Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания

Содержание

Реализация антикоррупционной политики

С субъектами разобрались. А как с ними надо работать? Антикоррупционная политика страны многопланова. Она включает в себя профилактику, выявление и пресечение как причин, вызывающие нарушения, так и самих деяний. То есть государство берет на себя часть ответственности за коррупционные риски. Оно считает, что обязано бороться не только с преступниками, а еще и обеспечивать такие условия, в которых невозможно будет заниматься незаконными действиями. Для этого создаются специальные государственные структуры, в задачи которых входит разработка и реализация названных мероприятий. К антикоррупционной работе обязательно привлекается общественность. Без ее «строгого и всевидящего» ока обойтись в этом сложном деле невозможно. Никакая организация не способна уследить за всеми лицами, наделенными полномочиями. Это под силу только народу, который к ним обращается.

Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретныхпроцессов и видов деятельности лицея, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Оценка коррупционных рисковпроводится как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе и оформляется Приложением к данному документу.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков:

·представить деятельность организации в виде отдельныхпроцессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);

·выделить «критические точки» — для каждогопроцесса и определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.

·Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

— характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;

— должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения – участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;

— вероятные формы осуществления коррупционных платежей.

·На основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков организации» — сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.

·Разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

Понятие

Для начала необходимо определиться со смыслом слов. «Антикоррупционная политика» — термин звучит грозно, но не совсем понятно. Ясно, что данное словосочетание говорит о действиях государства, борющегося с негативными явлениями. Политика отражает действия власти в определенной области. «Антикоррупционная» — это слово говорит именно о направлении деятельности государства. Оно борется с теми, кто нечист на руку. Получается, что антикоррупционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на выявление и устранение негативных процессов в обществе.


демократических государств

Типология коррупции

Под данным явлением подразумевают получение нечестных денежных доходов, взяток государственными структурами, вымогаемых у обычных граждан для своего личного обогащения. В качестве участников этого процесса могут выступать не только представители государственной власти, но и менеджеры компаний, директора детских садов и школ, а также индивидуальные предприниматели.

Это явление можно считать обратной стороной функционирования любого централизованного государства, претендующего на контроль и масштабный учет. По мере усложнения государственного аппарата модернизировалась коррупция, необходима была антикоррупционная деятельность. Документы, контролирующие подобный процесс, утверждаются на уровне высшей государственной власти, они обязательны для всех структур.

Как все проходит на практике

Понятно, что теория – это хорошо, но нужно же действовать. То есть обычных граждан касаются как раз мероприятия, а не политика. Что же они собой представляют? Можно выделить ряд направлений, которые включаются в антикоррупционные мероприятия. Вот они:

  • определение ответственного;
  • профилактика;
  • оценка рисков;
  • выявление и работа с конфликтами интересов;
  • разработка и практическое применение стандартов, обеспечивающих добросовестную деятельность;
  • правовое просвещение в области антикоррупционной деятельности;
  • выявление и наказание нарушителей.

Все названные пункты напрямую касаются каждого гражданина. На любом этапе он может включиться в работу, если станет свидетелем (невольным участником) правонарушения. Антикоррупционная политика в России также построена на принципах тесного сотрудничества специальных органов с общественностью. К примеру, это видно на практике деятельности Общероссийского Национального фронта. Люди, в него входящие, занимаются, кроме всего прочего, контролем должностных лиц с целью недопущения коррупционных деяний.

Формы и виды коррупции

Угроза коррупции существует по отношению к любому должностному лицу, обладающему определенной властью либо возможностью распределения материальных благ: чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов и т. д. Выделяют следующие основные формы коррупции:

  • взяточничество;
  • злоупотребление должностным положением;
  • использование служебной информации;
  • покровительство (кумовство);
  • растрата.

В зависимости от субъекта, злоупотребляющего служебным положением, различают три вида коррупции:

  • бытовая — возникает в результате взаимодействия рядовых граждан и чиновников;
  • деловая — порождается взаимодействием власти и бизнеса;
  • верховная — относится к политическим деятелям.

Для повышения общей информированности о различных видах коррупционных нарушений Генеральная прокуратура Российской Федерации выпустила буклет «Коррупция: вчера, сегодня, завтра» и памятки «Что нужно знать о коррупции», которые удобно использовать в наглядной агитации.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

В школе должно проводиться обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение проводится по следующей тематике:

·коррупция в государственном и частном секторах экономики (теоретическая);

·юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;

·ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации (прикладная);

·выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная);

·поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций;

·взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции (прикладная).

Возможны следующие виды обучения:

·обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;

·обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

·периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;

·дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

В школе должно проводиться обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение проводится по следующей тематике:

·коррупция в государственном и частном секторах экономики (теоретическая);

·юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;

·ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации (прикладная);

·выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная);

·поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций;

·взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции (прикладная).

Возможны следующие виды обучения:

·обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;

·обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

·периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;

·дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Коррупция в России

Вплоть до восемнадцатого века она считалась вполне законным способом «прокормления» для государственных чиновников. С начала восемнадцатого века она стала считаться тяжким преступлением в любой форме. В Советской России взяточничество стали считать контрреволюционной деятельностью, в качестве наказания за нее предполагался расстрел. В качестве первого громкого дела, связанного со злоупотреблением служебным положением, считается дело фирмы «Океан». В перестроечный период данная тема стала актуальна в высших эшелонах власти.

Всесоюзную известность получили московские следователи Николай Иванов и Тельман Гдлян, которые раскрыли «хлопковое» дело. В 1999 году заместителем генерального прокурора РФ Юрием Чайка была озвучена информация, согласно которой наша страна вошла в десятку самых коррумпированных стран мира.

Виды коррупции

В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Вторая связана с политиками, высшим и средним чиновничеством, принятием ими решений, которые имеют высокую цену. К ним относят государственные заказы, законы, смену форм собственности. Первая существует на низшем и среднем уровнях, характеризуется систематическим взаимодействием граждан и чиновников. К примеру, это относится к регистрации, штрафам, поступлению в образовательные учреждения. В такой сделке одинаково заинтересованы обе стороны. К примеру, чиновник невысокого ранга выступает в роли взяткодателя по отношению к своему руководству взамен на то, что то будет покрывать его коррупционную деятельность. Подобные отношения называют «вертикальной коррупцией». Для того чтобы справиться с подобной ситуацией, нужна систематическая антикоррупционная деятельность. Мероприятия, направленные на устранение этой «чумы 21 века», должны быть четко продуманы, логически построены.

О конфликте интересов

На данном пункте следует остановиться несколько подробнее. Конфликт интересов представляет собой ситуацию, когда должностное лицо не имеет возможности добросовестно выполнять свои обязанности ввиду личной заинтересованности в ее результатах. То есть, человек при принятии решения понимает, что от его содержания зависит его благополучие. Это и есть конфликт интересов. Его выявление и урегулирование является одним из важнейших направлений антикоррупционной политики. Дело это не простое. Ведь необходимо иметь информацию о личных делах и связях каждого должностного лица. В целом борьба с коррупцией является одним из принципов построения стабильного и сильного государства.

Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретныхпроцессов и видов деятельности лицея, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Оценка коррупционных рисковпроводится как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе и оформляется Приложением к данному документу.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков:

·представить деятельность организации в виде отдельныхпроцессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);

·выделить «критические точки» — для каждогопроцесса и определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.

·Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

— характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;

— должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения – участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;

— вероятные формы осуществления коррупционных платежей.

·На основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков организации» — сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.

·Разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

Антикоррупционная политика

Для ее осуществления используется такой мощный и эффективный инструмент, как публичный мониторинг. Антикоррупционная деятельность представляет собой целый комплекс последовательных действий, которые осуществляются на государственном уровне, предполагают вовлечение в их полноценную реализацию представителей бизнеса, власти, гражданского сообщества.

В 2008 году Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым был провозглашен курс на серьезную борьбу с коррупционными элементами. К концу этого же года Государственная Дума принимает ФЗ «О противодействии коррупции», а также предлагает план антикоррупционной деятельности. Одновременно были определены и федеральные рамочные правила, касающиеся подобной деятельности.

Расчет алиментов в 2020 году: как рассчитываются алименты

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

То, что законодательством не установлен полный список антикоррупционных требований к организациям, приводит к необходимости издавать новые и все более детальные «методички» по разработке и внедрению антикоррупционных политик в компаниях.

18 сентября Минтруд издал три новых документа: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» и памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».

Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования

И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

Новые документы содержат важные рекомендации:

Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами

Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации

Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов
Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений
Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Профилактика коррупции в школах

Антикоррупционная деятельность в школе представляет собой систему четко спланированных мероприятий, не позволяющих руководству образовательного учреждения пользоваться своим служебным положением в личных корыстных целях. Например, если ранее выдачей аттестатов об окончании школы занимался директор образовательной организации, то в настоящее время изготовление документов является автоматизированным процессом, что полностью исключает «продажу» аттестатов руководством школ. Антикоррупционная деятельность в школе предполагает комплекс мероприятий, включая работу с педагогическим составом, позволяющих предотвращать коррупционные ситуации. Например, пресекается исправление учителями оценок школьникам за взятку, сборы с родителей денег на ремонт в кабинетах, приобретение подарков учителям, покупку школьных учебников. По итогам года обязательно составляется подробный отчет. Антикоррупционная деятельность в образовательных учреждениях стала привычным явлением, она уже дала определенные положительные результаты.

В школе должно проводиться обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение проводится по следующей тематике:

·коррупция в государственном и частном секторах экономики (теоретическая);

·юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;

·ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации (прикладная);

·выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная);

·поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций;

·взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции (прикладная).

Возможны следующие виды обучения:

·обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;

·обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

·периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;

·дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке.

Обзор документа

Установлено, как работает Комиссия по антикоррупционной деятельности РАН.

Комиссия является совещательным органом. Она занимается выявлением и устранением причин и условий, порождающих коррупцию; вырабатывает оптимальные механизмы защиты от ее проникновения на предприятие. Комиссия занимается созданием единой системы мониторинга и информирования работников РАН по проблемам коррупции. На нее возложена антикоррупционная пропаганда.

Решения о создании комиссии, ее количественном и персональном составе, а также положение о комиссии принимаются президентом РАН и утверждаются распоряжением РАН.

Решения комиссии принимаются на заседании открытым голосованием и носят рекомендательный характер. Каждое заседание оформляется протоколом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Определение

При этом выгода может выражаться не только в личном интересе, но и в достижении корпоративных клановых целей, например, захвата политической власти, создании выгодных условий хозяйствования.

На латыни corruption – разрушение, разложение, падение. Законодатели и научное сообщество пытаются дать слову более полное определение с целью охвата всех сторон этого многогранного явления. Вот некоторые из них:

  1. Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды должностному лицу другими физическими или юридическим лицами (Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
  2. Это несовершенство в процессе принятия решений, в котором лицо, принимающее решение, отклоняется или требует отклониться от критериев, которыми необходимо руководствоваться при принятии решений в обмен на вознаграждение, обещание или ожидание вознаграждения, руководствуясь мотивами, которые не должны влиять на принятие решения (так считает доктор Петрус ван Дуйн).
  3. Коррупция – это форма мошенничества или преступной деятельности, осуществляемой физическим лицом или организацией, на которые возложена власть, с целью приобретения незаконной выгоды (Википедия).

Оценка коррупционных рисков

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретныхпроцессов и видов деятельности лицея, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Оценка коррупционных рисковпроводится как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе и оформляется Приложением к данному документу.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков:

·представить деятельность организации в виде отдельныхпроцессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);

·выделить «критические точки» — для каждогопроцесса и определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.

·Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

— характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;

— должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения – участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;

— вероятные формы осуществления коррупционных платежей.

·На основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков организации» — сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.

·Разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге
Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом
Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

Имеет ли право работодатель отказать в авансе

Работодатель имеет право отказать в авансе работнику, но не всегда. Начнем с того, что по закону предприятия и организации должны выплачивать своим сотрудникам зарплату не реже, чем два раза в месяц (чаще всего это середина и окончание месяца). Если же работодатель платит заработную плату один раз в месяц, то он нарушает норму закона, поэтому его отказ в выплате аванса автоматически становится противозаконным – в этом случае работник может смело обращаться в трудовую инспекцию за защитой своих прав.

В тех ситуациях, когда требование о выплате зарплаты в два этапа соблюдается, работодатель имеет полное право отказать в выплате аванса.

Что касается авансов на рабочие цели, здесь работодатель отказать не имеет права (правда может изменить сумму авансовой выплаты), поскольку в случае отрицательного ответа, реализация поставленной задачи окажется проблематичной.

Заключение

После принятия Государственной Думой РФ (2009 год) закона, касающегося общих правил организации услуг, исполнения государственных функций, который позволял с граждан взимать плату за «государственные функции и услуги», результаты социологических исследований, проведенные в период с 2010 по 2017 гг., показали, что по-прежнему максимальная доля коррумпированности приходится на государственных чиновников. Существенный рост показала сфера образования, а также медицина. Подобная ситуация связана с записью детей в школу, детский сад, сдачей единых государственных экзаменов, сессий, поступлением в высшие учебные заведения. В средствах массовой информации по-прежнему обычные граждане узнают о серьезных злоупотреблениях своими служебными полномочиями губернаторами, их заместителями, чиновниками из аппарата президента.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий