Разъяснения минфина по переходу на инструкции №№ 162н, 174н, 183н

Автомеханик

Таблица перехода: чем руководствоваться?

С 01.01.2011 Инструкция N 148н утратила силу, и бухгалтеру необходимо перенести остатки по счетам финансово-хозяйственной деятельности организации на счета Инструкции N 162н. Для этого рекомендуем составить таблицу соответствия счетов старой Инструкции счетам новой с учетом правового положения учреждения.

Казенным учреждениям силовых министерств и ведомств для руководства в работе можно использовать Таблицу соответствия Планов счетов бюджетного учета, применяемых в 2010 и 2011 гг., приведенную в Приложении 1 к Письму Минфина России от 29.12.2010 N 02-06-07/5396, преобразовав ее под свой рабочий план счетов.

Приведем пример рабочей таблицы по соответствию счетов Инструкций N N 148н и 162н:

  Номер счета в соответствии      с Инструкцией N 148н    
 Номер счета в соответствии    с Инструкцией N 162н   
Сумма исходящегоостатка по счету
                       Нефинансовые активы учреждения
 0 101 01 000                
0 101 12 000               
   16 500 683
 0 101 05 000                
0 101 25 000               
        6 359
 0 105 03 000                
0 105 33 000               
           53
 и т.д.                      
                             Финансовые активы
 0 205 02 000                
0 205 20 000               
       18 100
 0 209 04 000                
0 209 74 000               
          153
 и т.д.                      
                               Обязательства
 0 302 22 000                
0 302 34 000               
       17 100
 0 303 01 000                
0 303 01 000               
       61 238
 и т.д.                      
                            Финансовый результат
 0 401 03 000                
0 401 30 000               
   16 853 123

Учет вложений в нефинансовые активы

Пункт 53 Инструкции N 183н дополнен новой корреспонденцией счетов по списанию вложений в объекты нефинансовых активов, которые не были созданы (при наличии решения уполномоченного органа):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Признание произведенных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами), в том числе в сумме расходов по разработке проектно-сметной документации, строительно-монтажным работам и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), объекта нематериального актива при наличии решения уполномоченного органа, расходами текущего финансового года

0 401 20 273

0 106 00 000

Расчеты с учредителем

В п. 119 Инструкции N 183н скорректированы бухгалтерские записи по учету расчетов с учредителем. Теперь они изложены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены расчеты с учредителем в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств

0 401 10 172

0 210 06 000

Отражены расчеты с учредителем в сумме балансовой стоимости выбывающего имущества (при выбытии недвижимого и особо ценного движимого имущества, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, при передаче объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения (органу власти, осуществляющему полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества), в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления)) методом «красное сторно»

0 401 10 172

0 210 06 000

Учет отдельных операций по списанию затрат

Издержки обращения и общехозяйственные расходы, не распределяемые на себестоимость продукции, работ, услуг, при списании теперь относятся на уменьшение доходов по дебету счета 0 401 10 000 (ранее они относились на увеличение расходов по дебету счета 401 20 000). В п. 66 Инструкции N 183н данная операция скорректирована:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отнесение общехозяйственных расходов, издержек обращения учреждения на уменьшение финансового результата

0 401 10 000

0 109 80 000

0 109 90 000

Прежде чем рассмотреть следующую новую корреспонденцию счетов, необходимо отметить, что начиная с 2016 г. субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (подвида доходов). Соответствующие поправки внесены и в Инструкцию N 183н. В частности, в новой редакции изложен п. 67, согласно которому теперь себестоимость готовой продукции, работ, услуг в рамках государственного (муниципального) задания относится на уменьшение финансового результата (как уменьшение доходов от оказания платных услуг) следующей проводкой:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг в рамках исполнения государственного (муниципального) задания на уменьшение финансового результата текущего финансового года

4 401 10 130

4 109 60 000

Нефинансовые активы имущества казны

В пункт 38 Инструкции № 162н введена корреспонденция счетов, отражающая принятие к бухгалтерскому учету вновь выстроенных (созданных, приобретенных) зданий, сооружений и иного имущества, отнесенного согласно законодательству РФ к недвижимому имуществу, в составе имущества казны (в том числе воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов), движимого имущества, составляющего казну, в том числе созданного хозяйственным способом, за исключением объектов библиотечного фонда, по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, создании, изготовлении, увеличении первоначальной (балансовой) стоимости недвижимого имущества, составляющего казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению: дебет счета 0 108 51 000 / кредит счета 0 106 11 310 .

Единый план счетов

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н.

Кто должен применять:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями (скачать).

Учет финансовых вложений

Пункт 93 Инструкции N 183н дополнен новыми корреспонденциями счетов следующего содержания:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принятие к учету акций и иных форм участия в капитале при вкладе в уставные капиталы хозяйственных обществ права использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые сохраняются за учреждениями в соответствии с действующим законодательством РФ

2 204 31 000

2 204 34 000

2 401 10 180

Положительная курсовая разница при переоценке финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте

2 204 00 000

2 401 10 171

Отрицательная курсовая разница при переоценке финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте

2 401 10 171

2 204 00 000

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, приказываю:

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 24 декабря 2012 г. N 174н пункт 4 изложен в новой редакции, применяющейся при формировании учетной политики и ведения бюджетного учета начиная с 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Положения настоящего Приказа применяются к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации

А.Кудрин

Приложение 1

Приложение 2 

Заключительные положения по переходу

В п. 3 Методических рекомендаций финансовое ведомство указало, что при принятии учредителем решения о создании на 01.01.2012 государственного (муниципального) казенного учреждения путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного учреждения, по которому в 2011 г. не было принято решения о предоставлении ему из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидий, формирование входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам производится на начало 2012 г. в межотчетный период аналогично порядку, предусмотренному выше.

Операции по перечислению остатков денежных средств, сформированных по состоянию на 01.01.2012 на соответствующих счетах учреждения, а также средств, поступивших по результатам деятельности учреждения до указанной даты в доход соответствующего бюджета, отражаются в 2012 г. аналогичными бухгалтерскими записями, предусмотренными в п. 2 Методических рекомендаций.

С.Валова

Эксперт журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Расчеты по доходам

В п. 96 Инструкции N 183н внесены коррективы в порядок учета отдельных операций в части расчетов по доходам, в частности:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начисление доходов медицинскими автономными учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по программе обязательного медицинского страхования

7 205 30 000

7 401 10 130

Начисление сумм заказчикам в соответствии с долгосрочными договорами доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг

0 205 30 000

0 401 40 130

Начисление доходов будущих периодов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

0 205 81 000

0 401 40 180

Начисление доходов от реализации продукции животноводства и земледелия по факту заключения договора купли-продажи, предусматривающего рассрочку платежа

0 205 30 000

0 401 40 130

Поступление в кассу учреждения пожертвований, грантов

2 201 34 000

2 205 81 000

Уменьшение расчетов с дебиторами по доходам путем прекращения встречного требования зачетом

2 302 00 000

2 205 00 000

Учет операций по поступлению доходов

Согласно поправкам, внесенным в п. п. 72, 73, 77 Инструкции N 183н, скорректированы следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступление субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, на лицевой счет автономного учреждения, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования))

4 201 11 000

4 205 30 000

Поступление субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, на счет автономного учреждения в кредитной организации

4 201 21 000

4 205 30 000

Поступление денежных средств медицинским автономным учреждениям, осуществляющим медицинскую деятельность по программе обязательного медицинского страхования (ОМС)

7 201 11 000

7 205 30 000

Зачисление денежных средств, полученных во временное распоряжение, в состав собственных средств автономного учреждения в случае отнесения задолженности, не востребованной владельцем в течение срока исковой давности, на забалансовый счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»

0 304 06 000 <*>

3 201 11 000

Поступление денежных средств из кассы автономного учреждения на счет, открытый в кредитной организации

0 201 21 000

0 201 23 000

0 201 34 000

Зачисление средств на счет автономного учреждения в кредитной организации с аккредитивного счета при условии их зачисления в операционный день, отличный от дня перечисления

0 201 21 000

0 201 23 000

Зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, на специальный счет учреждения, которые поступили в оплату услуг, оказываемых учреждением

0 201 26 000

0 205 00 000

<*> Ранее применялся счет 3 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Непроизведенные активы

Приказ № 89н в п. 71 Инструкции № 157н внес положения, устанавливающие, что земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ).

В связи с этим новшеством Приказом № 127н в п. 16 Инструкции № 162н была внесена корреспонденция счетов по отражению операции по получению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости. Такая операция отражается следующей проводкой: дебет счета 0 103 11 330 / кредит счета 0 401 10 180.

Как применяется Инструкция 183н

В государственном секторе экономики работают некоммерческие организации, учредителями которых являются РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Они оказывают услуги в сфере полномочий создавших их властных структур. Такие учреждения называются автономными. Работают они в соответствии с заданием, установленным для них собственниками.

Осуществлять свою деятельность автономные организации вправе только в строго определенных областях, разрешенных федеральными законами: образовании, здравоохранении, социальной защите, средствах массовой информации и других.

По сравнению с бюджетными и казенными учреждениями автономные обладают большей степенью свободы. Они получают субсидии от бюджета на выполнение заданий. Имущество закреплено за ними на основании права оперативного управления.

Учреждение может получать доходы, сдавая его в аренду. Помимо основной деятельности, автономные организации могут оказывать дополнительные платные услуги по своему профилю. Доходы поступают в распоряжение учреждения и расходуются им по своему усмотрению в целях обеспечения и развития основной деятельности.

В госсекторе есть три вида учреждений и для каждого существует инструкция по бухгалтерскому учету:

Все они приведены в соответствии с единой инструкцией 157н. В 183н также используются 26-ти разрядные балансовые счета. Аналитические разряды с 1 по 17 часто заполняются нулями, в то время как у казенных учреждений там указывается раздел, подраздел, вид расхода, целевая статья.

Автономные организации формируют такую же отчетность, как и все государственные учреждения, которая передается в Минфин в составе сводной отчетности. На основании инструкции каждое учреждение в своей Учетной политике разрабатывает рабочий план счетов. В него входят все счета, используемые в учете. Добавлять новые, не указанные в инструкции, нельзя. Те счета, которые никогда не применяются в учреждении, можно не включать.

В 2019 продолжается введение единых стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Они предусматривают общий подход к составлению рабочего плана счетов, первичным документам, регистрам учета, методам определения стоимости активов и т.д. Скорее всего, все четыре существующие инструкции, в том числе и 183н, ждут дальнейшие изменения.

Сложные ситуации применения плана счетов

Практически весь 2016 год по письмам Минфина России можно было отследить подготовку изменений в Инструкцию № 162н. В сложных ситуациях большинство бухгалтеров ориентировались именно на разъяснения чиновников. Но не все и не всегда согласны с тем, что такие разъяснения не приведут в дальнейшем к искажению бюджетной отчетности.

Статус писем Минфина России хорошо изучен только в отношении рекомендаций по вопросам налогообложения (уже сложилась определенная судебная практика). Последствия применения писем Минфина с разъяснениями в отношении Инструкции № 162н изучены гораздо слабее и не рассматривались в суде.

Согласно статье 21 Закона «О бухучете» разъяснения чиновников можно рассматривать как рекомендации и, следовательно, как документы, регулирующие бухгалтерский учет. Бюджетный учет принято рассматривать как бухгалтерский. Применение Закона «О бухучете» обязательно для казенных учреждений. Таким образом в вопросе следовать или нет разъяснениям чиновников – ответ скорее положительный, чем отрицательный.

Если разъяснения чиновников по каким-либо причинам вызывают у бухгалтера чувство неприемлемости – можно обжаловать такие письма в Верховном суде. Такая возможность стала доступной с 16 марта 2016 года, после вступления в силу Федерального конституционного закона от 15 февраля 2016 г. № 2-ФКЗ.

Однако для того, чтобы не приходилось тратить время в судах, благоразумнее в сложных ситуациях:

  • получать персональную консультацию;
  • в тексе запроса на получение рекомендаций предлагать варианты применения Инструкции № 162н, которые, по мнению бухгалтера, позволяют наиболее полно учесть факт хозяйственной жизни.

Такой подход позволит сократить время ожидания ответа и более конструктивно работать с контролирующими органами.

Для учреждения неправильное применение Инструкции № 162н может привести к судебным разбирательствам (при уверенности бухгалтера в его правоте). Так, суды признают, что к нарушению показателей отчетности приводят, с вытекающими для учреждения последствиями нарушение Инструкции №162н при постановке на учет объектов:

  • основных средств (на счет бюджетного учета, не применяемый для учета этих объектов);
  • недвижимого имущества, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ, как объекты основных средств.

Такие выводы содержит Постановление АС ВСО от 1 июля 2015 года № А33-12707/2014.

На основании доказанного нарушения применения бухгалтерских записей об операциях с расходами (п. 121 Инструкции № 162н) суды признают факт бюджетного правонарушения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2016 года № Ф09-12014/15 по делу № А07-3184/2015).

Расчеты по доходам

В случае если казенное учреждение осуществляет операции в рамках приносящей доход деятельности (сюда же относятся операции по реализации имущества), оно в учете делает запись по начислению и получению сумм доходов, которые в последующем направляются в доход бюджета. Корреспонденция счетов, отражающая доходные операции, приведена в п. 78 Инструкции № 162н. Приказом № 127н он был дополнен такими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислены суммы иных доходов, в том числе полученных пожертвований, грантов, благотворительных (безвозмездных) перечислений

0 205 00 000

(0 205 52 000,

 0 205 53 000,

0 205 80 000)

0 401 10 100 (0 401 10 152, 0 401 10 153, 0 401 10 180)

Начислены доходы будущих периодов в форме грантов по соглашениям о предоставлении грантов в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

0 205 81 560

0 401 40 180

Начислена задолженность покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) после завершения расчетов

0 205 71 560

0 401 40 172

Начислены доходы от аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

0 205 21 000

0 401 10 120

Начислены суммы доходов, требующих уточнения, органами казначейства – администраторами невыясненных поступлений

0 210 02 180

0 205 82 660

Делается запись после того, как сумма полученных доходов уточнена

0 205 82 560

0 210 02 180

Списана кредиторская задолженность по доходам, невостребованная кредиторами

0 401 10 173

20

0 205 00 000

Новшества в Инструкции N 162н (Ларцева Л.)

2. Бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих (далее – хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н1 (далее – Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкции.

3. При ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 24 – 26 разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду Классификации операций сектора государственного управления, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

4. Бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов, при утверждении Рабочего плана счетов, вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

5. При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

6. Раздел 1 «Нефинансовые активы» включает следующие группировочные счета:

010100000 «Основные средства»;

010200000 «Нематериальные активы;

010300000 «Непроизведенные активы»;

010400000 «Амортизация»;

010500000 «Материальные запасы»;

010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   15

Отдельные операции по начислению доходов и расходов

Порядок начисления доходов и расходов текущего года дополнен следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начисление доходов от сдачи имущества в аренду, лицензионного вознаграждения, платы за использование патентов, авторских прав, франшиз, природных ресурсов и других видов собственности (п. 178 Инструкции N 183н)

2 205 20 000

2 401 10 120

Начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов (п. 178 Инструкции N 183н)

0 209 83 000 <*>

0 401 10 172

Отнесение на уменьшение финансового результата учреждения сумм платы за неотработанные дни отпуска, не возмещенных уволившимися работниками (сотрудниками), учитываемых в составе расходов будущих периодов, при увольнении работника (п. 188 Инструкции N 183н)

0 401 20 273

0 401 50 211

0 401 50 213

<*> Ранее применялся счет 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами».

Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути

Приказом № 89н расширена сфера применения счета 0 201 03 «Денежные средства учреждения в пути». Данный счет используется в том числе при осуществлении операций с использованием (дебетовых) банковских карт, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день. Бухгалтерские записи по отражению операций движения денежных средств с помощью банковских карт введены Приказом № 127н в п. 47 Инструкции № 162н:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Выбыли денежные средства из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт)

0 201 23 510

0 201 34 610

Выбыли денежные средства из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам

0 201 23 510

0 201 34 610

Проведены операции по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении

0 201 23 510

0 205 31 660

Проведены операции по приему возврата дебиторской задолженности с использованием платежной карты через электронный терминал, установленный в учреждении

0 201 23 510

0 206 00 000, 0 208 00 000

Оформление операций по выбытию денежных средств в пути на основании документов, подтверждающих зачисление денежных средств на лицевой счет учреждения, следующими бухгалтерскими записями:

– поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм, внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через электронный терминал, установленный в кассе учреждения

(в части восстановления кассовых расходов)

0 304 05 000

0 201 23 610

– поступление (зачисление) денежных средств на балансовый счет 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы

0 210 03 560

0 201 23 610

Расчеты по ущербу имуществу

Положения п. 84 – 86 Инструкции № 162н Приказом № 127н были приведены в соответствие нормам Приказа № 89н:

  • скорректировано наименование счета 0 209 00 000. В редакции Приказа № 127н он называется теперь так же как в действующей редакции Инструкции № 157н – «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
  • счет 0 209 00 000 дополнен новыми аналитическими счетами, как того требует Инструкция № 157н;
  • счет 0 209 00 000 дополнен бухгалтерскими записями по его применению. Напомним, что  Приказом № 89н была расширена сфера применения этого счета, однако бухгалтерские записи по использованию счета в соответствии с его новым назначением отсутствовали. Приказ № 127н устранил данный недочет. Теперь п. 86 Инструкции № 162н содержит такие новые записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты к учету суммы:

– выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба, нанесенного имуществу, являющемуся нефинансовыми активами, отнесенные за счет виновных лиц, которые отражаются по текущей оценочной стоимости

0 209 00 000

0 401 10 172

– восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям и иным ущербам, ранее списанным на забалансовый учет

0 209 00 000

04

0 401 10 173

– выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств

0 209 81 560

0 201 34 610,

0 201 27 610

– выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов, финансовых активов, за исключением денежных средств

0 209 82 560

0 401 10 172

– ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) контрактов на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения контрактов (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

0 209 30 560

0 401 10 130

– ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний

0 209 30 560

0 401 10 130

– ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, иные переплаты, в том числе государственные пособия лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

0 209 30 560

0 401 10 130

– ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

0 209 30 560

0 401 10 130

– ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки по их уплате либо необоснованного получения или сбережения, расходов, связанных с судопроизводством

0 209 40 560

0 401 10 140

– списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов, а также в связи с возмещением ущерба виновными лицами в натуральной форме

0 401 10 172

04

0 209 00 000

Списаны с балансового учета суммы ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

0 401 10 173

04

0 209 00 000

Приняты к учету суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба

0 201 00 000  (0 201 21 510,

0 201 34 510), 0 210 02 000 (0  210 02 410, 0 210 02 420, 0 210 02 430, 0 210 02 440, 0 210 02 140, 0 210 02 620), 0 303 05 830

0 209 00 000

* * *

В рамках этой статьи мы осветили лишь часть новых норм Инструкции № 162н. С остальными будем знакомить вас в следующем номере журнала.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Приказ Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Заключение

В заключение отметим, что необходимость введения новых корреспонденций счетов в Инструкцию N 183н связана в основном с приведением ее в соответствие с Инструкцией N 157н. Хотя наблюдается и принципиально новый подход к отражению отдельных операций, например:

  • зачисление денежных средств, полученных во временное распоряжение, в состав собственных средств автономного учреждения теперь отражается по дебету счета 0 304 06 000 (ранее применялся счет 3 401 10 173);
  • списание с балансового учета задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение, не востребованной владельцем, при наличии документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора (владельца), а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) теперь отражается по кредиту счета 3 304 06 000 (ранее применялся счет 3 401 10 173);
  • начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов теперь отражается по дебету счета 0 209 83 000 (ранее применялся счет 0 205 70 000).

Кроме того, порядок применения введенного счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» теперь изложен в п. 189 Инструкции N 183н.

Поправки также были внесены в разд. 5 «Санкционирование расходов» названной Инструкции. В частности, в п. п. 190 — 209 обновлен порядок применения счетов по санкционированию расходов.

О.Сизонова

Главный редактор журнала

«Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий