татарникова / irk.ru

Информация Пенсионного фонда России от 25 сентября 2018 г. “Госдума приняла проект исполнения бюджета Пенсионного фонда России за 2017 год”

28 сентября 2018

Сегодня на заседании Государственной думы был рассмотрен и принят проект федерального закона об исполнении бюджета Пенсионного фонда за 2017 год.

Доходы бюджета ПФР в 2017 году составили 8 260,1 млрд рублей, что на 634,0 млрд рублей выше уровня 2016 года. Расходы бюджета ПФР составили 8 319,5 млрд рублей, что на 489,8 млрд рублей больше по сравнению с 2016 годом.

Бюджет ПФР исполнен с профицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в размере 109 млрд рублей, и с дефицитом по накопительной составляющей бюджета в сумме 168,4 млрд рублей. Указанное превышение расходов над доходами носит технический характер и связано с выплатой пенсионных накоплений, а также с переводом средств пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с выбором граждан. Дефицит по накопительной составляющей полностью обеспечен переходящими остатками средств пенсионных накоплений.

Страховые взносы составили наибольшую часть всех доходов в бюджет Фонда, увеличившись по итогам года до 4 480,9 млрд рублей (54,25% от общего объема доходов). Объем трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда составил 3 677,1 млрд рублей.

В 2017 году тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был установлен в размере 22% с сумм выплат до предельной величины базы и в размере 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Разница между тарифом в 22% и 26% компенсирована за счет трансферта из федерального бюджета в размере 434 млрд рублей

Поступления в бюджет Фонда позволили профинансировать выплату пенсий и пособий в полном объеме. С 2017 года осуществлен возврат к механизму индексации страховых пенсий и социальных выплат по фактической инфляции предшествующего года.

С 1 февраля размеры страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней у 31,4 млн неработающих пенсионеров были увеличены на 5,4%, исходя из роста потребительских цен за 2016 год. С 1 апреля размеры страховых пенсий неработающих пенсионеров дополнительно увеличены на 0,38%.

В итоге средний размер страховой пенсии по старости увеличился за 2017 год на 590 рублей, или на 4,5%, и на конец 2017 года составил 13 762 рубля. При этом среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 1,6 раза и составил 13 677 рублей.

С 1 апреля 2017 года проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные пенсии) у 3,9 млн человек на 1,5%, исходя из темпа роста ПМП в РФ за 2016 год. Одновременно проиндексированы другие выплаты, размер которых зависит от роста социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии увеличился за 2017 год на 152 рубля и составил на конец 2017 года 8 797 рублей.

С 1 февраля также увеличены на 5,4% размеры ежемесячных денежных выплат для 15,4 млн федеральных льготников. На это было направлено 396,0 млрд рублей. В 70 регионах РФ была установлена федеральная социальная доплата к пенсии, повышающая пенсии до прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. Ее получили 3,9 млн человек. Всего на эти цели было направлено 96,8 млрд рублей.

В январе 2017 года Пенсионный фонд осуществил единовременную выплату к пенсии всем пенсионерам в размере 5000 рублей, на что был направлен 221 млрд рублей.

В 2017 году объем средств по программе материнского капитала составил 311,8 млрд рублей, при этом 91,7% было направлено в рамках улучшения жилищных условий семей.

Расходы бюджета Фонда на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ по софинансированию социальных программ, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением пенсионеров компьютерной грамотности, составили 960,9 млн рублей. Субсидии предоставлены бюджетам 84 субъектов.

Исполнение бюджета ПФР по доходам, связанным с накопительной составляющей бюджета Фонда за 2017 год, составили 90,0 млрд рублей (в основном за счет средств, полученных от инвестирования), по расходам — 258,4 млрд рублей, из которых 240 млрд рублей было передано НПФ по заявлениям граждан.

Все социальные обязательства, возложенные на Пенсионный фонд, включая выплаты пенсий и пособий, а также мероприятия по повышению уровня пенсионного и материального обеспечения граждан, были выполнены в полном объеме.

В ближайшее время проект федерального закона об исполнении бюджета ПФР будет направлен для дальнейшего рассмотрения в Совет Федерации.

Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

Уровень Что входит
Федеральный уровень Центральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровень Отделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровень Управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий