Федеральный закон «об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 n 307-фз ст 6 (ред. от 26.11.2019)

Содержание договора купли-продажи и его форма

Каждый вид сделок регулируется отдельными нормами и предусматривает обязательные условия, которые стороны должны оговорить перед подписанием договора. Единственным существенным условием, которое сторонам нужно согласовать при заключении договора купли-продажи, является условие о товаре. Если после прочтения договора становится понятным наименование товара и его количество, подлежащее продаже, можно считать, что условие согласовано.

Однако гибкая структура договора позволяет сторонам оговорить все важные для конкретной сделки моменты. Если взять несколько образцов договора купли-продажи товара, то практически в каждом из них можно увидеть следующие условия:

  • цена товара;
  • ассортимент товара;
  • качество товара;
  • комплектность товара;
  • тара и упаковка;
  • ответственность сторон (может уточняться по каждому нарушению, например, при несоответствии качества товара или его комплектности). 

Принцип свободы договоров, закрепленный в гражданском законодательстве, дает сторонам возможность самостоятельно вставлять в договор те условия, которые они считают самыми важными. Главное, чтобы они не противоречили закону.

Договор купли-продажи товара достаточно заключить в простой письменной форме. Нотариальное удостоверение сделки возможно лишь при волеизъявлении обеих сторон. 

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

1. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе оказания аудиторских услуг вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

2.1) составлять документы на русском языке;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории Российской Федерации, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории Российской Федерации;

3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3.2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы;

3.2) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

3. При оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных аудиторской организацией и ее работниками, индивидуальным аудитором и работниками, с которыми индивидуальным аудитором заключены трудовые договоры, не менее трех лет после отчетного года.

Сроки проведения аудита.

Cроки представления аудиторского заключения должны быть согласованы с экономическим субъектом и связаны со сроками представления аудиторского заключения в контролирующие органы.

Напомним, что п.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Аудиторское заключение не представляется в налоговую инспекцию, поскольку не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Статья 1. Аудиторская деятельность

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

4. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее — уполномоченный федеральный орган).

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ;

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что представляет собой 307 ФЗ?

Федеральный закон N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2008 года.

Закон N 307-ФЗ об аудиторской деятельности является основным нормативным актом, регулирующим аудит в России. Закон содержит все базовые понятия, существующие в сфере аудиторской деятельности, такие как: аудит, аудитор, аудиторская организация и др., обозначает права, обязанности и ответственность сторон, раскрывает требования по аттестации и так далее.

Структурно закон о деятельности в сфере аудита представлен 26-ю статьями. Рассмотрим краткое содержание, перечислив его основные аспекты:

  • Понятие аудиторской деятельности;
  • Законодательная база;
  • Аудитор, аудиторская организация;
  • Обязательный аудит;
  • Аудиторское заключение;
  • Стандарты аудиторской деятельности и профессиональный кодекс;
  • Независимость специалистов и организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • Аудиторская тайна;
  • Контроль качества работы, в том числе внешний, осуществляемый уполномоченным федеральным контрольным органом;
  • Квалификационный аттестат. Основания и порядок его аннулирования;
  • Права и обязанности индивидуальных аудиторов и профильных организаций;
  • Права и обязанности заказчика аудита и лица, в отношении которого он проводится;
  • Государственное регулирование;
  • Совет по аудиторской деятельности, профильные саморегулируемые организации, требования к членству в СРО;
  • Ведение реестра исполнителей в сфере аудиторской деятельности и государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • Дисциплинарные и иные меры, применяемые в отношении аудиторов;
  • Государственный надзор за СРО в сфере аудиторской деятельности.

За время своего существования, закон о деятельности в сфере аудита претерпевал многократные изменения (более 15 изменяющих документов). Действующая ныне редакция закона датируется маем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Также прочтите последние изменения в ФЗ 61. Ссылка здесь:

Понятие обязательного аудита, что является критерием для его проведения

Обязательный аудит — это комплекс проверочных мероприятий, проводимый:

  • ежегодно;
  • независимыми аудиторами;
  • для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • в отношении попадающего под законодательно установленные критерии хозяйствующего субъекта.

Это следует из п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Основные критерии обязательного аудита перечислены в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и в табличной форме могут быть представлены так:

Критерии обязательного аудита

Ссылка на подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ

группа

Организационно-правовая форма (ОПФ)

Акционерное общество (АО)

Подп. 1

Особенности деятельности

ЦБ (ценные бумаги) организации допущены к организованным торгам

Подп. 2

Вид деятельности

Организация является БКИ (бюро кредитных историй), профучастником рынка ЦБ, НПФ (негосударственным ПФ) или иным фондом и др.

Подп. 3

Финансовые показатели

  • выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб.;
  • или сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.;

Подп. 4

Составители консолидированной отчетности

Организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность

Подп. 5

В иных случаях, установленных федеральными законами

Подп. 6

  • «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году»;
  • «Комментарий к ст. 105.14 НК РФ».

Информационное сообщение Минфина России от 9 июня 2020 г. № ИС-аудит-33 “Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии”

11 июня 2020

Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ), среди прочего, предусмотрен ряд связанных с аудиторской деятельностью мер, направленных на поддержку некоммерческих организаций (далее — НКО) в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Данный Федеральный закон вступил в силу 8 июня 2020 г.

Утверждение аудитора некоммерческой организации в 2020 г.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции высшего органа управления НКО относится утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора НКО. Такое решение должно быть принято высшим органом управления НКО (коллегиальный высший орган управления в автономной некоммерческой организации; общее собрание членов в некоммерческом партнерстве, ассоциации, союзе) на своем заседании или собрании. Принятие решения по данному вопросу без проведения заседания или собрания путем проведения заочного голосования (опросным путем) Федеральным законом «О некоммерческих организациях» не предусмотрено.

С учетом Федерального закона № 166-ФЗ в 2020 г. решение высшего органа управления НКО по вопросу утверждения аудиторской организации или индивидуального аудитора этой НКО может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе НКО порядка заочного голосования. Данное положение распространяется на НКО, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Освобождение социально ориентированных фондов от обязательного аудита в 2020 г.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность фондов подлежит обязательному аудиту.

Федеральным законом № 166-ФЗ действие этого требования в отношении фондов, являющихся социально ориентированными НКО приостановлено до 1 января 2021 г. Иными словами, такие в 2020 г. фонды могут не проводить аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г.; не усматриваются основания для проведения такого аудита и впоследствии. Исключение составляют случаи, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор до 1 мая 2020 г. уже начали исполнение договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда.

Вместе с тем указанное приостановление обязательного аудита не препятствует проведению его социально ориентированным фондом в инициативном порядке.

Департамент регулированиябухгалтерского учета,финансовой отчетностии аудиторской деятельностиМинфина России

——————————

*(1) О социально ориентированных НКО см. Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Нужно ли бояться аудиторов?

Аудит – не карательный инструмент. Его задача – выявить проблемы организации, недочеты и ошибки, которые допущены бухгалтером, руководством и указать на них. Любой аудитор дает время для исправления ошибок и недочетов. Аудиторов боятся те, кто в течение года не уделял достаточного внимания учету, не исполнял требований законодательства. Встречаются организации, которые совсем не вели учет в течение года. Нужно понимать, что создать учет с нуля за время проверки крайне сложно, можно лишь исправить небольшие недочеты, например, оформить какой-то пропущенный документ.

Чтобы не бояться аудиторской проверки, важно быть уверенным, что в НКО учет поставлен правильным образом и этому учету уделяется такое же внимание, как и основной программной деятельности

Договор купли-продажи товаров. Образец оформления

Документ обязательно должен содержать дату и место (наименование населенного пункта) заключения.

Неотъемлемый элемент – шапка, где полностью указываются сведения о каждой из сторон: имя, фамилия, отчество физического лица либо полное наименование организации.

Далее идет самая главная часть бланка договора купли-продажи, состоящая из следующих пунктов:

  • предмет заключаемого договора купли-продажи (наименование товара);
  • сведения о товаре (его характеристики);
  • порядок его передачи в собственность приобретающей стороне (время, место и др.);
  • стоимость товара, а также условия и порядок его оплаты (цена указывается числами и прописью, обязательно указывается валюта);
  • права, а также обязанности сторон;
  • ответственность сторон в случае несоблюдения условий договора;
  • срок действия;
  • реквизиты покупателя и продавца.

Предмет данного договора  – это единственное существенное условие. Соглашение должно предусматривать куплю-продажу товара, имеющегося у продавца в наличии либо подлежащего изготовлению в дальнейшем или уже существующего, но не принадлежащего продавцу на момент оформления сделки.

Срок действия, как правило, не относится к существенным условиям, за исключением сделки купли-продажи товаров в кредит на условиях рассрочки платежа. Срок действия может определяться календарной датой, окончанием определенного периода времени или моментом востребования. Если бланк договора купли-продажи не содержит установленного сторонами срока, его нужно определять в соответствии с правилами, статьи 314 ГК.

Цена в договоре о купле-продаже товара определяется по соглашению сторон, то есть является свободной. Вместе с тем порядок ценового определения может быть разным. Цена может прописываться непосредственно – указанием на конкретную сумму, подлежащую оплате за единицу товара (партию) либо без указания конкретной суммы.

Согласно статьям 159-161 Гражданского кодекса, договор купли-продажи товара заключается в письменной форме, в случае если одна из его сторон – юридическое лицо, либо он заключается также между физическими лицами и его цена превышает  сумму МРОТ в 10 и более раз. При этом письменная форма не является обязательной, если договор исполняется в момент его заключения.

Договор купли-продажи товара может содержать следующие приложения:

  • Спецификацию товара;
  • График произведения платежей.

А также к нему могут прилагаться такие документы, как:

  • Дополнительное соглашение (оформляется в случае наличия не урегулированных в договоре вопросов, либо изменении отдельных положений договора);
  • Протокол наличия разногласий (оформляется при возникновении споров между сторонами);
  • Протокол согласования возникших разногласий.

Договор заключается в двух экземплярах, для каждой из сторон и подписывается обеими сторонами.
Соглашение признается заключенным с момента его подписания обеими сторонами.

Какие проблемы могут возникнуть у организации при отсутствии аудиторского заключения?

Согласно п. 1 примечания к КоАП РФ отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков хранения документов (как минимум, не менее 10 лет) в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, представляет собой грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской отчетности. К должностным лицам организации могут быть применены следующие санкции:

  • административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (при первом нарушении);

  • административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (при повторном нарушении).

Кроме того, в соответствии с пп. 1-2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете» экономическим субъектам при представлении в орган государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо также предоставить аудиторское заключение вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган требуемой законодательством информации в неполном или искаженном виде статьей 19.7 КоАП РФ предусматриваются предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

  • от 300 до 500 рублей (для должностных лиц);

  • от 3000 до 5000 рублей (для юридических лиц).

При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности по предоставлению аудиторского заключения ( КоАП РФ).

Особое внимание следует уделить последствиям отсутствия обязательного аудиторского заключения, установленным Банком России в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 г. № 454-П

Так, согласно п. 2.13 отсутствие обязательной к раскрытию информации является основанием для привлечения эмитента к ответственности вплоть до введения ограничений на обращение ценных бумаг. Публикация отчетности акционерного общества является обязательной процедурой в соответствии с п. 71.4, и, как известно, предполагает включение в состав аудиторского заключения.

Нераскрытие или раскрытие в неполном объеме обязательной информации грозит акционерным обществам значительными штрафами, размеры которых устанавливаются в ст. 15.19 КоАП РФ:

  • от 30 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц);

  • от 700 000 до 1 000 000 рублей (для юридических лиц).

Также возможна дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет.

Более того, в соответствии с п. 3 ст. 52 Закона «Об акционерных обществах» аудиторское заключение входит в состав информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Соответственно, в отсутствии аудиторского заключения на основании КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере штрафа от 20 000 до 30 000 руб. (или дисквалификация на срок до одного года), на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Таким образом, организациям, подпадающим под критерии обязательного аудита, стоит со всей серьезностью и ответственностью отнестись к процедуре его проведения .

Права и обязанности сторон аудита

В ст. 13, 14 ФЗ об обязательном аудите перечислены права и обязанности проверяющей стороны — аудитора/фирмы, проводящей аудит и компании, которую проверяют.

Аудиторам дано право:

  • выбирать способы и формы оказания услуг;
  • изучать все документы и отраженное в них имущество;
  • запрашивать у работников и руководства информацию;
  • не проводить аудит или не выражать свое мнение в заключении.

«В 2010 году Федеральным законом от 01.07.2010 № 136-ФЗ введено новое право аудиторской компании, аудитора — возможность застраховать свою ответственность (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об обязательном аудите)».

Среди обязанностей проверяющей стороны:

  • обосновать свои выводы и замечания по результатам проверки;
  • соблюдать срок выдачи АЗ согласно договору.

В 2014 году введены новые обязанности аудиторов (Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ):

  • всю документацию составлять на русском языке и хранить ее/копии не меньше 5 лет на территории РФ (пп. 2.1, 3 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите);
  • сообщать об известных коррупционных и других нарушениях законов учредителям/руководству проверяемой компании, а в определенных случаях — соответствующим госорганам (пп. 3.1 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).

В 2018 году аудиторов обязали ставить в известность Росфинмониторинг, если есть предположение, что операции/сделки в проверяемой компании проводятся для легализации незаконных доходов (пп. 3.2 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите).

Проверяемой компании дано право:

  • получить выводы и замечания по аудиту;
  • своевременно получить аудиторское заключение.

Среди обязанностей проверяемой компании:

  • своевременно предоставить полный пакет запрашиваемых сведений;
  • оплатить проверку в срок;
  • не ограничивать доступ к выясняемым данным по запросу проверяющего аудитора.

В 2014 году учредителей/руководителей проверяемой организации обязали письменно уведомить аудиторскую компанию о результате рассмотрения поступившей от аудитора информации об известных ему случаях нарушений законов (п. 3 ст. 14 Закона об аудите).

ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ОДНУ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ! 

Аудиторские проверки выполняются нашими аттестованными специалистами в полном соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и действующим законодательством Российской Федерации.

Хотите сделать заявку на услуги или у вас появились дополнительные вопросы? Мы с удовольствием на них ответим – просто позвоните по телефону +7 (342) 294-30-00, по электронной почте audit@capital-cg.ru или приезжайте в офис по адресуг. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.

Консалтинговая группа «Капитал» – профессиональные аудиторы и консультанты,

полный комплекс юридических услуг для вашего бизнеса!

Инициативныйи обязательный аудит

Защита интересов предприятия в налоговой инспекции
Арбитражное сопровождение
Ликвидация ООО

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).

В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) закреплена обязанность экономического субъекта представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:

  • вместе с такой отчетностью либо

  • не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Отметим также, что в соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 307-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) заказчиком аудита с указанием в сообщении сведений, перечисленных в этой норме.

Сведения об обязательном аудите в ЕФРСФДЮЛ нужно внести не позже трех рабочих дней с даты аудиторского заключения (абзац 2 п. 9 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)*(6).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТТкач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

*(1) Информацию о том, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно публикует Минфин России:

  • за 2016 год — в информации Минфина России от 10.01.2017;

  • за 2017 год — в информации Минфина России от 12.01.2018.

За 2018 года пока нет информации от финансового ведомства.

*(2) Обращаем Ваше внимание, что решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит (п. 8 Информационного сообщения Минфина России от 09.11.2009 N 3)

При этом, исходя из буквального прочтения данной нормы, критерием для проведения обязательного аудита является сумма активов баланса без какого-либо уменьшения. То есть сумма активов бухгалтерского баланса будет равна сумме оборотных и внеоборотных активов. В форме бухгалтерского баланса сумма активов организации отражается по строке 1600 «Баланс».

*(3) https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditor_org/.

*(4) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Аудитор ООО.

*(5) Отметим, что в постановлении Третьего ААС от 06.02.2018 N 03АП-7648/17 судьи пришли к выводу, что утверждение годовой отчетности ООО в отсутствие аудиторского заключения является существенным нарушением порядка организации общего собрания участников.

*(6) Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Есть ли обязанность сообщать результаты аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и какая ответственность предусмотрена за нарушение этой обязанности (проведение аудита для ООО является обязательным в силу того, что сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн. руб.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий